Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Актуальный дизайн интерьера: основные принципы. Баланс в интерьере помещений: основные принципы сбалансированного дизайна Элементы и принципы дизайна интерьера

Актуальный дизайн интерьера: основные принципы. Баланс в интерьере помещений: основные принципы сбалансированного дизайна Элементы и принципы дизайна интерьера

Дизайн интерьера является серьезной проблемой для многих людей. Некоторые даже путают дизайн интерьера с декорированием интерьера. В чем разница? Дизайн интерьера решает задачу по реализации плана по размещению внутренней структуры помещения. В то время как декорирование решает задачу украшения уже существующей архитектуры и порядка.

Основные принципы дизайна интерьера

Обустройство интерьера квартиры является захватывающим занятием. Вы можете посетить сайт housesdesign.ru и посмотреть примеры замечательных работ. Люди часто украшают свои квартиры различными элементами, но им не хватает стиля и гармоничности. Создание теплого и уютного пространства на самом деле не составляет большого труда, если вы знаете основы по дизайну и декорированию интерьера.

Сосредоточьтесь на этих простых принципах и вы получите больше уверенности в принятии решений и сможете достичь успеха. Рассмотрим важные моменты:

Цвета хорошо передают настроение

Масштаб и пропорции

Это основной принцип оформления интерьера, чтобы придать помещению сбалансированный вид. Термин «масштаб» должен относиться к размеру каждого элемента дизайна. Это может быть элемент домашнего декора. Таким образом, хорошего результата можно достичь, если соблюдать пропорции между каждым элементом и пространством.

Цвета и линии

Один из знаменитых дизайнеров сказал, что цвет — это самый замечательный элемент, воздействующий на эмоции, поэтому его выбор является одной из самых первых задач, которую нужно решить в вопросе украшения и реконструкции пространства. Линии, с точки зрения дизайна интерьера, помогают расположить элементы так, чтобы нашим глазам было приятно наслаждаться видом помещения.

Эти линии можно увидеть на дверях, окнах, колоннах, арках, плитке, мебели, обоях и даже шторах. Они также могут передавать ощущения и влиять на эмоции. Например тонкие линии могут говорить о неуверенности, толстые указывают на уравновешенность. Прерывистые линии говорят о беспокойстве, а различные зигзаги и узоры могут быть признаком активности и жизни.

Линии являются прекрасным инструментом в дизайне интерьера

Баланс очень важен в интерьере. Это относится к сочетанию всех элементов, которые должны быть в балансе друг с другом. Чувство равновесия может быть симметричным или ассиметричным. Только так можно добиться действительно красивого вида интерьера помещения. В качестве примеров желательно изучить разные фотографии интерьера от профессионалов.

Здесь делается ставка на повторение форм и цветов. Повторение цвета, размеров и форм создает чувство единства и гармонии.

Контраст

Создание контраста в комнате помогает обратить внимание на определенные вещи. Так поддерживается атмосфера помещения.

Гармония

Гармония помещения достигается с помощью использования всех принципов (баланс, ритм, контрастность и т.д.) в помещении. Главное правило здесь — это союз единства и многообразия.

Основными элементами дизайна и средствами его реализации являются пространство, форма, линия, фактура, цвет и свет.

Пространство. Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним непрерывно изменяется. Само пространство можно определить как позитивное или негативное. Позитивные пространства образуются массами - предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство - это обычно сам "воздух", окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым. То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы - в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому.

Форма и контур . И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами - квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.

Линия . Основные направления линий - горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, - игривость и возбуждение.

Фактура поверхности . Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.

Цвет - важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. По поводу цвета сформировались три области теоретического знания: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов - красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный - фиолетовый, синий и желтый - зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на так называемом цветовом круге. Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Свет обычно связывается в нашем представлении с количеством черного или белого пигмента в краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с градацией от черного до белого. Хотя люди при выборе цветовой гаммы нередко обращают внимание на оттенок, в действительности на характере интерьера сильнее всего сказываются вариации световой плотности.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, к примеру, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Насыщенность будет меняться при добавлении черного или белого пигмента, либо пигмента, соответствующего оттенку, лежащему на противоположной стороне цветового круга. Подобно градации световой плотности отстраивается и градация насыщенности в зависимости от пропорциональной добавки черного, белого или контрастного цвета. Тона нулевой насыщенности (серые тона) называют бесцветными (ахроматическими), они образуются смешением черного и белого или двух контрастных цветов в равных долях и различаются по световой плотности.

Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромные, аналогичные, взаимодополняющие и ахроматические. В монохромной схеме используется только один оттенок, это придает интерьеру ощущение абсолютной цельности, разнообразие в которую привносится варьированием плотности света и цветовой сочности. Аналогичные, или подобные схемы основаны на использовании оттенков, расположенных близко один к другому на цветовом круге. За счет близости оттенков возникает эффект гармонического спокойствия, которое для преодоления возможной монотонности требует привнесения разных вариаций световой плотности и сочности цвета. Взаимодополняющие схемы строятся на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст добавляет интерьеру интриги, придает ему возбуждающее звучание.

Чтобы несколько затушевать эффект такого контраста, оттенки цвета обычно смягчают. Ахроматические схемы могут быть построены только на черном, белом и промежуточных серых тонах, или с добавлением какого-то оттенка ради обогащения общего эффекта. Ахроматические цветовые гаммы нередко применяют для видимого объединения пространства или зрительного его увеличения. При этом следует помнить, что эти схемы не являются жестким сводом правил, а лишь основными принципами, к тому же не все цветовые комбинации укладываются в четкие схемы.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда мы приходим домой или приглашаем к себе гостей, нам хочется, чтобы вокруг был уют и обстановка радовала глаз. Ну и, чего уж там, чтобы наши гости сказали: «Ух ты, как у тебя здорово!» И для этого совсем не обязательно приглашать дизайнера. Ведь зная основные правила, можно создать красивый, стильный и удобный интерьер самому.

сайт делится с вами самыми важными из этих правил.

1. Определитесь с предназначением помещения

Первое, что важно – это понять, для чего вам будет служить эта комната. Никакой дорогой ремонт или мебель не сделают жилище удобным для жизни, если его дизайн плохо продуман. С чего надо начать:

  • Учитывайте ваш образ жизни и привычки семьи, распорядок дня и занятия.
  • Перечислите и запишите те помещения, которые вам нужны. Иногда лишь незначительное изменение планировки может добавить вам, например, гардеробную или кабинет.
  • Подумайте о том, какие зоны можно совместить (кухня-столовая, спальня-гардеробная и так далее).
  • Начертите план помещения и расположите на нем мебель, чтобы найти наилучший вариант.

2. Продумайте настроение и характер

Прежде чем заняться обустройством, подумайте, какое настроение вы бы хотели создать в этом помещении и как себя в нем чувствовать – расслабленно или энергично. Важно учесть – это помещение будет только для вас, или вы также хотите производить впечатление на гостей.

  • Подумайте о цветовой гамме – спокойная или яркая.
  • Какие будут материалы и фактуры – теплые и натуральные, или, наоборот, искусственные и гладкие поверхности.
  • Используйте контраст масштабов – то есть крупные и мелкие предметы. Это поможет избежать однообразия и создаст стимулирующее воздействие. Главное, их должно что-то объединять (форма, цвет, фактура).

3. Симметрия и баланс для гармонии

Если вы имеете несимметричное помещение, у вас есть два выхода, чтобы оно смотрелось гармонично: попытаться создать ложное ощущение симметрии или сделать акцент на асимметрии, подчеркнув эту особенность помещения.

  • Найдите центральную фокусную точку в помещении (например, камин, картина, окно) и постройте интерьер симметрично относительно ее.
  • Используйте вертикальные линии – это зрительно вытягивает помещение вверх.
  • Добавьте с одной из сторон нюанс. То есть сначала создайте симметрию, а потом слегка ее нарушьте.

4. Цвет и фактура всегда вместе

Их следует продумывать неразрывно друг от друга, потому что одно влияет на восприятие другого.

  • Холодные цвета хороши для приморских теплых районов. В северном городе или даже в северной комнате они, скорее всего, будут смотреться очень уныло.
  • Теплые цвета создадут ощущение, что в комнате на несколько градусов теплее.
  • Яркие цвета не уместны для ванной и спальни. Их лучше использовать в помещениях, в которых мы не проводим много времени.
  • При использовании в интерьере одного доминантного цвета важно разнообразить фактуру во избежание монотонности.

5. Освещение – самая чувственная составляющая дизайна интерьера

Правильное освещение отражает наше настроение и меняет атмосферу помещения. Свет влияет на наши эмоции и мысли. При помощи освещения можно создать все, что угодно.

  • Максимально используйте дневной свет, не загромождайте окно.
  • Используйте зеркала. Они не только добавляют свет, но и зрительно увеличивают помещение.
  • Искусственный свет создает атмосферу, поэтому используйте весь арсенал: лампы на потолке, настенные светильники, торшеры и даже свечи. Это придаст комнате законченный вид.

6. Детали определяют интерьер

  • Ответственно подойдите к выбору шкафа. Следует учитывать, что его цвет и материал зададут тон всему помещению.
  • Между разными элементами должны быть связующие моменты. Например, разнообразные подушки – идеальный способ объединить все цвета и фактуры помещения в единую схему.
  • Оконный дизайн – важный центр помещения. Лучше выбирать нейтральный цвет занавесок, поскольку меньше вероятность того, что он вам быстро надоест.
  • Ткани делают помещение более обжитым и уютным. Перекиньте винтажную шаль через быльце кресла. Используйте покрывала, накидки, подушки и пледы.

7. Окружайте себя тем, что любите

Все мы – рабы своих привычек, и часто нам бывает трудно расстаться с вещами, вызывающими определенные эмоции. И не надо. Как и не нужно всякий раз покупать что-то новое. Гораздо важнее - найти подходящее место для того, что мы любим.

  • Начните с того, чтобы освободить все стены и поверхности. Теперь расставляйте снова, пытаясь не повторять то, что было прежде.
  • Картины или фотографии в рамке, которые вам очень нравятся, должны стать главными предметами вашей комнаты. Освещение, цвет и расстановка мебели – все можно организовать вокруг них.
  • Не вешайте картины слишком высоко. Они будут гармонично смотреться на уровне глаз человека среднего роста.
  • Полки весьма существенны для дизайна, поскольку помогают не только содержать дом в порядке, но и сами являются естественным местом для размещения аксессуаров.
  • Живые цветы имеют свойство вдохновлять. Так что они должны стать неотъемлемой частью интерьера.

Принципы дизайна интерьера — баланс, ритм, акцент, пропорция, масштаб, единство, гармония и разнообразие .
Очевидно, что существует взаимосвязь между всеми принципами, применяемыми в проектах.

Принцип дизайна интерьера — баланс

Баланс является визуальным и физическим чувством равновесия, создаваемым в помещении.
Он дает ощущение стабильности или постоянства, и помогает людям чувствовать уют, когда они рассматривают помещение.
Самым распространенным видом баланса, применяемым в дизайне, является симметричный баланс.
По обе стороны какой-то центральной точки размещают идентичные предметы, почти как в зеркальном отражении.
Поскольку этот вид баланса имеет достаточно стабильный и формальный характер, иногда он вызывает скуку и не воодушевляет.
В случае асимметричного баланса по обе стороны центральной точки используют разные предметы, но они имеют такие размеры, и расположены таким образом, чтобы создавать визуальное ощущение, что их вес одинаков.
Этот вид баланса воспринимается как более неформальный, и, зачастую, более комфортный, но для его создания требуется навык и внимание. В наших проектах мы должны уделять большое внимание балансу, и необходимо принимать осознанные решения, чтобы усилить чувство равновесия в наших помещениях.

Симметричный баланс — принцип дизайна


Ассиметричный баланс — принципы дизайна

Принцип дизайна интерьера — ритм

Следующий принцип дизайна интерьера , ритм , относится, скорее, не к статическим принципам, а к визуальному и физическому движению в проекте.
Первостепенная задача ритма в пространстве — заставить взгляд перемещаться по комнате и вызвать непрекращающийся эффект
Без ритма помещения становятся визуально инертными, и зритель воспринимает пространство как тоскливое и монотонное.
Чувство ритма часто достигается применением таких методов, как повторение рисунка, линий и прочих элементов.
Кроме повторения дизайнеры также используют градацию, т.е. постепенное изменение размера, расстояния или формы, чтобы визуально заинтересовать зрителя.
Этот принцип можно наблюдать на примере предметов мебели, таких, как вложенные столики или шкафы с прогрессивно увеличивающейся высотой. И, наконец, иногда используют метод перехода, который встречается во многих формах.
Переход — это создание связей между различающимися элементами, чтобы взгляд скользил от одного элемента к другому.

Принцип дизайна — ритм

Принцип дизайна интерьера — акцент

Акцент — это принцип дизайна , который создает в проекте привлекающую внимание точку фокуса, подчеркивает важность или выделяет какую-то вещь.

Другими словами, мы делаем акцент на чем-либо, чтобы привлечь внимание зрителя к определенному месту или элементу.
Важно проанализировать проект или помещение, чтобы определить, нужно ли делать акцент на определенном элементе, или он будет играть второстепенную роль.
При создании соответствующих точек фокуса комната становится более живой и вызывает интерес и воодушевление, но когда таких точек слишком много, зритель будет чувствовать замешательство и неудобство, а комната будет восприниматься хаотичной.
Акцент создается несколькими способами. Изменение или контраст цвета и текстуры является очень распространенным методом привлечения внимания и создания центральных точек. Увеличение размера предмета или использование в помещении элемента чрезмерного масштаба также привлечет внимание к этому месту.
Иногда роль таких акцентов могут играть архитектурные элементы, такие как камины или колонны, а также виды на близлежащие сады или удаленные горизонты из удачно размещенного окна.
Какой бы предмет ни был выбран в качестве акцента, важно, чтобы ясно видимая связь прослеживалась между элементами точек фокуса, а также между другими элементами и принципами, используемыми во всем проекте.

Принцип дизайна — акцент

Принцип дизайна интерьера — масштаб и пропорция

Масштаб и пропорция являются следующими двумя принципами дизайна, которые мы обсудим. Каждый из этих принципов рассматривает отношения между объектами и проектом, как единым целым.
Часто эти термины используют как взаимозаменяемые, но между ними существуют тонкие различия, которые нужно понимать, чтобы использовать каждый из принципов подобающим образом.
Масштаб обычно относится к связям между элементами, когда известен размер по крайней мере одного объекта.
Например, в детской комнате обычно размещают меньшие объекты и/или предметы мебели, чем в комнате, «масштабированной» для взрослого, но мы должны определить, что же значит «комната, масштабированная для взрослого», прежде чем мы сможем представить себе комнату меньшего масштаба.
Мы также используем идею масштаба, когда выполняем чертежи, которые являются уменьшенными изображениями проектируемого помещения.
Рисовать комнату в натуральную величину было бы непрактично, поэтому мы воспроизводим комнату при помощи чертежа, выполненного в меньшем масштабе.
Чаще всего такие чертежи выполняются в масштабе 1:50 (1/4″ к 1’0″) или 1:100 (1/8″ к 1’0″).
Для меньших помещений или более детализированных чертежей мы используем больший масштаб, чтобы передать информацию наиболее полно.

Масштаб 1:10 и 1:50


Масштаб 1:100 — принципы дизайна


Принцип дизайна интерьера — пропорция


Принцип дизайна интерьера — пропорция

С другой стороны, пропорция представляет собой визуальную связь, которая создается, даже когда размер одного или нескольких объектов неизвестен. Она показывает, как объекты «визуально взаимодействуют» друг с другом и помещением, где они находятся.
На протяжении столетий пропорция была предметом жарких дискуссий, и, поскольку не существует способа определить, являются ли пропорции того или иного проекта приемлемыми, чаще всего они вычисляются путем проб и ошибок при помощи опыта, позволяющего понимать отношения между объектами. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы, основанные на математических формулах, созданных в Греции много столетий назад.
Хотя эти принципы не исключают риск, и не гарантируют, что у Вас все обязательно получится в любое время, они дают новичкам руководство в принятии предварительных решений. Золотая Середина, также известная, как Золотое Сечение, Золотое Отношение и Золотое Правило, дает возможность экспериментировать с пропорциями, которые были определены ведущими греческими инженерами и конструкторами как комфортные и эффективные.

Принцип дизайна интерьера — единство

Единство часто называют «Главным принципом дизайна», поскольку оно уделяет основное внимание общей совместимости всех и каждого решения, принятого в рамках любого проекта.
Под достижением единства помещения понимается то, что все элементы объединяются в согласованную структуру, в которой «ничего нельзя прибавить, убавить или изменить без нарушения цельности»
Каждое решение необходимо тщательно взвесить, и каждый элемент проекта должен иметь причину, по которой его следует в него включить.
Хотя дизайнер и уделяет внимание каждой детали дизайна, единство позволяет зрителю воспринимать помещение как нечто целостное, а не как собрание частей.
Элементы могут быть объединены благодаря сходству линий, очертаний, цвета, текстуры и масштаба.

Принцип дизайна интерьера — Единство

Принцип дизайна интерьера — разнообразие

Разнообразие тесно связано с единством, и придает проекту необходимую ему разнородность, чтобы он не стал слишком приземленным и скучным.
Акценты, контрасты и точки фокуса — это примеры методов, которые придают проекту разнообразие и разрывают единство.
Они применяются теми, кто хочет, чтобы проект активно задействовал пространство физически и визуально. Например, один из подходов предлагает применить в комнате схему «белое на белом».
Это удачная схема, потому что в помещении будут использованы различные текстуры и размеры. Чтобы внести в помещение дополнительное разнообразие, можно добавить букет ярких цветов.
Поставленный на столик посреди моря белизны, он разорвет безмятежное течение пространства и позволит приковать внимание зрителя к конкретной точке комнаты. Этот взрыв цвета можно повторить в покрывале, перекинутом через стул в дальнем углу комнаты, затем еще раз, в маленьком произведении искусства на противоположной стене.
Это небольшое включение отличающихся цветов и текстур заставляет зрителя обводить комнату взглядом и испытывать визуальное возбуждение в белом единообразии.

Такой связующей нитью может служить стиль или исторический период, цветовая комбинация или общее «ощущение», привносимое в пространство каждым элементом.

Принцип дизайна интерьера — разнообразие

Принцип дизайна интерьера — гармония

Гармония — это последний принцип дизайна интерьера , который мы рас­смотрим. Он очень тесно связан с единством и разноо­бразием.
Гармония помогает дизайнерам связать един­ство и разнообразие таким образом, чтобы усилить замы­сел.
Создавая гармонию в пространстве, мы должны пони­мать, как единство поддерживает разнообразие, и как раз­нообразие усиливает единство. Поначалу это объяснение может сбить с толку, но основная идея — элементы, вклю­чаемые в проект для придания пространству разнообра­зия и единства, необходимо тщательным образом проду­мывать с точки зрения их отношения к целому.

Принцип дизайна интерьера — гармония

Дизайнер несет ответственность за то, чтобы тщательно обдумывать создаваемые им проекты.
Он должен осознанно принимать решения о каждом элементе и принципе и их взаимосвязи, чтобы создавать творческие, функциональные и целостные проекты для клиентов и себя самого.

Баланс - важнейший принцип дизайна. В интерьерах под балансом подразумевают равновесие элементов меблировки и декора в комнате, тщательное расположение предметов обстановки на основе так называемого "визуального веса". Если все продумано и достигнут идеальный баланс, то в помещение придет ощущение тишины и покоя.

Принципы формирования и коррекции визуальной массивности элементов дизайна

Что же формирует визуальный вес? Можно выделить три составляющих: размер, цвет и фактура. Чтобы лучше понять принципы влияния каждого параметра, обратимся к конкретным примерам.

1. Чем больше габариты предмета, тем при прочих равных условиях он кажется "тяжелее". Это очевидно, достаточно, скажем, представить диван и кресло одного дизайна. А вот два рядом поставленных кресла зрительно уравновесят вид дивана. В интерьере можно группировать несколько мелких предметов, чтобы сбалансировать визуальную тяжесть одного крупного. Пример - две повешенные рядом картины. Они будут радовать глаз, если окажутся приблизительного одного размера, и наоборот - вызовут визуальный диссонанс, если одна из картин будет значительно меньше другой. Зато две маленьких картины смогут уравновесить расположенную рядом большую.

2. Чем темнее предмет, тем он кажется массивнее такого же, но более светлого. Если для достижения баланса у вас нет возможности использовать, например, мебель разного цвета, то зрительно скомпенсировать массивность больших шкафов можно, расположив их на фоне светлых стен, а мелкие предметы мебели, наоборот, расставить на более темном фоне. Можно использовать и другие приемы коррекции массивности предметов: комбинированные мебельные фасады, контрастный декор на полках, использование зеркал. Но полное совпадение оттенков стены и мебели позволит замаскировать вес габаритных предметов, которые фактически сольются со стенами.

3. Фактурные и текстурные поверхности кажутся более массивными, чем гладкие. Например, рельефные панели на стенах увеличат "вес" соответствующей части комнаты. Точно так же массивнее выглядит узорный декор, чем однотонные поверхности с аналогичным цветом фона. такой прием часто используется в , чтобы подчеркнуть фокусные зоны комнат, притягивая к ним основное внимание.

Основные виды сбалансированных интерьеров

Выделяют три вида баланса, о чем мы рассказали уже в статье о способах . В интерьерном дизайне общий баланс задается и мебелью, и декором, и отделочными материалами, и даже способом зонирования помещений.

Симметричный баланс подразумевает своеобразную предполагаемую или реально существующую линию симметрии, на одном расстоянии от которой располагаются предметы - это так называемый «зеркальный» подход. Но этот подход, строго говоря, не совсем точен. Стоит представить себе, например, подсвечники, расположенные по обе стороны от камина. Ели при они значительно различаются визуально, то это, скорее всего, будет раздражать, а не вызывать чувство гармонии. Другими словами, подсвечники в идеале применяют идентичные. Чаще всего формируют симметричные интерьеры спален и гостиных.

Асимметричный баланс : звучит довольно странно, но он с успехом может вызывать такие же приятные ощущения, как и симметричный баланс, и даже придавать помещению некую непринужденность. Принцип дизайна прост: одинаковым у предметов (или их групп) будет не размер, а визуальный вес. Тогда такой вариант баланса создаст нужный эффект. Как пример можно использовать декор на каминной полке. При правильном масштабе два высоких узких подсвечника с легкостью уравновесит широкая, низкая ваза и подобный асимметричный баланс, бесспорно, будет радовать глаз. Практически всегда подобный вид баланса применяется в дизайне кухни, прихожей или детской комнаты.

Радиальная симметрия позволяет акцентировать внимание на определенном предмете, вокруг которого формируют отдельную зону комнату или даже весь интерьер помещения. Примером таких центров может быть обеденный стол, камин, журнальный столик. Впрочем, радиальную симметрию можно создать вокруг ковра в гостиной. Обычно используют радиальную симметрию в гостиной, библиотеке или столовой.

В интерьерах открытой планировки или достаточно просторных комнатах возможно создание комбинированного баланса , когда сочетают зоны с разными видами симметрии. При подобном способе придется не только уравновешивать элементы внутри каждой зоны, но и добиться гармоничного общего баланса.

Множество приемов зрительной сбалансированности интерьера позволяют создавать гармоничные сочетания элементов декора практически для любого набора мебели. Результатом станет спокойный уравновешенный интерьер, без которого невозможно ощущение уюта в доме.