Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Проблемы и перспективы экономического развития. Смешанная экономика, перспективы ее развития Перспективы развития экономики российской федерации

Проблемы и перспективы экономического развития. Смешанная экономика, перспективы ее развития Перспективы развития экономики российской федерации

К концу 2007 года сформировалась достаточно четкая обновленная концепция по вопросу дальнейшего развития экономических преобразований в России с целью преодоления недостатков переходного периода. Можно отметить пять основных характеристик проводимого курса.

Первый показатель – относительно устойчивая и достаточно высокая динамика экономики России за последние 10 лет. За этот период среднегодовой темп роста ВВП в России – около 7%, в то время как темпы развития мировой экономики – около 4%. Устойчивый рост ВВП сопровождается все большим вхождением России в мировую экономику, о чем свидетельствует рост прямых иностранных инвестиций в нашу экономику.

Второй показатель: поворот в сторону государственного участия в развитии реальной экономики при сохранении государственного регулирования на уровне макроэкономики, которое помогает сдерживать инфляцию, укреплять национальную валюту, увеличивать золотовалютные запасы страны. Фактически взят курс на тесное взаимодействие двух секторов экономики – государственного и частного, с перспективой изменения баланса в пользу частного сектора. Важно отметить, что государственные предприятия функционируют по законам рынка. Кроме того, открыта возможность их приватизации.

Некоторые экономисты и политики выражают озабоченность фактом усиления активности государства в России начала XXI века по сравнению с положением в середине 90-х годов прошлого века, считая этот факт признаком отступления от принципов рынка. Конечно, здесь важно соблюдать чувство меры, а также учесть специфику перехода к рынку в России. Преобладающая часть «новых русских» приватизировала топливно-сырьевые отрасли и возникла опасность глубокой односторонней сырьевой ориентации, которая могла привести страну к роли второстепенного члена мирового сообщества. Государство объективно вынуждено было внести коррективы в ход макроэкономических процессов. Начавшаяся перестройка структуры экономики отразилась в том, что темпы роста в обрабатывающих отраслях в 4-5 раз выше, чем в сырьевых.

Третий показатель – перевод экономики на инновационные рельсы. Еще во времена СССР сложилась ситуация, когда новые технологии применялись относительно активно только в сфере оборонных отраслей, а в остальных отраслях прогресс проявлялся очень медленно. Реформаторы 90-х годов прошлого века в России считали, что технический прогресс получит мощное ускорение автоматически под воздействием рыночной конкуренции. Так действительно происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Но наши предприниматели еще не все поняли необходимость НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и обновления основных фондов. Упор был сделан на целенаправленное государственное регулирование в деле стимулирования модернизации производства, в том числе на более активное использование технологий двойного назначения – военного и гражданского. Опыт США однозначно свидетельствует об эффективности такого подхода.


Четвертый показатель: использование для развития экономики средств, полученных за счет роста мировых цен на экспортируемое сырье. Создан солидный стабилизационный фонд и его не нужно прятать в запас (точнее, создать разумный научно обоснованный резерв), а более смело использовать для подъема экономики и жизненного уровня населения. В том числе в качестве внутренних источников кредитования производственной активности. Целесообразным предоставляется решение о разделе стабилизационного фонда на Резервный и Фонд национального благосостояния.

Пятый показатель: ориентация экономики и политики государства на подъем уровня жизни населения. Серьезный разворот экономики к социальной сфере обозначили четыре национальных проекта – по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства. Важно, чтобы эти программы приобрели не одноразовый, а долгосрочный, многолетний характер. В первую очередь это должно сказаться на выходе России из демографического кризиса как в целом по стране, так и в особенности в плане размещения населения по территории страны. За Уральским хребтом территория страны в 5 раз больше, чем ее европейская часть, а живет там менее 1/5 населения, причем идет из этих районов процесс оттока в европейскую часть. Необходимо создать более привлекательные социально-экономические условия в регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

Обобщая сказанное по поводу перспектив и основных направлений в развитии страны на ближайшую перспективу, можно предстоящие задачи обозначить как вариант развития по пути модернизации. Это последовательное реформирование институтов гражданского общества, совершенствование законодательства, создание институтов развития, ответственных за инновации и инвестиции. Путь модернизации – это не просто набор инвестиционных проектов. Их необходимо связать общей логикой, целями, системой мер по реализации. При подготовке и реализации программ следует учитывать интересы различных групп российского общества, находить и устранять противоречия между ними.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому и высокому росту экономики страны. Возникнут условия для усиления социальной направленности, развития человеческого капитала, создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать в России основы социального рыночного государства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие показатели характеризуют застойные явления в экономике?

2. Имеются ли положительные качества в командной экономике?

3. Назовите основные этапы в процессе эволюции экономики в СССР.

4. Каково основное содержание концепций «градуализма» и «шоковая терапия»?

5. Охарактеризуйте главные условия перехода от социализма к капитализму.

7. Что такое российский приватизационный чек?

8. В чем причина трансформационного спада в экономике?

9. Экономические результаты первого этапа приватизации в России.

10. Принципы участия государства в переходной экономике РФ.

Список литературы

1. Курс экономической теории: учебник / под ред. проф. М.Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселевой – 5-е издание. – Киров: АСА, 2006.

2. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинов. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.- 293с.

3. Носова С.С. Экономическая теория: краткий курс. – М. Владос, 2003.

4. Переход к рынку. Концепция и программа. – М.: «Архангельское», 1990.

5. Примаков Е. 2007 год: прощание с псевдолибералами // Российская газета. – 2008.-№5.- 15 янв.

6. Ясин Е. Российская экономика - истоки и панорама рыночных реформ. - М., 2003.

7. Основы общей экономической теории: учеб. пособие/Б.В.Зайцев и др.; под общей ред. И.А.Хисамутдинова.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002.

ТЕСТЫ

1. Застой в экономическом развитии страны означает:

а) отсутствие экономического роста ВВП в динамике;

б) снижение уровня ВВП в динамике;

в) сохранение постоянного темпа роста ВВП;

г) снижение темпов роста ВВП по сравнению с потенциально возможным.

2. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что:

а) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой для общества, чем возможный спад производства;

б) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

в) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства;

г) необходимо длительное время для переходного периода.

3. Переходная экономика - это экономика, в которой:

а) сочетаются элементы рыночной и командной системы;

б) формируется новая система социально-экономических институтов;

в) элементы рыночной системы сочетаются с национальными ценностями;

г) прежняя система экономических институтов разрушается и реформируется.

4. Основным инструментом приватизации в России был:

а) вексель;

б) ваучер;

К сожалению, «устойчивость» и «надежность» – не те слова, которыми можно описать текущее состояние российской экономики. Курсы валют то и дело скачут, финансовые риски обостряются, и потому даже самые квалифицированные и опытные эксперты с большой осторожностью высказываются касательно ближайшего будущего РФ. Но как же быть? В конце концов, совершенно невозможно управлять экономическими процессами, предварительно не спланировав свой бюджет с учетом вероятных негативных трендов!

Это правило распространяется не только на любой семейный бюджет, но и на бюджет Российской Федерации. Для правительства РФ ситуацию ежегодно прогнозируют эксперты, работающие в ведущих аналитических компаниях и международных экономических организациях. Они используют огромные массивы данных и самые современные инструменты компьютерного моделирования, чтобы понять потенциальные риски, выделить факторы роста или падения показателей, а также описать главные тренды в российской экономике.

Ничуть не меньше финансовые прогнозы на 2019 год интересуют простых россиян. Каждый взрослый человек понимает, что предсказанные аналитиками экономические скачки повлекут за собой изменения в текущей , скажутся на социальных гарантиях и повлияют на уровень жизни в стране.

Из-за шаткого положения экономики РФ прогнозы на 2019 год весьма актуальны

Еще большую злободневность этот вопрос приобретает в условиях, когда экономика государства находится в состоянии рецессии – сегодня кризисные явления и санкции слишком сильны, чтобы не обращать на них внимание. Давайте узнаем, что прогнозируют на 2019 год ведущие российские и международные специалисты, и какой они видят экономику РФ в ближайшем будущем!

Какой будет экономика России в 2019 году?

Увы, никаких стопроцентных гарантий даже самые точные прогнозы не дают. Эксперты редко сходятся во мнениях касательно того, чего стоит ожидать в будущем, потому что в развитие событий могут вмешиваться различные непрогнозируемые факторы. При этом все ведомства, работающие под эгидой правительства, публикуют крайне позитивные прогнозы. По их мнению, уже в 2019 году Россию ожидает период экономического подъема и стабильности.

Для такого прогноза есть несколько причин: скоро будет реализована программа замещения импорта, а особые адаптационные меры сделают страну независимой от сырьевых конъюнктурных изменений. Впрочем, когда речь идет о конкретных цифрах, правительственные эксперты высказываются осторожнее – невероятный рост ВВП в 2019 году не прогнозируется. Единственное, что обещают россиянам – рецессия наконец-то сменится стагнацией с позитивным трендом.

Независимые компании и всемирные организации говорят о том, что если сравнивать экономические показатели в России с прошлыми годами, то можно говорить о наметившейся положительной тенденции. Однако ситуация может мгновенно поменяться – инфляция давит все сильнее, сырьевые рынки (особенно нефтяной) постоянно находятся под угрозой падения, структура отраслей государства осталась неизменной, а внешнеполитический фактор играет не на руку правительству. Есть и сторонники откровенно отрицательного сценария: по их мнению, в 2019 году Россию ждет очередной кризисный виток.

Прогноз от Министерства экономического развития


Минэкономразвития считает экономический спад временным и локальным

На основании аналитических выкладок, сделанных специалистами Минэкономразвития на трехлетний период, правительственные службы разрабатывают и корректируют бюджетные показатели. Именно от них зависят не только стратегические ориентиры РФ, но и благосостояние простых россиян. В последнем прогнозе, опубликованном Минэкономразвития, сказано, что экономическая политика должна разрабатываться с учетом сохранения западных санкционных ограничений. Основные прогнозы ведомства выглядят так:

  • бюджету грозит острый дефицит, поэтому на 2019 год прогнозируется его уменьшение – ориентировочно на 5%;
  • нефтедобыча к началу 2019 года сократится на 52 миллиона тонн и составит примерно 675 миллиардов тонн. При этом показатели экспорта будут зафиксированы на отметке в 140 миллиардов тонн;
  • поставки энергетических ресурсов за рубеж будут наращиваться – в 2018-2019 годах они возрастут до 243 и 247,2 миллионов тонн соответственно;
  • экономика страны может достичь докризисного уровня к началу 2020 года, если цена на черное золото стабилизируется и составит 70 долларов за единицу объема;
  • при сохранении тренда на низкую стоимость нефти возникнет необходимость пересмотреть тарифы на газ. Для промышленного сектора эти цифры возрастут на 2% в год, для обычных россиян – на 3%;
  • предполагается, что тарифы на перевозку грузов и пассажиров будут увеличены на 4,5-4,2% за год;
  • энергетический тариф для промышленного сектора и населения вырастет на 5,1-5,6%;
  • согласно заявлению главы Минэкономразвития, которым сегодня является Максим Орешкин, в 2019 году страна может продемонстрировать экономический рост в пределах 3-3,5%. Правда, само Министерство экономического развития в официальных документах озвучило цифру 2,2-3,1%, причем такое показатель будет доступен при реализации самого оптимистичного сценария. Превысить трехпроцентную отметку, скорей всего, удастся только в 2020 году.

Впрочем, представители Министерства недавно откорректировали свой долгосрочный прогноз. Последние тенденции показали, что в экономике России возобновился спад, так что увеличение показателей больше чем на 2% вряд ли возможно. Показатель ВВП за последние месяцы упал на 0,3%, что стало одним из самых негативных результатов за несколько лет. При этом Минэкономразвития старается обнадежить граждан, называя данный спад локальным: пока что он произошел в ограниченном числе отраслей, прежде всего – в металлургии и на производстве промышленного оборудования и механизмов.

Экономический прогноз от Центробанка РФ


Центробанк планирует обуздать инфляцию и заморозить ее на отметке в 4%

Исходя из прогнозов, озвученных Эльвирой Набиулинной, экономические показатели государства вырастут примерно на 2,3-2,5% за 2018-2019 год. По мнению представителей Центробанка, основной фактор, влияющий на финансовое положение России – это рост внутреннего спроса, который приведет к возрастанию потребления со стороны домохозяйств и расширению инвестиций в предпринимательском секторе. В прогноз заложены два вероятностных сценария:

  • Оптимистичный : нефтецены вырастут до 79-80 долларов за единицу объема уже к концу 2018 года;
  • Консервативный: цена барреля нефти будет равна примерно 58-60 долларам.

Предполагаются, что инфляционные проявления получится обуздать и удержать на отметке в 4%. При этом рост ВВП в 2018 году достигнет от 1,5 до 2%, а в 2019 году – замедлится до 1-1,5%.

Прогноз от Высшей школы экономики


Эксперты ВШЭ категорически не согласны с бодрым прогнозом Центробанка

Специалисты из ВШЭ кардинально не согласны с правительственными ведомствами. Они прямо говорят, что слова Владимира Путина и Максима Орешкина о вступлении страны в фазу полноценного экономического роста не отвечают действительности. Скачок нефтецен представители ВШЭ назвали «подарком», который позволил России ненадолго подняться вверх, оттолкнувшись от экономического дна. Уже в 2018 году страну ожидают стагнационные процессы, из-за которых РФ будет отставать от мировых показателей в 7 раз.

Пока что Российская Федерация продолжает функционировать в режиме, названным «сырьевой трубой». Несмотря на то, что правительство говорит о переориентации отраслей и развитии инноваций, концентрация доходов в сфере добычи ресурсов и их экспорта за границу только возрастает. Эксперты озвучили прогноз, согласно которому к началу 2019 года можно ожидать роста не более чем на 0,5%. Причем даже в том случае, если нефтецены останутся стабильными – ведь именно нефть обеспечивает 60% валютных доходов государства.

По словам Натальи Акидиновой, занимающей должность директора Центра развития ВШЭ, текущая государственная политика приведет к углублению экономического кризиса. Прибыльность всех экономических отраслей, исключая нефтедобычу и экспорт сырьевых товаров за границу, продолжает снижаться. Увеличение зарплатного фонда на 5% было достигнуто простым путем – уменьшением числа занятого населения на 2%, а если учесть постоянное закрытие предприятий малого бизнеса, то доходы граждан заметно сократились.

По мнению аналитиков, этот экономический спад можно назвать рекордным – за последние годы показатель розничной торговли упал на 13,1% (в сравнении с 2014 годом, то есть до начала кризисных явлений). Показатели в строительной сфере снизились на 7,8%, а обрабатывающей – на 0,5%, а спрос со стороны домохозяйств упал на 10%, что отвечает показателю восьмилетней давности.

Более 90% инвестиционных сложений обеспечивается не бизнесом, а государством – например, происходят вливания в высокобюджетные проекты типа Керченского моста или проведения ЧМ-2018, которые не принесут ощутимого дохода в будущем. Такую экономику эксперты называют «костыльной» – она продолжает держаться на госвливаниях и сырьевых государственных корпорациях.

Центр Гайдара, РАНХиГС и Академия внешней торговли


Похоже, новый пакет санкций может существенно повлиять на экономику РФ

Эксперты трех авторитетных учреждений объединили усилия, чтобы спрогнозировать российское экономическое будущее. Сразу отметим, что обновленное видение посткризисной ситуации от РАНХиГС, Центра Гайдара и Академии внешней торговли выглядит менее радужно, чем версия прошлого года, и существенно расходится с тем, что озвучили в Министерстве экономразвития.

Авторы прогноза высказали мнение, что тренд на укрепление экономики, который был зафиксирован в 2017 году, вряд ли можно назвать долгосрочным – он не способен обеспечить России даже двухпроцентный рост, если говорить о периоде с 2018 по 2020 год. Откуда появилось такое сильное расхождение с прогнозом от Минэкономразвития? Похоже, ранее эксперты исходили из того, что американские санкционные ограничения будут сохранены, но не усилены. К сожалению, недавно был принят новый пакет санкций, который повлияет на текущую ситуацию.

В итоге были разработаны два сценария:

  • Инерционный: в его условия заложена цена нефти марки Urals по 55-56 долларов за единицу объема в 2018 и 2019 годах. Показатель ВВП в таком случае вырастет на 1,4-1,2%. В случае реализации такого сценария гражданам можно рассчитывать на определенный рост доходов (примерно на 1,6-1,5% в год);
  • Консервативный: падение стоимости нефти до отметки в 40,8-41,7 долларов за баррель приведет к росту ВВП всего на 0,8-0,7%. Ставки по кредитам в этом случае могут возрасти до 16,4% годовых, так что мнение Центробанка о дальнейшем снижении этого показателя вряд ли окажется правдивым. При этом доходы населения возрастут всего на 1-0,4% за 2018 и 2019 год.

Оба сценария предполагают, что Центробанку удастся обуздать инфляционные проявления на уровне не более 4-5% в год. Впрочем, сами эксперты относятся к этому довольно скептически. Из-за действия санкционных ограничений, принятых США, можно ожидать потерь на фондовом рынке, скачков курса валюты и очередного оттока капитала. Кроме того, проблемы ожидают предприятия и корпорации, которые имеют кредитные обязательства перед Западными банками – теперь у них могут потребовать досрочного погашения долгов.

Впрочем, некоторые правительственные эксперты уже вступили в полемику – они отрицают выкладки РАНХиГС, полагая, что страна ощутит действие новых санкций только в краткосрочном периоде. Экономика России, по их словам, прекрасно приспособилась к западным ограничениям, а у государства есть еще множество внутренних источников развития. В качестве примера они приводят Иран – санкции против страны по-прежнему действуют, но она запускает в космос новые спутники. А значит, все в порядке будет и у России.

Прогноз от Института стратегического анализа ФБК


Согласно некоторым прогнозам, рост ВВП в 2019 году может составить 0%

Директор указанного ведомства – Игорь Николаев, – утверждает, что считать кризис разрешенной проблемой еще рано. Такие явления в экономике можно обуздать лишь одним способом – выяснив и устранив причины их проявления. Но сегодня в отношении РФ все также действуют санкционные ограничения, а цены на нефть нельзя назвать стабильными в долгосрочной перспективе. Даже при условии роста нефтецен с 40 до 60 у.е. за баррель, экономика России не перестанет быть сырьевой.

Предприятий малого бизнеса в стране по-прежнему мало, падение показателей сельскохозяйственной сферы за прошлый год составило 2%, а строительной – более 3%, промышленный сектор также не демонстрирует никаких улучшений. Несмотря на заявления правительственных ведомств про падение инфляции, реальные доходы граждан продолжают снижаться. Говорить о том, что Россия может в 2019-2020 годах догнать и перегнать мировые экономические показатели (а именно такую задачу сформулировал Владимир Путин), пока не приходится.

В качестве дополнительных рисков эксперт назвал ухудшение политической обстановки вокруг РФ, возможность пролонгации соглашения стран ОПЕК о сокращении нефтедобычи, а также наращивание сланцевой добычи в США. Рост социальных гарантий – это исключительно предвыборное мероприятие. Страна не вышла из кризиса, а лишь немного адаптировалась к нему. Текущие проблемы не решены, и хорошо, если ВВП в 2019 году не покажет прирост в 0%.

Прогноз специалистов из Всемирного банка


Всемирный банк пересмотрел цифры и улучшил прогноз для экономики РФ

Представители этой авторитетной мировой экономической организации решили немного улучшить свои предыдущие прогнозы. По их мнению, основные показатели, которые характеризуют состояние экономики РФ, все равно будут невысокими, но корректировке подверглись их циферные значения:

  • в 2018 году экономический рост страны может составить 1,7%;
  • в 2019 году можно ожидать увеличения показателей еще на 1,8% (прошлое прогнозное значение составило всего 1,4%).

В качестве причины для улучшения прогнозных выкладок были названы нефтекотировки, которые пока что демонстрируют устойчивый рост. В 2019 году Банк прогнозирует установление среднегодовых нефтецен на отметке в 50-63 доллара за единицу объема. Отдельно было отмечено, что позитивное влияние на РФ оказывает общее состояние мировой экономики и торговли – объемы экспортно-импортных операций снова возросли, а инвесторы заметно оживились.

При этом Россия должна приготовиться к ситуации, когда «нефтяное ралли» будет исчерпано. Революционные изменения в данной сфере, которые активизировали сланцевую добычу энергоресурсов, обеспечат рынку дешевые поставки. Падение нефтецен прогнозируется как минимум до 2025 года. Эти условия вызовут отставание экономического роста РФ от мировых показателей в 2 раза, а от прочих стран БРИКС – в 3 раза. За пять лет экономику РФ ожидает рост примерно на 4,1%, в то время как Китай «подрастет» на 38%, а США – на 14%.

Прогноз агентства Goldman Sachs


В Goldman Sachs считают, что положение России улучшится, но несущественно

Представители данного аналитического агентства полагают, что Россия может выйти на показатель экономического роста в пределах 2,9%. Причиной положительной динамики они называют стабилизацию нефтяных цен, однако другие внешнеполитические и внешнеэкономические факторы имеют негативную направленность, так что докризисного уровня Россия все еще не достигнет.

Выводы

Эксперты полагают, что уже в 2019 году правительство сделает все, чтобы адаптировать страну к очередным негативным реалиям. Также не стоит забывать, что в 2018 году подойдет полное исчерпание ресурсов Резервного Фонда, а в 2020 году будут использованы все деньги из Фонда национального благосостояния. После этого у страны останутся четыре основных направления, которые помогут российскому правительству бороться с кризисом и наполнять бюджет:

  • власти могут решиться на запуск «печатного станка»;
  • фискальная политика может быть пересмотрена в сторону повышения;
  • начнется очередная волна приватизации;
  • будут сокращены расходы, прежде всего – на , образовательную сферу и медобслуживание.

Эксперты считают приватизационные мероприятия самой безболезненной мерой по стабилизации экономики – она даст России возможность привлечь капитал в размере полутриллиона рублей всего за один год. В этом случае страна могла бы сохранить суверенные фонды, создав условия для рыночной конкуренции и активизировав приток капиталов в обрабатывающие сектора.


Чтобы удержать экономику Российской Федерации на плаву, правительству в 2019 году придется сделать выбор между интересами корпораций и граждан

Повышение налогов считают не самым удачным мероприятием – особенно в периоды, когда экономика находится в рецессии. Многие владельцы малого и среднего бизнеса просто не выдержат дополнительной фискальной нагрузки – при том, что сегодня российский бизнес уже платит немаленькие проценты.

Что касается социальных расходов, то к их сокращению население уже почти привыкло, но всякому терпению есть предел. Включение печатного станка, безусловно, закончится резкой инфляцией, причем она может достигнуть отметки в 10% и более. Итогом станет отток капитала и падение уровня сбережений у домохозяйств, которые сегодня и так находятся в довольно сложном положении.

Некоторые эксперты говорят, что в 2019 году правительству предстоит сделать нелегкий выбор между гражданами и корпорациями. Стабилизировать ситуацию можно, если кто-нибудь в госаппарате сможет усмирить «аппетиты» представителей оборонного сектора, государственных подрядчиков, добывающих госкорпораций и силовиков. Пора делать ставку на малый и средний бизнес, чтобы экономика имела шанс на выравнивание в течение ближайших пяти лет.

3.75 из 5)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Перспективы развития российской экономики

К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов -- минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг увеличился с 59,8 млрд. долл. в 1990 г. до 183,6 млрд. долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП 1 . Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет.

Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.

В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет.

Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.

Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25-30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.

Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.

Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.

При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией "Прогнозы и циклы", Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.

Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть -- основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.

На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее 2 . Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.

Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс "догоняющего" развития, "удержания позиций" в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на "опережающее" развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.

Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы -- при оптимистическом сценарии -- вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Россия в мировом экономическом пространстве

На современном этапе значение России в мировом экономическом пространстве и в международных экономических отношениях заметно меньше ее экономического и научно-технического потенциала, а также ее роли на мировой политической арене.

По оценке Госкомстата Российской Федерации, процентное отношение валового внутреннего продукта России по паритету покупательной способности в расчете на душу населения достигло в 1996 г. лишь 24,1% к такому же показателю США, составив 6,7 тыс. против 27,8 тыс. долл. В целом по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, Россия заметно отстает от ведущих промышленно развитых государств (от США -- в 7 с лишним раз). Еще более разительно отставание России по показателю ВВП, рассчитанному по текущему курсу. Составив в 2000 г. 290 млрд долл., он был примерно в 33 раза меньше, чем у США, и в 3,3 раза по сравнению с КНР. По объему экспорта Россия оказывается позади таких стран, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея, КНР и ряд других. Она занимает 17-ое место в мировом экспорте и 29-ое место в импорте (1,7% и 0,7%, соответственно). Уступает Россия широкому кругу стран и по такому показателю, как интенсивность внешнеэкономических связей.

Вместе с тем процесс глобализации отчетливо проявляет себя в сотрудничестве зарубежных стран с Россией в сфере прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Выражается это в активной роли, которая принадлежит в таких инвестициях транснациональным компаниям и банкам. В результате анализа фирменной структуры иностранных инвесторов обнаруживается, что из 100 ТНК, выступающих в качестве крупнейших в мире инвесторов за рубежом, на территории России в настоящее время имеют свои дочерние компании и филиалы, а также участвуют в совместных предприятиях около 90 компаний, таких, как "Роял Датч Шелл", "Бритиш Петролеум", АМОКО и др.

В целом по России на предприятиях с иностранным капиталом, согласно данным Госкомстата России, работает более 0,5 млн человек. Прогнозные оценки показывают, что к концу первого пятилетия XXI века на таких предприятиях может быть занято до 4 млн человек. Для сравнения отметим, что в середине 90-х гг. в США на подобных предприятиях работало чуть более 3 млн человек. Появление и активизация в России крупнейших в мире ТНК и банков совпадают с развитием в стране процесса концентрации и централизации отечественного капитала, который охотно идет на сотрудничество, вплоть до сращивания с мировыми титанами.

Процесс глобализации проявляется и в формировании неблагоприятной специализации России в международном разделении труда, в развитии ряда ассиметричных тенденций. Как указывалось выше, Россия занимает весьма скромное место в системе международных экономических отношений. На территории России нет центров мировых товарных рынков, где формировались бы конъюнктурные факторы развития таких рынков. Крайне мал перечень товаров, по экспорту которых России принадлежит ведущее место. Это природный газ, алмазы, платина, никель и аммиак.

Российский экспорт не эластичен. Слишком высока степень его концентрации. Гипертрофированное место в нем принадлежит топливно-энергетической товарной группе (до 50%). Развитие экспорта нефти стало определяющим фактором не только экономической, но и политической ситуации в стране. Доля машин и оборудования крайне мала. Это в основном продукция оборонной промышленности. В результате индекс относительной специализации России в международном разделении труда по машинам и оборудованию в 90-х гг. снизился с 4 до 2 пунктов. Высока экспортная квота по некоторым отраслям промышленности и товарам: сырая нефть, природный газ, черные металлы и ряд других. Это невоспроизводимые ресурсы. Интегрирование в мировую экономику при такой ситуации в экспорте трудно назвать перспективным, обнадеживающим.

Не перспективна для России и товарная структура российского импорта. Слишком высока доля импорта в потреблении мяса и мясопродуктов, растительного масла и ряда других продуктов питания, условия для производства которых в России вполне достаточны. Чрезмерной оказалась импортная зависимость России по машинам и оборудованию для химии и нефтехимии, по некоторым химикатам и специальным материалам для нефте- и газодобычи. В целом импорт составляет порядка 15% по отношению к ВВП России, но 1/3 от объема товарооборота потребительских товаров. Таким образом, складываются условия для высокой зависимости российской экономики как от экспорта, особенно по товара топливно-энергетической группы, так и от импорта по широкому кругу готовых промышленных изделий и материалов, а также основных видов продовольствия.

Из-за слабой конкурентоспособности Россия в международном разделении труда выступает как нетто-импортер машин и оборудования. Несмотря на сокращение в связи с падением инвестиций в основные фонды, импорт машин и оборудования (в стоимостном выражении) в несколько раз больше, чем экспорт этих товаров. Это характеризует позиции России не только как ослабленные и нетипичные для промышленно развитого государства, но и как неблагоприятные с точки зрения процесса глобализации, что становится особенно важным в связи с переговорами о присоединении России к ВТО.

Правда, имеется и ряд положительных моментов во внешнеэкономических связях России. По расчетам Международного института развития менеджмента (IMD), в категории "рост экспорта товаров" к 2000 г. Россия вышла на 4-е место в мире, а по величине положительного сальдо торгового баланса -- на 2-ю позицию. Более того, Россия лидирует по позитивному соотношению стоимости экспорта и стоимости импорта.

Хотя вступление России в международный фондовой рынок явилось положительным событием 90-х гг., ситуация на этом рынке нередко стала оказывать на Россию отрицательное воздействие. Переживаемый Россией финансовый кризис резко обострился в июле-августе 1998 г., в частности, под влиянием катастрофического положения на фондовых рынках в ряде азиатских стран. Это обстоятельство негативно отразилось также на Германии и США, являющихся наиболее крупными кредиторами России. Заметно понизился курс российских ценных бумаг на рынке евробондов. Серьезные потери понесли иностранные инвесторы, действующие на российском рынке ценных бумаг. Большинство из них в августе 1998 г. покинуло этот рынок. Считается, что на иностранных инвесторов до кризисной ситуации приходилось официально 20-30% объемов продаж. На самом деле эта доля доходила до 80%, поскольку нерезиденты широко практиковали выход на рынок ценных бумаг через российские брокерские фирмы.

Перечень конкретных проявлений процесса глобализации в России был бы неполным, если не отметить выявившуюся в 90-е гг. тенденцию к росту вывоза за границу российского капитала. В подавляющем большинстве случаев такой вывоз осуществляется нелегально. Он представляет собою бегство капитала из России, что наносит значительный ущерб ее народному хозяйству. Ежегодно, по оценке Генпрокуратуры РФ, из страны уплывают 20-25 млрд долл. США.

Вместе с тем капитал вывозится крупными российскими компаниями из России и по легальным каналам в связи с осуществлением инвестиций за рубежом. Он направляется в предприятия по добыче нефти и металлургического сырья, в строительство магистральных газопроводов, в нефтеперерабатывающую промышленность, в выращивание некоторых плантационных культур и т.д.

Вывоз капитала из России связан и с нарастающим из года в год потоком граждан, выезжающих на работу и постоянное жительство за границей. Эмиграция сопряжена в России с вывозом указанными гражданами капитала в основном в виде инвалютных денежных средств. В итоге утечка умов, сама по себе негативно воздействующая на российскую экономику, провоцирует еще и увеличение вывоза из России денежных средств.

Как видим, уже на начальном этапе своего перехода к рыночной экономике Россия охвачена процессом глобализации мировой экономики. Но она не получает от этого выигрыша. Объем экономических потерь оказывается заметно выше.

К 2000 г. заметным фактором воздействия на эффективность экономической деятельности в России стало отношение зарубежных государств и непосредственных партнеров по торговле и сотрудничеству к российским хозяйствующим субъектам и государству в целом. Это отношение стало жестким, а в ряде случаев враждебным. В США и ЕС увеличивается число антидемпинговых процедур против российских экспортных товаров и т.п. Все это происходит на фоне стремления соответствующих финансовых и информационных структур определять неблагоприятные рейтинги России на рынках заемного капитала, транспортных, страховых и других услуг. Делаются попытки раздуть миф о сплошной криминализации российского бизнеса.

В этой связи представляет интерес как индикатор отношения к России оценка конкурентоспособности нашей страны, сделанная в 2001 г. Международным институтом развития менеджмента. Используя статистические показатели, полученные от международных организаций, национальных и частных институтов, а также данные опроса руководителей крупных и средних компаний, этот институт определил на основе 286 критериев рейтинг конкурентоспособности 49 стран, присудив России 45-е место. Главными факторами, не позволившими нашей стране занять более достойную позицию, оказались самый высокий внешний долг в процентах от ВВП, самый высокий уровень потребления энергии (62,7 килоджоулей) на каждый доллар ВВП (в Гонконге -- 1,9, в Швеции -- 3,3), несовершенство механизма защиты иностранных инвестиций, слабый интерес к созданию благоприятных условий для привлечения не только инвестиций, но и лучших умов.

Все это убеждает в необходимости разработки и проведения целенаправленной политики государственного регулирования в целях включения России в мировую экономику и в процесс глобализации на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и защиты государственного суверенитета.

Используемая литература

Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатин-форм, 1993.

Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 1998.

Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика. 1992.

Архангельский В.Н. Еще одна концепция развития экономики России М.: Права человека, 1996.

Архангельский В.Н. Макромаркетинг в российской экономике: проблемы взаимодействия рынка и

государственного регулирования. М.: Изд-во РАГС, 2002.

Баззел Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993.

Бойко И.П. Проблемы устойчивости сельскохозяйственного производства. Л., 1986.

Буглай В.Б., Ливвнцвв Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Высшая школа, 1996.

Буланов B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. Рязань, 1994.

Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. T.I, И. М.: Интерпракс, 1994.

Валовая Т.Д. Валютный курс и его колебания. М.: АО "Финстатинформ", 1995.

Венская конвенция о договорах международной куплипродажи товаров: (Комментарии). М.: Юридическая литература, 1994.

Виноградов В.В. Экономика России. Учебное пособие. М.: Юрисгь, 2001.

Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Финпресс, 2000.

Подобные документы

    Понятие, структура и виды иностранных инвестиций. Формы участия иностранного капитала в иностранной экономике. Перспективы импорта капитала в российскую экономику. Оценка инвестиционной привлекательности современной экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Современные тенденции экономического развития России. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке. Предпосылки глобализации российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Стратегические альтернативы российской экономики. Концепция социально-экономического развития России. Сущность и роль регионального стратегического планирования, его основные этапы. Характеристика и перспективы развития субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Предпосылки возникновения и развития новой экономики, ее характерные черты. Принципы развития новой экономики в России. Факторы, влияющие на конкурентные возможности России в новой экономике. Сетевые технологии как основа глобальной экономики будущего.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2016

    Характеристики и принципы функционирования рыночной экономики. Факторы формирования российской модели рыночной экономики. Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации. Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Определение Российской экономики. Три сектора экономических реформ. Порок экономических реформ. Перечень достижений российской экономики. Современное состояние экономических реформ России. Ошибки реформирования Российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2006

    Анализ социально-экономического развития Российской Федерации. Построение экономических моделей. Оценка объектов собственности. Прогнозы развития моделей смешанной экономики. Основные направления развития российской смешанной экономической системы.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Особенности экономики Северных регионов России, социально-демографическая ситуация. Тенденции, перспективы экономического развития, необходимые мероприятия и существующие проблемы. Концепции государственного регулирования развития экономики субъектов РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Теория экономического роста и экономического развития. Рецессия как следствие кризисных явлений в развитии экономики России на современном этапе, ее суть и содержание. Причины создания сложившейся ситуации в российской экономике, пути решения проблем.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Экономический потенциал России и его уникальность. Политические и экономические предпосылки включения РФ в мировое хозяйство. Причины низкой конкурентоспособности российской экономики, трудности ее преодоления. Перспективы преобразования экономики страны.

В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года , а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г. , подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина.

Наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий . Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики , активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением.

Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.

При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов.

Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма.

Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией «Прогнозы и циклы», Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН.

Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.

Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики .

Это не может не отразиться на экономике России , которая ныне включена в мировую экономику , особенно если упадут мировые цены на нефть — основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.

На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну.

В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста.

Лишь в 20-е гг. XXI века , когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.

Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс «догоняющего» развития , «удержания позиций» в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса.

Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на «опережающее» развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада , это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.

Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла . Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную , противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму.

Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса , откатилась назад по многим позициям.

Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы — при оптимистическом сценарии — вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве.

«ВВП России растет третий квартал подряд. По предварительным оценкам, в апреле прирост составил уже 1,4%, увеличиваются продажи автомобилей, объемы выдачи ипотечных кредитов… Во всем мире эксперты считают эти индикаторы важными признаками оживления экономики… По итогам первого квартала приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил $7 млрд. Это лучший показатель за соответствующий период за последние три года», - Владимир Путин, президент России.

  • Россия делает ставку на развитие цифровых технологий как основы хозяйственной деятельности и госуправления

«Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни… Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект… Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики... Четвертое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности», - Владимир Путин.

  • Для привлечения инвестиций предлагаются новые механизмы

«Возврат капиталовложений [инвесторов] предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов…. Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов», - Владимир Путин.

«Можно увеличить срок специнвестконтрактов с 10 до 20 лет, предусмотреть возможность для гибкого участия... институтов развития, банков, субъектов естественных монополий и других структур… Следует расширять гарантии спроса на продукцию, создаваемую в рамках специнвестконтрактов как со стороны государства, так и компаний с госучастием. На весь срок реализации контракта необходимо обеспечить инвестору неизменность налоговых и других условий, связанных с госрегулированием», - Владимир Путин.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ:

  • Проблема экологии становится особенно острой на фоне решения администрации Дональда Трампа выйти из Парижских соглашений по климату

«Мы выступаем против эксплуатации окружающей среды и хотим добиться нулевого воздействия промышленности на нее», - Нарендра Моди, премьер-министр Индии.

«Изменение климата - …это вопрос, связанный не только с тем, как обращаться с нашей планетой в будущем, но непосредственно касающийся наших экономических интересов», - Кристиан Керн, федеральный канцлер Австрии.

«На мой взгляд, можно было бы и не выходить из Парижских соглашений, потому что они носят рамочный характер… Сейчас нужно не шуметь по этому поводу, а создать условия для совместной работы, потому что если такие страны, как США, не будут совсем работать, то тогда вообще никакого соглашения в этой сфере не удастся согласовать и подписать», - Владимир Путин.

  • Массовое применение инновационных технологий рождает не только новые возможности, но и риски

«Новые технологии стремительно меняют привычный уклад жизни, формируют новые отрасли и профессии, открывают принципиально другие возможности для развития, но и порождают новые угрозы», - Владимир Путин.

«Цифровой мир, роботизация, распространение интернета - все это дает нам новые возможности для развития… Мы должны использовать эти технологии, а не убирать в долгий ящик, считая, что они нас никогда не коснутся», - Кристиан Керн.

  • Экономическое неравенство создает угрозу для развития. Новые технологии и международное сотрудничество помогут решить проблему

«Речь идет о том, чтобы наша экономика генерировала больше доходов, а люди получали больший доход соответственно. И сделать это можно исключительно на путях развития новых технологий… [Кроме того] государство должно таким образом перераспределять ресурсы, чтобы поддерживать тех, кто находится в достаточно сложном положении и жизненной ситуации», - Владимир Путин.

«Нельзя допустить того, чтобы 1% общества обладал таким же количеством богатства, как 99 %, – такое общество будет нестабильным. Для обеспечения социального баланса необходимо в первую очередь создать благосостояние. Это удается при выстраивании мостов между странами и развитии экономического сотрудничества», - Кристин Керн.

  • Санкции наносят ущерб всем сторонам, но Россия использовала ситуацию для повышения конкурентоспособности

«Мы столкнулись с очень негативными последствиями, нас это задело. По нашим подсчетам, примерно 0,3% нашего ВВП мы потеряли от этого [введения санкций]. Это достаточно много, и поэтому мы хотим, как можно быстрее найти решение этой проблемы», - Кристиан Керн.

«Эти рестрикции наносят нам ущерб, главным образом с ограничением на работу наших финансовых организаций, с передачей технологий. Но есть и плюс. Мы подтолкнули развитие целых отраслей экономики», - Владимир Путин

«Будем торговать и дружить со всеми: и с Западом, и с Востоком, – но не вместе с кем-то против кого-то. Любые санкции и фобии контрпродуктивны»- Игорь Додон, президент Республики Молдова.

  • Вопросы безопасности и борьбы с терроризмом должны стать основой для многостороннего международного сотрудничества

«Вот только что премьер-министр [Индии Н. Моди] говорил о борьбе с терроризмом, но разве это нас не должно объединять? Разве нас не должно объединять в сфере безопасности распространение оружия массового уничтожения? Мы же должны понимать, что происходит и куда это нас может привести, и своевременно совместными действиями заблокировать неблагоприятное развитие событий», - Владимир Путин.

«Граждане наших стран ожидают, что мы будем гарантировать их безопасность и бороться с терроризмом. А это удастся только, если мы будем искать возможности для сотрудничества между Европой, Россией и всеми странами, которым угрожает эта опасность», - Кристиан Керн.

  • Только международное сотрудничество поможет решить самые сложные мировые проблемы. Вражда контрпродуктивна

«Россия не может исполнить Минские соглашения в одностороннем порядке. Мы готовы содействовать этому, но мы не можем сделать то, что должны сделать киевские власти».

«Россия защищает не столько президента Асада, сколько сирийскую государственность… Мы не хотим, чтобы на территории Сирии возникла ситуация, сопоставимая с Ливией, Сомали или с Афганистаном».

«Это (обвинение во вмешательстве России в выборы в США) попытка решить политические вопросы с использованием инструментов внешней политики. Это вредно, это наносит ущерб международным отношениям, мировой экономике, вопросам безопасности, борьбе с террором».

«У нас много объединяющих повесток дня, очень много. И если мы сосредоточим внимание именно на этой, позитивной стороне нашего сотрудничества, то, без всяких сомнений, мир будет меняться к лучшему», - Владимир Путин.