Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Почему с ребенком так важно играть? Консультация (старшая группа) на тему: «Почему ребенку нужна игра» (консультация для родителей).

Почему с ребенком так важно играть? Консультация (старшая группа) на тему: «Почему ребенку нужна игра» (консультация для родителей).

Любая игра – это потребность детского организма. С помощью игр ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, реализует свои внутренние потребности и всесторонне развивается. Также игра помогает ребенку искать себя, ведь недаром дети часто представляют себя и лётчиками, космонавтами, учителями и докторами. Примеривая на себя разные профессии, ребенок интуитивно пытается найти то, что ему по душе, вызывает интерес и удается лучше всего. Таким образом с помощью игры постепенно строится дорога в будущее ребенка.

Помимо этого игра – это еще один из самых важных аспектов воспитания. Не стоит мешать ребенку фантазировать в своих сюжетных играх, но можно помочь ему развиваться и умственно, и физически, дополнительно подбирая для него игры, а еще лучше играя вместе с ним.

Польза подвижных игр

Особую роль в воспитании занимают активные игры. Подвижные игры положительно влияют на физическое развитие ребенка. С помощью подобных игр дети учатся ориентироваться в пространстве, улучшается координация. Также активные игры заряжают ребенка положительными эмоциями, а это благотворно сказывается на его настроении в течение дня и здоровье в целом.

Дети, которые регулярно принимают участие в подвижных играх, меньше капризничают, имеют хороший аппетит и легче и крепче засыпают. Если ребенок в детстве мало двигается, то в более старшем возрасте он будет быстрее утомляться. Высокая подвижность ребенка помогает избежать таких проблем как ожирение и слабость в мышцах. Многие активные игры подразумевают взаимодействие с другими детьми, особенно любые командные развлечения. В этом случае благодаря игре ребенок лучше социализируется, учится взаимодействовать со своими сверстниками и реагировать на различные жизненные ситуации.

На что опираться при выборе игры

В первую очередь необходимо создать комфортные условия для игры. Это не значит, что все игры должны проходить на специализированных игровых площадках или со специальным реквизитом. Как раз материальная сторона вопроса в таких случаях совершенно не играет роли, так как воображение ребенка позволяет ему из любой веточки сделать меч, а из песочницы – пустыню. В данной ситуации важно создать именно психологический комфорт. Ребенок должен чувствовать себя свободным, у него должна быть возможность проявлять инициативу и самостоятельность.

Обязательно заранее необходимо продумать, как реагировать на негативные стороны любой игры. Тут нужно и самим родителям постараться подать положительный пример, и попробовать помочь ребенку проработать свои негативные эмоции.

И, конечно, любая игра должна быть еще и развивающей. Но и тут нельзя забывать о свободе и самостоятельности, так как к любым выводам ребенок должен прийти сам, иначе это не будет эффективно.

Подбираем игру в зависимости от возраста

До трех лет достаточной физической нагрузкой для ребенка служат любые его передвижения по дому, прогулки на улице и мелкая активность. От трех до пяти лет можно начать заниматься простыми ритмичными упражнениями, а также простыми импровизированными танцами. В это время стоит сделать упор на правильную осанку ребенка и развитие координации.

От пяти до семи лет стоит увеличить физические нагрузки. Детям можно давать игры, включающие в себя элементы бега, прыжков. Также хороши будут игры на преодоление различных препятствий, в том числе и вместе с другими детьми. Помимо обычных подвижных игр полезно начинать учиться кататься на роликах, коньках и велосипеде. В младшем школьном возрасте стоит обратить внимание на игры, тренирующие выносливость и внимание ребенка. Особенно важны в этом возрасте игры в компании или команде, чтобы ребенок совершенствовал свои навыки взаимодействия с другими людьми, в частности сверстниками.

Меры предосторожности

Желательно, чтобы любые подвижные игры дошкольников проходили непосредственно под присмотром взрослых. Взрослые могут не только проконтролировать игру и помочь избежать травм, но и разрешить при необходимости большинство конфликтов, которые могут возникнуть при тесном взаимодействии детей.

Дети должны играть в удобной одежде, которая не сковывает их движения. Этот фактор напрямую может влиять на степень травматичности.

Если планируется проводить игры на свежем воздухе далеко от дома, то стоит позаботиться об элементарной аптечке, ведь ушибы и царапины в детских активных играх практически неизбежны. К этому нужно относиться спокойно, достаточно просто вовремя и правильно обработать ранки и ушибы.

Также, если игры проходят на свежем воздухе, необходимо не забывать о солнцезащитных средствах, так как долгое пребывание на улице даже в пасмурный день может обернуться солнечными ожогами для нежной детской кожи.

Ссылки

Почему ребенку нужна игра?

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

К сожалению, некоторые родители недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма . Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности . Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов – телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство – это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребенка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.

Для детей конца второго – начала третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами. К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным – так ребенок осваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте с ответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я – доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится произведение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характера, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль – значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого. Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер, и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех – четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания. С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком минут в день. С детьми 4-5 лет можно играть реже, 1-2 раза в неделю. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Иногда возникает беспокойство по поводу того, что ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого? Причина заключается в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Ребенок пятилетнего возраста также нуждается в совместной игре со взрослым. Дети старшего дошкольного возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5-6 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воздействие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д. Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Подготовил старший воспитатель

Детская игра обладает огромной ценностью для развития. Чем больше играет ребенок, тем выше его способности познавать, раскрываться, внутренне расти и радоваться миру. В чем смысл детской игры, умеем ли мы понять и поддержать ее?

Значение игр

Игры окружают нас повсюду; игра – это не только каша в пластмассовом ведерке, игра – это политика и флирт, субкультурные традиции и религиозные ритуалы, театральные постановки и поведение на бизнес-переговорах, футбольные матчи и научные открытия. Играют взрослые, дети и даже животные. Собака, бегущая за мячом, дельфины, выпрыгивающие из воды, медведи в несерьезном спарринге - все демонстрируют игровое поведение.

Но лишь в человеческой цивилизации игра имеет настолько универсальное значение, и, может, поэтому медведи с дельфинами до сих пор не строят стадионов.

В XIX веке считалось, что игра – это то, что отличает человека от прочих существ. Современные этологи знают, что и для животных игровое поведение чрезвычайно важно.

Например, играющие горные козы, скачущие по горам, наносят себе вред, так рискуют свалиться с высоты. Однако, выяснили исследователи, эти, казалось бы, глупые козы, которые прыгают по опасному серпантину, в итоге становятся умнее, чем их товарищи, лишенные такой возможности. Играющие козы успешнее приспосабливаются к жизни: оставляют больше здорового потомства и находят себе лучшую пищу.

Психиатр, клинический исследователь Стюарт Браун как-то рассказал об исследованиях, проведенных на мышах. Одну группу грызунов лишили возможности играть, другая развивалась нормально. После того как мышей напугали кошачьим запахом, ученые наблюдали за их реакцией. Сначала обе группы забились в угол, но потом зверьки, которые провели юные годы в играх, отправились осторожно исследовать территорию, обнюхивать углы. Другая группа, в которой были не игривые мыши, так и осталась сидеть в углу.

Вывод ученых заключается в том, что игровое поведение – жизненная необходимость, она помогает приспособиться к любым условиям.

Игра и мозг

Пока ваш ребенок носится и, на взгляд дедушки, бессмысленно гудит паровозиком, его мозг изменяется физически. Никакие кубики с буквами не могут дать того эффекта, какой «паровоз с гудком» оказывает на нейросистему человека. Игра стимулирует рост клеток в амигдале – зоне, отвечающей за контроль над эмоциями. (Кстати, считается, что ее нарушения связаны с аутизмом и тревожными состояниями.) Игра влияет на дорсолатеральную зону коры головного мозга, а та отвечает за принятие решений, распределение информации.

Нейробиологи готовы поклясться, что «казаки-разбойники», в которых вы гоняли в детстве, оказали существенное влияние на ваши когнитивные способности. Может быть, даже больше, чем уроки арифметики в третьем классе.

Кроме того, игра позволяет испытать себя, примерить новый опыт, развить самоконтроль, прожить состояние потока – особое состояние концентрации, которое дарит массу энергии.

Что отличает игру

Приходит педагог к детям и говорит: «А давайте поиграем!» А дети хором: «Неа, не хотим!» Они не хотят, потому что знают: сейчас учитель будет радостно улыбаться, радостно прыгать, а потом попытается впихнуть в них что-то ненужное. (Может, оно и нужное, но вряд ли – раз его насильно впихивают под видом игры).

У настоящей игры есть такие признаки:

Очевидная бесцельность, процесс ради процесса. Когда взрослый от радости делает колесо несколько раз, а не для того, чтобы показать, как выглядит буква Х сбоку.

Добровольность. Если кто-то из участников заставляет себя понарошку есть песок, это уже не игра, а истязания.

Неотъемлемая привлекательность. Игра манит, затягивает, выглядит интригующе, ради нее не жалко пожертвовать и обоями.

Свобода от времени. Только что сел после завтрака поиграть, а за окном почему-то стемнело.

Ослабление самосознания. Разгорячился и показываешь беременного удава, совсем забыв, что беременные удавы – не твоя сильная сторона.

Потенциал для импровизации. О нет, только не это! Беременный удав запел арию.

Желание продолжать. Несмотря на стук соседей по батарее.

Если наша деятельность не соответствует этим пунктам, нужно задать себе вопрос, а чем мы тут, собственно, занимаемся?

Игра по возрастам

Деление по возрасту довольно условно и вовсе не означает, что только одним только образом нужно играть в 2 или 3 года. Например, манипулятивная игра появляется еще во время эмбрионального развития (да, у них есть очень увлекательные штуки вроде пуповины и плодного пузыря) и продолжается до конца жизни, пока пуповина медленно заменяется смартфоном, а потом аппаратом, меряющим давление.

1. Манипулятивная игра (с 3–4 мес. эмбрионального развития)

Для ребенка до полутора лет это наиболее важная деятельность – бросить, покатить, спрятать, найти, изменить форму, пошуршать, позвенеть, рассыпать. Эксперименты с летающей овсянкой могут иногда расстраивать взрослых, но они непременно должны присутствовать в жизни малыша. Если человек бросает посуду – нужно дать ему набросаться, насытить свой интерес. А если вы не готовы кричать каждый раз «На счастье!», купите не такие хрупкие тарелки.

2. Символическая игра (с 1,5–1,8 г)

Этот вид игры начинается, когда ребенок может дать объекту новые функции: кусок хлеба становится короной, палка – куклой, стул – машиной.

Символическое мышление лежит в основе воображения и чувства юмора. Так что когда вам навстречу едет паровоз из сосисок, отправьте ему наперерез другой паровоз – из вилок. Это создание так называемой мнимой ситуации, в которой воображение работает на полную мощь.

3. Ролевая игра (с 2–3 лет)

Здесь уже не предмет, а ребенок примеряет на себя образы: отрабатывает социальные роли, превращается в котенка или динозавра. По тому, какие роли выбирает себе малыш, можно выяснить, каковы его сильные и слабые места. Например, тревожный ребенок выберет агрессивное амплуа: я хватаюсь за гранатомет, потому что не уверен в ситуации вокруг и заранее должен всех напугать.

В литературе описаны случаи, когда сестры в жизни предлагают друг другу: «А давай играть, что мы сестры!» В чем тут фокус: играя, они пытаются воплотить свои идеальные представления о сестрах. Если в жизни ты можешь сестру дергать за ухо, то в игре вы ходите за ручки и гладите друг друга по косам. Родителям будет легко воплотить с ребенком идеальную модель мамы и малыша («Давай поиграем, будто ты моя мама!»), качать его на ручках и целовать в макушку.

Ролевая игра хорошо служит для восприятия новых ситуаций: если семье предстоит путешествие, переезд или приучение к горшку, то перед этими событиями следует несколько раз поиграть в путешествие, переезд или приучение к горшку. Информация будет ребенком присвоена, и он сможет переварить ее в обычной жизни.

Ролевая игра будет сопровождать нас всю жизнь, и чем лучше мы наиграемся в нее в детстве, тем лучше мы сможем изображать бодрствующего сотрудника на совещании.

4. Сюжетно-ролевая игра (с 3–4 лет)

На этом этапе у играющего не просто есть роль, с ним еще все время что-то происходит: это не просто пират, который машет саблей, – это пират, который сел на корабль, поплыл в море, там на него напали акулы, а еще у корабля сломалась мачта… Сюжетно-ролевая игра эмоционально проживается, в ней очень важно находить свой стиль поведения и развивать событийную канву. Современные дети обычно очень плохо играют в сюжетно-ролевые игры, потому что в 3–4 года мы вдруг начинаем их обучать, вводим плотный график занятий и показываем буквы. Если сходить в игре в магазин и уложить спать кукол ни для кого не проблема, то развить историю с потерей денег в супермаркете может редкий ребенок.

Здесь можно посоветовать играть самим, водить туда, где умеют и любят играть, читать литературу, ходить семьей в театры…

5. Режиссерская игра (с 4–5 лет)

Это высший пилотаж, такая игра может длиться очень долго – месяцами, в ней много сюжетов, и она принимает разные формы. Сочинять изо дня в день разные истории по затерянный мир, играть все лето с друзьями в Робин-Гуда с домиком на дереве, создавать серию комиксов про бродячий цирк – это все виды режиссерской игры.

Умеющий создать и поддержать такую игру ребенок не только развивает мышление и речь, но и завоевывает лидерское положение среди сверстников, которые пока еще не научились играть в военную диктатуру африканского племени «Тубма».

Игры, пугающие родителей

Больше всего волнений у взрослых вызывают детские игры, связанные с сексом и смертью.

Доктор, которому показывают части тела, обнимающиеся «папа с мамой» – все это заставляет родителей нервничать, и совершенно напрасно. Детский интерес к разнополости, к телу, к отношениям – нормален. Секс есть в нашей жизни, и знания о нем ребенок в любом случае приобретет. Важно решить, берем ли мы на себя эту родительскую функцию – объяснить детям про секс, или мы отодвигаем ее от себя в надежде, что лучше всего малышу об этом расскажут в случайном ролике в интернете. То, что у ребенка появились игры с сексуальным подтекстом, говорит только об одном – пора с ним об этом поговорить. И напротив – спрятанные за семь антресолей книжки «Как меня принес аист» лишь подогреют к запретной теме интерес.

Игры в болезнь, смерть и похороны тоже являются осмыслением тревожащей информации. Если мы напряженно скрываем тот факт, что прадедушка вовсе не уехал в командировку, то ребенка пугает наше молчание больше, чем это сделала бы истина. Единственное, над чем стоит подумать, как именно об этом.

А вот то, что не является игрой и должно настораживать родителей, – это буллинг и компьютерный игры. Буллинг (травля) – это не просто дразнение, это дразнение, превышающее силы ребенка, ситуация, из которой он не может по собственному желанию выйти. Сами по себе дразнилки – штуки полезные. Человеку свойственно поддразнивать окружающих, любимого мужа, лучшую подругу, а у детей вербальная агрессия – это вообще шаг вперед по сравнению с агрессией физической. Ловкий в дразнилках человек может и без кулаков не дать себя в обиду на детской площадке. В отличие от ситуации буллинга, играя просто в дразнилки, дети чувствуют, где граница, за которую выходить не следует, чтобы не ранить другого.

Компьютерная игра – это не игра, потому что пока ребенок сидит перед экраном, с ним самим ничего не происходит, он не узнает нового о себе, не испытывает границы возможностей. Он никак внутренне не меняется.

Отдельной строкой: настольные игры

Настольные игры хороши тем, что обычно именно на них смыкаются интересы детей и родителей, в них легче всего искренне увлечься всей семье. Игровой энтузиазм заразителен.

Если в 2 годы мы поддерживаем и анимируем самые элементарные игры, то к пяти-шести годам перед нами окажется человек, способный составить конкуренцию в сложных стратегических играх, вроде «Колонизаторов».

Удивительный факт: 35 минут урока в первом классе ребенку приходится высиживать принудительно, в то время как два часа в той же неудобной позе за столом перед настольной игрой он проводит легко и одновременно сосредоточенно. Это колоссальная тренировка самоконтроля и самодисциплины. Человек добровольно садится за игру, принимает ее правила и по собственному желанию решает сложные вопросы, испытывая при этом не одну только радость, но и огорчения, и досаду.

Подводные камни игры

Речь пойдет о тонких моментах, о которых нужно помнить в процессе игры, чтобы она принесла радость всем участникам.

1. Проигрыш и выигрыш

Здесь родители часто портят всю малину, либо подыгрывая, либо, наоборот, не позволяя ребенку одержать победу. Поддаваться нельзя, в игре должен быть драйв, зато можно установить особые правила, дать фору. «Тебе нужно съесть трех лягушек, а мне для - целых шесть». С 4–5-ти лет ребенку важно научиться проигрывать, ведь потом сверстники не будут поддаваться или посыпать голову пеплом, когда что-то пойдет не так. Проигрыш – тоже ценный опыт. И особенно легко переживается, если родитель тоже показывает свою реакцию: искренне расстраивается, продувая, или от души радуется, набирая очки.

2. Соревновательный момент

Этот момент родители часто используют для манипуляций: «А ну-ка, кто быстрее завяжет шнурки и вымоет посуду?!» Психологи не советуют подпитывать лишний раз соревновательность, в жизни и без того достаточно конкуренции и напряжения.

3. Слишком много игрушек

Распространенная проблема, которую довольно трудно понять родителям. Игрушки, которые занимают три шкафа, – это игрушки, которые ребенок не может подчинить себе. Они как будто его победили. А ведь ребенок должен быть властелином своих владений. Но его игровой энергии не хватает на покорение Сибири и Дальнего востока. Проблема легко решается сокращением рядов роботов и тракторов.

4. Скрытые цели

Если под видом игры в моряков вы пытаетесь обучить дочку азбуке Морзе, в этом нет ничего плохого, но следует себе честно признаться, что вы сейчас не играете, а занимаетесь обучением. Игрой легко обмануть малышей, но главное не обманывать себя: мы не играем в змею, а надеваем человеку колготки без истерики.

5. Недостаток мотивации у кого-то из игроков

Мама, которая, зевая, спрашивает, можно ли бледнолицым во время битвы мыть посуду, – очень тоскливое зрелище. Мама, которая сказала, что играть – очень здорово и интересно, а потом убегает из темницы, чтобы ответить на телефонный звонок, очевидно, лукавит. Если вам так невыносимо качаться на лианах, позовите кого-то из друзей, кто может научить ваших детей играть в покер и будет при этом искренен и азартен.

Как вернуть игру в свою жизнь

Секрет в том, что играющие сами по себе взрослые гораздо больше мотивируют ребенка, чем мама, которая вымученно ставит один кубик на другой.

Поэтому когда вы перестанете грызть себя за неудачи в игре с «Милыми пони», подумайте, что является вашей личной игрой? Возможно, вам нравится набрасываться на ребенка и щекотать его, прыгать через трещинки в асфальте на одной ноге, петь походные песни, придумывать рифмы или пускать по реке кораблики – не так важно, во что вы играете.

Нужно лишь разделить свое игровое состояние с ребенком, передать ему это ощущение радости и полета. Когда он поймет, как это здорово, у него появится шанс найти свою собственную игру.

Игра может таиться в мелочах, будьте легкомысленны, позвольте себе дурачиться, шуршать сухими листьями и читать вывески с дурацким акцентом, варите суп, будто делаете колдовское зелье, но дайте себе право на ошибку, ищите и не бойтесь!

А если у вас нет настроения, позвольте себе не играть. Всегда можно пригласить играющих людей в гости, или просто приветствовать детскую игру со стороны.

Правила семейной игры:

* Не играть, если не хочется.

* Договариваться.

* Быть собой.

* Не поддаваться.

* Не разрушать игру без необходимости.

* Не насмехаться и не глумиться.

* Не демонстрировать власть.

* Думать о других игроках.

Обязательно поиграйте сегодня со своими малышами!

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

«Если у вас есть выбор поиграть или позаниматься с ребенком, что вы предпочитаете?»

«Поиграть» предпочитают 18% пап и мам. Почему? Потому что:

  • Ребенку это более интересно – 10%
  • Ребенку это нравится – 8%

При этом ответ «позаниматься» выбрали 82% родителей. Поскольку:

  • это необходимо – 62%
  • мне это интересно – 13%
  • ребенок сам просит – 7%.

Заканчивая предложение «Если мой ребенок в пять – семь лет будет значительную часть дня играть, то…», родители высказали такие мнения:

  • потом будут проблемы в школе / не сможет конкурировать со сверстниками – 46%
  • ничего страшного, если игры образовательные, учиться можно и играя – 18%
  • будет заниматься вечером – 17%
  • я буду доволен (довольна) – 15%.

Итак, игра, по мнению родителей – это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного возраста. Его дело (и, заметим, дело его родителей) – готовиться к предстоящей взрослой жизни, к конкурентной борьбе за выживаемость.

К чему же, по мнению родителей, нужно готовить их отпрысков?

  • К умению быть самостоятельными – 61%.
  • получить хорошую высокооплачиваемую профессию – 53%
  • Быть готовым к трудностям – 32%.
  • К принятию самостоятельных решений – 22%.

Но вот ведь парадокс. То самое умение быть самостоятельным, брать на себя ответственность и принимать решение, которое так ценится родителями, приобретается детьми вовсе не во время занятий со специальным педагогом. Даже если он в совершенстве освоил все методики раннего развития, вместе взятые. И умению строить отношения, работать в коллективе, правильно оценивать себя и ощущать уверенность в своих силах – этому тоже дети учатся не на уроках. Но где же? Где та чудодейственная, волшебная методика, которая обучит ребенка жить в современном обществе? Ответ парадоксально прост. Это та самая игра – «без которой вполне можно-де обойтись». Именно в игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

Мама, поиграй со мной!

Однако современным родителям, с которыми в детстве мало играли, нелегко (а порой просто-таки страшно трудно!) «тупо» играть в куклы или гонять по комнате машинки. Им гораздо легче поиграть во «что-нибудь развивающее», поскольку это требует от них меньших эмоциональных усилий. Благо, специальных развивающих игр сейчас придумано – видимо-невидимо. Тут и кубики Зайцева, и уникуб Никитина, и палочки Кюизенера, и блоки Дьенеша. Но проблема в том, что это не совсем та игра, которая больше всего нужна сейчас вашему малышу. Конечно, развивающие логические игры – занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают вам уникальную возможность – увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами вашего малыша. Зачем нужны незатейливые, на первый взгляд, игры нашего детства?

Дочки-матери

Это название немного условно. Совсем не обязательно играть именно в «дочки-матери», хотя и классическая модель семьи очень важна – в ней дети (кстати, не только девочки, но и мальчики) учатся выстраивать семейные роли. Но в подобных играх малыши определяют не только свое место (и, кстати, место своих родителей) в семье, но и примеряют на себя разнообразные социальные функции, профессии, даже общественное положение.

Если вашему малышу 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять пока в свои руки. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите крохе игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни – как вы кормите малыша, укладываете его спать или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас напрочь отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» - меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.

Для игры пригодятся разнообразные аксессуары – стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.

Кстати, об аксессуарах. Если вы давно не заглядывали в «Детском мире» в отдел кукол и кукольного хозяйства, вас ждет потрясение. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до последних мелочей. Можно, например, найти игрушечный кухонный комбайн с «фирменной» надписью, действующий электрический пылесос и пластмассовую курицу-гриль. Стоят они немало и вызывают поначалу скупую слезу умиления – ах, если бы было такое в нашем детстве! Но на самом деле, столь детализированные игрушки детям не нужны. Более того, совсем не полезны. Потому что они закрывают дорогу фантазии и воображению. Ведь лишь в детстве одна и та же палочка может стать то ложкой, то ручкой, то мобильным телефоном. Это использование предметов-заместителей характерно для детей старше трех лет и говорит о том, что их развитие идет по правильному пути. Ведь именно так начинается символическое мышление – и в конечном счете – умение абстрагироваться. И поэтому не стремитесь завалить свое чадо слишком реалистичными игрушками – дайте простор его фантазии.

Ребенок 4-7 лет уже сам будет вести сюжет, вам достанется роль ведомого. Попробуйте воссоздать в игре разнообразные жизненные ситуации – и мы обещаем, что вы узнаете много нового. О себе и своей семье, о детском саде, о друзьях и воспитательнице вашего сокровища.

Жмурки-пряталки

Наши предки, от которых нам достались в наследство эти игры, были совсем не глупы. Таким способом они учили детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.

По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте в виду, если ваш ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит – разрешите в этом случае их просто закрыть. Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны, и по команде водящего замирают. После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант – отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.

В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества – его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте. Если ваш ребенок боится темноты, можно во время игры выключить или хотя бы притушить свет в одной из комнат. Выключая свет, громко скажите, что сюда-то ваш сын или дочка точно не пойдет. И спрячьтесь в темной комнате сами.

Куча мала

Вот уж во всякой возне точно никакого толку нет! – воскликните вы. И будете неправы. Во-первых, потому что психологи подобные игры очень даже ценят и называют их телесно ориентированной терапией. А во-вторых, такая возня чрезвычайно удобна для уставшей мамы, которая еле-еле приползла с работы. И больше всего на свете ей хочется упасть. Так падайте! И станете не просто мамой, а Эверестом или Джомолунгмой, на которую будет карабкаться юный альпинист – Покоритель Вершин.

Телесно ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека (как взрослого, так и маленького) свой стиль движения, и это так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре ребенок учится чувствовать себя в паре или в коллективе (вспомните, куча мала – одна из любимейших забав в детском саду, независимо от возраста), развивает телесную чуткость, владение своим телом. Телесный контакт жизненно необходим малышу уже с первых дней жизни. Но младенцев, так или иначе, носят на руках, обнимают и целуют. А потом – почему-то считают, что это делать уже не обязательно. Между тем и дошкольнику, и даже подростку очень важно чувствовать близкий контакт с мамой – и физический в том числе. В этом невербальном общении тоже зашифровано ваше послание: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Вот несколько идей (новых и хорошо забытых старых) для телесно ориентированных игр.

  • Массаж «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…» - можно по очереди с ребенком делать его друг другу
  • «Угадай материал» - игра из арсенала Марии Монтессори. Приготовьте несколько образцов материала самой разной фактуры. Подойдет дерево, различная ткань (от шифона до рогожки), мех, бумага (от папиросной до наждачной), металл, стекло, керамика, пластмасса и т.д. Теперь один участник закрывает глаза (для надежности можно завязать их платком) и на ощупь угадывает материал. Кстати, это можно делать не только рукой, но и другими частями тела – спиной или ногой. Заодно выясните, какая часть более чувствительна.
  • Просто дурачиться, танцевать и обниматься.

Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр – в них заложен глубочайший смысл.

Инесса Смык

Почему играют дети? Зачем нужна игра.

Почему играют дети? Зачем нужна игра?
Все психологи единодушно сходятся во мнение, что без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является основной деятельностью, т. е. определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления, как личности.

ИГРА - ШКОЛА ОБЩЕНИЯ

Потребности в освоении человеческих отношений. Например, у животных нет ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.

Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. - школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом и эталоном.

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное - это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, - тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

О том, как важна для ребёнка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за её отсутствия искажается нормальное развитие ребёнка.

Случается, что дети-дошкольники не умеют играть в ролевые игры, не играют в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие дворовой компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.