Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Контрольная работа: Образ семьи в "Повести о Петре и Февронии Муромских".

Контрольная работа: Образ семьи в "Повести о Петре и Февронии Муромских".

Тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских 7 класс. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не остав­ляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, толь­ко не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, что­бы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного боль­шого камня единый гроб с преградой посредине и завещали поло­жить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного хра­ма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:

Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, на­реченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день.
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в собор­ной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они пове­лели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хо­тели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их пре­ставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гро­бе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово воздух в данном тексте?

2. От чьей крови тяжело заболел Петр?


Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления.

4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого прояв­ляются в этом эпизоде?

5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.

Задания с развернутым ответом

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Что означает слово блаженный в данном тексте?

2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?

3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях?

5. — Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Как называется такая форма речевого взаимодействия героев ли­тературного произведения? ­

Задания с развернутым ответом

6. Какие черты личности героев проявились в данном фрагменте?

7. Какими представлены горожане?

8. Сопоставьте фрагмент «Повести о Петре и Февронии Муромских» и русскую народную сказку «Мудрая дева». Чем похожи герои­ни? Чем различаются?

Русская народная сказка Мудрая дева для 8 задания

Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.
Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянни­ка, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:
Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с бары­шом, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:
О чем слезы льешь, добрый молодец?
— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один — дядя, и тот обижает!
Какую ж обиду он тебе делает?
— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, — чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.
— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги ба­ранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!
Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и от­дает дяде вырученные деньги.
— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?
Парень признался.
— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.
Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:
— Поедем, станем сватать ту девицу.
Вот и поехали.
Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?
— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.
Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привя­зать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?
— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.
Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:
— Ты с кем живешь, девица?
— С батюшкой.
— Где ж твой отец?
— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.
— А когда назад воротится?
— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!
— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду- отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!
— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.
— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибу­дет, а ежели кругом — к вечеру будет?
— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом — дорогою!
Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего пле­мянника.

Ответы на тест по литературе Повесть о Петре и Февронии Муромских
1 вариант
1. покров // покров для чаши
2. змий
3. эпитет
4. фольклор // устное народное творчество
5. повтор
2 вариант
1. благой // добрый
2. Рязанская
3. эпитет
4. сказка // волшебная сказка
5. диалог

Контрольные работы

Тест №1 « Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Феврония, наречённая Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы

воздух с ликами святых. Блаженный же князь Пётр, наречённый Давыдом, прислал к

ней сказать:

Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы

вместе отойти.

Она же в ответ:

Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.

Он вторично посылает к ней:

Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.

Она же заканчивала воздух, только у одного святого не не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг неё нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, наречённому Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию – вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.

Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать.

Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.



(«Повесть о Петре и Февронии Муромских») А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) житие 2) летопись 3) рассказ 4) поучение А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование

2) завершает повествование

3) является кульминацией сюжета

4) является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной идеей данного фрагмента является:

желание Февронии дошить покров в святую церковь 1) желание Давыда побыстрее покинуть мир 2) невозможность для людей разъединить тела Ефросинии и Давыда 3) неверно выбранный день смерти 4) А4. Какими оказались люди, пытающиеся разлучить тела Февронии и Петра?

1) жестокими 2) трусливыми 3) отчаявшимися 4) неразумными А5. С какой целью автор при характеристике Петра и Февронии использует такие слова и выражения: «к блаженному Петру», «предали оба вместе чистые свои души в руки Божии», «к их святым телам»?

1) выявляет в героях серьёзное отношение к смерти

2) наделяет героев неземными чертами

3) характеризует психологическое состояние героев

4) показывает, что после смерти оба были причислены к лику святых В1. Укажите художественно-выразительное средство, которое помогает автору описать образ и выразить своё отношение к нему («святым их телам», «чистая душа», «блаженный Пётр»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его высказываний (со слов: «Сестра Ефросиния!..») В3. Из абзаца, начинающегося со слов «Феврония, наречённая Ефросинией…», выпишите сочетание слов, которое называет то, что вышивала Феврония для соборного храма Богородицы.

В4. Объясните значение слова РИЗА.

С1. Какие необычные события происходили после смерти Петра и Февронии? Как вы это объясните?

–  –  –

6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе?

А)Стародум Б) Милон В) Правдин Г) Простаков

7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?

А) Скотинин Б) Милон В) Митрофанушка Г) Простаков

8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке?

А) немецкий Б) английский В) французский Г) итальянский

–  –  –

14. Какой науке не учат Митрофанушку?

А) арифметике Б) грамоте В) французскому языку Г) географии

15. Как зовут господина Простакова?

А) Тимофей Б) Терентий В) Тихон Г)Трофим

–  –  –

17. Как зовут офицера, который ведет солдат через деревню Простаковых?

А) Правдин Б) Стародум В) Милон

Г) Вральман

18. Куда в конце пьесы забирают Митрофанушку?

А) В школу Б) В армию В) В больницу

Г) В театр

19. Кто из героев - родной дядя Софьи?

А) Простаков Б) Правдин В) Скотинин

Г) Стародум

–  –  –

1.«Шинель»- произведение:

А)романтическое б)сентиментальное в)реалистическое 2.»Кривой глаз и рябизна по всему лицу» - это о ком:

А)об Акакии Акакиевиче б)о Петровиче в)о «значительном лице».

3.А.А. служил в департаменте:

А) иностранных дел б)просвещения в)в одном…

4.Имя А.А.получил:

А)по святцам б)кума настояла в) матушка дала.

5. «Значительное лицо»:

А) титулярный советник б)генерал в)тайный советник.

6.Имя «значительного лица»:

А) Григорий Петрович

б) Иван Петрович Ерошкин

в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович

А) был равнодушен к работе

Б) старался работать, чтобы не выгнали

в) служил с любовью, с наслаждением.

А) положительный герой

б) отрицательный герой

в) противоречивый характер

9.Повествователь:

А) проявляется как «я»

б) не чувствуется

в) его позиция выражена пафосом произведения.

10.Пейзаж:

А) играет важную роль б) не играет особой роли в) его здесь нет.

11. «Маленький человек» Гоголя:

А) ничтожное существо

б) личность, временно задавленная обстоятельствами

в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире.

12. «Шинель»:

А) художественная деталь б) символ в)образ.

13.Носителем положительного начала является:

А) образ Петербурга

б) повествователь

в) здесь нет положительного начала.

14.Повесть «Шинель»:

А) фантастическая б) жизнеподобная в)романтическая.

15.А.А. – это:

А) типичный национальный характер

б) лишний человек, в) «крик ужаса и стыда, который издаёт человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо» (Герцен).

А) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку»

Б) это другой вид

В) его нельзя отнести к маленьким людям.

17.В заглавии повести выражена:

А)тема б)идея в)заглавие с темой и идеей не связано.

А) маленький человек достоин уважения

Б) он продукт бесчеловечного государства

В) он сам виноват в своей малости.

–  –  –

1)Отец, отставной майор Сергей Львович, слыл острословом, увлекался литературой, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов.

Поэтому дома родители читали детям французские книги и разговаривали только на французском языке. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей. На экзамене при выпуске прочитал стихотворение «с необыкновенным оживлением». Члены комиссии были растроганы, особенно Державин. По окончании лицея вернулся в родовое имение Михайловское.

2)Воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая боготворила его и жила только им одним. Завещала всё своё состояние ему, при условии, что отец не будет вмешиваться в воспитание сына. Позже определила внука в одно их лучших учебных заведений – Благородный пансион при Московском университете. Позже учился в Петербурге. Печальное известие о смерти Пушкина потрясло его, и он пишет стихотворение «Смерть поэта».

5. Соотнесите название произведения и отрывки из него.

1) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

2) Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал…

3) Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…

4) Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я… 5) «Прошёл ещё год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда не годный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню…».

6) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

а) «Муму»

б) «Бородино»

в) «Крестьянские дети»

г) «На Волге»

д) «Мороз, Красный нос»

е) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

6. Назовите имения писателей.

–  –  –

7. О ком идёт речь? Напиши фамилию поэта или писателя.

1)Писатель-сатирик

2)Главная тема творчества - тема обездоленного народа.

4)Создал образ женщины-декабристки.

6)Создал поэму о времени Ивана Грозного.

7)Посвятил ссыльным декабристам стихотворение.

8)Воскресил эпоху Петра 1 в своей поэме.

9)Кто рассказал историю Акакия Акакиевича Башмачкина?

8. Какой из перечисленных жанров относится к лирике?

–  –  –

9. К какому роду литературы относится легенда?

А)лирика Б)эпос В)драма Г)это лиро-эпическое произведение

10. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». События, о которых идет речь в произведении, относится ко времени правления:

–  –  –

12.Какие исторические события послужили основой для создания поэмы «Русские женщины»?

13. Какова главная мысль стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»?

14.В строке «горит восток зарею новой» поэмы «Полтава» А.С.Пушкина использует:

–  –  –

15. В каких двух произведениях, изученных в 7 классе, рассматривается образ Петра I ?

16. Цензура это...

а) неприличные слова;

б) просмотр государственным должностным лицом (цензором) произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке;

в) учреждение, занимавшееся изданием газет;

г) полиция для расследования политических преступлений.

17. Былина – это…:

а) жанр устного народного творчества, основанный только на вымысле;

б) жанр фольклора, песня-сказание о богатырях, исторических событиях, в которой переплетаются вымысел и реальность;

в) жанр русской литературы, близкий к исторической повести, основанный на реальных событиях.

18. В описании подвигов, внешности, поведения богатырей их поступки преувеличиваются. Как называется этот художественный приём?

а) метафора; б) гипербола; в) олицетворение.

19. В каком произведении древнерусской литературы прославляется любовь, верность, семья?

а) «Повесть о Петре и Февронии» б) «Поучения Владимира Мономаха»

в) «Повесть временных лет»

а) Владимир Мономах б) Ермолай-Еразм в) Илья Муромец.

21. Назовите жанр духовной литературы, к которому можно отнести «Повесть о Петре и

Февронии Муромских»:

а) житие б) молитва в) притча.

22.Источником для « Песни о вещем Олеге» послужили:

а) русские народные сказки б) былины

в) исторические песни г) древнерусские летописи

–  –  –

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

а) быль, народное сказание

б) придуманный рассказ, выросший из поговорки

в) обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

а) "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем" б) "Цеховая легенда..."

в) ""Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"

а) донской казак Платов

б) император Александр Павлович

в) государь Николай Павлович

4. Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":

–  –  –

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

а) в Киев поклониться святым

б) помолиться в Москву

в) к Мценску в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

а) выковывал подковы для блохи

б) гравировал имя мастера

в) выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

а) за волосья отодрал

б) обнял его и поцеловал

в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

а) за большую образованность

б) за искусные руки

в) за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

а) жизнь в гостинице

б) английская вера

в) старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

а) соскучился по родине

б) торопится привезти разгаданный секрет

в) спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным Левшой?

а) привезли в больницу и бросили в коридоре умирать

б) положили на перину, позвали лекаря

в) отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

а) Платов

б) английский полшкипер

в) император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?

а) «…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

б) «Где наша Россия?»

в) «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14. Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

а) специально, для комического эффекта

б) потому что хочет показаться умнее

в) говорит, как понимает, т.к. неграмотный

–  –  –

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

а) гордость за талантливость и патриотизм русского народа

б) обличение жестокости и равнодушия русских царей

Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

1. Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

«У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» Какая душа 2.

скрывается за неприглядной внешностью Левши?

Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!» ?

Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
- Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония - Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух с ликами святых. Блаженный Ж6 князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
- Сестра Ефросиния! моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
- Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Он вторично посылает к ней:
- Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
- Ужб час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки божий месяца июня в 25-й день.

После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви пречистой Богородицы, а Февронию - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, а тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.

Задания с кратким ответом

1 вариант

1. Что означает «воздух» в данном тексте?

2. От чьей крови тяжело заболел Петр?


Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления.

4. Петр троекратно обращается к Февронии в финале повести. Как называется вид словесного искусства, традиции которого проявляются в этом эпизоде?

5. Укажите название приема:
Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе.

2 вариант

1. Что означает слово «блаженный» в данном тексте?

2. Где (в какой земле) жила Феврония до встречи с Петром?

3. Как называется изобразительное средство?
И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.

4. В финале повести происходят чудеса.
А как называется жанр фольклора, представляющий собой рассказ о вымышленных событиях?

5. - Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
Она же в ответ:
- Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев литературного произведения?

ОТВЕТЫ

1 вариант

1. покров // покров для чаши
2. змий
3. эпитет
4. фольклор // устное народное

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

а) древний неизвестный летописец

б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

б) сказание

в) бытовая повесть

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4 . Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

б) Владимир

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна

б) сорочку, порты и полотенце

в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково?

а) занималась по хозяйству

б) ткала полотно

в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами

б) древолазами

в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог

в) он должен был её богато одарить

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства

б) Агриков меч

г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость

б) любовь

в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их

б) имела дар целительства

в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать

б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра?

а) жестокими

б) неразумными

в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи

б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу

21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета?

а) Павел и Фёкла

б) Давид и Ефросиния

в) Владимир и Василиса

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви

б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. в 2. в 3. б, в, г, д 4. б, в 5. а, в 6. б, в 7. А 8. в 9. б 10. в 11. а 12б 13 б 14а 15г 16б 17б 18б 19б 20в 21б 22а

Дубинина Анна Витальевна –

учитель русского языка и литературы

в МОУ СОШ № 67 г. Сочи

Аннотация

Данный тест может быть использован на уроке литературы в 7 классе при проверке знания текста произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Работа рассчитана на 20 минут урока. К тесту прилагаются ответы и критерии оценивания.

Использованная литература:

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. Ч1/ авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008- 416с.

Тест по литературе для 7 класса (программа Г.С. Меркина) по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Часть А

Выберете 1 вариант из предложенных и обведите в круг.

    В каком городе происходит действие?

А) Муром

Б) Киев

В) Новгород

Г) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

А) Олег

Б) Владимир

В) Павел

Г) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

А) Пучок льна

Б) станок

В) Сорочку, порты и полотенце

Г) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

А) от вражьей крови

Б) от деяний жены своей

В) от неправильного лечения

Г) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

А) Лесорубами

Б) древолазами

В) плотниками

Г) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

А) Богатства

Б) часть государства

В) Агриков меч

Г) супруга Петра

Часть В

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Часть С

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?

Ключи к заданиям частей А,В,С:

А1- а

А2- в

А3- г

А4- а

А5-б

А6- г

В1 язвы

В2 очей

В3 смерть

В4 высокомерен

В5 льна

С1Не мог оставить жену свою ради княжения.

С2 Велели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посередине, и завещали положить тела их в том гробу.

С3 Люди обретали супругов Муромских в едином гробе, не смотря на то, что хоронили в разных местах.

Оценка работ:

За часть А – 1*6= 6 баллов

За часть В – 2*5= 10 баллов

За часть С – 3*3=9 баллов

25-23балла – «5»

22-18 баллов – «4»

17-13 баллов – «3»

12-0 баллов – «2»