Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Главными принципами демократии являются. Демократия

Главными принципами демократии являются. Демократия

Сущность демократии

Понятие «демократии» восходит своими истоками к античному полису - прообразу гражданского общества, где впервые зарожда­ются основные символы демократии - идеи верховенства права, равенства, свободы, спра­ведливости и республиканизма.

В настоящее время остается актуальным определение демократии, данное американским президентом А. Линкольном, который рассматривал демократию как «правление народа, избранное народом и для народа». Исходя из этого определения, можно сказать, что демократия – это такая форма государства, при которой каждый человек может непосредствен­но или через своих представителей участвовать в управлении обществом и оказывать свое оп­ределяющее влияние на процесс принятия го­сударственных решений.

Термин «демократия» имеет несколько толкований. Приведем их по учебнику Бобкова:

«1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, осно­ванной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала» .

Р.А. Хомелева отмечает следующие отличительные признаки демократии:

«1. Власть народа.

2. Власть, выражающая волю народа.

3. Власть большинства или право большин­ства принимать решения.

4. Общественный или государственный строй, в котором все равноправны.

5. Власть права, демократических норм и законов, над хаосом постоянно кипящих чело­веческих страстей» .

Таким образом, возможно следующее определение демократии. Демократия - это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Основные принципы демократии

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может.

Принципы демократии представляют собой аб­страктные правила по отношению к любому сообщес­тву людей, к человеку вообще как к члену полити­ческого союза и гражданского общества.

Суверенитет народа. Данная идея сфор­мировалась в эпоху буржуазных революций. Ее суть в признании народа источником высшей политической власти в обществе. Верховенство власти на­рода и его независимость включает соединение в су­веренитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.

Принцип суверенитета на­рода заключается в реализации народом своей поли­тической функции источника власти:

Народу принадлежит учредительная и консти­туционная власть в государстве;

Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народ­ных инициатив и референдумов;

Признание народом власти и ценностей, на ос­нове которых она стоит - в чем заключается сущест­во легитимности этой власти.

Отношение к данному принципу неоднозначно. Умелый политик, воздейст-вуя на массы, может использовать народовластие в своих целях. В качестве примера можно привести приход к власти Гитлера путем пяти референдумов. А.Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны пра-вильные суждения и реше­ния» . Кроме того, власть народа в целом, то есть власть толпы приводит к тому, что в этой массе забывают о конкретном чело-веке. Это отмечал Н. Бердяев: «Народовластие так же может лишить личность ее неотъемлемых прав, как и единовластие» .

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что принцип суверенитета народа при определенных усло­виях может превратиться в свою противоположность - орудие авторитаризма, его оправдание.

Принцип подчинения меньшинства большинству. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его приня­тия справедливо признается воля большинства.

Принцип большинства признается всеми: либе­ралами, консерваторами, коммунистами, социалис­тами. Однако в различных течениях он имеет разную трактовку. Тем не менее, в любой интерпретации, принцип большинства – один из краеугольных элементов современ­ной демократии.

Однако принцип большинства тоже реализуется на практике не вполне соответствуя теории. В системах, где господствуют отдельные экономичес­ки сильные классы, демократическое большинство этих классов является в сущности меньшинством по сравнению со всеми народными массами, значитель­ная часть которых не включена в правила полити­ческой игры. Только в тех системах, где ни одна со­циальная группа не отстранена от общественно-по­литической активности, принцип большинства может реализовываться адекватно

Принцип большинства имеет и другую сторону – право меньшинства на оппозицию и выражение своих интересов. Пробле­ма заключается в том, что большинство может ущем­лять интересы меньшинства. Отсюда необходимость допол­нения принципа большинства соответствующей гарантией прав меньшинства или, по крайней мере, учета их в политико-правовом процессе. В частности, «признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращения в суд по поводу их незаконных (выглядящих таковыми) действий» . Демократия есть власть большинства, уважающего право мень­шинства .

Принцип представительства. Представительная форма осуществления полити­ческой власти и правления имеет целый ряд пре­имуществ перед прямым властвованием народа, т.е. непосредственной демократией. Она сужает возмож­ности утверждения тоталитаризма как диктатуры большинства; обеспечивает компетентность и ответственность субъектов, непосредственно осуществля­ющих власть и управление; является системообразу­ющим звеном в политической организации общест­ва.

Политическая теория фиксирует наряду с силь­ными сторонами принципа представительства его ограниченность. Она проявляется в следующих мо­ментах. Представительное правительство предполага­ет значительную долю вероятности искажения инте­ресов и воли народа соответствующими института­ми; ограничи-вает рамки участия для большинства населения в принятии политических решений; создает условия для узурпации власти бюрократией и другие.

Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Его содержание со­ставляет совокупность прав, обеспечивающих каж­дому возможность избирать, быть избранным в структуры власти и управления, участвовать вместе с другими в контроле за деятельностью власть имущих, смещать их при необходимости путем голосования и т.д. Политическое равенство реально, если оно бази­руется на достаточной для всех слоев населения со­циальной базе. В отсутствии реальных социальных условий, обеспечивающих возможность демократи­ческого равенства, формальные права мало чего сто­ят для миллиона простых людей, у которых не будет ни времени, ни средств для реализации своих прав.
Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, изби­раются, причем избираются на определенный, ограничен­ный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Не­редки случаи подтасовки, фальсификации результатов го­лосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым ре­зультатом.
Принцип свободы. В политическом контекс­те свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в уп­равлении общественными делами. Разумеется, демок­ратия не есть свобода индивида или иного субъекта от власти вообще. Проблема ограничения свободы - тоже проблема демократии.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание.

Недостатки и достоинства демократии

Демократия в значительной мере представляет собой механизм или средство решения возникающих в обществе проблем. В этом смысле главное предназначение демократии состоит в создании приемлемых для большинства людей рамок и механизмов разрешения конфликтов. Поэтому в процедурах демократии важное место занимает определение источников конфликта и его субъектов.

Поскольку демократия - это процесс, в котором участвуют разные силы, ее нельзя свести к какому бы то ни было одному цвету, одному "изму". Самое главное состоит в том, чтобы при любых путях и средствах реализации основополагающих принципов демократии эти принципы были соблюдены. Здесь уместно привести весьма удачную аналогию П.И.Новгородцева. Дав одной из своих статей название "Демократия на распутьи" (заимствовано у английского исследователя Гирншоу - автора одноименной книги), он объяснял суть данного понятия так :

Поскольку демократия есть система свободы, есть система политического релятивизма, для которого нет ничего абсолютного, который все готов допустить, всякую политическую возможность, всякую хозяйственную систему, лишь бы это не нарушало начала свободы, - она и есть всегда распутье; ни один путь тут не заказан, ни одно направление тут не запрещено. Над всей жизнью, над всей мыслью господствует принцип относительности, терпимости, широчайших допущений и признаний.

В этом сила, жизнеспособность и одновременно слабость демократии. В стремлении же избавиться от заложенных в ней слабостей, исправить, заменить формальную демократию сущностной, социальной или иными формами "истинной" демократии имманентно присутствует опасность тотализации путем слияния общества и государства и соответственно уничтожения самой демократии. Не случайно Ж.Ж. Руссо, который говорил об освобождении человека, обеспечении его безграничной свободы путем стирания границ между управляющими и управляемыми, некоторые авторы не без определенных оснований причисляют к духовным предтечам тоталитаризма. Так, он провозглашал: "Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство обществом, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть целого".

При такой постановке вопроса не существует какой бы то ни было оппозиции правящему большинству, равно как и подчинения управляемых управляющим. Властвует абстрактная общая воля, которой должны подчиняться и те, и другие. Руссо утверждал :

Если кто-нибудь откажется повиноваться общей воле, то он будет принужден к повиновению всем политическим организмам, а это означает лишь то, что его силой заставят быть свободным.

Однако, как справедливо отмечал германский политолог И.Изензее , "принуждение к истинной свободе приведет к тому, что в радикальной демократии тюрьма будет называться Libertas".

Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противниками демократии, предупреждали об ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию. Продолжая эту тенденцию, И.В. Гете писал:

Ничто так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, из плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет.

Подобных, не совсем лестных оценок демократии выдающимися мыслителями прошлого множество. Но достаточно отметить, что опыт XX в. в целом подтвердил правоту А. де Токвиля, предупреждавшего о таящихся в демократии опасностях для свободы, возможностях "тирании большинства", которая может быть не менее, если не более, жестокой, чем тирания немногих или одного. Здесь уместно отметить, что А. де Токвиль был одним из тех, кто рассматривал развитие государственно-политических систем по пути демократии как неизбежную закономерность. Комментируя эту мысль, П.И.Новгородцев писал в 1923 г. :


Похожая информация.


политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние

общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись,

обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

Раскрывающие связь с общественными отношениями;

Выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая - организация политической власти на

демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации

народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и

выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии:

органами государства, государственными организациями, общественными

объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности

субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса,

концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов

гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной

функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения

государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного

мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем,

заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и

органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в

пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых

актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного

аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными

органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности,

чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод

личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение

правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые

предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к

субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии

объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы

правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5

Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет

первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и

неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную

ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед

судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или

ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных

убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного

положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект

равноправия - равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют

одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними

населения - предполагает формирование органов власти и местного

самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,

подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать

свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди

не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти:

это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное

ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной,

судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство

подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении

прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав

личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном,

политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не

состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет

круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и

политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и

т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках

конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится

принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно

демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм

приобретает универсальное значение для современной демократии.

3. Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии - это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами

(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при

которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в

выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).

Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при

которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа

или определенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формирование и функционирование системы органов государства на

основе демократических принципов законности, гласности, выборности,

сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы

прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в

соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:

экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум,

общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы

политической системы общества, непосредственно создающие демократический

режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его

организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой

легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления

различают институты демократии:

1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии,

народные контролеры и т.п.

2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей,

общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты

демократии:

1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для

государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение

для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум

консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги;

анкетирование и др.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место

принадлежит выборам.

Выборы - это форма непосредственного участия граждан в управлении

государством путем формирования высших представительных органов, органов

местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении

равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и

требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем

Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного

самоуправления, и т. д.

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и

смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система - система определения результатов выборов,

согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают

только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты

распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных

за партию в границах избирательного округа.

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г.

проводились по смешанной системе: из 450 депутатов - 225 избиралось в

одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства

(мажоритарная система), а 225 - по спискам кандидатов в депутаты от

политических партий, избирательных блоков, во многомандатном

общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального

представительства (пропорциональная система).

Особым институтом демократии является референдум как один из способов

демократического управления государственными делами.

Референдум (лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решенияпринципы права; - рассмотреть понятие функции права; - охарактеризовать систему функций права; - ... прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии , политического плюрализма и т.п. Наряду с этими...

  • Понятие , признаки и виды социальных норм, роль и место права в их системе

    Курсовая >> Остальные работы

    Введение 3 Глава 1. Понятие социальных норм 5 1.1. Понятие и классификация социальных норм... политическими принципами , к которым относятся - принцип народовластия, ... на основе плюралистической демократии . Власть в... норм: из признаков , функций , юридической природы...

  • Понятие и функции местного самоуправления в России

    Задача >> Государство и право

    ... Понятие и функции местного самоуправления в РФ. Понятие местного самоуправления. Понятие ... муниципальной демократии обеспечивает... исполнитель", "доверитель" и "поверенный", "принципал" и "агент" и др.). При... К числу основных признаков , позволяющих отграничить...

  • Функции и принципы социальной рыночной экономики

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Могилев 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Понятие , принципы и функции социальной рыночной экономики 5 1.1. Сущность... обладает совокупностью следующих отличительных признаков : 1) индивидуальная свобода... признали за социал-демократами право на проведение социально...

  • Несмотря на все различия в понимании и толкован демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых демократии в любом ее понимания быть не может. Каковы же эти принципы?

    Принцип суверенитета народа, суть которого состоит; в том, что именно народу принадлежит учредительная; конституционная власть в государстве, что он выбор своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятия законов путем народных инициатив и референдумов. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. Пророчески звучат слов выдающегося русского философа н.бердяева: "суверенный народ может отнять у человека все, что захочет, чу найдет нужным для своего блага. Самодержавие народа самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества" . Следовательно, в одних условиях демократические процедуры обеспечивала действительное народовластие, а в других они могут использоваться для прикрытия формальным народовластием (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Приме тому -- пять референдумов в германии в 30-е гг., привет, к власти гитлера.

    Принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью власть имущих и т.д. здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препятствовали превращению этого принципа в формальный.

    Принцип принятия решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти нельзя из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

    Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В конце хх в. Практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и стремились тем самым утвердить свою легитимность. Проблема в технологии реализации этого принципа. Нередки случаи подтасовки, фальсификации результатов голосования. Кроме того, демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым результатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на выборах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

    Политическая наука исходит из того, что базовыми принципами современной демократии являются:

    • – конституционно закрепленная система государственного управления;
    • – прямое или представительное участие свободных, равноправных, активных граждан в принятии политических решений;
    • – гарантии гражданских прав и свобод личности;
    • – рыночная экономика, свобода предпринимательской инициативы;
    • – абсолютная власть закона;
    • – общественный контроль властных институтов;
    • – наличие в обществе конкурентной партийной системы, независимых групп интересов;
    • – разделение властей;
    • – свободные, альтернативные выборы кандидатов на государственные должности;
    • – уважение субъектами политики демократических норм взаимоотношений.

    В политологии содержится анализ основных типов политических режимов современности -- демократического, тоталитарного и авторитарного (рис. 1).

    Рис. 1.

    Признаки демократического режима

    • – Источник власти -- народ, выборность основных органов государственной власти и должностных лиц, их подотчетность избирателям.
    • – Наличие «среднего класса» -- социальной основы демократии.
    • Государственное устройство по принципу «разделения властей».
    • – Разрешено все, что не запрещено законом.

    Политический плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества.

    Изложенные принципы демократии являются универсальными, на их основе выстраивается само ее здание. Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом -- именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

    ДЕМОКРАТИЯ.

    Этимология термина демократия восходит к корням двух греческих слов - demos – народ и kratos – власть и в буквальном переводе означает “народовластие” или “власть народа”. Традиционно считается, что прообразом демократии были древнегреческие Афины - город-государство в VI-V в. в. до н. э. Становление демократии уже не в качестве отдельных элементов, а в виде системы достаточно близко подходящей к теоретической модели современного демократического режима, началось много позже, в XVII-XVIII веках. Этот процесс развивался прежде всего в таких странах Европы, как Англия, Франция, Голландия, а также США. Социально-экономическими истоками становления демократии в этих странах были бурный рост товарно-денежных отношений и торговли, развитие городов в качестве центров сосредоточения производства и накопления финансовых ресурсов; великие географические открытия и возросшая экономическая роль колоний, ряд научно-технических открытий и изобретений, позволивших осуществить переход от ручного к машинному производству, развитие средств транспорта и связи.

    Ядром демократии , ее основополагающей идеей является суверенитет народа. Понятие демократии как власти суверенного народа включает в себя: 1) народ является единственным и высшим источником власти в стране; 2) государственная власть только тогда может считаться легитимной, когда ее формирование и существование поддержано народом в соответствии с нормами права путем свободного волеизъявления избирателей на свободных выборах; 3) народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу, и по важнейшим для судеб страны и народа вопросам власть, как правило, обязательно должна опираться на явно выраженное одобрение народа; 4) народ сам выбирает себе представителей, имеет рычаги реального влияния на их деятельность, а также конкретные механизмы контроля за деятельностью государства и корректировки его деятельности в период между выборами; 5) в период выборов и в соответствии с нормами права народ имеет безусловное право и реальный механизм смены власти, а также структурного изменения характера государственной власти; 6) в случае явного злоупотребления власти доверием народ, перерастания власти из инструмента реализации интересов народа в инструмент тирании над народом, народ имеет безусловное право досрочно отстранить от власти такое правительство.

    Второй важнейшей характеристикой демократии является то, что эпицентром такого устройства общества и такого способа организации власти является личность человека, которая признается наивысшей ценностью в стране.

    Признается, что всякая личность от рождения наделяется определенной суммой прав и свобод и прежде всего - суммой так называемых естественных и поэтому неотъемлемых прав и свобод, среди которых основными являются право на жизнь ; правона личную свободу, независимость и неприкосновенность; право на частную собственность.



    Третья характерная черта всех современных демократических режимов – плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

    Множественность и состязательность субъектов политики, разделение властей;

    Исключение монополии на политическую власть какой-либо одной партии;

    Многопартийность политической системы;

    Многообразие каналов выражения интересов, свободный доступ к ним для всех;

    Свободная борьба политических сил, состязательность элит, возможность их смены;

    Альтернативность политических взглядов в рамках законности.

    Четвертая характерная черта – правовой характер и способ устройства и организации общества и власти. Это означает, что вся деятельность власти достаточно жестко регламентируется правом.

    Правовой характер демократического режима означает безусловное юридическое равенство людей перед законом, что означает наличие одинаковых прав и одинаковых обязанностей.

    Одним из элементов современной демократии является принцип большинства .

    В качестве основных политических стабилизаторов и опор демократии выступают:

    во-первых, многопартийная система, основанная на принципах идейно-политического плюрализма;

    во-вторых, реализованный на практике принцип разделения государственной власти на три ее независимых ветви с параллельным созданием системы баланса власти, сдержек и противовесов для каждой из них,

    в-третьих, система свободных выборов, гарантирующая обществу возможность свободного политического волеизъявления и формирования органов государственной власти.

    На практике выявилось, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные и неотъемлемые права чел-а.Это возможно только в демократической полит. системе.Термин "демократия" (от гр. demos - народ + cratos - власть) переводится буквально "власть народа “. Толкования:

    1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

    2) как форма устройства любой организации, осно­ванной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципу большинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

    3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т.д.

    4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала. Это де­мократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т.д.

    Демократия - это организация политичес­кого и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

    Принципы, без которых демократии в любом ее понимании быть не может:

    1. Принцип суверенитета народа – именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что абсолютизация этого принципа ведет к тирании. В од­них условиях демократические процедуры обеспечивают действительное народовластие, а в других они могут ис­пользоваться для прикрытия формальным народовласти­ем (квазинародовластием) настоящей диктатуры. Пример тому - пять референдумов в Германии в 30-е гг., привед­шие к власти Гитлера.

    2. Принцип равноправия граждан на участие в управле­нии государством и обществом – совокупность избирательных прав, дающих граж­данам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за дея­тельностью власть имущих и т.д. Здесь главное состоит в создании таких социальных условий, которые бы препят­ствовали превращению этого принципа в формальный.

    3. Принцип принятия решений по большинству и подчи­нение меньшинства большинству при их осуществлении (так как решения, удовлетворяющего всех не существует). Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения, ибо истину, как правило, открывает именно оно.

    4. Принцип выборности основных органов государства. Лица, осуществляющие верховную власть, изби­раются на определенный, ограничен­ный срок. Проблема в технологии реализации этого принципа. Демократические выборы часто представляют собой соревнование с непредсказуемым ре­зультатом. При этом выигрывает не обязательно лучший. В таких случаях несовпадение заслуг победившего на вы­борах и делегированной ему власти вызывает обострение общественных противоречий и нестабильность.

    Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание. Реальное участие на­рода в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответствен­ность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

    Для полного понимания демократии необх-мо рассм-ть механизм демократии: а) законодательное закрепление основ­ных экономических, социальных и политических прав че­ловека; б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления; в) политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий; г) существование оп­позиции; д) разделение властей на законодательную, ис­полнительную и судебную ветви при их относительной са­мостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий; ж) независимость суда.

    19. Предпосылки и пути перехода к демократии. Для ут­верждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия – совокупность экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок.

    Экономические предпосылки демократии предполага­ют высокий уровень развития экономики в целом. Ры­ночная экономика гарантирует автономию личности, соз­дает среду, которая предохраняет ее от тотального госу­дарственного контроля, воспитывает у индивида стрем­ление к свободе, ответственность, инициативность. Без рынка невозможно гражданское общество, являющееся основой демократии. Необходимо отметить так­же, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быс­трее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.

    Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими.Это относительно высокий уровень благосос­тояния граждан, что способствует сглаживанию социаль­ного неравенства, т.к. поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

    Раз­витое гражданское общество , представленное множеством групп со своими специфическими интересами. Все это препятствует концентрации государ­ственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма об­ратной связи между властью и обществом.

    Гра­мотность населения , его высокий образовательный уро­вень. Вне всякого сомнения, что необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом бессовестного манипулирования политиками.

    Экономические и социальные предпосылки только тог­да результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура.

    Внешнеполитические факторы: политический, эконо­мический, информационный, не исключен и военный. Однако насильно привнесенная извне демократия без естествен­ных внутренних предпосылок обречена на поражение.

    Переход к демократии – долговременный процесс. В различных странах он име­ет свою специфику, хотя можно выделить и некоторые его общие черты и закономерности.

    Демократические процессы, как правило, начинаются с обширного политического кризиса (1) . Так было в Испании, Чили, Греции, СССР. В ситуации кризиса формируется же­лание большинства к политическим переменам, воля большинства к изменениям в направле­нии к демократии. Одновременно формируется новая политическая элита, приобретающая весомуюподдержку общества. Теряют свое значение и роль старые политичес­кие и идеологические ценности, и развертывается поиск иных опорных ценностей - гражданских и политических.

    Следующая закономерность - это способность боль­шинства общества, его элит к социально-политическим из­менениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, которые необходимы для демократичес­ких преобразований (2). Переход общества к демократии несовместим с рево­люционным насилием. Жизнеспособная демократия фор­мируется только эволюционным путем. Данная законо­мерность исходит из преобразований через соглашение элит. Весь переходный процесс должен проходить в рамках политических институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанные выступления масс приведут к разрушениям и анархии.

    Переход к демократии - не самоцель, а путь создания цивилизованной современной системы, стабильной, способной к саморазвитию и создающей все необходимые условия для нормальной жизни че­ловека. Проблема демократии для наших стран - это проблема формирования такой политической системы, ко­торая бы обеспечивала управляемость обществом при участии народа, предполагала бы возможность смены элит без насилия, гарантировала бы соблюдение и защиту прав и свобод человека.

    Проблема демократии - это проблема формы госу­дарственного и социального устройства общества, базиру­ющегося на экономических и политических реалиях.

    Демократия должна быть реальной. То, что провозгла­шено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осу­ществлять в политической практике.