Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Погасло дневное светило художественные средства. А.С

Погасло дневное светило художественные средства. А.С

Стихотворение под названием «Погасло дневное светило» было написано в августе 1820 года. В этом произведении поэт с горечью оглядывается назад, видя, что немало сил потрачено им впустую. Стихотворение, относящееся к жанру философской элегии, считается одним из лучших романтических произведений.

Как было написано стихотворение?

Александр Сергеевич Пушкин всегда открыто выражал свое мнение в различных эпиграммах, адресованных как представителям власти, так и самому императору - информацию об этом также может содержать выполненный школьником анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать, что эти действия поэта не оставались безнаказанными - Пушкин был сослан в ссылку. На пути в Бессарабию поэт сделал несколько остановок, чтобы отдохнуть и увидеться с друзьями. Одним из таких мест была Феодосия - волшебное и прекрасное место, где поэт впервые познакомился с могучим морем. Произведение было написано поэтом ночью на борту корабля, который подплывал к Гурзуфу. Однако Пушкин пребывал в мрачном настроении, и ему показалось, что стихия равнодушна к трудностям человека.

Томление лирического героя

Душа лирического героя переполнена грустью и страданием, тоской по родине. Ведь поэту пришлось смириться с предстоящей ему ссылкой. Смотря на бескрайние морские просторы, лирический герой окунается в воспоминания юных лет и первой любви, когда он мог веселиться и быть действительно счастливым. Но теперь, как считает поэт, эти времена остались далеко позади.

Ему предстоит будущее вдалеке от родного края и уютного дома - данную мысль необходимо включить в литературный анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать: поскольку поэт не знает, сколько времени продлится его ссылка, он решает мысленно проститься со всеми светлыми моментами прошлого, оставить их раз и навсегда позади. Но это свойство может быть расценено как проявление юношеского максимализма. Любые мысли о возможном светлом исходе событий решительно отвергаются автором стихотворения. Он не ждет помощи или утешения, погружаясь в ощущение одиночества и отвержения.

Произведение является образцом романтической лирики - указание на тип стихотворения для хорошей оценки нужно включить в литературный анализ. «Погасло дневное светило», анализ которого рассматривается в данной статье, продолжим еще одним замечанием. В изданиях стихотворений поэта за 1826 и 1829 гг. около названия «Погасло дневное светило» элегия имела дополнительный подзаголовок: «Подражание Байрону». В этой пометке нет ничего удивительного, ведь великий русский поэт любил его произведения. В стихотворении можно найти мотивы, похожие на песни Чайльд-Гарольда. Однако те переживания, которые выразил поэт в своем произведении, не могут сравниться с прощанием Чайльд-Гарольда. В своем творении поэт стремится утрировать свои переживания. Его полностью поглощают ошибки, допущенные в юные годы.

Тема, основная мысль

Темой произведения являются философские раздумья, томление по родным краям. Великий русский поэт описывает лирического героя как «бежавшего», однако это лишь дань традициям романтизма. В действительности поэт был изгнан. Основная мысль произведения заключается в том, что жизнь поэта уже не будет прежней, однако он принимает эти перемены. Лирический герой готов и осмыслить опыт прошлого, и принять неизведанное будущее. Любовь его не угасла - поэт подчеркивает, что в человеке всегда присутствует личностный стержень, который неподвластен внешним обстоятельствам.

Художественные средства

В анализе «Погасло дневное светило» Пушкина школьник может подробно рассказать обо всех художественных приемах, используемых в произведении. Для того чтобы добавить ему торжественности, поэт использует немало архаизмов - «очи», «упоенный», «младость». При этом стоит отметить, что язык стихотворения прост и понятен. Также великий русский поэт использует эпитеты - «томительный обман», «легкокрылая радость», «туманная родина». В произведении читатель найдет и простые, но емкие метафоры - «младость отцвела», «мечта летает». Размер стихотворения - неравностопный ямб.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина: композиция

Условно стихотворение может быть разделено на три части. Они разделяются между собой повторением (рефреном), состоящим из двух строк. Первая часть посвящена поэтом описанию величественной природы - закату солнца, волнению моря, которое постепенно темнеет с наступлением ночи. Мрачная природа навевает на лирического героя воспоминания о давно ушедших временах молодости - о друзьях и женщинах, которые его окружали. Этим воспоминаниям и посвящается следующая часть произведения. В своем стихотворении поэт отражает переход от легкомысленной и беззаботной юности к зрелому возрасту.

В третьей части стихотворения поэт говорит о том, что бежал от всего этого. Но может ли он лгать самому себе, называя ссылку «бегством»? Нет - наказание царя только ускорило его внутреннее, духовное бегство от этой жизни - на этом также может акцентировать внимание школьник, проводя анализ стихотворения «Погасло дневное светило». Стремление оставить все то, что нравилось в молодости, в действительности было внутренним.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает такой момент, когда он осознает: что-то необходимо в своей жизни менять. И нередко к этому решению подталкивают внешние события. В этом случае великий русский поэт благодаря ссылке понял, что тратил драгоценные силы молодости не на тех людей, которые были бы этого достойны. Стоило лишь сгуститься над его головой мрачным тучам, «изменницы младые» сразу же покинули его. Исчезли из его жизни и «минутные друзья».

Главная тема элегии «Погасло дневное светило» - душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...
Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи - это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь...
Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
.. .но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком - размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.

Краткий анализ

История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Эпитеты “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .

Метафоры “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела” .

Инверсии “земля полуденная” , “туман вечерний”, “пределы дальние” .

История создания

Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, с которой были связаны все чаяния его жизни. В то же время стих показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая” .
  • Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела” .
  • Инверсии – “земля полуденная” , “ туман вечерний”, “пределы дальние” .

Также поэт использует устаревшие слова, создавая таким образом возвышенный слог. Для этого используются и перифразы.

Анализ стихотворения - Погасло дневное светило

В творческом наследии Пушкина наряду с темами "поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

Одним из произведений, относящихся к философской лирике, является стихотворение "Погасло дневное светило…»

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.

Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.

Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое "пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.

Во второй части поэт вспоминает "прежних лет безумную любовь»; все, "чем он страдал», "желаний и надежд томительный обман».

В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его "впервые чувства разгорались»; края, где "рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади "минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже "наперсницы порочных заблуждений» им "забыты». Однако он тут же добавляет, что "прежних сердца ран», "ран любви, ничто не излечило».

В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.

Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы "ветрила» и "океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.

Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человеку. Рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть воспринимаются поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы. Даже за душевные раны, за горечь прошлых обид следует благодарить судьбу, так как и эти чувства – неотъемлемая часть жизни.