Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Макросъемка «цифровая». Крупноплановая фотосъемка цифровыми фотокамерами

Макросъемка «цифровая». Крупноплановая фотосъемка цифровыми фотокамерами

Скорее всего такого плана фото есть у каждого в наборе обоев для рабочего стола, многие знают что это макрофотография, только вот не все умеют сделать хорошее макро, сейчас я постараюсь изложить все про макро просто и понятно.

Суть макро заключается в том, что вы фотографируете с очень близкого расстояния, т.е. вам нужно фотографировать практически впритык. При чём, не важно, у вас мыльница или зеркалка, идея съемки одинакова, только вот на мыльницу макро можно сделать проще и дешевле, в то время как владельцам зеркальных фотиков придется раскошелится на макро объектив, прежде чем они смогут заглянуть в удивительный и неповторимый макромир. Проблема с мыльницей состоит в том, что из-за того что фокусироваться приходится слишком близко, около 2-3 см то в результате на снимке появляется дисторсия и кривизна изображения которые являются расплатой за дешевизну и простоту.

И так по порядку, начнём с самого простого – макро на мыльныцу . Наверняка все владельцы мыльниц, которые хоть немного небезразличны к фотографии, фотографировали или пытались сфотографировать макро на свою мыльничку. Все мыльницы которые сейчас выпускают от самой дешёвой до самой неоправданно дорогой имеют в арсенале режим “макро”. Отличительная особенность этого режима состоит лишь в том, что в этом режиме вы можете фокусироваться очень близко, все остальное как обычно. Сколько я не фотографировал на мыльницы, разных производителей и ценовых категорий, принцип примерно одинаковый:

— выставляем режим “макро”;

— включаем стабилизатор (если он есть);

— полностью убираем цифровой и оптический зум, выставляем низкое ;

— вырубаем автоматическую фокусировку/фокусировку по лицу и т.д., выставляем фокусировку по центру;

— максимально приближаем мыльничку к объекту съемки, зажимаем до половины кнопку съемки, смотрим сфокусировался ли фотоаппарат, здесь важно попасть в фокус, ориентируйтесь на зелёный прямоугольник фокусировки который должен загораться у вас на экране (практически у всех мыльниц, это сигнализирует о том, что объект в фокусе), далее нажимаете кнопку до конца. Если загорелся желтый прямоугольник, значит ваш объект съемки находится либо слишком близко, либо слишком далеко и камера не может сфокусироваться на нём, измените расстояние до объекта и ещё раз сфокусируйтесь пока объект не будет в фокусе (загорится зеленый прямоугольник);

— если кадр получился размытым включите вспышку и повторите заново.

Старайтесь максимально близко фотографировать этим самым вы обеспечите хорошую , что на мыльнице достичь невозможно при других условиях съемки (к примеру, когда вы фотографируете портрет), и в то же время смотрите чтобы ваш объект был в фокусе. Если объект слишком темный или пересвеченный – . Будьте терпеливы и обязательно добьетесь нужных результатов.

Вот собственно и все хитрости, так что не пугайтесь макро, попробуйте, добейтесь желаемого результата и я уверен на 100% вам понравится.

Парочка макро сделанных на разные мыльнички:


Кенон А470


Кенон А480


Кенон А470

Чтобы снять хорошее макро на зеркальную камеру вам понадобится специальный макро объектив. Отличительная особенность этого объектива заключается в том, что вы можете фокусироваться очень близко. Расстояние фокусировки до объекта примерно 0.15-0.20 метра. Обычно это какой-то телевик с фокусным расстоянием 60-100мм (такой как Sigma 70mm, Nikon 60mm VR micro, Nikon 105mm VR micro), качественный макро объектив почти всегда светосильный фикс. Да, и ещё один важный момент, для макрообъектива стабилизатор не нужен, он вас попросту не спасёт если вы прикроете диафрагму, вам нужна вспышка.

Человек, который только что приобрёл макрообъектив похож на школьника на уроке биологии, которому показали как пользоваться микроскопом и ему не терпится рассмотреть всё и вся, познать все тайны микромира. Вот примерно я такой же был, когда впервые взял в руки хороший макро.

Фотографировать макро не сложнее чем или , всё что вам понадобится это немного усидчивости и комплект одежды который вы готовы замазать ползая по сырой земле в поисках неизведанного и прекрасного. Если вы не готовы, в буквальном смысле “ползать по земле”, то я не вижу смысла вам покупать макрообъектив, что прошу заметить не такое уж и дешёвое удовольствие. Итак:

Да, забыл упомянуть одну важную деталь. Чтобы было понятнее приведу пример. Есть два макро объектива: Nikon 60mm f/2.8 micro и Nikon 105mm f/2.8 micro; у первого минимальное расстояние фокусировки 18,5 см у второго 41 см. Так вот, не думайте что первый будет делать более детальное макро, на самом деле за счет разницы в фокусном 60мм и 105мм увеличение у них будет примерно одинаковое, а вот дисторсия и кривизна у 105мм f/2.8 будут значительно меньше, вот так вот.

Опять же, повторюсь, в макро очень важна усидчивость, охотится на всяких букашек это не такое уж и лёгкое задание. Не надейтесь с первого раза получить хороший кадр, вам придётся сделать десятки чтобы выбрать один. Но в итоге вы своего добьетесь!


Nikon D40, 70mm, f/3.2, 1/60, -1.00 eV, ISO 200, вспышка SB-600


Nikon D40, 70mm, f/11, 1/60, 0.00 eV, ISO 200, вспышка SB-600

А вот так фотографируют профессионалы:

У каждого объектива есть "золотая точка", в которой изображение получается максимально четким. В макрофотографии чрезвычайно важно, чтобы объект съемки вышел именно таким. Один из методов улучшения четкости изображения при макросъемке заключается в том, чтобы направлять объектив прямо на объект (а не под углом, т.е. не наклоняя камеру вверх или вниз). Другими словами, если вы хотите сфотографировать пчелу на цветке, то вам придется опустить штатив до уровня цветка, чтобы не наклонять фотоаппарат даже немного.

Не забывайте о штативе

Несмотря на то что вы теперь пользуетесь макрообъективом, в который встроена функция подавления вибрации (VR или IS), если вы серьезно относитесь к такому виду фотографии, то будете бороться за идеальную четкость снимков . А она невозможна без штатива. Это безусловная территория его использования. Вы можете обходить другие правила, но правило использования штатива в этом жанре фотографии нужно соблюдать неукоснительно. Именно штатив является самой существенной частью головоломки под названием "Как получить идеальный кадр при макросъемке". Ни одна функция стабилизации изображения, встроенная в объектив, не сравнится по эффективности даже с самым дешевым штативом.

Почему нужно отключать функцию автоматической фокусировки

Я дам вам совет, который сэкономит несчетное количество ваших нервных клеток: при макросъемке отключите функцию автофокусировки и наводите резкость вручную. Я понимаю, что вам не хочется отказываться от этой автоматической функции, поскольку в современных фотоаппаратах она работает на редкость безотказно. И это действительно так, но только до тех пор, пока вы не переключаетесь в режим макросъемки. При съемке в режиме макро функция автофокусировки сработает, и вы будете слышать назойливое жужжание объектива, пытающегося найти что-то, на чем можно было бы сфокусироваться. Он будет жужжать и жужжать. И по мере его жужжания и он, и вы вместе с ним будете терять терпение и сжигать нервные клетки. Просто переключитесь на ручную настройку резкости, чтобы и вы, и ваш фотоаппарат чувствовали себя лучше.

Не прикасайтесь к кнопке спуска затвора

Если уж вы потрудились установить фотоаппарат на штатив (а это просто необходимо), то позаботьтесь и о том, чтобы не нажимать кнопку спуска затвора на фотоаппарате. При ее нажатии создаются незначительные вибрации, которые при макросъемке приводят к потере резкости изображения. Таких вибраций нужно избегать. Для этого используйте спусковой тросик (тросик, который подключается к фотоаппарату и используется для дистанционного спуска) или функцию автоспуска, которая позволяет сделать снимок приблизительно через 10 секунд после нажатия на кнопку спуска.

Сфокусируйтесь на глазах

В портретной фотографии следует наводить резкость на глаза модели, чтобы получить максимально четкий снимок. Для фотографий дикой природы действует то же правило. Точно так же и при макросъемке нужно наводить резкость на глаза бабочек, кузнечиков и любых других насекомых, которых фотографируете.

Какое значение диафрагмы использовать

Существует ли оптимальное значение диафрагмы при макросъемке? Да, это значение f/22. Дело в том, что у макрообъективов очень малая глубина резкости. Лепесток цветка на переднем плане может получиться на фотографии идеально четким, а второй лепесток, находящийся на 2 см дальше, будет полностью размыт. Поэтому нужно выбирать максимальную глубину резкости при съемке, И именно ее обеспечивает значение диафрагмы f/22. Можно пробовать фотографировать со значениями f/16 и даже f/11, но для максимальной четкости изображения на заднем плане нужно использовать значение диафрагмы f/22 (или выше, если объектив это позволяет). Чем выше данное значение, тем большая часть объекта в кадре будет в фокусе.

Функция макросъемки в дешевых фотоаппаратах

Большинство современных автоматических компактных фотоаппаратов оснащено функцией макросъемки, нужно только знать, как она включается. Ее кнопка обычно обозначена пиктограммой в виде цветка. Включив эту функцию, вы сможете максимально приблизиться к объекту съемки (не так близко, как с цифровым зеркальным фотоаппаратом с макрообъективом, но значительно ближе, чем в стандартном режиме съемки). Это позволит снимать согласно тем правилам макросъемки, которые были описаны ранее (фотографировать со штатива, не фотографировать при наличии малейшего ветерка и т.п.).

Визуализация макроэффекта

Приблизившись к какому-то объекту, вы можете подумать: "Интересно, а как он выглядел бы при съемке в режиме макро?" Чтобы ответить на данный вопрос, не нужно вытаскивать фотоаппарат, устанавливать на него другой объектив и делать пробный снимок. Достаточно лишь приобрести небольшое увеличительное стекло, которое можно легко положить в карман. Просто поднесите его к выбранному объекту и посмотрите на него через это стекло, и вы получите представление о том, как объект будет выглядеть на фотографии в увеличенном виде. С помощью этого же стекла можно оценить разные ракурсы и углы съемки, вместо того чтобы ползать вокруг цветочка на пузе со всем своим фотооборудованием.

Выбирайте максимально простой фон

В макрофотографии действует то же самое правило: выбирайте для съемки максимально простой фон. Возможно, здесь это правило еще важнее, чем в портретной съемке. Поскольку вы приближаете объект очень существенно, то чистый фон без лишних деталей в данном случае очень важен.

Зачем фотографировать в помещении

Макросъемка цветов и других объектов очень часто проводится в студии (ввиду такого сильного приближения зрителю очень сложно понять, где сделан снимок, на улице или в студии). Главным преимуществом студийной съемки является отсутствие ветра. На первый взгляд кажется, что эта причина не столь важна. Но на самом деле, когда вы установите фотоаппарат на штатив и наведете на цветок (листок, травинку или что бы то ни было), даже малейшее дуновение ветерка (которое вы даже не заметите) может покачнуть объект съемки. В результате изображение выйдет мягким и нечетким. Это способно довести до отчаяния, поскольку в видоискателе вам кажется, будто все идеально. Вы делаете снимок и готовы поклясться, что никакого ветерка не было, но рассматривая результаты съемки на жидкокристаллическом дисплее фотоаппарата, понимаете, что все ваши старания пошли прахом. Еще одним преимуществом работы в студии является освещение, которое можно полностью контролировать. При макросъемке очень важно равномерно осветить все изображение. Вам не нужны резкие тени - нужен мягкий свет , и получить его в студии значительно легче, чем на открытом воздухе при длительной съемке.

Покупка макрообъектива

Если вас действительно заинтересовала макросъемка, то я дам три полезных совета, которые позволят вам углубиться в данную область фотографии.

1. Проверьте, нет ли в вашем объективе встроенной функции для макросъемки.

2. Приобретите макрообъектив. Как Canon, так и Nikon выпускают прекрасные макрообъективы (на фотографии показан объектив Canon). Можно также купить объектив Sigma с фокусным расстоянием 105 мм.

3. Приобретите макролинзу для объектива, который есть у вас в наличии. Макролинза просто накручивается на объектив, превращая его в макрообъектив.

При выборе же непосредственно макрообъектива учитывайте значение фокусного расстояния - чем выше число, тем ближе вы сможете приблизить объект съемки (другими словами, макрообъектив с фокусным расстоянием 65 мм позволит увеличить пчелу так, что она займет весь кадр, а объектив с фокусным расстоянием 105 мм позволит на весь кадр отобразить голову пчелы).

Создайте капли дождя самостоятельно

Ждать дождя не нужно. Вместо этого нужно просто взять на съемку распылитель и побрызгать водой на растения. На лепестках (листьях) останутся капли, которые при макросъемке выглядят очень эффектно. Если приблизить каплю очень сильно, то вы сможете увидеть в ней отражение. Это просто здорово.

Идеальный мягкий свет для макросъемки

Для макросъемки важен мягкий ровный свет, который может дать только специальная вспышка, называемая круговой (ring flash). Именно для данной цели она и предназначена. Это даже не одна, а несколько вспышек, объединенных в одно кольцо, которое надевается на объектив. И поскольку такая вспышка освещает объект съемки со всех сторон, то освещение получается равномерным и мягким. Именно такое освещение нам и нужно.

Превращение обычного объектива в объектив для макросъемки

Чем дальше удалена линза объектива от светочувствительной матрицы фотоаппарата, тем сильнее можно приблизить объект. Именно поэтому многие производители выпускают кольца для макросъемки (extension tubes). Благодаря им можно значительно удалить от светочувствительного сенсора линзу самого обычного объектива. В результате объектив сможет гораздо сильнее приближать объект съемки (практически так же, как специальный объектив для макросъемки). Главное преимущество этих колец заключается в их стоимости: они стоят значительно дешевле объектива для макросъемки. (Кстати, если у вас уже есть объектив для макросъемки, то такие кольца позволят увеличивать объекты еще сильнее. Разве это не замечательно?)

Макросъемка - это съемка с очень близкого расстояния, при которой можно запечатлеть детали, неразличимые человеческим глазом. Это сложный вид съемки, для которого требуется знать основы макросъемки и иметь в своем распоряжении соответствующее оборудование.

Самые популярные объекты макросъемки: цветы, насекомые, человеческие глаза и любые другие высоко детализированные мелкие предметы.

Фотоаппарат для макросъемки

При выборе камеры для макросъемки нужно помнить следующие рекомендации:

  • В фотоаппарате должны присутствовать специальные настройки для режима фото макросъемки;
  • Цифровая камера должна иметь хорошую программу включения макрорежима. Обычно запускается он дисковым селектором;
  • Для макросъемки лучше подходит зеркальная пленочная камера. Еще лучше, если фотоаппарат будет не электронным, а механическим. Только макросъемка зеркалкой позволяет идеально расположить кадр и оценить фокус объектива. Она также делает возможным использование специальных колец, которые устанавливаются между замком и объективом фотоаппарата.

Разновидности колец для макросъемки

  • Оборачивающее (реверсивное) кольцо. Недорогое и простое в использовании устройство, позволяющее работать в режиме макросъемки. Перед началом работы его нужно накрутить вместо светофильтра и присоединить объектив к тушке обратной стороной. Преимущества : низкая цена, компактность, не ухудшает качество изображения. Минусы : нельзя менять масштаб макросъемки, не работают автоматические функции;
  • Меха для макросъемки . Представлены в виде «гармошки», позволяющей увеличить расстояние между объективом и камерой. Преимущества : бесступенчатое изменение масштаба изображаемого, качество фото не ухудшается, отсутствует необходимость снимать объектив для изменения масштаба. Минусы : не работают автоматические функции, светосила объектива уменьшается при приближении снимаемого объекта, не вполне удобные габариты;
  • Набор удлинительных колец . Их работа аналогично работе мехов, однако изменять масштаб изображения в этом случае возможно лишь ступенчато. Преимущества : не ухудшается качество изображения, автоматические функции камеры продолжают работать. Минусы : уменьшается светосила объектива, для изменения масштаба приходится снимать объектив, высокая стоимость;
  • Набор линз для макросъемки . Линзы навинчиваются на резьбу фильтра, а потому нет необходимости снимать объектив. Преимущества : не теряется светосила, компактность, низкая цена, работают автоматические функции, можно использовать со съемным объективом.Минусы : ухудшается качество изображения, особенно при использовании дешевых линз.

Объектив для макросъемки

Объектив для макросъемки отличается минимальным расстоянием фокусировки и повышенной разрешающей способностью, благодаря чему изображение получается резким и контрастным. Если вы по-настоящему не увлечены макросъемкой, имеет смысл хорошо обдумать, нужен ли вам специальный объектив, ведь с ним достаточно проблематичны портретная и пейзажная съемка. Макрообъектов – это дорогое удовольствие.

Вооружившись следующими советами и правилами вы можете делать потрясающие фотографии макросъемки прямо в домашних условиях.

  • Фокусируйтесь на сюжетно важных объектах вручную;
  • Вспышка во время макросъемки поможет более детально увидеть очень мелкие детали;
  • Для предотвращения эффекта размытости фиксируйте неодушевленные объекты, находящиеся в движении, обычной прищепкой или посредством профессионального макроштатива;
  • Используйте цветные пленки высокой насыщенности со средней чувствительностью;
  • Старайтесь уйти от соблазна снимать с максимальным увеличением, так как при этом значительно уменьшается глубина резкости, большая часть изображения выглядит размытой и нечеткой;
  • При съемке против солнца используйте бленду;
  • Используйте защитные светофильтры. Они предохранят дорогой объектив от пыльцы и прочих частиц;
  • Не стоит заниматься макросъемкой в пасмурную погоду, так как в макросъемке важным, едва ли не главным, является игра света;
  • Каждая часть суток – возможность для проведения хорошей макросъемки. Используйте ее! Солнечный полдень откроет перед камерой макромир во всем его великолепии, закат даст возможность снимать при контровом или косом свете. Ранним утром макросъемка насекомых наиболее доступна, так как насекомые слабо подвижны;
  • Старайтесь сделать так, чтобы фон был нейтральным, одноцветным. Для этого нужно всего лишь поменять угол съемки или подложить ткань, рюкзак, куртку;
  • Для создания искусственной росы достаточно смазать поверхность глицерином и обрызгать водой. Красивый эффект создается при съемке с дифракционным фильтром Star;
  • Используйте спусковой тросик, заменить его может функция автоспуска. Использование кнопки спуска затвора может привести к вибрации, которая испортит фотографию;

Режим макросъемки в недорогих фотоаппаратах

В некоторых дешевых цифровых камерах также присутствует режим макросъемки. Кнопка для его включения обычно обозначена как пиктограмма в виде цветка. Конечно, профессиональной макросъемки с таким фотоаппаратом добиться нельзя, но в данном режиме можно значительно приблизиться к объекту съемки, что невозможно сделать в стандартном режиме.

Заключение

Макросъемка – довольно сложная отрасль искусства фотографии. Прежде чем заняться ею, приобретите необходимый перечень оборудования. В ином случае все ваши эксперименты неизбежно будут заканчиваться получением невнятных фотографий. А вооружившись секретами макросъемки описанными в этой статье - ваши снимки станут значительно лучше.

Приветствую, читатели! На связи с вами, Тимур Мустаев. Столько видов фотографии и жанров, как же выбрать что-то? Необязательно останавливаться на одном направлении, попробуйте все понемногу. Безусловно, можно устроить себе очень увлекательную съемку, занявшись макрофотографией.

Условно говоря, она может быть разного уровня сложности и подготовленности. Ниже мы поговорим и о новом фото-понятии и обязательно уделим внимание технической составляющей вопроса.

Макрофото: что это и как его получить

Попробуем понять, что такое макросъемка. Можно сказать, что это изображение чего-либо в увеличенном виде. Но это не совсем так, ведь такое фото не составляет труда сделать, даже в телефоне. Речь идет о реализации масштаба предмета или живого объекта (насекомого, листика и пр.) один к одному или больше.

Наверняка увлекательный процесс, ведь они, а вместе с ними и зритель может видеть невооруженным глазом на итоговой картинке подробный, детальный микрочип, бактерию или кожную поверхность и практически все, что захочется.

Что нужно знать для макросъемки?

Чтобы научиться фоткать макро, нужно иметь оборудование для этого, о чем мы еще поговорим, а также знать некоторые нюансы, наиболее важные именно для фотографии по этому типу. Вот важных три пункта:

  • . Авторежим, так популярный у новичков, специалисты не советуют применять ни в данном, ни во многих других случаях. Что для нас главное при фотографировании в крупном виде? – , позволяющая регулировать . Следовательно, в фотоаппарате наиболее оптимально выставить или попробовать настройки. Макро чаще всего требует более закрытой диафрагмы, например, 7.1-11, чтобы в зоне резкости было максимальное число деталей. Но иногда лучшее ее открыть – для красивого размытия фона вокруг основного персонажа.
  • Фокусировка. Объект занимает значительную область снимка, видна каждая его маленькая часть, а значит, фокус рассчитывать придется гораздо тщательнее. Точность фокусирования может быть достигнута не за один кадр.
  • Дополнительный свет. Приближаясь к объекту вплотную, вы снижаете общее количество света, идущего в объектив, отчего какие-то области фото могут быть слишком темными. Встроенная вспышка вряд ли подойдет, хотя умельцы пытаются ее усовершенствовать накладками из бумаги и пластика. Внешнюю вспышку, идеальную для макро, называют “кольцевой”, ее можно без проблем приобрести в магазине или заказать по интернету.

Технические нюансы

На телефоне есть возможность приближения объекта, но чаще всего он в итоге будет жутко размытым и, хоть выглядит крупнее обычного, различить детали нельзя. Поэтому, если хотите добиться действительно четкого и красивого кадра, без хорошего зеркального фотоаппарата не обойтись.

Говорят, на фотоаппарат по типу мыльницы тоже можно сделать макрофотографию. Там, конечно, есть соответствующий режим, но, по сути, он ничего не значит, так что даже не рискую предположить о качестве будущего изображения.

Если вы обладаете неплохой камерой, но, увы, объектив на ней обычный, то с макро снова ничего не выйдет. Вы можете приблизить предмет зумом или же подойти к нему, но расстояние до него примерно должно быть не ближе полуметра. Это ограничение большей части оптики.

Далее придется кадрировать по своему вкусу уже после съемки. Еще вариант – купить специальное макрокольцо, то есть такую приставку, которая меняет минимальное фокусное расстояние (МФР) объектива. Дистанция между вами и главным объектом сокращается, в виду чего можно сфоткать в увеличенном масштабе. Аналогом являются макро-мех и соответствующие .

Реальное макро

Для ярых ценителей макро можно задуматься о приобретении специализированной для этого фототехники. В цифровом фотоаппарате необязательно должны быть определенные профессиональный настройки, подойдет фотокамера среднего класса, что-нибудь из серии никона или кэнона. Акцентируйтесь на выборе объективов. Что в них должно быть:

  1. Режим макросъемки. Смотрите на полное наименование товара и его характеристики. Увидите “Macro” или “Micro” – это то, что надо.
  2. Показатели МФР и возможности увеличения.
  3. Фокусное расстояние: чем оно больше, тем менее будут проявлять себя различные искажения и кривизна поля, что для предметки просто необходимо.
  4. Светосила объектива. Для любого вида фотографии этот параметр весьма важен и определяет возможности работы и, конечно, цену. Для предметной макросъемки условия фотографирования не всегда будут включать хорошее освещение.

Примеры объективов для макросъемки

В принципе, по этим параметрам я и предлагаю к рассмотрению несколько оптических устройств. Расположу их в порядке снижения стоимости и качества:

  • Макрообъектив AF-S NIKKOR 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED. Помимо того, что объектив специально предназначен для макро (исходя из названия), у него много положительных сторон. Например, хорошая светосила и показатель фокусного расстояния. Пользователи отмечают высокую резкость, насыщенность картинки, а также точный автофокус. С 0,30 м. уже становится доступной фокусировка.
  • Макрик Nikon 60mm f/2.8D AF – бюджетный вариант. Несмотря на фокусное расстояние, характерное для портрета, он сделан как макрообъектив. Будьте уверены, четкость у него отличная, есть возможности для создания боке. Для макросъемки МФР равно 0,22 м, фотографирует в размере один к оному. К сожалению, отсутствует фокусировочный мотор, среди минусов – появление заметных .
  • Длиннофокусный от SIGMA AF 70-300mm f/4-5.6 APO Macro. Средних габаритов оптика, которая может сфокусироваться уже при 0,95 м и сделать масштаб предмета 0,5. Он дает относительно хорошее качество фото, есть аберрации. Грешит медленным и шумным фокусом.

Я надеюсь я ответил на вопрос, что собой представляет макросъемка. Если вы плохо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате, рекомендую для начала изучить детально свою фотокамеру. Могу посоветовать хороший курсЦифровая зеркалка для новичка 2.0 , который быстро вам поможет разобраться в своей зеркалке. Чем хорош видеокурс? Он очень простой и легкий в понимании. Идеально подходит для начинающих фотографов!

На этом у меня все. Всем счастливо, подписывайтесь на обновление. Не забывайте делиться статьей. Все пока! Дерзайте, коллеги!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Макросъёмка - одна из непростых областей фотографии. Чаще всего под макросъёмкой понимают съёмку насекомых. И подтверждение этому масса подобных фотоснимков в фоторунете. Но макросъёмка не ограничивается только блошками, а часто является приложением к многим научным исследованиям в областях электроники, медицины и многого другого. Макросъёмка необходима там, где рассматривать объект при помощи микроскопа ещё не имеет смысла, а рассмотреть что-либо невооружённым глазом уже невозможно, хотя макросъёмкой несомненно можно также назвать все съёмки через микроскоп.

Для того, чтобы не делать лишних ошибок при макросъемке, здесь хочу подчеркнуть именно слово "лишних", потому, что полностью избежать ошибок не удастся вовсе, необходимо знать:

основы теории макросъемки

как сделать правильный выбор оборудования (камера, оптика, макроаксессуары)

особенности освещения объекта съемки

экспозиция при макросъемке

методы установки камеры для исключения "шевеленки"

Основы теории макросъемки

Основная задача.

Основная задача макроссъёмки это получение высококачественного изображения требуемого масштаба. Для этого необходимо использовать всю площадь имеющегося светочувствительного материала в используемой для съёмки камере.

Под масштабом подразумевается соотношение натурального размера снимаемого объекта и размера получающегося на носителе (плёнке, матрице).

Под светочувствительным материалом или носителем подразумевается фотопленка или матрица цифровой камеры.

Чёткого разграничения масштабов при макросъёмке нет, но обычно при макросъёмке масштаб находится в пределах 1:5-20:1. В этих соотношениях первая цифра определяет размер изображения получившегося на носителе (пленке, матрице), а вторая размер объекта съемки. Таким образом: 1:5 означает, что 1мм. изображения на носителе соответствует 5 мм. объекта съёмки. Т.е. уменьшение в 5 раз. И 20:1 - наоборот 20мм. изображения на носителе соответствует 1мм. объекта съёмки. Т.е. увеличение в 20 раз по сравнению с оригиналом. В некоторых статьях пишут: "хороший макрообъектив даёт отношение 1:1, которое ещё называют “настоящим” макро". Прочтя это хочется спросить, а 2: 1 разве макро не настоящее? Проще и не уходя в дебри формул можно сказать, что для получения масштаба 1: 1 при съёмке объективом 50мм. нужно обеспечить двойные фокусные расстояния (100 мм.) от объекта до объектива и от объектива до плёнки (матрицы).Сразу хочу ответить на вопрос о размере кадра (носителя). Каков бы он не был, НИКАКОГО влияния на масштаб он НЕ ОКАЗЫВАЕТ! Просто необходимо учитывать, что в кадр размером 24 Х 36 мм. просто физически нельзя поместить в масштабе 1:1 объект с любым линейным размером превышающим 36 мм. Для того, чтобы уйти в "зону увеличений" необходимо отодвигать объектив от плёнки (матрицы) и приближать к объекту.

Съёмочное расстояние, расстояние до объекта, расстояние до изображения

Съемочное расстояние (расстояние до камеры) это расстояние от плоскости пленки, матрицы, (фокальной плоскости) до объекта. Положение плоскости пленки (матрицы) обозначено на верхней части большинства камер знаком “∞".

Съемочное расстояние - R
Расстояние до объекта
Расстояние до изображения
Расстояние до объекта
Расстояние от передней главной точки объектива до объекта
Расстояние от задней главной точки до изображения
Расстояние от задней главной точки объектива до плоскости пленки, когда объектив сфокусирован на объекте с определенного расстояния.
Величина удлинения - r

При объективе, который перемещает весь оптический блок назад и вперед во время фокусировки, величина движения объектива, необходимая для фокусировки объекта на ограниченном расстоянии от положения “бесконечность” фокуса.
Расстояние внутри камеры
Расстояние от переднего края тубуса объектива до плоскости пленки.
Рабочее расстояние
Расстояние от переднего края тубуса объектива до объекта. Это важный фактор, в особенности при съемке крупных планов и фотоувеличениях.

Увеличение изображений

Соотношения между фокусным расстоянием, величиной удлинения (общим удлинением) и увеличением

  • f=фокусное расстояние
  • r=величина удлинения
  • e=интервал главной точки
  • R=съемочное расстояние
  • y=размер объекта

y"=размер объекта на плоскости пленки. M=увеличение

Соотношение (соотношение длины) между фактическим размером объекта и размером изображения, воспроизведенного на пленке. Макрообъектив с показателем увеличения 1:1 может воспроизводить изображение на пленке такого же размера, как первоначальный объект (в натуральную величину). Увеличение обычно выражается как пропорциональная величина, показывающая размер изображения по сравнению с реальным объектом. (Например, увеличение 1:4 выражается как 0,25Х.) Соотношение между фокусным расстоянием, величиной удлинения (общим удлинением) и увеличением

f=фокусное расстояние
r=величина удлинения
e=интервал главной точки
R=съемочное расстояние
M=увеличение
y=размер объекта
y"=размер объекта на плоскости пленки

или выраженное через увеличение - R=f(M+1)2 /M + e

R=(r+f)2 /r + e или выраженное через увеличение - R=f(M+1)2 /M + e. Когда объектив установлен на бесконечность точка заднего фокуса находится ровно в плоскости плёнки. Как только мы хотим сфокусироваться на какой-нибудь объект находящийся ближе, мы выворачиваем объектив и тем самым отдаляем его от плёнки перемещая точку заднего фокуса вперед к объекту съёмки. Таким образом камера становится "близорукой" и для обеспечения резкого изображения ей необходимо приблизиться к объекту съемки. Если для обеспечения требуемого расстояния между объективом и пленкой выворачивания объектива не хватает, то используем для этого другие средства и приспособления, о чем поговорим позже. Расстояние на которое переместилась точка заднего фокуса называется удлиннением и обозначается r.y" = размер объекта на плоскости пленкиy = размер съёмочного объектаM - увеличение (масштаб) M=y"/y или M=r/f Из вышеуказанных формул следует, что масштаб прямо пропорционален удлиннению и обратно пропорционален фокусному расстоянию объектива.Возьмем к примеру несколько объективов из Никоновской линейки и несколько удлиннений, которые обеспечат нам автофокусные удлиннительные кольца Kenko

Фокусное расстояние объектива Кольцо №1 удлиннение 12 мм. Кольцо №2 удлиннение 20 мм. Кольцо №3 удлиннение 25 мм. Кольцо №3 удлиннение 36 мм. Все три кольца удлиннение 93 мм.
Масштаб M до объекта съемки (мм.) Масштаб M до объекта съемки (мм.) Масштаб M до объекта съемки (мм.) Масштаб M до объекта съемки (мм.) Масштаб M до объекта съемки (мм.)
300 0.04 8112 0.07 5120 0.08 4225 0.12 3136 0.31 1661
200 0.06 3745 0.10 2420 0.125 2025 0.18 1547 0.47 923
100 0.12 1045 0.20 720 0.25 625 0.36 513 0.93 401
85 0.14 784 0.24 551 0.29 484 0.42 406 1.09 341
60 0.2 432 0.33 320 0.42 289 0.60 256 1.55 251
50 0.24 320 0.40 245 0.50 225 0.72 205 1.86 219
24 0.5 108 0.83 97 1.04 96 1.50 100 3.88 147

* в расчетах не учитывался параметр e=интервал главной точки, т.к. является пренебрежимо малымЭта (таблица 3) приводится для создания представления о величине (e=интервал главной точки выделено красным)

Таблица 3. Положение Главных фокусов и главных точек в наиболее распространенных фото и кинообъективах
Наименование объектива Относи- тельное отвер- стие 1:k Главное фокусное расстоя- ние f, мм Вершинные фокусные расстояния Длина объектива l, мм Расстояние между главными плоско- стями HH", мм (интервал главной точки) Рассстояние от вершины до главной точки Рассто- яние от перед- него фокуса до заднего FF", мм
переднее v, мм заднее v", мм передней t, мм задней t", мм
"Индустар-10" ("ФЭД") 1:3,5 49,99 -42,88 40,58 16,9 +0,38 7,11 -9,41 100,36
"Индустар-22" 1:3,5 52,43 -41,20 43,65 18,86 -1,15 11,23 -8,78 103,71
"Индустар-23" 1:4,5 110,61 -110,44 96,52 25,4 +11,14 0,17 -14,09 232,36
"Индустар-26м" ("ФЭД") 1:2,8 52,44 -43,28 42,0 20,39 +0,79 9,16 -10,44 105,67
"Индустар-50" 1:3,5 52,48 -41,68 43,62 18,45 -1,21 10,8 -8,86 103,75
"Индустар-51" 1:4,5 210,48 -191,26 183,73 48,1 +2,13 19,22 -26,75 423,09
РО-50 1:2,8 15,04 -12,47 12,04 5,78 +0,21 2,57 -3,0 30,29
РО-51 1:2,8 20,15 -16,72 16,16 7,72 +0,3 3,43 -3,99 40,6
РО-52 1:1,4 25,00 -7,86 13,01 23,98 -5,15 17,14 -11,99 44,85
РО-53 1:2 34,98 -10,19 22,59 28,10 -9,08 24,78 -12,39 60,88
РО-54 1:2 50,78 -14,92 32,78 40,7 -13,1 35,83 -17,97 88,4
"Триар" 1:2,8 12,47 -10,48 9,6 4,45 -0,41 1,99 -2,87 24,53
"Юпитер-3" 1:1,5 52,54 -43,44 23,61 38,3 +0,28 9,1 -28,93 105,35
"Юпитер-8" 1:2 52,45 -49,77 27,75 31,74 +4,36 2,68 -24,7 109,26
"Юпитер-9" 1:2 84,51 -74,07 40,77 53,85 -0,33 10,44 -43,74 168,69
"Юпитер-11" 1:4 133,14 -165,1 62,47 59,35 +20,64 -32,04 -70,67 286,92
"Юпитер-12" 1:2,8 35,74 -36,68 7,80 34,35 +7,35 -0,94 -27,94 78,83

Об экспозиции при макросъемке

Вопрос об экспозиции при съемке на цифровую камеру у большинства фотографов на сегодняшний день не стоит вообще. Почему? Во-первых от того, что результат съемки можно оценить тут-же. Во-вторых потому, что тут-же его можно и подкорректировать. Конечно о потраченой "пленке" никто не думает, так же никто не думает о ресурсе самой камеры, в частности затвора и используемой фотовспышке. А вечного двигателя все еще не изобрели.Совершенно другое дело - съемка на фотопленку. Здесь к вопросу выбора экспозиции нужно подходить весьма тщательно. И при том, что при съемке на Ч/Б или цветной негатив еще кое-что можно подправить при печати снимка, то при съемке слайда, Ч/Б и особенно цветного, экспозиция должна быть однозначно правильной или соответствовать художественному замыслу автора. Слайд, особенно цветной - конечный продукт, исправления в который можно внести только на стадии съемки, пользуясь экспозиционной вилкой.Так какие секреты несет в себе "правильное" экспонирование? Здесь слово правильное стоИт в кавычках. И не зря. Хотя по обшим понятиям, результатом "правильного" экспонирования должно быть получено изображение с проработанными светами, тенями, передним и задним планами (что можно назвать простым репродуцированием, т.е. воспроизведением "как есть"), то имеет право на существование и авторская (замысловая) экспозиция. Например съемка предмета со вспышкой так, что фон остается полностью непроработан.Всем цифрофотографам, пожелавшим снимать макро на слайд () просто необходимо знать, что с увеличением масштаба съемки, достигнутым , светосила используемого для съемки объектива - ЛЮБОГО - макро, микро, обычного, для узкой, широкой пленки, цифрового, любого производителя, любой серии, ПАДАЕТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО УДЛИННЕНИЮ!!!

Выбор носителя изображения

Материал носителя может быть как традиционной фотоплёнкой (негатив, слайд) так и матрицей цифровой фотокамеры. Чему отдать предпочтение? Для получения быстрого и предсказуемого результата это конечно цифровая камера почти любого вида. Плёночный процесс, будь то слайд или негатив более долог, дорог и хлопотен, но если необходим высококачественный результат для демонстрации широкой аудитории на большом экране (конференц-зал), то это только слайд размером 60Х60мм.Не пробовали? Попробуйте. Хотя бы на формате кадра 24Х36 мм. Даже на фотоматериалах 70-х годов прошлого века это выглядело весьма впечатляюще. Особо потрясающее впечатление проецированный слайд производит на тех кто, никогда не видел и пытался судить о качестве фотографий на экране домашнего, офисного, да и профессионального монитора тоже. Про сегодняшние фотоматериалы - вообще разговора нет, качество их просто превосходно. Ни один цифровой проектор не даст лучшего или даже близкого по качеству изображения по сравнению с проектором аналоговым.Многие профессионально работающие в макросъёмке предпочитают по-прежнему средний формат; большая площадь кадра позволяет ошибки кадрирования, получать бОльшие масштабы, возможности бОльшего увеличения конечного изображения с великолепным качеством. Сам слайд является ценным конечным и вполне материальным продуктом позволяющим не только преобразовать себя в цифровой вид, но и проецировать себя на большой экран. И всё это относится не только к макросъёмке. "Цифра" хороша сама по себе. И быстро и качественно (на качественной цифре). Но при больших увеличениях...... все еще не обеспечивается красота и мощь слайда в проекторе. Но на словах это не выразишь, особенно тем, кто не видел хотя бы фотографий большого размера, а все свое и чужое творчество воспринимает исключительно с экрана монитора.

Чем снимать?

Снимать можно всем. Даже мобильным телефоном. Любыми видами камер. Ну разве что пинхолом совсем неудобно. Цифровыми и плёночными, узкого, среднего плёночного формата. Дальномерной, TLR камерой, наводя на резкость при помощи линейки и таблиц или вот такого "слайдера" (справа) выпускавшегося в Советском Союзе. Принцип работы "слайдера" очевиден. Выпускалось и множество других приспособлений для макросъёмки дальномерными камерами. Какие бы приспособления не использовались, точность визирования и наводки на резкость оставляла желать большего.

В наше время, маркетологи продавая пластмассовые цифровые камеры, традиционно называемые в народе мыльницами, как за огромное достоинство выдают "возможность съёмки с расстояния в 2 см." Иногда это "достоинство" даже называют макросъёмкой. Можно было бы привести массу аргументов против названия ЭТОГО макросъёмкой, но я приведу всего один и весьма важный. Снимая с указанного расстояния мало-мальски объёмный объект, нормально осветить его просто невозможно. Т.е. установить световой прибор просто негде. Встроенная в камеру вспышка практически бесполезна. Или размеры источника света будут соизмеримы с размером снимаемого объекта, таким образом этот источник станет точечным, т.е. будет образовывать резкие тени. Я не говорю уже о творческом свете. Но если необходимо сделать качественное "макро", то нет альтернативы зеркальной камере в плане удобства съёмки. При этом есть возможность использовать и цифровые и плёночные камеры с кроп-матрицами и полнокадровые, узкий 35мм. формат и средний формат 60мм. Говоря о пленочном макро, как не покажется странным на первый взгляд, хорошими возможностями в плане удобства съёмки обладают "гармошки" и форматные камеры. Они не столь оперативны как зеркалки, но возможность наводки на резкость по матовому стеклу при съёмке неживой природы или техники не стоит недооценивать.Снимая зеркалкой мы почти всегда (при 100% поле зрения видоискателя) видим в видоискателе то, что получим в кадре. Мы можем тщательно скадрировать объект съёмки, тщательно навестись на резкость, при помощи репетира диафрагмы оценить её глубину, а так же посмотреть и представить себе световой рисунок при помощи моделирующего света. Как результат этих операций мы плавно нажимаем на кнопку спуска, (а если позволяет устройство камеры, то предварительно поднимаем зеркало) никуда не передвигая систему камера-объектив (как необходимо передвигать снимая с "слайдером") делаем снимок избегая возможных ошибок кадрирования, наводки на резкость и вероятной "шевелёнки" от движения и ударов зеркала. Центральные затворы установленные в объективах некоторых камер среднего формата практически устраняют "шевеленку" от экспонирования в связи с весьма малыми массами подвижных частей затвора.

Рис.1 Макромех Pentacon М 42 с переходными кольцами Nikon Рис.2 Макромех Pentacon М 42 развёрнут.С кольцами Nikon Рис.3 Макромех Pentacon М 42 с кольцом Nikon(сторона камеры). Фиксирующий винт поворота камеры. Рис. 4 Макромех Pentacon М 42 с переходным кольцом Nikon (сторона крепления объектива) Рис. 5 Макромех Pentacon М 42(сторона крепления объектива) Рис. 6 Макромех Pentacon М 42 (сторона крепления камеры). Предусмотрен поворот камеры Рис. 7 Макромех Nikon (сторона крепления объектива) Рис. 8 Макромех Nikon (сторона крепления камеры) Предусмотрен поворот камеры на 90 градусов по и против часовой стрелке с фиксацией. Рис. 9 Макромех Nikon растянут (сторона объектива) Рис. 10 Макромех Nikon обладает подвижками: (наклон и смещение) Рис. 11 Макромех Pentakon под байонет B Рис. 12 Макромех Pentakon под байонет B Рис. 13 Кольца удлиннительные M42 с толкателем диафрагмы Рис. 14 Рис.15 Рис.16 Рис. 17 Ахроматическая линза Olympus Рис. 18 состоит из двух склеенных просветлённых линз. Оптическая сила 2,5 диоптрии. Исправленные аберрации, практически не ухудшает качества изображения. Рис. 19 Обычная, "советская" насадочная линза. Рис. 20 Просветлённая линза. +2 диоптрии.

Самым близким родственником макрообъективу по оптической схеме является объектив от фотоувеличителя. Только установить его на камеру надо наоборот, т.е. сторона обращённая к плёнке в увеличителе, на камере должна быть обращена к снимаемой сцене.

Величина (“увеличение”) макро измеряется отношением размера изображения предмета на негативе к его реальной величине. К примеру, если изображение двухсантиметрового жука на негативе имеет размер 1см, значит, мы имеем дело с макро 1:2.

Хороший макрообъектив даёт отношение 1:1, которое ещё называют “настоящим” макро. При этом величина изображения равна размеру самого предмета. Если же изображение на негативе даже превосходит реальный размер предмета, тогда речь идет уже о “супермакро”, с такими отношениями, как например, 2:1.

Величину увеличения макрообъектива вашего 35-мм плёночного или полноматричного фотоаппарата рассчитать несложно. Для этого необходимо поставить обычную линейку вертикально, сфокусироваться на ней на минимально-возможной дистанции, и посмотреть, сколько её сантиметров (L) попало в кадр. Далее, находим макроотношение вашего объектива по формуле:

К примеру, если в кадр “влезло” целых 24см линейки, то отношение будет 1:10. Нетрудно догадаться, что по высоте в кадр в настоящем макрообъективе 1:1 попадёт всего 2,4см линейки.О чём не следует забывать? Во-первых, зум-объективы дают наибольшее увеличение на максимальном фокусном расстоянии. Во-вторых, формула справедлива только для горизонтального расположения кадра. При вертикальном расположении она примет вид

В-третьих, эта формула справедлива только для 35мм плёночного фотоаппарата. Макроотношение объектива среднеформатного фотоаппарата можно рассчитать по формуле

M = 6.0 / L.Сегодня, когда автозамер экспозиции стал весьма популярен, забывают и просто не замечают того, что объектив имеет свойство постепенно становится менее светосильным при съёмке и фокусировке с близких расстояний. В всех элементов фокусировки объектива, увеличения воздействия фактора 2 раза при увеличении x1/2, и 4 раза при увеличении x1. Иными словами, даже если объектив F-число f/2.8, когда вы сосредоточены на увеличении x1, коэффициент увеличения экспозиции становится равным 4, это означает, два стопа вниз, и таким образом эффективное диафрагменное число становится f/5.6. С другой стороны, в объективе Zoom-Micro, коэффициент увеличения экспозиции всегда еденица, это означает, объектив не становится менее светосильным. В таблице приведены эффективные диафрагменные числа объектива Zoom-Micro по сравнению с другими автофокусными микрообъективами. Хотя, разница в светосиле больше, чем в одну ступень на бесконечности, разница в светосиле становится меньше, примерно 2/3 шага при увеличении x1/3, которое часто используется в макросъёмке. Таким образом, Zoom-объектив Micro неожиданно светосилен в макро диапазоне.

Крепление Рабочий отрезок, мм Диаметр, мм Размер кадра Тип
Байонет В 82,1 ? 6×6 см трёхзаходная резьба
Байонет Б 74 ? 6×6 см байонет с накидным кольцом
Байонет Mamiya 56,2 ? 6×6 см байонет
Байонет Ц (Зенит-4) 47,58 47 24×36 мм байонет с накидным кольцом
Байонет Leica R 47 ? 24×36 мм байонет
Байонет F 46,5 44 24×36 мм трёхлепестковый байонет
Olympus OM 46 ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет с замком на объективе
Байонет K 45,5 ? 24×36 мм трёхлепестковый байонет
M42×1 45,5 42 24×36 мм резьба
M39×1/45.2 45,2 39 24×36 мм резьба
Байонет А (Sony α) 44,50 49.7 24×36 мм трёхлепестковый байонет
Canon EF 44 54 24×36 мм трёхлепестковый байонет
Canon EF-S 44 54 22,2×14,8 мм трёхлепестковый байонет
Байонет Sigma SA 44 44 24×36 мм байонет
Canon R 42 48 24×36 мм накидное кольцо
Canon FL 42 ? 24×36 мм накидное кольцо
Canon FD 42 ? 24×36 мм накидное кольцо
Canon FDn 42 ? 24×36 мм байонет
Стандарт 4:3 38,67 50 17,3×13 мм байонет
Байонет Contax-Киев наружный 34,85 внутренний 31,85 наружный 49 внутренний 36 24×36 мм наружный и внутренний байонет
M39×1/28.8 28,8 39 24×36 мм резьба
Байонет Leica M 27,8 ? 24×36 мм четырёхлепестковый байонет
M39×1/27,5 27,5 39 18×24 мм резьба
Байонет NX 25,5 42 23,4×15,6 мм байонет
Micro 4:3 20 44 17,3×13 мм байонет
Байонет E 18 46,1 23,4×15,6 мм байонет
Canon EF-M 18 54 22,3×14,9 мм байонет
Байонет X 17,7 ? 23,6×15,6 мм байонет
Байонет Nikon 1 17 ? 13,2×8,8 мм байонет

Close Up Exposure / Magnification Tables

These Close Up Exposure / Magnification Tables are for lenses of focal lengths including 50mm ,80mm , 100mm and 135mm . The tables show the exposure factor which needs to be multiplied by the metered exposure to determine the exposure increase when using non-TTL metering cameras or flash. These tables can be used for photographs taken using bellows or extension tubes.

Закрыть экспозиции / увеличение таблицы

Эти Close Up экспозиции / увеличение Столы для объективов с фокусным расстоянием 50 мм в том числе, 80мм, 100мм и 135мм. В таблицах приведены воздействия фактора, который необходимо умножить на дозированного воздействия для определения экспозиции увеличение при использовании не-TTL измерение камеры или вспышки. Эти таблицы могут быть использованы для фотографий, сделанных с помощью мехов или удлиннительных колец.

For lenses of 50mm focal length

Extension increase (z) Subject distance (a) Image distance(a") Total distance (a+a"=e) Scale of reproduction (b") Subject area (f/g) Exposure factor (v)
mm mm mm mm mm mm mm
0 inf 50 inf different variable 1.2
5 550 55 605 0.1 240x360 1.4
10 300 60 360 0.2 120x180 1.6
15 217 65 282 0.3 80x120 1.7
20 175 70 245 0.4 60x90 2.0
25 150 75 225 0.5 48x72 2.3
30 133 80 213 0.6 40x60 2.6
35 121 85 206 0.7 34x51 2.9
40 113 90 203 0.8 30x45 3.2
45 106 95 201 0.9 27x40 3.6
50 100 100 200 1.0 24x36 4.0
60 92 110 202 1.2 20x30 4.8
70 86 120 206 1.4 17x26 5.8
80 81 130 211 1.6 15x23 6.8
90 78 140 218 1.8 13x20 7.8
100 75 150 225 2.0 12x18 9.0
110 73 160 233 2.2 11x16 10.2
120 71 170 241 2.4 10x15 11.6
130 69 180 249 2.6 9x14 13.0
140 68 190 258 2.8 9x13 14.4
150 67 200 267 3.0 8x12 16.0
160 66 210 276 3.2 8x11 17.6
170 65 220 285 3.4 8x11 19.4
180 64 230 294 3.6 7x10 21.2
190 63 240 303 3.8 6x9 23.0
200 63 250 313 4.0 6x9 25.0
210 62 260 322 4.2 6x9 27.0
220 61 270 331 4.4 5x8 29.0

For lenses of 80mm focal length

Extension increase (z) Subject distance (a) Image distance(a") Total distance (a+a"=e) Scale of reproduction (b") Subject area (f/g) Exposure factor (v)
mm mm mm mm mm mm mm
0 inf 80 inf different variable 1.0
5 1360 85 1445 00.6 392x576 1.1
10 720 90 810 0.12 192x288 1.3
15 507 95 602 0.19 127x192 1.4
20 400 100 500 0.25 96x144 1.6
25 336 105 441 0.31 77x115 1.7
30 294 110 404 0.38 64x96 1.9
35 263 115 378 0.44 55x82 2.1
40 240 120 360 0.50 48x72 2.3
45 222 125 347 0.56 43x64 2.5
50 208 130 338 0.62 38x58 2.7
60 186 140 326 0.75 32x48 3.1
70 171 150 321 0.88 27x41 3.5
80 160 160 320 1.00 24x36 4.0
90 151 170 321 1.12 21x32 4.5
100 144 180 324 1.25 19x29 5.0
110 138 190 328 1.38 17x26 5.6
120 133 200 333 1.50 16x24 6.2
130 129 210 339 1.63 15x22 6.9
140 126 220 346 1.75 14x21 7.6
150 123 230 353 1.87 13x19 8.3
160 120 240 360 2.00 12x18 9.0
170 118 250 368 2.12 11x17 9.8
180 116 260 376 2.25 11x16 10.6
190 114 270 384 2.38 10x15 11.4
200 112 280 392 2.50 10x14 12.3
210 110 290 400 2.63 9x14 13.2
220 109 300 409 2.75 9x13 14.1

For lenses of 100mm focal length

Extension increase (z) Subject distance (a) Image distance(a") Total distance (a+a"=e) Scale of reproduction (b") Subject area (f/g) Exposure factor (v)
mm mm mm mm mm mm mm
0 inf 100 inf different variable 1.0
5 2100 105 2205 0.05 480x720 1.1
10 1100 110 1210 0.10 240x360 1.2
15 767 115 882 0.15 160x240 1.3
20 600 120 720 0.20 120x180 1.4
25 500 125 625 0.25 96x144 1.6
30 433 130 563 0.30 80x120 1.7
35 386 135 521 0.35 69x103 1.8
40 350 140 490 0.40 60x90 2.0
45 322 145 467 0.45 53x80 2.1
50 300 150 450 0.50 48x72 2.3
60 267 160 427 0.60 40x60 2.6
70 243 170 413 0.70 34x51 2.9
80 225 180 405 0.80 30x45 3.2
90 211 190 401 0.90 27x40 3.6
100 200 200 400 1.00 24x36 4.0
110 191 210 401 1.10 22x33 4.4
120 183 220 403 1.20 20x30 4.8
130 177 230 407 1.30 18x27 5.3
140 171 240 411 1.40 17x26 5.8
150 167 250 417 1.50 16x24 6.3
160 163 260 423 1.60 15x23 6.8
170 159 270 429 1.70 14x21 7.3
180 156 280 436 1.80 13x20 7.8
190 153 290 443 1.90 13x19 8.4
200 150 300 450 2.00 12x18 9.0
210 148 310 458 2.10 11x17 9.6
220 145 320 465 2.20 11x16 10.2

For lenses of 135mm focal length

Extension increase (z) Subject distance (a) Image distance(a") Total distance (a+a"=e) Scale of reproduction (b") Subject area (f/g) Exposure factor (v)
mm mm mm mm mm mm mm
0 inf 135 inf different variable 1.0
5 3780 140 3920 0.04 600x900 1.1
10 1958 145 2103 0.07 343x514 1.2
15 1350 150 1500 0.11 218x327 1.2
20 1046 155 1201 0.15 160x240 1.3
25 864 160 1024 0.19 126x289 1.4
30 742 165 908 0.22 109x164 1.5
35 656 170 826 0.26 92x138 1.6
40 591 175 766 0.30 80x120 1.7
45 540 180 720 0.33 73x109 1.8
50 500 185 685 0.37 65x97 1.9
60 439 195 634 0.44 55x82 2.1
70 395 205 600 0.52 46x69 2.3
80 363 215 578 0.59 41x61 2.5
90 338 225 563 0.67 36x54 2.8
100 317 235 552 0.74 32x49 3.0
110 301 245 546 0.82 29x44 3.3
120 287 255 542 0.89 27x40 3.6
130 275 265 540 0.96 25x38 3.9
140 265 275 540 1.04 23x35 4.2
150 257 285 542 1.11 21x32 4.5
160 249 295 544 1.18 20x30 4.8
170 242 305 547 1.26 19x29 5.1
180 236 315 551 1.33 18x27 5.4
190 231 325 556 1.41 17x26 5.8
200 226 335 561 1.48 16x25 6.2
210 222 345 567 1.56 15x23 6.5
220 218 355 573 1.63 15x22 6.9

Насадочные линзы на обычный объектив – простое средство уменьшения минимальной дальности фокусировки (МДФ). Не снижают светосилу, но вносят искажения и снижают резкость, особенно не просветленные: оптическая схема объектива проектируется для коррекции всяких искажений без учета каких-либо дополнений, которые будет накручивать фотограф. Системы насадочных линз (второй перевернутый объектив) используются для получения масштаба больше 1:1. Объектив имеет хорошо просветленные линзы и вносит меньшие искажения. Главное – правильный подбор пары объективов. Второй должен быть светосильным во избежание виньетирования. Первый должен иметь бoльшее фокусное расстояние f1, иначе теряется смысл в использовании такой системы, т.к. при установке объективов на бесконечность получаемое увеличение G=f1/f2. Если же, например, на объективе Canon 100/2,8 macro (f1=100 мм, на МДФ его f1 становится меньше) установить масштаб 1:1 и к нему прикрутить Гелиос-44 (f2=58 мм), получим масштаб примерно 3:1. Для соединения двух объективов сейчас продаются переходники. Самоделкины сооружают и сложные оптические системы. Пример – комплекс энтомолога А. Бенедиктова из МГУ, который к компакту изготовил насадку, состоящую из Гелиоса, телеконвертера и окуляра микроскопа. Надо помнить, что любое дополнительное стекло ухудшает начальные характеристики разрешения и контрастности. Главный недостаток – малая светосила системы, т.к. передней становится линза малого размера. Для компактов с их небольшими линзами подходит хорошо. Перевернутый объектив – простое решение для увеличения масштаба без ухудшения (и даже улучшения) качества, но очень трудно реализуемо сохранение функций управления через электрические контакты между камерой и объективом. Удлинительные кольца, меха не вносят искажений и не снижают разрешающую способность, но снижают светосилу. Малоэффективны для длиннофокусных объективов, т.к. для получения масштаба 1:1 нужен набор колец длиной, равной ФР. Для изменения масштаба необходимо каждый раз менять кольца. Мех громоздкий, но позволяет регулировать масштаб. Телеконвертер используется сравнительно редко. Увеличивает фокусное расстояние объектива – при той же дистанции съемки получаем больший масштаб. Минусы – ухудшение разрешения и уменьшение светосилы объектива. Макрообъектив – лучший вариант, как недостаток отмечают только стоимость. Не путать с псевдомакрообъективами, имеющими малую МДФ. Макрообъектив имеет повышенные четкость и контрастность, лучшее качество именно на малых дальностях, его передняя линза не выдвигается при фокусировке. Может использоваться и с макрокольцами, и с насадками для еще большего увеличения масштаба. Некоторые модели пригодны только для макросъемки (не фокусируются на бесконечность).