Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Гараж с двухскатной крышей. Какие бывают крыши гаража: выбираем правильный вариант

Гараж с двухскатной крышей. Какие бывают крыши гаража: выбираем правильный вариант

В бытовой лексике слова «крыша» , «покрытие» и «кровля» выступают как синонимы. Однако в архитектуре и строительстве эти значения различают, считая крышей верхнее сооружение, закрывающее постройку от таких погодных явлений, как дождь, снег, сильный ветер.

Крыша под складывается из ряда обязательных элементов, представленных в зависимости от её вида , в полном наборе или частично:

  • стропила;
  • подстропильные балки;
  • скаты (ендовы);
  • рёбра;
  • конёк;
  • наружное покрытие.

Наружное покрытие, по сути, и является кровлей , поскольку покрывает водонепроницаемым материалом скаты крыши, образуя защитный настил.

Интересно: В солнечном Египте, где нет необходимости защищать строение от осадков, крыши не возводят совершенно сознательно: без крыши дом считается недостроенным и не облагается налогом на недвижимость.

Гараж — фото крыши:

Как видите на фото, кровля гаража должна быть прочной и устойчивой . Об этом мы поговорим ниже.

Виды

По своим конструктивным особенностям различают несколько видов крыш . Прежде всего, по наличию скатов:

  • плоская;
  • скатная.

Плоские крыши для гаража требуют устройства сплошного эластичного «ковра» из битумно-полимерных материалов, терпимого к перепадам температуры. Опорой для такой крыши служат стены строения, а основанием - плиты или . На плоской крыше иногда устраивают солярии, подвесные сады. В этом случае крыша считается эксплуатируемой .

Скатные крыши образуются скатами под углом от 10⁰ до 60⁰ , опирающимися на стропильную систему, и бывают:


Это может быть мастерская, кладовка, рабочий кабинет или гостевая комната. От чердака её отличает высота подъёма покрытия: не менее 1,5 метров . Это довольно дорогой проект крыши, который потребует тепло, гидро и пароизоляцию, нестандартный стеклопакет для окон, крутой излом стропильной пары, что снижает прочность конструкции.

Только скатных крыш существует 8 видов , и каждая из них имеет свои модификации в зависимости от угла уклона, величины свесов. Для гаража наиболее популярны - односкатная и двускатная .

Кровля гаража

Учитывая силовое и атмосферное воздействие на крышу, её покрытие должно отвечать следующим требованиям:

  • прочность;
  • устойчивость;
  • герметичность;
  • стойкость к влаге, растрескиванию, деформации от перепада t⁰;
  • сопротивление воздействию ультрафиолета;
  • защита от проникновения.

Этим условиям отвечает ряд распространённых в отечественном строительстве для крыши:

  • (рулонные — рубероид, мастичные);
  • листовые (волнистый асбоцемент, сталь, медь, профнастил, металочерепица, ондулин);
  • мелкоштучные материалы (асбоцементные плитки, черепица, шинглас).

Основными критериями в выборе кровельного материала являются:

  • конструктивные особенности крыши;
  • собственный вес кровельного материала;
  • климатические условия эксплуатации;
  • место расположения гаража (относительно жилья);
  • стойкость к агрессивному воздействию;
  • сроки предполагаемой эксплуатации;
  • соответствие стилю застройки;
  • соотношение цены и качества.

Справка: Идеального материала для кровли нет . Отдавая предпочтение каким-то его качествам, нужно быть готовым поступиться другими, менее значимыми для конкретной постройки.

Виды крыш гаражей — фото:

Характеристики материалов


  • поликарбонатный шифер - цветные полупрозрачные листы;
  • фиброцементный - без применения асбеста (наполнитель целлюлоза);
  • керамопласт - модификация шифера из композитных материалов;
  • кровельный профилированный лист, полученный методом холодного проката.

Преимуществ у натурального шифера много:

  • устойчивость к внешним воздействиям (температурным, химическим, биологическим);
  • долговечность (до 40 лет) и низкая теплопроводность;
  • экономичен и прост в монтаже;
  • применяется при наклоне скатов 25-35⁰.

Недостатки стоят особого внимания:

  • хрупкость;
  • насыщение влагой;
  • небезопасность для здоровья человека.

  • Оцинкованное железо - очень долговечный и прочный материал. Применяется в виде гладких (толщиной более 0,4мм) и профилированных листов (толщиной 0,4мм) с заводским полимерным покрытием. Листы соединяются фальцевым методом в замок, что предполагает профессиональные навыки кровельщика и угол наклона скатов 18-30⁰.
  • Требует защитного покрытия акриловой краской с антикоррозийным составом. Для металлической крыши в продаже есть стандартные доборные элементы: карнизы, водостоки, фронтонные свесы,коньковый уголок, водосточные трубы.

  • Профнастил соединяется с помощью специальных замков, что упрощает процесс монтажа и сокращает время. Оптимальный уклон для крыши - 8⁰.
  • Металочерепица - профилированный стальной лист (толщиной 0,5мм) с цветным полимерным глянцевым или матовым покрытием. При весе 5кг/кв. метр материал имеет достаточную эксплуатационную прочность (срок службы - 30лет). Металочерепица в применении ограничена углом наклона скатов: он не должен быть больше 14⁰.
  • Протечка: причины и устранение

    Главная неприятность, которую может доставить кровля крыши гаража - протечка . Причин может быть несколько:

    • воздействие аномальных явлений природы;
    • за период эксплуатации полностью израсходован ресурс прочности;
    • при монтаже кровли были допущены дефекты;
    • сказалось пренебрежение этапом в устройстве крыши;
    • несоответствие технологии монтажа применяемому кровельному материалу;
    • некачественный укрывной материал;
    • механические повреждения при очистке крыши от снега и наледи.

    Протечку важно выявить на момент появления влажных пятен и плесени, не дожидаясь струйных потоков. В первую очередь проверяются места стыков и соединений, потом - повреждения целостности кровли (трещины, сколы, дыры). Устраняют засоры из опавших листьев в углах ендовы, которые могут быть накопителями влаги.

    Будет зависеть от особенностей кровельного материала и объёма повреждения. Мягкие и мелкоштучные материалы легче поддаются фрагментарному ремонту . Объём ремонта листовых и панельных покрытий будет зависеть от сложности повреждений.

    Важно: При подготовке чертежа крыши гаража и проектировании необходимо закладывать в приобретение строительных материалов дополнительно 10% (сверх расчётного количества) на непредвиденные расходы. Вот они-то и выручат вас в случае протечки.

    Во времена дефицита материалов надворные хозяйственные сооружения строили из остатков досок и всего того, что осталось после возведения дома. Конечно, от этого они не теряли функциональность, но существенно портили внешний вид участка. Тетерь гараж выполняется как часть архитектурного ансамбля, выполненного в одном стиле и цветовой гамме. В этой статье мы расскажем, как своими руками качественно сделать двухскатную крышу для гаража, разберемся, как составить проект и правильно осуществить монтаж.

    Двускатная крыша – несложная конструкция, состоящая и двух наклонной плоскостей, называемых кровельными скатами. Они опираются на внешние стены гаража и сходятся в коньковом соединении, являющемся высшей точкой кровли. Два ската и основание крыши образуют равнобедренный треугольник. Данный способ перекрытия гаража по сравнению с другими вариантами обладает следующими плюсами:

    1. Обеспечение самостоятельного схода снега и дождевой воды с крыши. Наклонная поверхность скатов двухскатной кровли способствует отводу воды и снеговых масс, благодаря чему нагрузка на стропильный каркас не увеличивается, а необходимость чистить крышу от снега возникает редко. В регионах с большим количеством осадков в зимнее время двускатная крыша гаража – реальная альтернатива односкатных конструкций, которые часто обрушиваются в снегопады.
    2. Экономичность. Чтобы своими руками сделать двухскатную крышу требуется немного строительных материалов. Пиломатериалы, из которых делают стропильный каркас и кровельные материалы имеют доступную цену, поэтому общая стоимость работ по перекрытию гаража не на много превысит затраты на возведение односкатных аналогов такой же площади.
    3. Простота сборки. Отдельной статьей экономии может стать отказ от привлечения к строительству кровли профессиональных работников, так как даже неопытный мастер может правильно сделать двухскатную крышу для гаража своими руками.
    4. Высокая энергоэффективность. Благодаря своей форме двухскатная крыша снижает энергопотери при отоплении помещений. Она считается самым энергоффективным способом перекрытия построек хозяйственного назначения. Потому, если проводить в гараж отопление, двускатная крыша, сделанная своими руками – самый правильный вариант.
    5. Организация хранения. Гараж, в первую очередь, отводится под содержания машин и иной техники, однако, в нем должно быть место для складирования сезонного инструмента, колес и запчастей. Двухскатная крыша позволяет организовать в чердачном помещении просторные стеллажи, они легко делаются своими руками в соответствии с нуждами хозяев.

    Обратите внимание! Гараж с двухскатной крышей, в отличии от односкатных, выглядит как самостоятельное сооружение. Он может располагаться не только поблизости от дома, а в любом удобном месте участка. Опытные мастера рекомендуют сделать скаты с уклоном 20-30 градусов и использовать для покрытия кровельный материал, который использовался для дома, чтобы выдержать единый стиль в оформлении.

    Проектирование

    Первый шаг в строительстве двухскатной крыши для гаража своими руками – создание проекта, отражающие основные параметры конструкции. Чтобы преступить к работе, нужно определить три основные характеристики: высота конька, уклон скатов и вид кровельного. Расчеты при создании проекта выполняются с учетом нагрузок, ложащихся на элементы каркаса. Подсчитывается полный вес крыши, чтобы определить, насколько глубокий требуется фундамент. Чтобы набросать рабочую схему, нужно правильно сделать следующие расчеты:


    Важно! От угла наклона скатов зависит выбор подходящего кровельного материала. Уклон в 20-30 градусов, который рекомендуют делать для крыши гаража большинство опытных кровельщиков, позволяет использовать в качестве покрытия мягкую черепицу, профнастил, шифер или рулонные материалы. А вот металлочерепица, популярная при строительстве своими руками, требует крутизны скатов 35 градусов и более.

    Стропильный каркас

    Основа каждой двухскатной кровли – стропильный каркас, совокупность элементов, которые обеспечивают устойчивость и стабильность кровельной конструкции. Крыша гаража строится на основе стропил, изготовленных из древесины хвойных пород, пропитанной антисептическими и огнеупорными веществами. В зависимости от планировки постройки, веса и площади покрытия кровельного материала используют 2 разных типа стропильных систем:


    Обратите внимание! При расчете стропильной системы учитывают вес ее элементов, так как он увеличивает нагрузку, ложащуюся на фундамент. Чтобы избежать перегрузки, приводящий к деформации основания постройки, следуют соблюдать баланс между толщиной сечения и количеством стропил. Размер пиломатериалов выбирают в соответствии с таблицами, учитывающими длину стропил и шаг между ними.

    Монтаж

    Самый ответственный момент, если вы строите крышу своими руками – непосредственно монтаж. Чтобы не допустить ошибок, лучше набросать схематичный рисунок, отражающий все размеры элементов каркаса, расстояние между ними, а также способ крепления. Работы выполняют в следующем порядке:


    Обратите внимание! Если помещения гаража будет отапливаемым, выполняется термоизоляции скатов, а также . Для этого используют негорючие волокнистые утеплители, к примеру, базальтовая вата или пенополистирол.

    Видео-инструкция

    Надёжная крыша гаража является важным условием сохранности постройки. Кровельные работы в гараже в основном выполняются так же, как и на других строениях, однако есть свои нюансы.

    Виды гаражных крыш

    По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:

    • скатные;
    • плоские.

    Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.

    Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:

    1. С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg α x s, где s - ширина здания, tg α - тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.

      Односкатная крыша формируется разными по высоте стенами

    2. С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат - обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.

      Двускатная крыша увеличивает полезное пространство гаража за счёт чердачного помещения

    3. Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.

      Шатровая крыша состоит из четырех одинаковых скатов

    4. Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.

      Минимальный подъём перекрытия в помещении под мансардной крышей составляет 1,5 м

    Материалы и инструменты для изготовления

    Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:

    1. Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
    2. Вид материала покрытия:
      • при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах - полимерные, полимерно-битумные или битумные;
      • если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
      • при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
      • для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
    3. Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.

    При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.

    Свесы представляют собой выносы конструкции кровли, которые защищают здание от дождей и снега

    Важно учитывать такие нюансы:

    1. Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
    2. Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
    3. Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.

    В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.

    Материал для покрытия гаражной крыши

    Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:

    1. Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв - 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м 2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
    2. Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы - до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.

      Крыша из битумной черепицы имеет намного более эстетичный внешний вид по сравнению с рубероидной

    3. Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации - до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.

      Ондулин хорошо подходит для крыши гаража, потому что это лёгкий и красивый материал

    4. Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
    5. Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон - 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
    6. Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона - от 8°.

      Покрыть крышу гаража профилированным листом можно в одиночку за день

    7. Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы - 30 лет. Минимальный уклон - 14°.

      Покрытие издалека напоминает натуральную черепицу, но стоит значительно дешевле

    Инструмент для устройства крыши гаража

    Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:

    • молоток;
    • киянку из дерева;
    • домкрат для поднятия материала на крышу;
    • рулетку;
    • уровень для выполнения замеров;
    • шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
    • ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
    • пила;
    • топор.

    Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.

    Устройство гаражной крыши своими руками

    Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:

    1. Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.

      Стропильный каркас задаёт форму крыши и является её несущей частью

    2. Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.

      Шаг обрешётки зависит от применяемого кровельного материала

    3. Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.

      Чтобы крыша могла удерживать тепло и защищать гараж от влаги, нужно уложить изоляционные материалы в определённой последовательности

    4. Финишное покрытие.

      Укладка финишного покрытия является завершающим этапом строительства крыши

    5. Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.

    Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.

    Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:

    • подвесными (опираются крайними частями);
    • наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).

    Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.

    Установка мауэрлата

    Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.

    1. Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.

      Перед заливкой бетона к арматурному каркасу привариваются металлические резьбовые шпильки с тем расчётом, чтобы их выступающая часть была на несколько сантиметров длиннее балки мауэрлата

    2. В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).

      После выравнивания слоя бетона шпильки должны выходить из него на высоту, превышающую толщину мауэрлата на 3–5 см

    3. Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.

      После того как балка мауэрлата будет уложена на армопояс, его закрепляют при помощи гаек, наручиваемых на концы шпилек

    4. Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод - два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.

      При помощи металлических пластин можно сделать скользящее крепление, которое позволит элементам перемещаться в небольших пределах при усадке каркаса и сезонных деформациях здания

    Разметка стропил и изготовление обрешётки

    На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:


    Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:


    В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:


    Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.

    Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.

    Утепление и гидроизоляция крыши гаража

    Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:


    Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:

    1. Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.

      Плёнку гидроизоляции лучше уложить с небольшим провисом, чтобы избежать излишнего напряжения при температурных деформациях

    2. Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
    3. Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.

      Плиты минеральной ваты должны заходить в промежутки между лагами враспор и держаться там без дополнительного крепления

    4. Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.

      Пароизоляционная плёнка защищает утеплитель от тёплого влажного воздуха, выходящего из нижних помещений

    Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.

    Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.

    Пеноизол наносится на крышу методом напыления

    Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.

    В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.

    Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:


    Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.

    Видео: гидроизоляция гаражной крыши

    Укладка кровельного покрытия

    Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.

    Пошаговое руководство по укладке рубероида

    Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:

    Рубероид - мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие - в качестве основного покрытия.


    Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.

    Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом

    Последовательность монтажа кровельного профнастила

    Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:

    1. На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.

      Для укладки профилированного листа толщиной 0,4–0,5 мм достаточно шага обрешётки в 50 см

    2. Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.

      Листы профнастила крепятся кровельными саморезами в углубление волны

    3. Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
    4. С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.

    Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами

    Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли

    Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.

    Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.

    Видео: покрытие крыши шифером

    Эксплуатация и обслуживание крыши для гаража

    Мягкие покрытия являются довольно прочными, однако рекомендуется выполнять регулярный осмотр основания. Признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта:

    1. Различные механические повреждения: сквозная потёртость, глубокая трещина, разрывное отверстие.
    2. Появление впадин, в которых может застаиваться вода или грязь.
    3. Изменение внешнего вида покрытия: появление мха, плесени или грибка.
    4. Возникновение аварийных расслоений в местах соединений.

    При наличии данных признаков рекомендуется незамедлительно провести ремонт крыши. Опытные специалисты рекомендуют хозяевам гаражей выполнять регулярные мероприятия по обслуживанию конструкции минимум раз в 3 года. В этом случае достаточно будет лишь устранить мелкие огрехи. Если крыша будет долго находиться в запущенном состоянии, то может потребоваться полная замена покрытия.

    Ремонт гаражной крыши

    Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:

    1. При помощи разогретого битума.
    2. Применение мягкого материала для кровли.
    3. Применение профилированных листов или черепицы.

    Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.


    Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:


    Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:


    Видео: частичный ремонт кровли гаража

    Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.

    Надёжная крыша гаража является важным условием сохранности постройки. Кровельные работы в гараже в основном выполняются так же, как и на других строениях, однако есть свои нюансы.

    Виды гаражных крыш

    По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:

    • скатные;
    • плоские.

    Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.

    Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:

    1. С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg α x s, где s - ширина здания, tg α - тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.

      Односкатная крыша формируется разными по высоте стенами

    2. С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат - обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.

      Двускатная крыша увеличивает полезное пространство гаража за счёт чердачного помещения

    3. Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.

      Шатровая крыша состоит из четырех одинаковых скатов

    4. Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.

      Минимальный подъём перекрытия в помещении под мансардной крышей составляет 1,5 м

    Материалы и инструменты для изготовления

    Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:

    1. Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
    2. Вид материала покрытия:
      • при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах - полимерные, полимерно-битумные или битумные;
      • если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
      • при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
      • для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
    3. Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.

    При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.

    Свесы представляют собой выносы конструкции кровли, которые защищают здание от дождей и снега

    Важно учитывать такие нюансы:

    1. Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
    2. Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
    3. Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.

    В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.

    Материал для покрытия гаражной крыши

    Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:

    1. Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв - 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м 2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
    2. Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы - до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.

      Крыша из битумной черепицы имеет намного более эстетичный внешний вид по сравнению с рубероидной

    3. Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации - до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.

      Ондулин хорошо подходит для крыши гаража, потому что это лёгкий и красивый материал

    4. Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
    5. Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон - 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
    6. Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона - от 8°.

      Покрыть крышу гаража профилированным листом можно в одиночку за день

    7. Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы - 30 лет. Минимальный уклон - 14°.

      Покрытие издалека напоминает натуральную черепицу, но стоит значительно дешевле

    Инструмент для устройства крыши гаража

    Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:

    • молоток;
    • киянку из дерева;
    • домкрат для поднятия материала на крышу;
    • рулетку;
    • уровень для выполнения замеров;
    • шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
    • ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
    • пила;
    • топор.

    Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.

    Устройство гаражной крыши своими руками

    Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:

    1. Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.

      Стропильный каркас задаёт форму крыши и является её несущей частью

    2. Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.

      Шаг обрешётки зависит от применяемого кровельного материала

    3. Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.

      Чтобы крыша могла удерживать тепло и защищать гараж от влаги, нужно уложить изоляционные материалы в определённой последовательности

    4. Финишное покрытие.

      Укладка финишного покрытия является завершающим этапом строительства крыши

    5. Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.

    Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.

    Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:

    • подвесными (опираются крайними частями);
    • наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).

    Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.

    Установка мауэрлата

    Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.

    1. Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.

      Перед заливкой бетона к арматурному каркасу привариваются металлические резьбовые шпильки с тем расчётом, чтобы их выступающая часть была на несколько сантиметров длиннее балки мауэрлата

    2. В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).

      После выравнивания слоя бетона шпильки должны выходить из него на высоту, превышающую толщину мауэрлата на 3–5 см

    3. Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.

      После того как балка мауэрлата будет уложена на армопояс, его закрепляют при помощи гаек, наручиваемых на концы шпилек

    4. Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод - два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.

      При помощи металлических пластин можно сделать скользящее крепление, которое позволит элементам перемещаться в небольших пределах при усадке каркаса и сезонных деформациях здания

    Разметка стропил и изготовление обрешётки

    На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:


    Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:


    В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:


    Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.

    Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.

    Утепление и гидроизоляция крыши гаража

    Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:


    Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:

    1. Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.

      Плёнку гидроизоляции лучше уложить с небольшим провисом, чтобы избежать излишнего напряжения при температурных деформациях

    2. Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
    3. Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.

      Плиты минеральной ваты должны заходить в промежутки между лагами враспор и держаться там без дополнительного крепления

    4. Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.

      Пароизоляционная плёнка защищает утеплитель от тёплого влажного воздуха, выходящего из нижних помещений

    Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.

    Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.

    Пеноизол наносится на крышу методом напыления

    Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.

    В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.

    Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:


    Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.

    Видео: гидроизоляция гаражной крыши

    Укладка кровельного покрытия

    Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.

    Пошаговое руководство по укладке рубероида

    Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:

    • защитить внутренние помещения от осадков;
    • создать сплошное бюджетное покрытие.

    Рубероид - мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие - в качестве основного покрытия.


    Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.

    Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом

    Последовательность монтажа кровельного профнастила

    Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:

    1. На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.

      Для укладки профилированного листа толщиной 0,4–0,5 мм достаточно шага обрешётки в 50 см

    2. Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.

      Листы профнастила крепятся кровельными саморезами в углубление волны

    3. Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
    4. С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.

    Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами

    Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли

    Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.

    Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.

    Видео: покрытие крыши шифером

    Эксплуатация и обслуживание крыши для гаража

    Мягкие покрытия являются довольно прочными, однако рекомендуется выполнять регулярный осмотр основания. Признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта:

    1. Различные механические повреждения: сквозная потёртость, глубокая трещина, разрывное отверстие.
    2. Появление впадин, в которых может застаиваться вода или грязь.
    3. Изменение внешнего вида покрытия: появление мха, плесени или грибка.
    4. Возникновение аварийных расслоений в местах соединений.

    При наличии данных признаков рекомендуется незамедлительно провести ремонт крыши. Опытные специалисты рекомендуют хозяевам гаражей выполнять регулярные мероприятия по обслуживанию конструкции минимум раз в 3 года. В этом случае достаточно будет лишь устранить мелкие огрехи. Если крыша будет долго находиться в запущенном состоянии, то может потребоваться полная замена покрытия.

    Ремонт гаражной крыши

    Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:

    1. При помощи разогретого битума.
    2. Применение мягкого материала для кровли.
    3. Применение профилированных листов или черепицы.

    Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.


    Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:


    Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:


    Видео: частичный ремонт кровли гаража

    Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.

    Можно только позавидовать тем автовладельцам, которые имеют или получили возможность возвести собственный настоящий гараж. Зная менталитет наших мужчин, можно с высокой долей достоверности утверждать, что подавляющее большинство «счастливчиков» примется за собственноручное строительства «дома» для своей машины. В наше время предоставляется немало возможностей по выбору материалов для строительства гаража – как с позиций простоты самостоятельного возведения, так и с точки зрения максимальной экономичности.

    Любую постройку всегда венчает крыша, и если, опять же, ориентироваться на минимальные затраты, то оптимальным вариантом становится односкатная ее конструкция. Кроме того, проблемы какой-то особой декоративности, как правило, отступают на второй план, уступая место надежности конструкции и скорости ее монтажа. Именно такими качествами и обладает упомянутый вариант. Итак, односкатная крыша для : от проведения необходимых расчётов до особенностей монтажа – в настоящей публикации.

    В чем достоинства односкатной крыши, есть ли недостатки?

    Итак, гараж в большинстве случаев рассматривается именно как подсобное техническое помещение, поэтому при его проектировании и строительстве обычно господствует утилитарный подход – простота, надежность, создание эффективной защиты автомобиля от попадания атмосферных осадков. Именно поэтому такую популярность в данном случае имеют односкатные кровли.

    • Такая конструкция – несложна для самостоятельных расчетов. В основе ее лежит треугольник – самая «жесткая» изо всех двухмерных фигур, которая описывается простыми и понятными геометрическими соотношениями.

    • Стоимость материалов и комплектующих всегда значительно ниже, чем для даже самой простой двускатной крыши. Важно, что экономия пиломатериалов в данном случае ни в коей мере не сказывается на надежности конструкции.
    • Монтаж односкатной кровельной системы – прост и интуитивно понятен. Для самостоятельного возведения такой конструкции вовсе не обязательно быть квалифицированным мастером – при соблюдении технологических рекомендаций с подобной задачей способен справиться любой владелец гаража. Это ещё один «плюс» в плане экономичности строительства – нет нужды прибегать к найму специалистов.
    • Еще одно достоинство – скорость выполнения работ. Перекрыть гараж односкатной крышей можно в считанные дни, тогда как при выборе более сложной стропильной системы и времени потребуется значительно больше.

    Правда, хозяину гаража при выборе односкатной крыши придется смириться с некоторыми ее недостатками:

    • Односкатная крыша в большей степени подвержена снеговой нагрузке –за счет небольшого уклона на ее поверхности могут образовываться сугробы. Это обязательно следует учесть при проведении расчетов.
    • Такая конструкция или вовсе не предполагает чердачного помещения, или же его эксплуатационные возможности будут существенно ограничены.

    • Существуют определенные сложности с обеспечением качественной термоизоляции такого гаража, особенно в том случае, если проектом не предполагается наличие хотя бы небольшого чердачного помещения.
    • Наконец, не всем нравится внешний вид односкатной кровли, не предполагающий каких-либо декоративных изысков. Впрочем, это дело вкуса, да и при желании односкатную кровлю вполне можно вписать в общий «архитектурный ансамбль» своих загородных владений. Для многих этот недостаток вообще не является существенным.

    Варианты односкатной крыши гаража

    Система односкатной крыши представляет собой ряд уложенных параллельно друг другу , расположенных таким образом, что один их конец поднят относительно другого на определенную высоту, для создания уклона. Стропила становятся основание для монтажа необходимой обрешетки, а уже она, в свою очередь – для настила выбранного кровельного покрытия.

    Превышение одного края стропил на другим может обеспечиваться несколькими способами:

    • Еще в процессе проектирования гаража одна из стенок планируется выше противоположной, на величину (о расчете такого превышения будет рассказано чуть ниже). Двум другим стенам в этом случае придается форма трапеции.

    Такой подход очень часто практикуется в каркасном строительстве. Еще при составлении чертежей предусматривается, что высота опорных вертикальных стоек каркаса с одно стороны будет выше. Таким образом, на разной высоте, с соблюдением необходимой ΔН окажутся и брусья верхней обвязки, который будут играть роль мауэрлата. В итоге сразу закладывается готовая система односкатной крыши, на которую останется только смонтировать стропила, а затем — нужную обрешетку.


    Какие стены станут различаться по высоте, безусловно, будет зависеть от выбранного направления ската.

    — Это может быть поперечный уклон, в сторону одной из боковых сторон гаража. Такой способ привлекает тем, что стропила получаются короче, и часто можно обойтись простейшей схемой, без создания для них дополнительных опор.

    — Другой вариант, когда фасадная стена строения выше задней, и тогда уклон ската организуется назад. Длина строил в таком случае, применительно к гаражу, уже достигает 5÷6 и даже более метров, и без их усиления уже не обойтись.

    • Если по проекту обе стены здания – одинаковой высоты, или же односкатная крыша возводится на ранее сооруженную постройку, то организовать уклон стропил можно подстановкой под них в одной стороны стоек той же высоты ΔН. Стойки поверху обычно объединяются брусом обвязки, который и станет выполнять функцию

    В этом случае фасадную часть кровельной конструкции и остающиеся открытыми фронтонные треугольники после монтажа стропильной системы просто зашивают деревом или иным материалом, по своему усмотрению.


    Такой подход нередко позволяет достичь экономии при возведении капитальных стен гаража – меньше уйдет кирпича или блоков, а сам процесс кладки пройдет быстрее – нет нужды выводить дополнительные боковые трапециевидные стенки фронтонов.

    • Если стенки одинаковой высоты, то прибегают и к другому приему – на «земле» монтируют стропильные фермы, а затем уже устанавливают их с определенным шагов на мауэрлат.

    Обычно в ходе работы изготавливается одна такая ферма, тщательно примеряется и подгоняется к месту. Ну а затем она становится шаблоном для «клонирования» — по ее образцу изготавливаются остальные, в удобных условиях на земле. Когда все фермы готовы – переходят к окончательному монтажу. Нижние углы ферм крепятся к мауэрлату, верхние – обвязываются между собой брусом, создавая единую жесткую конструкцию.

    Такой подход особенно удобен, когда большое расстояние между стенами обязывает строителя усиливать стропила. А ферма уже сама по себе является жестким конструктивным элементом, так как сочетает в себе и своеобразную балку перекрытия, и стропильную ногу, с установленными между ними усиливающими перемычками – стойками или подкосами.

    Крепление для стропил


    Еще одно очевидное удобство – в таком гараже намного проще будет подшить потолок, при необходимости еще и утеплив его – горизонтальные балки ферм предоставляют для этого все возможности.

    Еще один вариант – когда гараж пристраивается к готовой сплошной стене уже ранее возведенного капитального здания.


    В этом случае один конец стропил опирается на установленные на стене на определенной высоте кронштейны или опорный брус, а второй – на вертикальные стойки с обвязкой – в случае каркасной конструкции, или на мауэрлат пристроенной рядом стены. В любом случае, эта точка опоры опять же расположена с расчетным перепадом высоты ΔН.


    При необходимости, вместо стропил с стене дома могут крепиться и стропильные фермы, по аналогии с ранее рассмотренным случаем.

    Основные параметры односкатной крыши гаража, проведение их расчетов

    Итак, если принято решение возводить над гаражом односкатную крышу, то необходимо определиться с ее основными параметрами.

    Из исходных данных, как правило, имеются только размеры «коробки» гаража – его длина и ширина. Отсюда и начнем «плясать».


    Направление уклона кровли

    В первую очередь, следует определить заранее направление уклона ската, руководствуясь при этом не только соображениями удобности и простоты монтажа стропильной системы, но и принимая в расчет преобладающее направление ветра на участке строительства.

    Уклон крыши рекомендуется выполнять именно на наветренную сторону, чтобы движение воздуха не создавало подъемной силы, а наоборот, прижимало кровельную конструкцию вниз. Хотя гараж, как правило, невысокое сооружение, и может практически полностью зарываться от воздействия ветра другими зданиями, тем не менее, преобладание ветра может быть вызвано особенностями местности или соседней застройки – открытые пространства, лесные просеки и т.п. Ну и, конечно, определенную роль в выборе направления ската может играть и специфика участка – общий «фон» дизайна территории, расположение элементов системы ливневой канализации или иные факторы.

    Определение крутизны ската

    Следующий шаг – необходимо определиться с крутизной ската, то есть с величиной угла α.

    Для односкатных кровель этот угол обычно не превышает 25, максимум — 30°. При слишком большой крутизне само строение выглядит нелепо, а самое главное – кровля становится весьма уязвимой к ветровой нагрузке. Слишком маленькие уклоны, менее 10°, также нежелательны, так как в этом случае резко возрастает значимость снеговой нагрузки на скат, затрудняется отток воды, особенно в период оттепелей или начала массового таяния снега.

    На угол ската серьезно влияет и . Если хозяин гаража заранее отдает предпочтение тому или иному материалу для кровли, например, чтобы выдержать общий дизайн территории, то он должен руководствоваться определенными правилами при расчетах крутизны односкатной крыши.

    Ниже приведена схема, показывающая допустимые типы кровельных покрытий для различных углов крутизны ската крыши.


    Обратите внимание, что крутизны ската на диаграмме показана в трех различных вариантах – в градусах и в соотношении высоты подъема (ΔН) к базовой длине (D или L), которая, в свою очередь, может быть выражена в дробном соотношении или в процентах. Имея под рукой такую схему, несложно будет перевести одни единицы измерения в другие.

    Числами в кружках обозначены типы кровельного покрытия, а стрелка, идущая от них, указывает на минимально допустимую величину уклона кровли, при которых их можно использовать.

    Обозначение на схеме Допустимый тип кровельного покрытия
    Покрытие из дранки, щепы, натурального гонта.
    Натуральная штучная черепица, сланцевые и битумно-полимерные плитки.
    Плоская крыша: не менее четырёх слоев рулонного покрытия на битумной основе, с внешней посыпкой из мелкофракционного гравия, утопленного в расплавленную мастику.
    То же самое, но достаточно трех слоев материала с обязательно посыпкой.
    То же самое, но без обязательной гравийной засыпки.
    При использовании рулонного материала – два слоя, нанесенных на мастику «горячим» способом. Допускается применение металлочерепицы или некоторых типов профнастила.
    Асбестоцементные шиферные волнистые листы усиленного профиля.
    Глиняная черепица.
    Листы плоского шифера усиленного профи
    Листовая сталь кровельная, с фальцевыми соединениями листов.
    Шифер асбестоцементный волнистый обычного профиля.

    Как придать скату заданный угол уклона?

    Следующий вопрос – как придать скату нужный угол наклона.

    Если с величиной α и с направлением уклона ската определились, то, зная исходный параметр длины или ширины гаража (), несложно определить и тот искомый перепад высоты ΔН , о котором уже не раз упоминалось.

    Если стены имеют определенную толщину (например, выложены из блоков или кирпича), то промер линейных параметров постройки D и L проводим по внешним их краям.

    Для расчета воспользуемся известной тригонометрической формулой:

    H = L (D ) × tg α

    Чтобы не заставлять читателя искать значения тангенса и проводить самостоятельные вычисления, ниже размещен калькулятор, который позволит выполнить расчет в считанные секунды. При желании можно «поиграть» значениями, чтобы найти оптимальный допустимый вариант.

    Профнастил

    Калькулятор расчета превышения стены для обеспечения необходимой крутизны односкатной кровли

    Укажите запрашиваемые значения и нажмите кнопку "Показать величину превышения ΔH"

    Базовая длина (D или L), вдоль которой организуется скат кровли (метров)

    Планируемый угол уклона кровли α (градусов)

    Определяемся с длиной стропил

    Следующим шагом необходимо определить длину стропил

    Найти ее несложно – по тригонометрической формуле

    S = Δ H / sin α

    или с использованием всем известной теоремы Пифагора:

    S = √ (L ²(D ²) + Δ H ²)

    При расчёте будет благоразумным сразу увеличить длину стропил для получения необходимого карнизного свеса кровли, который предотвратит прямое попадание атмосферных осадков на стены гаража.

    Величину карнизного свеса обычно увязывают с материалом стен постройки. В таблице ниже приведены значения минимальной ширины свеса в зависимости от типа стен:

    Впрочем, карнизный свес может образовываться и иначе – удлинением стропил с помощью так называемых кобылок. В этом случае дину стропила рассчитывают только между точками крепления.


    Ниже представлен калькулятор, который позволит быстро рассчитать длину стропильных ног как для одного, так и для второго варианта

    Калькулятор расчета длины стропил для односкатной крыши

    Введите запрашиваемые значения и нажмите кнопку "Рассчитать длину стропила"

    Величина превышения ΔН (метров)

    Базовая длина D или L (метров)

    Условия расчета:

    Требуемая ширина карнизного свеса (метров)

    Количество свесов:

    В любом случае, если предоставляется возможность выбора, следует отдавать предпочтение минимальной длине стропильных ног (между точками опоры). В таком случае появляется возможность использования материала меньшего сечения (об этом будет рассказано ниже), что уже само по себе дает немалую экономию средств. Кроме того, упрощается и сама конструкция.

    Стропила длиной до 4,5 метров могут опираться на две точки, не требуя при этом дополнительный усиливающих элементов. При длине стропил порядка 5 ÷ 6 метров уже необходимо их усиление подкосами (подстропильными ногами). Еще сложнее будет, если пролет более 6 метров – здесь потребуется установка стоек, опирающихся на мощные балки перекрытия или на капитальное основание, и нескольких подкосов.


    1 – брус мауэрлата;

    2 – стропильная нога;

    3 – опорный брус (лежень);

    4 – подкос (подстропильная нога);

    5 – балка перекрытия (опора может быть и на капитальную стенку);

    6 – вертикальная стойка

    Сечение стропил, шаг установки

    Следующий вопрос, наверное, относится к числу наиболее важным и сложных – это сечение или бревна, из которого будут изготавливаться стропильные ноги, и шаг их установки.


    Поперечное сечение пиломатериалов, подходящих для изготовления стропильных ног, зависит от выпадающей на них нагрузки. Суммарные нагрузки, которые должны быть способны выдержать стропила, складываются из нескольких величин:

    • Вес самих стропил, обрешетки, контробрешетки, утеплителя, гидроизоляции. Эту величину можно рассчитать, но она, как правило, вкладывается в показатель 30÷40 кг/м² – не будет большой ошибкой оперировать таким значением.
    • Вес кровельного покрытия. Здесь различия могут быть достаточно существенными. Усредненные значения удельной массы различных типов кровли приведены в таблице:
    Тип кровельного покрытия Удельный вес, кг/м ²
    Асбесто-цементный шифер усредненного профиля 11
    то же - усиленного профиля 18
    Целлюлозно-битумные листы ("еврошифер, "ондулин") 6
    Кровельное железо (оцинкованная сталь) 6 ÷ 8
    Мягкая черепица 11
    Металлочерепица, профнастил 8 ÷10
    Керамическая черепица 40 ÷50
    Черепица на цементной основе 60
    Полимер-песчаная черепица 22
    Мягкая кровля - рубероид на битумной мастике в два слоя 15
    • Наконец, нагрузки природного характера. Это, в первую очередь, давление снежных масс, накапливающихся на кровле с небольшим уклоном, к которым в полной мере относятся все односкатные крыши. Второй фактор – это ветровая нагрузка, правда, для низкопрофильных односкатных кровель она выражена несущественно. Тем не менее, можно принять в расчет и ее.

    Для проведения вычислений указанных нагрузок пользуются результатами многолетних метеорологических наблюдений. Вся территория России разделена на зоны по уровню среднестатистической снеговой нагрузки на единицу площади, и по силе преобладающих ветров.

    На схеме ниже представлена карта распределения зон по снеговой нагрузке:

    Значения нагрузки по зонам указаны в таблице:

    Значения даны в килопаскалях в килограммах на квадратный метр, так как в различных источникам могут применяться и те, и другие величины. Для перевода можно пользоваться примерным соотношением:

    1 кПа ≈ 100 кг/м²

    на кровля вычисляется формулой:

    Рсн = Рсн.т × μ, где

    Рсн.т – табличное значение для данной зоны;

    μ – коэффициент, учитывающий угол уклона ската кровли:

    — при крутизне скатов до 25° коэффициент равен единице, так как снег практически полностью остается на кровле;

    — если угол свыше 25°, коэффициент равен 0,7.

    Ветровая нагрузка также вычисляется на основе табличных значений. Ниже приведена схема зонирования территории РФ по уровню ветрового давления:


    Значения ветрового давления для каждой из зон ведены в таблицу:

    Значение ветрового давления для конкретного здания вычисляется по формуле:

    Рв = Рвт × k × n, где

    Рвт – табличное значение для конкретной зоны;

    k – коэффициент учитывающий высоту здания и место его расположения.

    n – коэффициент, учитывающий крутизну ската и преобладающее направление ветра.

    Коэффициент k рассчитан для зданий различный высот, но так как у нас идет речь о гараже, то можно привести таблицу в «усеченном» виде, так как высота постройки заведомо не будет слишком большой.

    На всякий случай приведены две строки, хотя обычно достаточно только первой, с высотой до 5 метров.

    В таблице фигурируют три зоны – это общая характеристика расположения постройки:

    Возводимое сооружение можно отнести к той или иной зоне, если указанные характерные особенности местности расположены не далее, чем в радиусе 30× h , где h — это высота здания. Таким образом, например, для гаража высотой 4,5 м очерчивается круг радиусом 135 м.

    Следующий коэффициент – n , учитывает зависимость ветровой нагрузки от направления ветра и угла ската кровли. Соотношение это – достаточно сложное, и все многочисленные значения коэффициента распределяются на несколько таблиц, в зависимости от участка кровли и преобладающих ветров – во фронтальную часть или в скат. В наше случае, при расчете односкатной крыше невысокого строения (гаража) приводить все таблицы — просто не имеет смысла. Примем допущение, что направление ската, как рекомендовалось выше, выбрано в наветренную сторону, а крутизна не превышает 30°. В ряде случаев коэффициент даже принимает отрицательные значения, так как ветер оказывает не прижимающие, а наоборот, подъемное воздействие на кровлю.

    Теперь, зная все необходимые величины, можно вычислить суммарное внешнее давление на кровлю для самых неблагоприятных обстоятельств – просто просуммировав все возможные воздействия. Это значение будет получено в килопаскалях или в килограммах на квадратный метр. Но нас больше должна интересовать величина распределенной нагрузки на погонный метр стропила – это поможет определиться с его сечением. А этот показатель уже зависит от выбранного шага установки стропильных ног.

    Понятно, что чем чаще установлены стропила, тем меньше выпадает нагрузка на каждое из них. Единообразных рекомендаций по выбору шага установки нет – это во многом зависит еще и от типа выдранной кровли –для разных материалов могут быть свои рекомендованные значения. Но обычно для односкатной крыши стропила широко не разносят – шаг выдерживается в примерном диапазоне от 500 до 1000 мм.

    Чтобы оценить выпадающую на погонные метр стропила нагрузку необходимо суммарное значение, рассчитанное на единицу площади, умножить на шаг, выраженный в метрах. Например, расчеты показал, что на кровлю в имеющихся условиях может оказываться нагрузка 190 кг/м². Шаг установки стропил выбран 600 мм. В итоге получаем нагрузку на стропильную ногу 190 × 0,6 = 114 кг/погонный метр.

    Имея «на руках» это значение, уже несложно будет найти и оптимальное сечение стропила – воспользовавшись таблицей, размещенной ниже.

    Сечение стропил Величина удельной нагрузки на 1 погонный метр длины стропил, кг
    ИЗ БРЕВНА ИЗ БРУСА (ДОСКИ) 75 100 125 150 175
    диаметр, мм толщина бруса, мм
    40 50 60 70 80 90 100
    высота бруса, мм допустимая длина стропил между точками опоры, м
    120 180 170 160 150 140 130 120 4.5 4 3.5 3 2.5
    140 200 190 180 170 160 150 140 5 4.5 4 3.5 3
    160 - 210 200 190 180 170 160 5.5 5 4.5 4 3.5
    180 - - 220 210 200 190 180 6 5.5 5 4.5 4
    200 - - - 230 220 210 200 6.5 6 5.5 5 4.5
    220 - - - - 240 230 220 - 6.5 6 5.5 5

    Рассмотрим на том же примере:


    Расчетная нагрузка на погонный метр стропильной ноги 114 кг – округляем до табличных 125 кг. Проведенные ранее вычисления показали, что длина стропила между точками опоры должна составлять 4.4 м – приводим к табличным 4,5 м. Находим соответствующие значения в таблице (выделено желтой областью.

    Слева в разделе «сечение стропил» в соответствующей строке (выделено зеленой областью), показаны все допустимые в данном случае размеры: бревно диаметром 160 мм, или брус сечением 50×210; 60×200; 70×190; 80×180; 90×170 и 100×160.

    Если рассчитанная нагрузка выходит за пределы указанных значений (более 175 кг/пог. м), или если существует необходимость применения свести к минимуму сечение пиломатериала, ничего не остается кроме того, как уменьшить шаг установки стропил и тем самым ввести расчетные показатели в «нужные рамки».

    Чтобы упростить читателю задачу, ниже размещен калькулятор расчета распределенной нагрузки на стропила. Он, кстати, дает возможность проследить, как будут изменяться параметры нагрузки при увеличении или уменьшении планируемого шага установки стропил – так проще прийти к оптимальному решению.

    оцинкованный Профнастил