Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

Замок Шамбор (Chambord).

Решили заехать в Шамбор. Путеводитель расписывал этот замок, как самый посещаемый, самый большой, более 400 комнат, в общем самый-самый и мы соблазнились, подумали 400 комнат это почти «Эрмитаж».

Рядом с замком находится обширная парковка, 4 евро в сутки. Цена на посещение замка 11 евро, бесплатно только для граждан EС до 25 лет. Так что пришлось заплатить за всех включая 9 летнего ребенка. К билету прилагается брошюра на русском языке, за дополнительные деньги можно взять русский аудиогид.

На самом деле оказалось, что замок по сути пуст , жилые интерьеры имеются только в максимум 10 комнатах, остальные комнаты пусты или заняты сомнительными выставками современного искусства, может, если бы не дифирамбы Шамбору от Lonely Planet степень нашего разочарования была бы меньше.

Безусловно снаружи замок выглядит гораздо лучше, чем внутри. Возможно взять в прокат велосипеды или веломобиль — хорошая идея. Замок окружен обширными лесными угодьями, где водятся дикие животные. Все поместье Шамбор окружено оградой протяженностью в 32 км с 6 воротами, простирается на 5440 гектаров — это площадь Парижа в черте города.



На сегодняшний день поместье Шамбор представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе.



Прогулочная конная повозка, в свете огромных размеров парка повозка может быть хорошим вариантом

Если повезет, то во время прогулки по обозначенным тропам в доступной для общественности части парка в 800 гектаров вы можете встретить кабанов и оленей.

История строительства замка Шамбор

Молодому королю Франциску I было 24 года, когда в 1519 году, он начал строительство громадного замка Шамбор. В тоже самое время в Москве строился Кремль — как известно, выполненный в стиле Ренессанс, на русском престоле сидел Иван Грозный.



Сразу после вступления на престол в 1515 году, Франциск I отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник Людовик XII. После его возвращения во Францию, молодой и честолюбивый король, одержавший победу у города Мариньян, страсно увлеченной итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой начинает строительство замка Шамбор. Сохранив в его концепции внешний вид средневековой крепости (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной).

Шамбор — башня

Замок задумывался, как перевалочный пункт во время охоты короля и его многочисленной свиты в окрестных лесах. Размеры его поистине огромны — 156 метров в длину, 56 метров в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат. Лестниц и переходов действительно очень много, возможно с террас замка придворные наблюдали за королевской охотой, туристы же могут насладиться видами парка. Парк замка Шамбор радикально отличается от парка и . Никаких регулярных клумб и посадок, это скорее лесопарк.

Шамбор, прогулка по крыше

Все же, несмотря на его колоссальные размеры, очертания замка очень изящны и гармоничны. Из всех материалов, использованных для этого сооружения, больше всего привлекает взгляд белый песчаник. Эта одновременно мягкая и хрупкая известняковая порода, которая использовалась для строительства многочисленных сооружений в долине Луары, выглядит в замке Шамбор исключительно великолепно.

По всем террасам замка Шамбор с причудливыми башенками можно прогуляться

За 32 года царствования Франциск I провел в поместье Шамбор всего лишь 72 дня. Ему не суждено увидеть его детище в завершенном виде. К моменту смерти Франциска I в 1547 году были закончены только донжон и королевское крыло. Его сыновья Генрих II и Людовик XIV, которые тоже были страстно увлечены охотой, придали замку Шамбор его окончательный облик, который и сохранился до наших дней.

Главная достопримечатель ность Шамбора — лестница Леонардо



В центральной части донжона расположена знаменитая двойная лестница, которая ведет к трем верхним этажам замка. Она состоит из двух винтовых лестниц, расположенных вокруг полого центрального сердечника. На этой конструкции возвышается башенка с фонарем, над которой расположена геральдическая лилия. Два человека поднимающиеся по двум пролетам лестницы, могут наблюдать друг за другом через отверстия в сердечнике, но никогда не встретятся! Ее резной орнамент представляет собой один из величайших шедевров французского Ренессанса. На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым апартаментам. Эта чрезвычайно необычная планировка для Франции и остроумное устройство центральной лестницы наводят на мысль, что Леонардо да Винчи, который приезжал во Францию по просьбе Франциска I в 1516 году, мог быть одним из вдохновителей проекта.

Парадные апартаменты

Расположены на втором этаже замка. В 1680 году две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие с правилами этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV, поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая переходят одна в другую как в Версале.



Парадные апартаменты

Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выпонено по заказу маршала де Сакс в XVIII веке. Мебель была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Апартаменты королевы, в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Мэнтенон, расположены в башне по соседству с палатами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных палат. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Никогда еще в замке Шамбор не было такой оживленной жизни, как в XVIII веке (12 лет). Эти апартаменты занимали приближенные персоны Станисласа Лежински и маршала де Сакс, позже управляющего поместьем Шамбор. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В большие камины XVI века были встроены камины более скромного размера.

Портретная галерея всех выдающихся личностей бывавших в замке Шамбор

Все картины кликабельны и подписаны.

Франциск I (1495-1547) король Франции, который начал строительство замка Герцог Гастон Орлеанский (1608-1660) брат Людовика XIII, жил в Шамборе и Блуа с 1634 по 1643 и с 1652 по 1660 Людовик XIV (1638-1715) король Франции, 9 раз останавливался в Шамборе Мария Терезия Австрийская (Испанская) жена Людовик XIV
Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон

Замок Шамбор расположен в Долине Луары. Этот дворец представляет собой изумительной красоты строение эпохи Возрождения. В 1981 году замок Шамбор внесен в список культурных ценностей мира, поэтому он находится под защитой ЮНЕСКО.


В 16 веке король Франциск I, любивший архитектурное искусство, приказал гениальному архитектору и ученому Леонардо да Винчи создать проект замка. В течение двух лет ученый работал над проектом, и хоть смерть оборвала его жизнь в 1519 году, большую часть проекта он успел сделать.

В том же году началось строительство замка, которое продолжалось по 1547 год. Со всех уголков Франции съехались известнейшие мастера в своих профессиях сферы строительства. Всего в постройке замка участвовало около двух тысяч рабочих. Так как постройка велась на заболоченной местности, сваи вбивали на глубину более 10 метров, что это себя оправдало: замок Шамбор простоял века, и будет существовать еще дольше.

Что удивительно: после огромных затрат в деньгах и по времени на строительство замка, король Франциск I очень редко там бывал. Лишь иногда он приезжал иногда поохотиться в заповедниках вокруг замка. Также, время от времени он хвастался замком среди других королей.

Позже в этом архитектурном шедевре жило много знаменитых личностей, таких, как Гастон Орлеанский. Кому действительно пришёл по душе Шамбор, так это Людовику XIV, который приезжал сюда отдохнуть от шума Версаля и дворцовых интриг. Именно Людовику принадлежит идея частичной внутренней перестройки замка.

По приглашению короля здесь ставились известные пьесы Мольера. В первой половине XVIII века в замке Шамбор находилась химическая лаборатория Сен-Жермена, а в 1745 году замок стал казармой для полков вельможи Морицы де Сакса. В 1792 году Шамбор утратил значительную часть своей внутренней роскоши вследствие продаж революционным правительством картин и мебели. Наконец, в 1930 году Шамбор выкупило правительство Франции за одиннадцать миллионов золотых, после чего сразу же взялось за реставрацию.

Красотой отличается не только замок Шамбор, но и окружающий его парк площадью около 6 тысяч гектаров с красивейшими смотровыми площадками. Приведем размеры Шамбора: длина 160 метров, ширина 118 метров. Замок включает в себя более 400 комнат со стариной роскошной отделкой и мебелью.

В строении около 80 лестниц, что привело к созданию целой сети лабиринтов. Шедевр гениальной мысли Леонардо да Винчи представляет собой центральная лестница: она существует в виде огромной двуспиральной конструкции, поднимающейся вверх, и обладает двумя входами. Эти спирали ни на одном участке лестницы не пересекаются, благодаря чему спускающиеся люди никогда не встречаются с поднимающимися людьми.





С центральной частью лестницы соединяются малые винтовые лестницы, террасы, открытые переходы над галереями. На втором этаже находится природоведческий музей. В замке есть даже часовня! Крыша представляет собой интересное зрелище для глаз: сотни колонн, дымовых труб, башен, поднимающихся на умопомрачительную высоту. Центральный донжон состоит из 5 этажей. Маковая башня, опираясь на донжон, возвышается над всем замком и ее венчает королевская лилия.



Замок Шамбор достоин звания ярчайшего представителя архитектурного наследия Ренессанса, заслужив его своим архитектурным величием и изысканной красотой. Его стены впитали в себя гений Леонардо да Винчи. Даже самые красивые фото замка Шамбор не передадут ту атмосферу, которую чувствуют посетители этой достопримечательности.



- один из и крупнейший . Расположенный в самом большом в Европе огороженном лесистом парке, Chambord представляет из себя жемчужину архитектуры эпохи Ренессанса. Он был построен для короля Франциска I в виде охотничьего имения, а также чтобы он мог быть поближе к своей любовнице. Это один из самых узнаваемых замков в мире благодаря своей отчетливой французской ренессансной , которая представляет из себя смесь традиционных для Франции средневековых элеменетов с чистой Ренессансной структурой.

Посетить замок Шамбор:

Замок открыт для посещения круглый год, кроме 3 праздничных дней.

Время работы замка Шамбор:

  • Закрыто 01 января, 31 января и 25 декабря
  • с 02 января по 31 марта и с 01 октября по 31 декабря: с 9 до 17 часов;
  • с 01 апреля по 30 сентября: с 09 до 18 часов.
  • Последний вход — за 30 минут до закрытия.

Билеты в замок Шамбор:

  • взрослые — 11 €, льготный — 9 €
  • Бесплатно: для граждан Евросоюза в возрасте до 25 лет

Парковка возле замка Шамбор:

Платная парковка

  • Автомобили (мотоциклы): 6 € в день
  • Фургон (транспортное средство длиной < 7 м 90 см): 7 € в день (11 € за ночь)
  • Автобус (транспортное средство длиной > 7 м 90 см): 50 € в день

Добраться в замок Шамбор:

  • От (менее 2 часов): 15 км до
  • По автомагистрали A10 (съезд № 16 или № 17), A71 (съезд № 3) и A85 (съезд № 13)
  • Поездом: или Мер

На поезде:

  • 1 ч 30 мин с вокзала , остановка или Мер (Mer).

На машине:

  • С шоссе A10: съезд № 16 на Мер (Mer) или № 17 на
  • С шоссе A 85: съезд № 12 на Шемери (Chémery)
  • С шоссе A 71: съезд № 3 на Лямотт-Бёврон (Lamotte-Beuvron)

На автобусе:

С 30 марта по 02 сентября специальное маршрутное такси обслуживает , Шамбор , Шеверни и Борегар.

  • Navette 41 Blois > Chambord > Cheverny > Beauregard
  • Сервис: 1 апреля 2016 — 1 ноября 2016

Из Парижа в замок Шамбор:

  • PARISCityVISION предлагает регулярный трансфер от Парижа —

История замка Шамбор:

Замок Шамбор был построен по приказу приказу молодого короля Франциска I, окрыленного победой в битве при Мариньяно. Замок задумывался как постоянная резиденция французского монарха, символ королевской власти, который с удовольствием показывали послам и правителям другим государств. Этот замок — редкий пример архитектуры, дошедший до нас практически в первозданном виде.

Строительство замка Шамбор

Работы по строительству начались в 1519 году, на месте снесенного старого замка графов , но так и не были до конца завершены при жизни Франциска I. Строительство временно приостановилось после поражения Франциска I в битве при Павии против его испанского соперника Карла V и последующего пленения французского монарха в Мадриде. Возобновились работы в 1526 году, тогда же король подкорректировал план замка: к центральному донжону были добавлены два боковых крыла, в одном из которых планировалось разместить королевские покои.

Донжон был завершен в 1539 году, а королевское восточное крыло достроили в 1544 году. В 1545 году к королевскому крылу добавили наружный ход и двойную винтовую лестницу.

В декабре 1539 года Франциск пригласил Карла V, притехавшего с визитом во Францию, посетить свой новый замок. Императору был оказан роскошный прием, и он, преисполненный восхищением от увиденного, назвал донжон Шамбора «сосредоточием всего […], на что способен человеческий гений».

Франциск I внимательно следил за ходом строительства в период своего правления, но прожил в замке всего лишь несколько дней. К моменту смерти Франциска I в 1547 году замок так и не был полностью достроен.

Дальнейшее стрительство в западном крыле возобновилось при короле Генрихе II, но вновь приостановилось в связи с его смертью в 1559 г. Долгое время французские монархи не интересовались Шамбором, крайне редко приезжая сюда. Строительство этого шедевра завершилось только при Короле-Солнце, Людовике XIV, который неоднократно останавливался в замке со своими придворными. Обычно его поездки сопровождались охотой и пышными увеселительными мероприятиями.

Королевская резиденция

В 1669 и 1670 годах монарха в его поездке в Шамбор сопровождал Мольер, организовавший в замке первые постановки двух своих пьес – «Господин де Пурсоньяк» и «Мещанин во дворянстве» ,– которые с успехом прошли на сцене временного театра, устроенной в вестибюле второго этажа донжона.

При Людовике XV замок Шамбор перестал быть королевской резиленцией, с 1730 по 1733 год в нем проживал его тесть, свергнутый польский король, Станислав Лещинский, а позже замок был передан в качестве компенсации за свою победу в битве при Фонтенуа (1745 г.) маршалу Морицу Саксонскому. Маршал провел здесь последние два года своей жизни, занимаясь обустройством замка и создание французского сада на северной и восточной стороне замка.

Во время Французской революции замок разграбили, но все-таки не разрушили. Долгое время он находился в запустении, пока Наполеон не передал его в дар маршалу Бертье в благодарность за верную службу в 1809 г. Замок Шамбор и окружающее его имение тогда переименовали «Княжество Ваграмское» по названию места сражения, в котором маршал одержал победу. Правда, сам Бертье пробыл здесь совсем недолго. После смерти маршала его вдова немедленно продала этот огромный замковый комплекс, находящийся в запустении.

Графы Шамборские

В 1821 году замок перешел в руки герцогу Бордо, внуку короля Карла Х, но в ходе бурной политической жизни Франции он оказался в ссылке, не успев пожит в Шамборе. Первый его визит — в качества графа Шамборского — случился лишь в 1871 году и продлился только три дня. В ходе его пребывания в замке им был составлен знаменитый «Манифест», в котором он призывал к отказу от трехцветного флага и восстановлению монархии. Даже на расстоянии граф Шамборский пытался поддержать порядок в замке, он назначил управляющего и занялся реставрацией замка, в том числе открыл его для публики. В 1883 году после смерти графа замок Шамбер перешел по наследству герцогам Бурбон-Пармским, его племянникам.

Однако герцоги Бурбон-Пармские были гражданами Австрии, в 1915 году государством был наложен секвестр на владение Шамбора. А в 1930 году Château de Chambord по праву преимущественной покупки он был выкуплен государством. Власти снесли мансарды нижнего пояса укреплений, пристроенных при Людовике XIV, вернув тем самым замку первоначальный облик эпохи Ренессанса.

Замок Шамбор был внесен в первый список исторический памятников уже в 1840 году.

Архитектура замка Шамбор:

Замок Шамбор — это искусное сочетание традиционных элементов французского Средневековья и итальянского Ренессанса. От Средневековья в замке присутствует массивный донжон, обрамленный башнями, с наружным ходом и нижним поясом укреплений, ров с водой и готическая форма шпилей. Но центрированный план замка, двойная спиральная лестница, симметричность построек, геометрическая и декоративная лаконичность фасадов, кесонные своды на третьем этаже и отделка проемов уже соответствуют новому тогда стилю Ренессанс.

Автор этого уникального проекта неизвестен. Выдвигались разные теории, включая сотрудничество мастеров Франции и Италии. В начале XX века впервые была озвучена идея возможного посредничества Леонарда да Винчи: характерными для великого гения эпохи были центрированный донжон, лестница с двойной спиралью и изолированные террасы, а также система канализации с двойной ямой сливания и отдущиной, однако Леонардо умер в 1519 году, так что мог быть только идейным вдохновителем, но сам участвовать в проекте не мог.

Интерьер замка Шамбор:

Крестообразный план также разграничивает четыре жилых пространства донжона, абсолютно идентичных на каждом этаже. Отличаются только два противоположных крыла: восточное «королевское» крыло и западное крыло с часовней. В эти части замка можно попасть из внутреннего двора по сквозным угловым лестницам или через верхние галереи.

Таким образом, ваш маршрут может включать посещение трех этажей донжона (двигайтесь вверх по большой центральной лестнице) и крыльев замка, а также осмотр галерей, которые соединяют два крыла замка с донжоном. С террас замка открывается прекрасный панорамный вид на корестности Шамбора.

Покои Франциска I

На втором этаже королевского крыла можно увидеть покои Франциска I: спальню, несколько отдельных примыкающих к ней кабинетов (гардеробная, рабочий кабинет) и ораторий, в котором особого внимания заслуживает сводчатый кессонный резной потолок. В этом крыле также находится большой старинный зал, именуемый «Советным», который в XVII веке был разделен на несколько помещений Гастоном Орлеанским, решившим переоборудовать его под свое жилище.

Своды

На третьем этаже донжона можно посмотреть еще один пример уникального декора замка: каждую из опор венчает внушительный кассетный свод в виде опущенной арки, украшенной эмблемами Франциска I. На ней изображены монограмма «F», саламандры, выпускающие струи воды для тушения «злого огня» и глотающие воду для поддержания «доброго огня», а также витые пояса с узлами. Повторяющиеся сотни раз, эти объемные символы свидетельствуют о желании монарха обозначить собственную власть с помощью эмблем, нанесенных на потолок донжона. Эти мощные своды выдерживают вес мощеных террас, расположенных на верхнем уровне. Они также оснащены замысловатой системой отвода дождевой воды.

XVIII век

Во многих покоях замка Шамбор сохранился интерьер 18-го века, когда здесь жили родственнико короля Людовика XV и гувернеры (парадная комната маршала Саксонского, покои принцев Конти, лавровые покои, комната гувернеров). Уют в этот период создавали за счет низких потолков, обитых тканью, изыщными паркетными полами, стенами, обшитыми деревом. Большие залы разделили деревянными перегородкампи на отдельные комнаты — спальни, кабинеты, ванные комнаты… Тогда же в замок привезли роскошую мебель.

Долина Луары – один из самых богатых историческими памятниками регион Франции. Нигде в Европе не встретишь такой концентрации замков, как здесь – в бассейне Луары их больше ста. Свыше 20-ти замков внесено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди них – расположенный неподалёку от Блуа Шамбор, один из самых знаменитых замков Франции, признанный шедевр ренессансной архитектуры.

Любовь и замки

Франциск Первый, взошедший на трон в 1515 году, слыл покровителем искусств и лелеял мечту о постройке замка, достойного величия Франции. Покорив Северную Италию, король сам был покорён архитектурой этой страны, её пышными дворцами и могучими замками, и ему захотелось построить что-то подобное у себя. Он встречался с выдающимися архитекторами, художниками и скульпторами, некоторых из них король уговорил переехать во Францию, в том числе знаменитого Бенвенуто Челлини. В 1516 году приглашение Франциска принял сам Леонардо да Винчи, получивший официальное звание первого художника, инженера и архитектора короля.

Таким образом, «кадровая проблема» была решена. Недостатка в средствах властелин богатейшей страны Европы в то время тоже не испытывал. Оставалось лишь выбрать подходящее место для постройки. И тут в ход событий вмешалась любовь.
















Находясь во Франции, король не сидел в Париже, а непрерывно разъезжал по стране со всем своим двором. Во время одной из поездок по долине Луары Франциск остановился в поместье графа де Тури неподалёку от Блуа, где познакомился с женой хозяина Клод, приходившейся внучкой его воспитателю, маршалу Франции Пьеру де Рогану. Ветреный король воспылал к ней горячей страстью и вызвал ответное чувство, что предопределило выбор места для замка – Франциск хотел быть ближе к своей возлюбленной.

Лес Шамбор с Х века был собственностью графов Блуа и их любимым охотничьим угодьем, поскольку отличался живописностью и изобилием дичи. С воцарением предшественника Франциска на французском троне Людовика XII лес стал частью королевского домена. С древних времён здесь стояла небольшая крепость, на месте которой король и решил отстроить новую резиденцию, призванную поразить возлюбленную и весь остальной мир своим великолепием.

Имя архитектора, руководившего строительными работами, остаётся неизвестным, тем не менее нет сомнений, что свою лепту в проект внесли зодчий Доменико да Кортона по прозвищу Боккадор, и Леонардо да Винчи. Правда, великий флорентинец рисовал свои эскизы для другого замка, к тому же умер за полгода до начала работ, а вот Боккадор непосредственно принимал участие в проектировании.

В конце 1519 года строители приступили к подготовительным работам. Местность идеально подходила для дворца. Короля не устраивала лишь незначительность речушки Коссон, на берегу которой велось строительство. Одно время он даже вынашивал мысль повернуть воды Луары, чтобы она протекала у стен замка, однако денег для реализации амбициозной идеи оказалось недостаточно.

Возведение Шамбора было одним из самых грандиозных строительных мероприятий эпохи Ренессанса. При строительстве замка использовали более 220 тысяч тонн камня, в работах участвовали до 1800 человек. Работа велась в тяжёлых условиях болотистой местности, и многие рабочие умерли от болотной лихорадки.

Жилой корпус замка был закончен в 1537 году, а в 1540 году завершились работы по возведению двух этажей северо-западного крыла, где располагалась часовня, спроектированная Жаком де Гумблем, соавтором идеи об изменении русла Луары. Здесь же находились хозяйственные службы. Королевские апартаменты размещались в северо-восточном крыле и обрели завершённый вид в 1547 году, когда заказчика уже не было в живых.

Исторические судьбы Шамбора

Таким образом, строительство замка продолжалось на протяжении всего царствования Франциска. После первоначального всплеска энтузиазма монарх охладел к своему детищу и даже не каждый год приезжал сюда на охоту. Тем не менее, замок оказался настолько великолепным, что Франциск, желая поразить могуществом Франции своего главного оппонента в большой политике, испанского императора Карла V, пригласил его на встречу именно в Шамбор.

После смерти Франциска замок на столетие оказался практически заброшен. Новая жизнь Шамбора началась при Людовике XIV. В 1670 году здесь впервые была представлена на суд публики пьеса «Мещанин во дворянстве», поставленная самим Мольером, а в 1684-м королевские апартаменты были радикально перестроены по образцу версальских покоев Короля-Солнце.

В дальнейшем Шамбор неоднократно менял своих владельцев и обитателей. Здесь жил изгнанный король Польши Станислав Лещинский, квартировал полк графа Морица Саксонского, проводил свои опыты знаменитый алхимик и маг граф Сен-Жермен, проживало семейство ближайшего сподвижника Наполеона маршала Бертье.

Последним королём, владевшим замком Шамбор, был внук Карла X Анри, герцог Бордосский, носивший также титул графа Шамбор. Правда, королём с тронным именем Генриха V Анри был лишь номинально, Францией никогда не правил и провёл почти всю жизнь в изгнании.

В 1870 году во время войны с Пруссией в Шамборе размещался военно-полевой госпиталь. В 1930 году государство выкупило замок у одного из представителей семейства Бурбон, а с 1947 года в замке начинаются работы по созданию инфраструктуры с целью сделать его максимально привлекательным для туристов. В 1981 году историческое и культурное значение Шамбора было признано на международном уровне – замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дитя Возрождения

После окончания работ замок являл собой поистине сказочное зрелище. В архитектуре новой королевской резиденции органично соединились черты итальянского и французского Ренессанса. Шамбор имеет явное сходство с макетом замка, сделанного Боккадором для Карла VIII. Замок построен вокруг квадратного в плане здания, прозванного донжоном и повторяющего внешне французские средневековые крепости. Также в соответствии с местной традицией в углы донжона встроены башни. Длина замка по фасаду составляет 156 метров, ширина 117 м. Всего в здании насчитывается 426 комнат и 77 лестниц.

Донжон насчитывает 5 этажей, а выстроенный вокруг него жилой корпус - три. Этажи разделены крестообразными залами на четыре одинаковых сектора с жилыми комнатами. План в виде креста не использовался с античных времён и был возрождён лишь в 1507 году Браманте, строителем собора святого Петра в Риме. Таким образом, итальянское влияние налмцо. Разделение этажей на самостоятельные, но одинаковые жилые апартаменты было характерно для флорентийских поместий, что также выдаёт руку итальянского мастера.

Во время приездов короля в жилом корпусе квартировал двор. Говорили, что многочисленные лестницы замка, представляющие собой настоящий лабиринт, специально спроектированы столь запутанными, чтобы королевские фаворитки не могли встретиться. Некоторые лестницы снабжены пандусами, позволявшими всадникам въезжать прямо в апартаменты, не спешиваясь.

Конструкция каркаса здания, несомненно, принадлежит Леонардо да Винчи. Он же спроектировал великолепную сдвоенную винтовую лестницу в центре донжона. Оба ряда ступеней закручиваются в одну сторону, нигде при этом не пересекаясь. Лестница прорезает все этажи и выходит на широкую террасу, очень характерную для стиля да Винчи. Отсюда открывается замечательный вид на кровлю, украшенную декоративными башенками-пинаклями, колоннами, фонариками, скульптурами саламандр (саламандра была частью монограммы короля). К небу тянутся многочисленные каминные трубы.

Венчает лестницу фонарь высотой 32 метра, это самая высокая точка замка. Первоначально он был сквозным, позже в окна вставили витражи. Купол фонаря поддерживается арками, он увенчан королевской лилией.

Скульптурное оформление интерьеров Шамбора также носит отчётливые признаки итальянского влияния, кроме резных капителей, выполненных в типично французской манере. Всего в замке около 800 капителей.

Королевские апартаменты, помимо жилых комнат, включали два зала. Большой зал на первом этаже предназначался для официальных приёмов. Второй зал, расположенный этажом выше, оформлен в стиле итальянского Возрождения и служил рабочим кабинетом. Потолок кабинета украшен королевскими эмблемами – буквой F и саламандрой.

Капелла, занимающая большую часть северо-западного крыла, является самым просторным помещением замка. Дорические колонны и фронтоны поддерживают высокий свод, навевая воспоминания об античности. Часовня и апартаменты короля расположены симметрично относительно донжона, таким образом, центральный жилой корпус, предназначенный для придворных, располагается строго между ними – между властью земной и небесной. Таков был замысел самого Франциска, склонного к символизму.

По пышности и великолепию Шамбор не имел себе равных в Европе вплоть до постройки Версаля. Внешний вид замка и в наши дни поражает воображение. О прежней роскоши интерьеров сейчас можно судить лишь по архитектурным элементам – богато украшенным лестницам, каминам, окнам, резным капителям. Старинная мебель, которую сейчас можно увидеть в Шамборе, относится к более поздним эпохам. Мебель времён самого Франциска не сохранилась, поскольку гарнитуры переезжали вместе с королевским двором.

Вокруг замка простирались изобиловавшие дичью охотничьи угодья общей площадью 5500 гектаров, окруженные стеной, длина которой составляет 32 км. Сейчас бывший дикий лес Шамбор является лесопарком со статусом заповедника. Это крупнейший огороженный лесопарк в Европе. Доступ посетителей разрешён на территорию в 1000 га. Здесь водятся олени, кабаны и многие другие животные, свыше 100 видов птиц.

В настоящее время Шамбор – второй по посещаемости среди замков и дворцов Франции, уступающий лишь Версалю. Гостей привлекает замечательная архитектура замка, его уникальные интерьеры, великолепные виды, открывающиеся с террас. В апартаментах выставлены прекрасные образцы антикварной мебели, а в картинной галерее можно увидеть редкие портреты французских монархов. Большой интерес туристов вызывают также фееричные светомузыкальные представления, регулярно проходящие у стен Шамбора с 1952 года.

Французский город Шамбор знаменит лишь одной достопримечательностью одноименным замком. Но эта одна стоит многих! Одни говорят, что замок уступает по пышности только Версалю. Другие убеждены, что замыслом и размахом он даже затмил резиденцию рода Бурбонов в Париже. Понятно, почему Шамбор второй в рейтинге посещаемости (после Версаля) во Франции.

История создания

Поместье Шамбор, окруженное лесами, было приобретено герцогами Орлеанскими еще в 14 веке. В конце 15 столетия герцог Орлеанский из ветви Валуа стал королем (называемым Людовиком XII). Охотничья усадьба, соответственно, перешла во владение короны.

Франциск I (преемник Людовика XII), вдохновленный победой при Мариньяно и впечатленный увиденным в Италии, решил построить грандиозный дворец, свидетельствующий о могуществе французских монархов. Знакомство с художником и ученым Леонардо да Винчи усилило желание Франциска создать нечто грандиозное. Гений да Винчи согласился переехать во Францию и разработать проект дворца.

Для осуществления амбициозной идеи было решено снести прежнее поместье Шамбор и возвести на его месте настоящий дворец в ренессансном стиле. В 1519 году начался демонтаж. Через 18 лет на изгибе реки Коссон вырос архитектурный шедевр!

Он свидетельствовал о мощи короны, служил охотничьим поместьем короля и его свиты, а также местом встреч Франциска I с графиней Тури его возлюбленной. Замок продолжал совершенствоваться вплоть до 1685 года. Король Людовик XIV, страстно любивший охоту, предпочитал его .

Что посмотреть в замке

Первое, что впечатляет архитектура. Силуэт сооружения выполнен в стиле готики, а роскошная отделка в стиле раннего итальянского Возрождения. Говорят, что французский замок впечатляет не меньше, чем индийский Тадж-Махал. Шамбор одна из визитных карточек Франции. Размеры здания 156 метров в длину и 177 в ширину.

По завершении осмотра интерьеров, можно подняться на смотровые террасы крыши, чтобы созерцать и впечатляться природой поместья. С площадок открываются потрясающие виды, которые непременно следует увезти в фото.

В июле и августе посещение дворца-музея можно совместить с просмотром ночного спектакля 50-минутного цифрового видео-шоу с применением аудиоэффектов. С мая по сентябрь ежедневно устраивается 45-минутное конное шоу «В лесу истории».

С апреля по сентябрь в одном из залов функционирует экспозиция работ Джамеля Тата (современное искусство). Шамбор окружен парком-заповедником лесного типа. Его площадь составляет 5441 га (1000 га из которых доступны посетителям). Лесопарк, в свою очередь, обнесен стеной. Протяженность стены, опоясывающей лес, 32 километра, высота 2,5 метра! На территории угодий водятся олени, муфлоны, косули и кабаны.

Дворцовые интерьеры и лестница да Винчи

Во дворце:

  • 426 комнат;
  • 77 лестничных маршей;
  • 282 камина;
  • 800 капителей со скульптурами.

К осмотру пока доступна лишь малая часть помещений. В частности:

  • парадные апартаменты стиля 18 века;
  • апартаменты королевы;
  • апартаменты 18 века с улучшенным комфортом;
  • портретная галерея;
  • выставка карет;
  • покои Франциска I;
  • кабинет;
  • зал заседаний;
  • королевская часовня;
  • музей графа.

Хотя да Винчи не дожил до начала строительства, в ряде деталей четко просматривается его почерк. Среди рисунков Леонардо были найдены чертежи двойной спиральной (винтовой) лестницы с двумя отделениями ступеней. «Инновационная» лестница, украшенная резными орнаментами, существует до сих пор. Главная её идея в том, чтобы дороги поднимавшегося и спускавшегося не пересекались. Сегодня посетители могут совершить по ней восхождение и оценить инженерную идею!

Практическая информация

Адрес : Château, 41250 Шамбор, Франция.

Стоимость - 11 €.

Прокат лодки (р.Коссон):

Стоимость аренды лодки - 12-30 € зависимо от вида (гребная, электромоторная), количества посадочных мест и времени аренды.

Прокат велосипеда, велоприцепа, квадроцикла:

Стоимость - 4-20 € (зависимо от вида транспорта и времени аренды).

Прогулка в экипаже с гидом (французский язык):

Стоимость прогулки:

До 6 лет - бесплатно.

6-17 лет - 8 €.

Взрослые - 11 €.

Билет комбинированный (замок+экипаж) - 20 €.

Ночной спектакль «Шамбор - мечты и огни»:

Стоимость:

Билет на спектакль - 13 €

Билет комбинированный (замок+спектакль) - 18 €

Конное шоу «В лесу истории»:

Стоимость:

До 6 лет - бесплатно.

6-17 лет - 9 €.

Взрослые - 12.50 €.

Билет (замок+шоу) - 21 €.

Способы проезда из Парижа:

Автомобиль: начать движение по магистрали А10, а затем свернуть в сторону Блуа, либо Мера.

Поезд. Прямой рейс: станция d’Austerlitz (Аустерлиц) - станция Blois (Блуа). Далее поездом TGV.

Рейс с пересадкой: вокзал Montparnasse (Монпарнас) - пригород Saint-Pierre-des-Corps. Затем электричкой TER до станции Blois (Блуа).

От ж/д станции Blois (Блуа) до замка:

  • на такси (ежедневно);
  • автобусом 18 - подстроен под график прибытия поездов (с апреля до начала сентября);
  • маршрутным автобусом 2 - с собственным расписанием (ежедневно).