Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Вопросы викторины по химии. Игра викторина "занимательная химия"

Вопросы викторины по химии. Игра викторина "занимательная химия"


Борисова Мария Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №49
Населённый пункт: Краснодарский край Северский район ст.Смоленская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра- викторина по химии "Счастливый случай" для учащихся 8 классов
Дата публикации: 03.05.2016
Раздел: полное образование

МБОУ СОШ №49

Викторина по химии. 8 класс
Составила М.И.Борисова
Викторина "Счастливый случай".

Оформление:
 Запись темы на доске, эпиграф, портрет Д. И. Менделеева, афоризмы, заранее на больших листах написать вопросы по первому, третьему гейму (чтобы ребята смогли поработать с дополнительной литературой).  Для членов жюри подготовить экраны, где перечислены команды и номера геймов  (их 6), жюри во время урока проставляет баллы (либо плюсики) на экран, который вывешивается на доску.  Для жюри необходимо будет секундомер.
Цели урока:
Развивающие:  развивать познавательный интерес учащихся к предмету, обобщить, закрепить знания о химических элементах, по теме: “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”;  используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса; Обучающие:  продолжить обучение по периодической системе;  расширить словарный запас учащихся; Воспитательные:  воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие;  способность работать в коллективе;
Эпиграф:

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума

будут сделаны именно в этой области.
(М. Горький)
Афоризмы:
1
Посев научный взойдет для жатвы народной (Д. Менделеев) Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. (Д. Менделеев) …И каждый знак ее взлелеяв, Суровым гением своим, Поведал миру Менделеев В природе понятое им… (А. Чивилихин)
Участники:
1. Класс делится на три команды, которые придумывают себе название (желательно название какого-то элемента), выбирают капитана 2. Выбирается один ведущий (может им быть и учитель) 3. Предоставляются члены жюри (старшеклассники)
Условия викторины:
Набрать наибольшее количество баллов. Тот, кто больше всех из участников ответит на поставленные вопросы – поощряется отличной отметкой.
Первый гейм

“Как вы знаете химические элементы?”

Условия первого гейма:
Капитаны команд выбирают по три вопроса, на обратной стороне которых, указаны баллы, чем сложнее вопрос, тем больше балл, баллы прописываются заранее, на усмотрение учителя, карточки раскладываются на столе, либо выносятся через проектор компьютера.
Вопросы:
1. Какие два простых вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (бром, ртуть) 2. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (О – 49% и Si -26%) 3. Какой элемент наиболее распространен, и какой менее всего? (N -72% и Ra- 0,000000000000004%) 4. Какие элементы наиболее распространены в Космосе? (водород, гелий) 5. Какой элемент в периодической таблице Д. И. Менделеева алхимики назвали “желчью бога Вулкана” (серу) 6. Сколько химических элементов было известно в середине 18 века и в год открытия периодического закона? (к середине 18 века - 14, а в год открытия – 64) 7. Когда был открыт самый распространенный химический элемент на Земле, и какой? (кислород был открыт в 1776 году) 8. Какой металл назван металлом будущего? (алюминий) 9. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре “е”? Какие научные открытия и идеи он оставил потомкам? (Менделеев, периодический закон) 10. Назвать химический элемент, совпадающий с названием простейшего морского животного? Чем объяснить сходство их названий? (Актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Элемент назван так, за способность испускать лучи) 11. Какой элемент дает более 3 млн. соединений? (углерод) 12. На большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху. Из какого металла были изготовлены пуговицы? (олово – при низкой температуре оно превращается в рыхлый серый порошок) 13. Какой металл называют автомобильным? 2
(Ванадий - его добавка к обычной стали увеличивает ее упругость и прочность. Если бы не он, то автомобиль, весил бы в 2 раза больше. Расход горючего и покрышек возросли бы в 2 раза) 14. Какой неметалл имеет самую высокую температуру плавления? (углерод – графит 3500) 15. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (железо) 16. Какие химические элементы получили название в честь выдающихся ученых? (кюрий, менделевий, лоуренсий, курчатовий) 17. Кто ввел химические символы элементов? (Берцелиус) 18. Какой металл в 19 веке ценился дорого? (алюминий, в 1827 году 1 кг его стоил 1200 рублей) 19. Какой металл можно растереть в ступке? (сурьма) 20 Каким металлом, можно писать на листке бумаги? (свинцом) 21. Какой металл является самым легким? (литий)
Второй гейм

Умеешь ты пользоваться великой “шпаргалкой”

Условия второго гейма:
Капитан команды выбирает карточку, на которой записан порядковый номер химического элемента. По секундомеру он дает характеристику химическому элементу по плану: порядковый номер, атомная масса, период, группа, подгруппа, схема строения атома (заряд ядра, число уровней, электронов на них, протонов, нейтронов)
Третий гейм

“Исторический”

Условия третьего гейма:
Кто больше ответит на вопросы этого гейма в течение трех минут.
Вопросы:
1. Какой день считается днем открытия Д. И. Менделеевым периодического закона? (понедельник 17 февраля 1869г) 2. Как сформулировал закон Д. И. Менделеев? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов) 3. Какова современная формулировка периодического закона? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов и заряда их ядер) 4. Существование каких 11 химических элементов предвидел Д. И. Менделеев? (галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний, технеций, франций, астат) 5. Какие химические элементы, предсказанные Д. И. Менделеевым, были открыты еще при его жизни? (галлий, скандий, германий) 6. Как увеличилась “семья” химических элементов после открытия периодического закона? (за период с1869 года по 1983 год было открыто 45 химических элементов) 7. У каких химических элементов Д. И. Менделеев исправил атомные массы? (у бериллия, лантана, европия, индия, церия, тория, урана) 8. Сколько химических элементов известно в настоящее время? (114) 9. Назовите три пары химических элементов поставленных в таблице Д. И. Менделеева не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс? (аргон-калий, кобальт-никель, теллур-йод) 10. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений от латинского слова “рутений” - Россия) 3
11. Какой из химических элементов применяется в кварцевых термометрах в качестве термометрической жидкости? (галлий – температура плавления 29,8?С, а температура кипения 2070?С) 12. Какой химический элемент, предсказанный Д. И. Менделеевым, был получен из золы каменного и бурого угля, а также из отходов цинкового производства? (германий) 13. Где находится вулкан имени Д. И. Менделеева? (Курильские острова остров Кунашир) 14. Какой химический элемент Ш группы добавляют к золоту, чтобы получился сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (галлий) 15. Изотопы каких элементов являются атомным топливом в настоящее время? (уран-235, уран-233, уран- 238, уран-239) 16. Какие два химических элемента мы чаще всего употребляем в пищу? (натрий и хлор, водород и кислород)
Четвертый гейм

“Литературный”

Условия третьего гейма:
Зачитываются стихи-загадки о химических элементах (по пять стихотворений на команду), номер стихотворения выбирает капитан команды. Стихи-загадки: 1. А это что за элемент? В нем изменений нет, Ты измени в нем только ударенье Построишь ты сооруженье. (платина) 2. При Менделееве последним в системе элементов был, Недавно стал он не последним и исключительным прослыл, Он от того стал знаменитым, что в нем цепной распад И оказался вдруг открытым так, как долго в ядрах скрытый склад (уран) 3. Река на Украине есть, Долин ее не перечесть, В ней одного лишь слога нет, Чтоб получился элемент (Радон) 4. Он яркой звездой загорается, Белый и легкий металл, Он в 13 клетке таблицы Почетное место занял (алюминий) 5. Рассеян по земле он повсюду, Немного есть его в морской воде Рассказывать не буду, как обнаружен он везде, Летучий, темный, кристалличный Он мало растворим в воде, Раствор спиртовый столь типичный В аптеке встретится везде (Йод) 6. 4
Тяжелый, жидкий и пахучий, подвижен, сильно ядовит Удушлив и весьма летучий сквозь поры пробки он летит В солях почти везде бесцветен, Есть в Сакском озере в Крыму, Лечебным действием замечен и всем известен потому. (Бром) 7. Белы его соединения, в воде бывает иногда, Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть его, А белоснежные в Карраре Таким в дворцах, большая честь. (Кальций) 8. Хранят обычно в керосине И бегает он по воде Отныне знай – в свободном виде В при роде нет его нигде. В солях открыть его возможно, Желтеет пламя от него И получить из соли можно Как Деви, получил его. (Натрий) 9. Он режется ножом, В воде газует, выделяя водород И, исчезая в весе, В растворе щелочь образует, Горит лиловым в кислороде, Находят лишь в соединениях И в нем нуждаются растения. (Калий) 10. В воде обычно он хранится, Свет излучает в темноте, Искать в природе лучше не трудитесь, Свободным нет его нигде, Воспламеняться сам он может, К тому же сильно ядовит, Так отвечай без промедленья, Коль в пятой группе он стоит (Фосфор) 11. Он нужен всем, когда лишь связан, А вяжется с большим трудом, Весь мир живых существ обязан Ему растительным белком. Распространен во всех трех царствах, Освобождается в огне, Есть он и в красках, и в лекарствах, Он нужен в мире и в войне (Азот) 12. В солях бесцветен, безопасен, полезен Безусловно всем Становится весьма опасен, когда свободен, 5
Исовсем тогда он ядовит, окрашен, Может слаться по земле. Удушлив, казался страшен, как первый газ Из отравляющих веществ. (Хлор) 13. Достоин газ тот удивленья, Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных разных печах, Ведет его летчик в небесные дали, Подводник с собою берет, Вы верно уже догадались, Что газ этот (Кислород) 14. Он тверд, тяжел и тугоплавок И сталь прекрасную дает, А от небольших его добавок, Ржаветь она перестает Его валентность, нет сомненья, Бывает шесть лишь иногда А у его соединений окраска разная всегда (хром) 15. Бесчисленны его соединения, какие образует он В них происходят изменения, которым имя легион Он в чистом виде – черный, мрачный, не плавкий и едва горит Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч. (Углерод) 16. Везде в нашей жизни привычный, Металл тот сопутствует нам, На вид он блестящий и в общем обычный, Активный и мягкий металл, Он в войнах нашел примененье И в сельском хозяйстве, в быту. Металлом войны, преступленья Я этот металл назову. (Железо) 17. Ослепительным пламенем ярким Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит Он в сплавах легчайших, нашел примененье Как стойкий и легкий металл, И в деле самолетостроения Он видное место занял. (Магний) 18. Прославлен всеми именами Металл испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем! Но как кумир он свергнут нами, 6
Уж блеск его нас не манит Ведь хорошо мы знаем с вами Не все так ценно, что блестит. (Золото) 19. Заменит букву “й” на “я” Увидишь дивные поля, Узнаешь чудную страну Скажите элемент мне, ну? (Индий) 20. Едва ли знаете свободным тот элемент, Который здесь мы обсуждаем! Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров В стекле, песке и хрустале! И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле! (Кремний) 21. Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)
Пятый гейм

“Практический”

Условия четвертого гейма:
Учитель показывает опыты (на усмотрение учителя), например: в колбах заранее полученные газообразные вещества, в них опускается горящая лучина; в стаканах находятся - кислота, вода, щелочь добавляются индикаторы; в пробирках находятся - металлы (цинк, медь), к ним приливается раствор соляной кислоты и т. д. Показывается по одному опыту для каждой команды.
Вопрос:
Нужно указать, какие были взяты вещества и из каких химических элементов они состоят?
Шестой гейм

“Химический кроссворд”
В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать химический кроссворд, который нужно заполнить на скорость. Кроссворд: Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы. Xe; Ir; V; Bi; Sb; Se; Si; Ni; Cs; 7

Вывод:
Пусть зимний день с метелями. Не навевает грусть – Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. Зачем ее я выучил? Могу сказать зачем. В ней стройность и величие Любимейших поэм. Без многословья книжного. В ней смысла торжество. И элемента лишнего. В ней нет ни одного. В ней пробужденье дерева. И вешних льдинок хруст. Таблицу Менделеева Я знаю наизусть. (А. Чивилихин)
Учитель:
Спасибо, порадовали нас. Вот что, значит, учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями любой сложности. Учитель называет команду-победительницу, и “счастливчики” этой викторины получают все отметку “отлично”, выделяется самый эрудированный участник этой викторины и тоже оценивается отметкой “отлично” 8

1. Можно ли сжечь бриллиант?

Бриллиант представляет собой граненый алмаз. Алмаз — это аллотропная модификация углерода, которая сгорает, образуя углекислый газ, так же, как и углерод. Еще в 1694 г итальянские алхимики пытались сплавить несколько маленьких алмазов и они сгорели.

2. Какой камень под действием воды выделяет горючий газ?

Вследствие взаимодействия карбида кальция с водой образуется газ ацетилен, который легко воспламеняется и горит ярким пламенем.

3. Какой газ в твердом состоянии при температуре ‒ 252 °С со взрывом соединяется с жидким водородом?

Газ фтор — очень сильный окислитель, он соединяется с водородом при температуре — 252 °С, когда находится в твердом состоянии, а водород в жидком.

4. Почему вода не горит?

Вода представляет собой продукт полного сгорания водорода и поэтому гореть не может.

5. Что было бы, если бы атмосфера нашей планеты состояла из чистого кислорода?

Склады топлива пришлось бы беречь, как пороховые склады, от малейшей искры. Железом нельзя было бы пользоваться, потому что оно хорошо горит в кислороде. Уголь и дрова сгорали бы моментально. В атмосфере кислорода трудно было бы уберечься от пожаров и еще труднее их погашать.

6. Какой металл используют для изготовления зажигательных бомб и для взрывчатых веществ?

Алюминий применяют как составную часть зажигательной бомбы, состоящей из его смеси с оксидом железа. Применяется алюминий также для изготовления взрывчатого вещества аммонала, в который, кроме того, входит еще нитрат аммония.

7. Как алхимик победил мощный турецкий флот? (Что такое греческий огонь?).

Греческий огонь представлял собой смесь смолы, соли, серы, нефти и негашеной извести. В некоторых случаях к этой смеси добавляли и селитру. С помощью этого огня греки отражали сильные морские атаки. Греческий огонь сжигал корабли, вся поверхность моря горела вокруг неприятельского флота. Смола и нефть занимались результате сильного разогрева при взаимодействии воды с негашеной известью.

Изобрел греческий огонь архитектор Коллоникос, житель города Гелиополя, который в свободное время занимался алхимией. Когда огромный арабский флот напал на Византию и когда уже казалось, что нет никакого спасения от сильного неприятельского флота, тогда Коллоникос предложил свое изобретение. Греки выбрасывали из труб на носу кораблей горючую смесь, от которой занимались вражеские корабли и вода вокруг них.

Греки пользовались греческим огнем также при взятии крепостей. Они долго держали в тайне секрет этого изобретения.

8. Что нас греет зимой? Что движет машины на заводах и транспорте? Что является источником жизни человека?

На все эти вопросы можно ответить коротко: Солнце.

Рассмотрим все вопросы по очереди. На первый вопрос, не вдумавшись, можно ответить, что, поскольку зимой Солнце не греет, мы греемся зимой теплом от печей и радиаторов, нагретых дровами, углем, горячей водой или паром. Но, если проанализировать глубже, то выясним, что дрова и уголь представляют собой не что иное, как склады солнечной энергии, так называемые «солнечные консервы».

Под воздействием солнечных лучей и под действием катализатора хлорофилла дерева из водяного пара и углекислого газа воздуха синтезируют вещества, входящие в состав древесины. Из древесины современных деревьев мы дрова, а древесина деревьев древних геологических эпох превратилась в каменный уголь. По теории профессора Л. В. Пустовалова и И. М. Губкина, нефть, равно как и каменный уголь, образовалась из растительных остатков, которые после отмирания разложились и понесли химические превращения. Итак, солнечная энергия доходит до нас в виде тепловой энергии, выделяющейся при горении дров, угля и нефти, а также продуктов ее перегонки — керосина, бензина и др. Вот почему мы можем сказать, что Солнце нас греет не только летом, но и зимой, что оно двигает двигатели на фабриках, заводах и транспорте.

Растения и животные развиваются, впитывая в себя солнечную энергию. Употребляя растительную и животную пищу, человек получает запасы энергии, необходимые для жизни, движения и мышления. Человек имеет право величать себя «сыном Солнца», как сказал великий ученый К. А. Тимирязев.

9. Почему Солнце греет? Почему Солнце горит и не сгорает?

Если бы Солнце состояло из угля, оно давно бы сгорело. Солнце ‒ огромная атомная лаборатория, в которой все время происходят различные атомные преобразования. На Солнце происходит процесс превращения водорода в гелий. В результате соединения 4 ядер атомов водорода в одно ядро гелия расходуется незначительное по весу количество вещества, которое превращается в огромное количество энергии. Так, например, от превращения 1 г водорода в гелий выделяется столько же энергии, как и от сгорания 15 т бензина. Поэтому в центре Солнца температура равна 20 млн. градусов.

На Солнце запас водорода уменьшается, а количество гелия возрастает. Когда запасы водорода на Солнце потратятся, оно начнет охлаждаться и уменьшится в размерах. Однако, по вычислениям астрономов, запасов водорода на Солнце хватит для поддержания его температуры на современном уровне в течение 35 млрд. лет. Кроме гелия, способом преобразования атомов на Солнце уже образовалось много элементов.

10. Могут ли взрываться зерно, сахар и уголь?

В обычном состоянии зерно сахар и уголь не взрываются, но очень мелкая мучная, сахарная и угольная пыль сильно взрываются от малейшей искры и могут повлечь большие жертвы на производстве. Угольная пыль так же страшна на шахтах, как и рудничный газ. 10 г муки или крахмала или 35 г сахара, распыленные в 1 м 3 воздуха, является взрывчатой смесью. Достаточно искры, чтобы произошел страшный взрыв.

11. Давно человеку известен огонь?

Рядом с орудием человека, жившего в Европе за 200 000 лет до н. е., находят остатки очагов, пепел и уголь. Человек того времени жил с охоты. В более поздней — пещерной — человека также были обнаружены пепел, уголь и обгоревшие кости. Доисторический человек сначала не умел добывать огня и лишь поддерживал его в кострах. Огонь, очевидно, впервые человек проявил после гроз, когда от молний загорались деревья.

12. Как люди в старину обожали огонь?

Недалеко от Баку в море можно увидеть до сих пор руины затопленных храмов и дворцов древних правителей Бакинского и Шемаханского ханств. До сих храмов отовсюду приходили верующие. У вечных огней в храмах седобородые жрецы молились богу огня и жизни.

Древние люди боготворили силы природы, так как не могли понять и подчинить их.

Наука доказывает, что ничего божественного в горении газа, выходящего из земли, нет. Газ образуется в недрах земли в результате химических процессов.

Теперь газ используют для отопления жилищ, промышленных предприятий.

13. Что собой представляют блуждающие огни на кладбищах?

Ночью на кладбищах можно наблюдать голубые мерцающие огоньки. Они как бы блуждают, перемещаясь между могилами.

Если человек пройдет мимо этого огня, то он, захваченный потоком воздуха, может перемещаться за человеком. С этими огнями религия связывала представление об умерших. Что же это за явление с точки зрения науки?

В состав человеческого организма входят белки, содержащие фосфор. Во время гниения тела сквозь поры почвы выделяется пара жидкой соединения фосфора с водородом — Р 2 Н 4 , что уже при обычной температуре загорается на воздухе и горит голубым огнем. От легкого ветра огни плывут, движутся.

14. С какого времени люди пользуются спичками?

Люди пользуются спичками с 1867 г. Сначала спички производили из ядовитого белого фосфора. Поэтому на спичечных фабриках для рабочих были ужасные условия труда. И только тогда, когда химики научились превращать желтый фосфор на неядовитый красный, появились современные безопасные спички.

Спички производят из дерева, картона, парафина, стеарина. Существуют уже спички, которые горят в воде и при штормовом ветре.

15. Почему при зажигании спички иногда бывают небольшие взрывы с искрами?

Головка спички состоит из смеси бертолетовой соли с серой или другим горючим веществом.

Черная масса, намазанная на боковую поверхность спичечного коробка, имеет в своем составе красный фосфор. Вследствие трения головки спички по этой поверхности, красный фосфор переходит в белый, загорается, соединяясь с кислородом, который выделяет бертолетова соль, и зажигает горючее вещество спичечной головки. Если на спичечной фабрике для изготовления спичек применяют бертолетову соль в виде пудры, огонек загорается мягко, сразу, без взрыва и искр. Если применяют кристаллическую бертолетову соль, то спички загораются медленно со взрывом и искрами.

Химия 500 (85 вопросов)

1.Этот элемент получил название от слова « лучистый»:

1) гелий

2) радий +

3)ксенон

4)хлор

2.Какой элемент «ленивый», «недеятельный»

3. Какой элемент назван по имени богине утренней зари Авроры?

1) серебро

2) кальций

3)золото +

4. Какой элемент носит имя гиганта, персонажа древнегреческой мифологии?

1)плутоний

4)нептуний

5.Металл, без которого не сможет образовываться хлорофилл:

2) кальций

3) магний +

6. Металл, загорающийся в холодной воде:

2) кальций

4)алюминий

7.Он в течение многих лет был причиной многих бед:

1)золото +

3)серебро

8. Какой неметалл применяют на практике для уничтожения остатков пролитой ртути?

3) кремний

9.Первый искусственно полученный металл

1) технеций +

3) палладий

10. Металл, из которого сконструирован памятник покорителям космоса в Москве:

3)алюминий

11.Какое вещество красно-оранжевым цветом маяка указывает путь кораблям и самолетам?

12.Оксидом какого металла является минерал корунд?

1) оксид кремния

2) оксид железа

3)оксид алюминия +

4)оксид бария

13. Закон, открытый М.В. Ломоносовым:

1) сохранения объема

2) сохранения массы +

3)сохранения энергии

4) сохранения цвета

14.Какая кислота содержится в желудочном соке человека?

2) азотная

3) соляная +

4) фосфорная

15. Какое вещество является оксидом?

1) Na 2 O 2

2) O 2 F

3)H 2 O +

4) H 2 O 2

14.Самый легкий металл:

2) алюминий

15.Самый активный неметалл:

3) кислород

16.Какой металл не назван в честь страны?

2) рутений

3) полоний

4) нептуний +

17. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное:

1) выпаривание

2) упаривание

3) испарение +

4) выветривание

18. Какой химический элемент назван по имени острова?

19.Какой химический элемент назван в честь провинции в Германии?

1) рутений

4) германий

20.Какая разновидность фосфора является ядовитой?

2) красный

21. Какой металл входит в состав хрустального стекла?

2) алюминий

4) свинец +

22.С чего начинается разделение смеси, в которой присутствуют стальные стружки?

1)с фильтрования

2) с отстаивания

3) с действия магнита +

4) с растворения

23. Какой оксид называют лисьим хвостом?

1) оксид азота (II )

2)оксид углерода (IV )

3) оксид азота(IV ) +

4) оксид углерода(II )

24. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

2)гидроксид цинка

3) расплав нитрата натрия +

25.Кристаллогидратами называются твердые вещества:

1) растворимые в воде

2)реагирующие с водой

4) нерастворимые в воде

26. Теория электролитической диссоциации принадлежит:

1) Менделееву

2) Аррениусу +

3) Ломоносову

4)Берцелиусу

27. Гидратация-это:

1) реакция обмена с водой

2) растворение веществ в воде

3) распад воды на ионы

4) взаимодействие ионов с молекулами воды +

28. Какие вещества не проводят электрический ток?

1) кислоты

4) оксиды +

29. Не является изотопом водорода:

2) дейтерий

4) иттрий +

30. В струе какого газа иод, бром, теллур, мышьяк самовоспламеняются при обычной температуре?

1) кислороде

4) водороде

31. Какой газ образуется во время грозы?

2) кислород

4) водород

32. Как называется токсичный туман?

1) угарный газ

2) углекислый газ

33. Какой металл плавится от тепла человеческих рук?

34.Какой элемент называют царем живой природы?

1)кислород

2) углерод +

4)водород

33. Какой газ нельзя « налить» в пробирку, перевернутую вверх дном?

2) углекислый

3) кислород

34. Как называется прибор для определения плотности жидкости?

1)ареометр +

2) плотнометр

3) барометр

4) пьезометр

35. Чем обусловлен горьковатый вкус морской воды?

1) солями натрия

2) солями магния +

3) солями бария

4) солями хлора

36. Какое вещество в старину ценилось на вес золота?

2) поваренная соль +

37. Из чего изготавливают консервные банки?

1) луженого железа +

2) оцинкованного железа

3) хромированного железа

38. Каких солей не существует?

1) средних

3) комплексных

4) тройных +

39. Какой из газов не является природным соединением?

2) углекислый

3) угарный +

40. Какой металл самый тяжелый?

2) вольфрам

41. Самый тугоплавкий металл:

2) вольфрам +

42. К химическим явлениям относится:

1) «засахаривание» варенья

2) горение парафиновой свечи +

3) плавление парафина

4) растворение поваренной соли

43.При помощи магнита можно разделить:

1) медные опилки от древесных

2) железо от песка

3)серу от мела +

4)керосин от минеральной воды

44. При помощи делительной воронки можно разделить смесь:

1) бензина с водой +

2) бензина и керосина

3)воды и мела

4)подсолнечного и оливкового масла

45. Методом выпаривания можно выделить:

1) серу из раствора сероводорода

2) водород из воды

3) соль из водного раствора+

4)медь из расплава бронзы

46. Методом перегонки можно разделить смесь:

1) железных и медных опилок

2)сахарного и речного песка

3)этанола с водой +

4) подсолнечного и оливкового масла

47. При помощи делительной воронки нельзя разделить смесь:

1) подсолнечного масла с водой

2)бензина с водой

3) бензина и керосина +

4) рыбьего жира с водой

48. Отстаивание можно разделить смесь:

1) речного песка и воды +

2) железных и медных опилок

3)соли и воды

4) этилового спирта и воды

49. К химическим явлениям относится:

1) смешивание кислорода и азота

2) испарение воды

3) плавление алюминия

4) гниение белка +

50. К физическим явлениям относится:

1) горение магния

2) изготовление парафиновой свечи +

3) гниение листвы

4)ржавление металлического забора

51. Каким способом в сепараторе отделяют жир от остальной части молока?

1) отстаиванием

2) фильтрованием

3) центрифугированием +

4) выпариванием

52. Постоянным компонентом воздуха является:

1) кислород

3) углекислый газ

4) водяной пар

53. Какой газ в составе воздуха был открыт первым?

1) кислород +

3) углекислый

4) водяной

54. Какое вещество составляет основу мела, мрамора, известняка?

1) карбонат магния

2) сульфат кальция

3) карбонат кальция +

4) сульфат магния

55. Какие металлы наиболее распространены в земной коре?

1) алюминий и железо +

2) алюминий и медь

3) железо и медь

4) кальций и алюминий

56. Какая кислота содержит элемент, являющийся основой всего живого?

2) угольная +

3) фосфорная

4) азотная

57. Какое вещество в технике называют каустической содой?

1) гидроксид калия

2) гидроксид железа

3) гидроксид натрия +

4) гидроксид лития

58. Как называют атомы одного химического элемента, имеющие одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре?

1) изотопами +

2) изомерами

3) изобарами

4) аллотропией

59. Какой газ применяли в качестве химического оружия в Первой мировой войне?

1) угарный

3) сероводородный

4) сернистый

60. Какой металл обладает бактерицидными свойствами?

2) алюминий

3) серебро +

4) палладий

61. Соединение какого галогена оказывает успокоительное действие на нервную систему?

62. Массовая доля какого элемента в организме человека наибольшая?

1) углерода

2) кислорода +

4) водорода

63. Каким топливом заправляют самолеты?

1) бензином

2) керосином +

3) мазутом

4) водородом

64. Что представляет собой атом, лишенный всех электронов?

2) атомное ядро +

3) нейтроны

65. Какая кислота самая ядовитая?

2) синильная +

3) мышьяковая

66. Какая кислота в чистом виде напоминает студень?

1) пальмитиновая

2) акриловая

3) кремниевая +

4) щавелевая

67. Какая кислота в чистом виде напоминает кристаллики льда?

1) акриловая

2) фосфорная

3) кремниевая

4) уксусная +

68. Какой газ составляет основу атмосферы Венеры?

1) кислород

2) водород

3) углекислый +

69. Какую кислоту медики используют для дезинфекции, а химики для приготовления стекол?

1) салициловую

2) аскорбиновую

3) борную +

4) уксусную

70. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?

1) охлажденной ртутью +

2) охлажденным магнием

4) серебром

71. Что является суспензией?

1)масло и вода

2) вода и речной песок +

3) вода и сахарный песок

4) спирт и вода

72. Что является эмульсией?

1)масло и вода +

2) вода и речной песок

3) вода и сахарный песок

4) спирт и вода

73. Чем между собой являются белый, красный, черный фосфор?

1) изомерами

2) аллотропией +

3) гомологами

4) изотопами

74. Сложным веществом является:

1)аммиак +

4) дейтерий

75. Не является аллотропией:

3) карбид +

76. Каким уравнением выражается объединенный газовый закон?

1) Авогадро

2) Клапейрона- Менделеева +

3) Гей-Люссака

4) Бойля- Мариотта

77. Каких частиц нет в атоме?

1) протонов

2) нейтронов

4)электронов

78. Каких электронных орбиталей не существует в атоме?

1) s 2) n 3)p 4)d отв:2

79.Какой не бывает кристаллической решетки вещества?

1) молекулярной

2) металлической

3) неметаллической +

4) атомной

80.От чего не зависит скорость химической реакции?

1)температуры

2)концентрации

3) катализатора

4) давления +

81.Каких растворов не бывает?

1) насыщенных

2)ненасыщенных

3)перенасыщенных

4) переразбавленных +

82. От каких факторов не зависит растворимость веществ?

1) природы растворителя

2) природы растворяемого вещества

3) температуры

4) размешивания +

83. Какой химический элемент алхимики изображали в виде огнедышащего дракона?

1) водород

2) кислород

84. «Царской водкой» называется смесь кислот:

1) соляной и азотной +

2) соляной и серной

3) серной и азотной

4) серной и сернистой

85. Какой металл алхимики считали символом Луны?

2) алюминий

Химическая викторина с занимательными опытами

ГАОУ НПО ПУ-113 с.Малояз

преподаватель химии Хайретдинова Р.Н

Участники: I курс, 11 группа, по профессии мастер по ТО и ремонту МТП


Конкурс 1. Разминка

Команды за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на заданные вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.


1. Самый легкий газ?

2. Процесс распада электролита на ионы

диссоциация

3. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции?

4. Газ, образующийся во время грозы?

5. Валентность кислорода?

6. Металл, входящий состав гемоглобина?

7. Вещества, пропускающие электрический ток?

8. Формула озона?

9. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород?

катализаторы

электролиты

10. Сколько групп в периодической системе?


11. Жидкий металл.

12. Когда была открыта ПСХЭМ?

13. Кислота, содержащаяся в клетках крапивы?

14. Молоко, которое нельзя пить?

15. Формула угарного газа?

16. Водный раствор хлороводорода?

17. Жидкий неметалл?

18. Самое твердое вещество?

19. От какого дождя гибнут растения?

20. Очень быстрая химическая реакция?

21. Окисление металлов.

муравьиная

известковое

соляная кислота

кислотного

(коррозия


22. Газ, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза?

23. Самый пластичный металл

24. Какой элемент назван в честь России?

25. Самый твердый металл?

26. Как называются элементы 1А группы?

27. Тугоплавкий металл

28. Формула воды

кислород

щелочные металлы

вольфрам

Менделеев


КОНКУРС 2

  • ХИМИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Командам по очереди задаются вопросы, связанные с практическим использованием знаний по химии. За правильный ответ 5 баллов.


  • У вас поднялась температура и вы приняли таблетку аспирина. Дайте неформальный ответ как комментарий к факту.

ОТВЕТ :

Изменение температуры в сторону повышения свидетельствует о воспалительном процессе, т.е. биохимические процессы протекают интенсивно, что сопровождается выделением большого количества теплоты. Чтобы укротить эти экзотермические реакции, в организм, а далее в систему крови вводят жаропонижающие, противовоспалительные препараты, это может быть как аспирин,так и нурофен и другие средства.



Ответ: В последние годы стали использовать фармацевтические формы лекарств, удобные при употреблении и как бы защищающие

пищевые пути от повреждения. Для этого аспирин смешивают с пищевой содой и кислотой, чаще лимонной. Так делают и шипучку, используя глюкозу как подслащивающее средство. Происходят следующие процессы:

Кислота↔ катион водорода + кислотный остаток (анион)

H+ + Na+ + HCO3-→ Na+ + H2CO3 (H2O + CO2)

Образующуюся шипящую жидкость необходимо тут же выпить.


Вопросы из кухни :

  • 3. Почему картофель сварится быстрее, если бросить в кастрюлю кусочек жира?

  • Жир, благодаря нерастворимости в воде создает на поверхности пленку, которая служит своеобразной «крышкой».


  • для крахмала характерно синее окрашивание со слабым раствором йода; при действии на питьевую соду уксусной кислотой бурно выделяется углекислый газ; поваренная соль с нитратом серебра «ляпис» образует белый осадок.

Вопросы «Химия и синтетические моющие средства

  • 5. Вы пролили йод на салфетку. Попытались вывести пятно отбеливателями, оно не исчезло. Через несколько дней пятно пропало само. Объясните эти явление

Ответ: Йод – сильный окислитель, поэтому отбеливателями его не вывести. Пятно исчезло в результате физического процесса – сублимации йода.


Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила белье ив течении 5 минут, остудила воду до 60 градусов и после этого начала стирать. У кого лучше отстирается белье?

Ответ: При кипячении гидрокарбонаты кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жесткость и моющие средства действуют эффективнее, поэтому белье лучше отстирается а второй хозяйки.

Ca(HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O


Командам предлагается решить химические загадки.

За правильный ответ – 3 балла.

Время для подготовки 3 минуты.


  • Открыт он в виде массы,
  • Похожей так на воск.
  • И в темноте светился,
  • Как свет далеких звёзд.

  • Лучи преломляю, сверкаю, горю,
  • И твёрдые камни успешно сверлю.
  • Но стоит сильней мне в огне накалиться,
  • И в газ я бесцветный могу превратиться.

  • В “Одиссее” у Гомера есть история одна,
  • Интересна нам она:
  • “ Игры прошли успешно.
  • Героя Ахиллес наградил щедро.
  • Куски двух металлов вручил”
  • А ты узнал, какой металл
  • Дороже злата, серебра ценился в древние века?

  • 4. Надёжный щит я образую
  • Для мягких тел в морской воде,
  • В различных видах существую,
  • Состав же мой един везде.

Карбонат кальция


  • Была обменною монетой,
  • Причиной войн была не раз.
  • И всё же, несмотря на это,
  • Её не ценим мы сейчас.

Поваренная соль


В мире веществ хаоса нет.

Наука химия всё одолеет!

В каждой клеточке – элемент.

И это закон!” – сказал Менделеев

Спасибо за участие!

До новых встреч!