Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Техника безопасности при строительстве монолитной плиты. Безопасность при проведении монолитных работ

Техника безопасности при строительстве монолитной плиты. Безопасность при проведении монолитных работ

Техника безопасности при производстве опалубочных работ для монолитных конструкций

Руководители и специалисты, а также рабочие должны быть ознакомлены под роспись с ППР, в частности со специальными требованиями и условиями производства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения.

Рабочие места должны быть свободны от материалов, мусора, отходов производства. Освещение строительной площадки должно соответствовать требованиям СНБ 2.04.05 и ГОСТ 12.1.046. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защитных устройств (настилов, навесов и т. п.) не допускается.

При работе на высоте более 1,3 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохранительными поясами с карабинами (ГОСТ 12.4.089). Места надежного закрепления цепи или каната предохранительного пояса указывают в ППР или технологических картах.

Опалубка и поддерживающие ее элементы должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на опалубку и настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов и находящихся людей не должен превышать допустимых нагрузок.

Установку опалубки на высоте 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия можно вести только с навесных подмостей с ограждениями, устанавливаемых на нижний ярус опалубки.

Настилы опалубки, подмостей и стремянок, расположенные выше 1,3 м от уровня земли или перекрытия, оборудуют перильным и бортовым ограждением. Высота ограждения 1,1 м. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций опалубки и подмостей, в т.ч. соединений, креплений и ограждений, необходимо систематическое наблюдение. Состояние опалубки и подмостей должен ежедневно перед началом смены проверять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупноформатные опалубочные панели и блоки, собранные из щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобождать установленный элемент опалубки от крюка подъемного механизма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера. Перед началом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить распалубочную прочность бетона.

При разборке опалубки необходимо принимать меры против падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих элементов или конструкций. Запрещено складировать на подмостях демонтированные элементы. Из досок и фанерной палубы необходимо удалять торчащие гвозди. Все проемы, оставленные в перекрытиях, должны быть после снятия опалубки надежно ограждены.

Монтаж и демонтаж опалубки при скорости ветра более 15 м/с не допускается.

Приготовление и нанесение любых смазок на поверхности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарии и техники безопасности.

Не допускается сбрасывание опалубочных элементов с высоты, демонтаж телескопических стоек и опорных башен без предварительной разборки балок, щитов и палубы.

Строповку опорных башен при монтаже их краном производить только за горизонтальные раскосы.

Опорные башни и телескопические стойки необходимо устанавливать на прочное основание. Опирать башни и телескопические стойки на грунт, снег и лед не допускается.

При установке телескопической стойки регулировочную муфту допускается вывинчивать до появления первого витка резьбы.

При укладке балок в оголовки стоек торец балки должен выступать за ось стойки не менее чем на 100 мм.

Нагрузка на телескопические стойки и опорные башни не должна превышать допустимую.

Раскосы башен должны устанавливаться в строгом соответствии со схемой их сборки. Применение неоговоренных метизов или проволочных скруток для крепления подкосов не допускается.

Укладку балок, щитов и палубы на опорные башни, стойки необходимо производить с временных подмостей или рабочих настилов, располагаемых на верхних раскосах опорных башен. Несущая способность деревянного настила, укладываемого на раскосы опорных башен, должна быть не менее 1,5 кПа.

Укладку и закрепление фанерной палубы опалубки перекрытия следует начинать со средних пролетов перекрытия. Палубу по крайнему контурному ряду перекрытия укладывают в последнюю очередь. При ее укладке рабочие должны пользоваться предохранительными поясами, закрепленными за надежные точки крепления, оговоренные в ППР или технологических картах.

Оставлять смонтированную опалубку колонны без закрепления ее регулируемыми подкосами к основанию недопустимо.

Применение кранового оборудования, кувалд, лома для отрыва опалубки не разрешается.

Строповку опалубки колонн производить в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации опалубки.

Складирование и перемещение отдельных опалубочных элементов рекомендуется производить в контейнерах краном.

Хождение рабочих по опалубке ригелей, балконов, краям монолитных перекрытий допускается только после закрепления палубы и щитов. При этом рабочие должны использовать предохранительный пояс и трос.

Временное складирование технологического оборудования, арматуры и т. п. на перекрытии разрешается в пределах допустимых технологических нагрузок на перекрытие, оговоренных в технологических картах.

Технологические стойки, опорные башни или страховочные подпорки следует устанавливать в строгом соответствии с технологическими картами на опалубочные работы.

На любом строительном объекте техника безопасности при бетонных работах является одним из самых важных предписаний.

Пренебрежение общепринятыми мерами и правилами предосторожности часто приводит к порче имущества и, самое главное, травматизму и даже гибели рабочих. Нарушения также подвергают опасности случайных прохожих, если объект находится в непосредственной близости к пешеходным зонам.

Все правила техники безопасности при монолитных работах оговорены в соответствующих документах и регламентируют следующие процессы:

  • инструктаж персонала;
  • сборка и разборка опалубочных систем;
  • работы с бетонной смесью;
  • установка заградительных приспособлений;
  • обустройство монолитных фундаментов.

В рамках данного материала перечислить подробно все требования и нормы техники безопасности при производстве бетонных работ не представляется возможным. Для этого существует специальная литература и руководства. Однако основные моменты, которые считаются наиболее важными и непосредственно влияют на безопасность людей, приведены ниже.

Инструктаж персонала

Любые процессы на объекте монолитного строительства начинаются с инструктажа персонала по требованиям безопасности при производстве бетонных работ. Эта задача возлагается на ответственное лицо, которое также ведет учет допущенных на объект работников. Данные о них фиксируются в специальных журналах, где указаны темы проведенных инструктажей и фамилии рабочих с подписями, подтверждающими получение допуска.

Сами инструктажи разделяются на следующие виды:

  • Вводные. Обязательно проводятся заранее перед началом любых работ. Инструктаж охватывает общие нормы техники безопасности при бетонных работах и другие правила поведения на объекте.
  • Первичные. Такие инструктажи проводятся на строительном участке или непосредственно на рабочем месте конкретного специалиста.
  • Внеплановые. Чаще всего инструктажи этой категории проводятся после чрезвычайных происшествий – аварий, травм или гибели рабочих и других подобных случаев.
  • Целевые. Тип инструктажей, которые проводятся перед выполнением узконаправленных операций или особо сложных технологических процессов.

Сборка и разборка опалубочных систем

Техника безопасности при опалубочных работах требует выполнения следующих основных мер предосторожности на объекте:

К работам допускаются только специалисты. Не допускаются лица, не прошедшие обучение и инструктажи.
При сборке опалубочных систем категорически запрещено пребывание посторонних людей на объекте. Нельзя проводить экскурсии, даже обучающие.

Монтаж и демонтаж опалубки должен осуществляться в соответствии с указаниями производителя конкретного комплекта.

Запрещается применять при сборке конструкций сторонние элементы, крепеж и прочие подручные средства, не входящие в комплект оснастки.

При проведении работ на наклонных поверхностях рабочие должны пользоваться страховочными поясами.

Стоит напомнить, что это только основные пункты, которые, к сожалению, часто не соблюдаются даже на крупных строительных площадках.

Работы с бетонной смесью

Техникой безопасности при монолитных работах также предусмотрен ряд правил, обязательных к соблюдению во время заливки бетона. Вот наиболее важные из них:

  • При использовании в приготовлении бетонной смеси химических реагентов, модификаторов, пластификаторов и других препаратов рабочие обязаны пользоваться средствами индивидуальной защиты.
  • Если заливка бетона осуществляется подъемным бункером, то его перемещение должно осуществляться в закрытом положении. Это правило распространяется и на пустые бункеры.
  • При формировании монолита бункерным методом сброс смеси должен выполняться с высоты не более одного метра от места падения бетона.
  • Если заливка выполняется при помощи рукавов, то при проведении вспомогательных и подготовительных операций давление в них должно быть снижено или сброшено полностью.

Заградительные приспособления

К заградительным приспособлениям относятся:

  • Заградительные сетки. Заградительная (защитная) сетка выполняет две функции – страхует рабочих при падении с высоты и предотвращает травмирование находящихся внизу людей при падении каких-либо предметов. Требования к тому, в каких случаях нужно применять ЗУС, распространяются на все здания высотой более трех этажей.
  • Ограждающие конструкции на пролетах и лесах при строительстве многоэтажных зданий. Обустраиваются из досок в виде перил и различных типов ограждений. Предназначены для страховки работающих на высоте людей.
  • Заборные ограждения периметра объекта. Предназначены для защиты прохожих, машин и прочего имущества, находящегося за пределами строительного объекта, от случайных повреждений.

Обустройство монолитных фундаментов

Техникой безопасности при обустройстве монолитных фундаментов предусмотрены следующие правила:

  • При сборке опалубки действуют общие правила, указанные выше.
  • При подъезде транспорта с бетоном и во время его разгрузки приемщик обязательно должен находиться в поле зрения водителя.
  • Все электрооборудование – сварочные аппараты, трансформаторы подогрева и прочее – должны быть заземлены.
  • Участки прогреваемого бетона должны быть ограждены и надлежащим образом помечены (надписями или знаками).
  • Разборка опалубки фундамента должна производиться не ранее, чем застынет бетонная смесь, либо по особому распоряжению ответственного лица – инженера или производителя работ.

Как уже было сказано выше – это только основные правила техники безопасности при монолитных работах. Более подробно ознакомиться с мерами предосторожности можно в специализированной литературе

Опалубку, применяемую для возведения монолитных железобетонных конструкций, изготовляют и применяют в строгом соответствии с проектом производства работ. При установке опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус устанавливают только после закрепления предыдущего.

Не допускается размещение на опалубке оборудования и материалов, не предусмотренных проектом производства работ, а также пребывание людей, не участвующих в производстве работ.

Разбирают опалубку только после достижения бетоном задан ной прочности с разрешения производителя работ, а особо ответственных конструкций - с разрешения главного инженера.

Монтируемые элементы опалубки освобождают от крюка подъемного механизма только после их временного или постоянного закрепления.

При отсутствии монтажных подмостей щиты опалубки закрепляют на несущих конструкциях и только после этого отрывают их от бетона.

На рабочем месте опалубщиков должны быть созданы безопасные условия труда. Если работы ведут одновременно на нескольких ярусах, рабочие места надежно защищают сверху и снизу на случай падения инструментов и элементов опалубки.

В местах складирования элементов опалубки ширина проходов должна быть не менее 1 м. Спуски в котлованы оборудуют лестницами с перилами.

Опалубочные щиты, элементы лесов и приспособлений поднимают и подают к месту установки в пакетах или специальных контейнерах подъемными механизмами, пакеты охватывают стропами не менее чем в двух местах. Элементы креплений и соединений (замки, зажимы, тяжи и др.) опалубки подают только в специальных контейнерах.

При нанесении смазок на опалубку пневмораспылителем рабочие должны быть в очках, респираторах, комбинезонах, рукавицах и резиновых сапогах.

На время бетонирования назначают дежурного рабочего, который периодически (1...2 раза в час) осматривает опалубку и в случае деформации отдельных ее элементов, поддерживающих стоек или других частей вызывает мастера для принятия мер по исправлению обнаруженных дефектов. Все дефекты, связанные с нарушением структуры уложенной бетонной смеси, можно исправить в течение 1...2 ч после укладки смеси.

При монтаже и демонтаже опалубки соблюдают требования техники безопасности.

Контрольные вопросы

  1. Из каких конструктивных элементов состоит опалубка?
  2. Какими приемами обеспечивают повышение оборачиваемости опалубки?
  3. Какие типы опалубок вы знаете?
  4. Какие материалы используют для изготовления элементов опалубки?
  5. Приведите схемы вертикально извлекаемой (блочной) и горизонтально извлекаемой (тоннельной) опалубок.
  6. Дайте схему и расскажите принцип работы скользящей опалубки.
  7. Из каких элементов состоит горизонтальноскользящая опалубка?
  8. Дайте схему устройства пневматической опалубки и назовите область ее применения.
  9. Каковы преимущества несъемной опалубки и где ее используют?
  10. Какова последовательность возведения опалубки ступенчатого фундамента?
  11. В какой последовательности монтируют опалубку ленточного фундамента?
  12. Приведите схемы демонтажа опалубки тоннельного типа и используемые при этом средства механизации.
  13. Какова последователь ность монтажа скользящей опалубки?
  14. В какой последовательности осуществляют демонтаж скользящей опалубки?
  15. Перечислите средства и приемы, обеспечивающие снижение сцепления бетона с опалубкой.
  16. Каковы основные правила безопасного ведения опалубочных работ?

Работы по установке и разборке опалубки на строи-тельной площадке выполняют в строгом соответствии со СНиП Ш-4-80.

К работе допускают только тех работников, которые прослушали инструктивный курс по технике безопасно-сти и сдали соответствующие экзамены.

Инженерно-технический персонал должен быть хоро-шо ознакомлен с проектом опалубочных работ, в част-ности со специальными требованиями и условиями про-изводства работ, и в процессе строительства добиваться обязательного их выполнения. Рабочим комплексных бригад необходимо знать, безопасные приемы производ-ства всех работ, выполняемых данной бригадой.

Рабочие места должны быть свободны от материа-лов, мусора, отходов производства, хорошо освещены. Для опалубочных работ норма освещенности составляет 25 лк. Работать в неосвещенных местах запрещено.

Одновременное производство работ в двух и более ярусах по одной вертикали без соответствующих защит-ных " устройств (настилов, навесов и т. п.) не до-пускается.

При работе на высоте более 1,5 м (если невозможно устроить ограждения) рабочих снабжают предохрани-тельными поясами с карабинами и указывают места на-дежного закрепления цепи или каната предохранитель-ного пояса.

Опалубка и поддерживающие ее леса должны быть прочны и устойчивы, для чего их необходимо выполнять в полном соответствии с проектом. Допустимые нагрузки на настилы устанавливают расчетом. Суммарный вес материалов, находящихся людей и транспортных средств не должен превышать допустимых нагрузок. Скопление людей на настилах лесов и опалубке перекрытий не до-пускается.

Установку разборно-переставной опалубки на высо-те 5,5 м от земли или нижележащего перекрытия мож-но вести с приставных лестниц или перекосных стремя-нок, имеющих наверху площадку с ограждением, а на высоте до 8 м — с передвижных тележек. При большей высоте для работы опалубщиков на лесах устраивают настилы.

Настилы лесов, подмостей и стремянок, расположен- ных выше 1,1 м от уровня земли или перекрытия, обо- рудуют перильным ограждением высотой не менее 1 м, состоящим из остроганного поручня, одного горизон-тального элемента и бортовой доски высотой не менее 150 мм. Бортовые доски следует ставить на настил, а элементы перил крепить к стойкам с внутренней сто-роны. Высоту проходов на лесах оставляют не менее 1,8 м. Установленная опалубка перекрытий должна иметь ограждение по всему периметру.

За состоянием всех конструкций лесов и подмостей, в том числе соединений, креплений и ограждений, необ-ходимо систематическое наблюдение. Состояние лесов и подмостей должен ежедневно перед началом смены про-верять мастер, руководящий соответствующим участком работ на данном объекте.

Устанавливать кранами крупнопанельные щиты, опа-лубочные и арматурно-опалубочные блоки и панели, собранные из инвентарных щитов, можно в том случае, если элементы составляют жесткую систему. Освобож-дать установленный элемент от крюка подъемного меха-низма разрешено после его закрепления постоянными или временными связями (согласно проекту) и проверки надежности закрепления.

Разборку опалубки начинают только с разрешения производителя работ или мастера, а в особо серьезных случаях (например, при сооружениях больших проле-тов, тонкостенных конструкциях и т. п.) — с разрешения ответственного руководителя строительства. Перед нача-лом разборки опалубки несущих конструкций (колонн, балок, плит и пр.) строительная лаборатория должна проверить прочность бетона. Осмотром и простукива-нием нужно убедиться в отсутствии трещин и других де-фектов, могущих повлечь за собой недопустимые пороги бы или обрушение конструкции при снятии опалубки.

Леса разбирают, начиная с верхних ярусов, и опу-скают составные части при помощи кранов или простых механических приспособлений. Валить леса, а также сбрасывать с них отдельные элементы запрещено. Во время грозы и при ветре силой более 6 баллов работу с лесов, а также их монтаж и демонтаж следует прекратить,.

Приготовление и нанесение любых смазок на поверх-ности опалубки необходимо выполнять с обязательным соблюдением всех требований санитарий и техники без-опасности, так как многие смазки на основе петролатума, нигрола, автола, солярового масла вызывают раз-дражения слизистых оболочек носа и рта, оказывают вредное действие на кожный покров рук.

Техника безопасности при производстве работ

Все работы следует вести в строгом соответствии со СНиП III-4-80 "техника безопасности в строительстве".

Особое внимание следует обращать на следующее:

способы строповки элементов конструкций должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении близком к проектному;

элементы монтируемых конструкций во время перемещения должны удерживаться от раскачки и вращения гибкими оттяжками; не допускается нахождение людей под монтируемыми элементами конструкций до установки их в проектное положение и закрепления; при перемещения конструкций расстояние между ними и выступающими частями других конструкций должны быть по горизонтали не менее 1 м, по вертикали - 0,5 м;

бункеры для бетонной смеси должны удовлетворять ГОСТ 21807-76*;

перемещение загруженного или порожнего бункера разрешается только при закрытом затворе;

Обеспечение безопасных условий труда при возведении монолитных перекрытий

Между основными рабочими местами и местом установки грузовой лебедки должна быть устроена светозвуковая сигнализация и телефонная связь; при их неисправности работа грузовых клетей не допускается. Таблицу принятых условных значений сигналов вывешивают на рабочих местах.

При подаче материалов краном на настил опалубки в каждой рабочей смене должен быть сигнальщик, подающий сигналы машинисту крана.

Не допускается во время перерыва в работе оставлять грузовую клеть в подвешенном состоянии. В случае входа работающих в грузовую шахту последняя должна быть перекрыта выше места работ металлическим щитом (заслонкой) или досками.

Раскрывать монтажные проемы в грузовых шахтах на уровне загрузочной площадки разрешается только после пуска шахтного подъемника в постоянную эксплуатацию.

Не допускается загрузка грузовых клетей шахтного подъемника сверх их грузоподъемности. У места загрузки грузовой клети должна быть вывешена таблица с указанием ее грузоподъемности, а также перечень поднимаемых грузов и их массы.

Длинномерные материалы (арматуру, лесоматериалы и т.д.) перед подъемом грузовой клети необходимо крепить к грузовому канату.

Между шахтным подъемником и монтажными проемами в сооружении на уровне светофорных площадок (балконов) должны быть устроены переходные мостики с ограждениями, соответствующие требованиям ГОСТ 23407-78 .

При установке щитов внутренней подъемно-переставной опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать только после закрепления нижнего яруса.

Перестановку щитов подъемно-переставной опалубки необходимо производить после достижения бетоном заданной прочности.

Перед снятием распорных стержней и освобождением щитов внутренней подъемно-переставной опалубки последние следует подвешивать к элементам рабочего пола опалубки. Отсоединение щитов от рабочего поля опалубки при их перестановке необходимо осуществлять после установки всех распорных стержней.

В процессе подъема опалубки должен быть обеспечен контроль за состоянием всех узлов, соединений и креплений элементов опалубки и подъемных устройств.

При подъеме опалубки необходимо предупреждать возможность зацепления ее элементов за какие-либо неподвижные конструкции (арматуру и т.д.).

Поданную к месту установки арматуру следует размещать на рабочем настиле опалубки равномерно, не допуская его перегрузки.

Не разрешается подниматься на настил рабочего пола опалубки или опускаться на подвесные леса по установленным стержням арматуры.

Перед началом укладки бетонной смеси должно быть проверено состояние опалубки, средств подмащивания и тары.

При укладке бетонной смеси в опалубку необходимо пользоваться переставными отбойными щитами, воронками или хоботами, исключающими падение бетонной смеси за пределы опалубки.

Бетонную смесь, загружаемую в грузовую клеть шахтного подъемника, перед подъемом следует тщательно разровнять. Уровень бетонной смеси должен быть ниже кромки ковша не менее чем на 5 см.

При уплотнении бетонной смеси не разрешается перемещать электровибратор за токоведущий провод. При перерывах в работе и при переходы с одного места на другое электровибратор должен быть отклонен.

Настилы рабочего пола опалубки, подвесных лесов и защитные перекрытия необходимо систематически очищать от строительного мусора. Строительный мусор должен быть опущен вниз в грузовой клети шахтного подъемника или и бункерах при помощи крана. Выходить на защитное перекрытие для его очистки разрешается в том случае, если все работы выше перекрытия прекращены.

Наружную ходовую (или запасную) лестницу и светофорные площадки следует устанавливать параллельно с возведением сооружения.

На рабочем месте на подвесных лесах опалубки должны находиться не более двух человек.

Демонтировать опалубку, подземные устройства, рабочий пол и подвесные леса необходимо в последовательности, обеспечивающей устойчивость снимаемых позже элементов.

При демонтаже щитов наружной подъемно-переставной опалубки каждый щит должен быть подвешен к элементам рабочего пола опалубки.

Не разрешается укладывать элементы демонтируемой опалубки на монтажных лесах.

Запрещается опирать на перила ограждения рабочего пола опалубки и подвесных лесов арматуру, домкратные стержни, доски и другие материалы.

При выполнении переопирания подвесных лесов должна быть проверена правильность затяжки болтовых соединений.

При устройстве, перемонтаже и разборке защитных перекрытий все шахты подъемника, кроме шахты грузовой клети, должны быть перекрыты щитами.

Спуск демонтируемых элементов следует осуществлять в грузовых клетях шахтного подъемника или при помощи крана.

Предохранительный пояс по ГОСТ 12.4.089-80 необходимо применять при выполнении следующих видов работ:

верхолазных работ, связанных с монтажом, эксплуатацией и демонтажом специальных грузоподъемных машин и технологической оснастки;

монтажа наружной ходовой лестницы, светофорных площадок и молниезащиты;

работ на подвесных лесах опалубки;

устройства, перемонтажа и демонтажа защитных перекрытий.

Запрещается пребывание людей и выполнение каких-либо работ в зоне электропрогрева (электрообогрева) бетона.

В зоне электропрогрева (электрообогрева) необходимо применять изолированные гибкие кабели или провода в защитном шланге. Не разрешается прокладывать провода с нарушенной изоляцией.

Зона электропрогрева бетона должна находиться под круглосуточным наблюдением электромонтеров.

После каждого перемещения на новое место электрооборудования, применяемого при прогреве бетона, следует визуально проверять состояние изоляции проводов, средств защиты ограждений и заземления.