Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Основная причина повсеместного недовольства крестьянства политикой белых. Экономическая политика красных и белых

Основная причина повсеместного недовольства крестьянства политикой белых. Экономическая политика красных и белых

Гражданская война 1917-1920 гг. стала одним из самых трагических событий в отечественной истории. Чтобы привлечь массы на свою сторону, противники применяли самые разнообразные средства. К одним из них относится экономическая политика красных и белых.

Коренные отличия экономической политики красных и белых

История экономической политики красных и белых шла совершенно разными путями. Центральным требованием большевиков было уничтожение частной собственности.

На II съезде Советов (25 октября 1917 г.) был принят Декрет о земле. Этот документ обеспечил большевикам широкую поддержку крестьянства. Началась массовая конфискация помещичьих земель.

29 октября вводился 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и болезни, положение об отпусках.

Белое движение состояло из монархистов, либералов, социалистов. Единственной объединяющей идеей была ненависть к коммунизму.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Экономическая политика белых не представляла собой четкой программы. Она сводилась к возвращению дореволюционных порядков:

  • выкупные платежи крестьян за землю;
  • возвращение помещичьих земель и частной собственности;
  • ликвидация всех изменений в рабочем законодательстве;
  • активное привлечение иностранного капитала.

Большевики провозглашали интернационализм. Но в годы Гражданской войны они оказались патриотами России, потому что воевали с иностранными интервентами.

Рис. 1. Картина В. В. Зауерлендера.

Экономика в годы Гражданской войны

В результате Октябрьской революции большевики захватили государственную власть и приступили к радикальным преобразованиям.

Рис. 2. Рабочие национализированной.

Экономическая политика стала одной из главных причин противостояния красных и белых. Ясное представление об этом дает следующая таблица:

Таблица “Экономическая политика красных и белых”

Серьезной проблемой большевиков стала острая нехватка хлеба в городах. 13 мая 1918 г. вводилась продовольственная диктатура, заключающаяся в следующем:

  • государственная монополия и твердые цены на хлеб;
  • создание продотрядов и комбедов (комитетов бедноты) для изъятия излишков зерна.

Рис. 3. Продовольственный отряд отправляется в деревню, 1918 год.

Массовые крестьянские восстания заставили большевиков в декабре 1918 г. распустить комбеды. В январе 1919 г. была введена продразверстка (государство заранее извещало крестьян о требуемых нормах сдачи зерна).

В отличие от белых, красные так или иначе пытались найти выход из экономического кризиса. В 1921 г. с введением продналога начался переход к НЭПу.

Период НЭПа – исключение в экономической политике большевиков.

Экономика России после окончания Гражданской войны

Война между красными и белыми нанесла огромный урон российской промышленности и сельскому хозяйству. Уровень производства в 1920 г. составлял 14% по отношению к 1913 г. Продукция сельского хозяйства сократилась на треть. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе.4.7 . Всего получено оценок: 266.

Тест по истории Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Что из перечисленного является одним из итогов проведения большевиками политики «военного коммунизма» к 1921 г.?

1) восстановление дореволюционных объемов промышленного производства
2) массовая коллективизация сельского хозяйства
3) ликвидация дефицита промышленных товаров
4) нарастающее сопротивление крестьянства

2.

1) синдикат
2) концессия
3) всеобщая трудовая повинность
4) казенная винная монополия

3. Осуществляемая в годы «военного коммунизма» продраз­верстка — это

1) уравнительное наделение крестьян землей
2) создание коллективных крестьянских хозяйств
3) предоставление крестьянам права выходить из общины с наделом
4) изъятие у крестьян излишков продуктов в пользу госу­дарства

4. Какая военно-морская база стала центром антибольшеви­стского восстания в марте 1921 г.?

1) Севастополь
2) Кронштадт
3) Мурманск
4) Владивосток

5. Что из перечисленного было причиной поражения белых в Гражданской войне?

1) введение белыми на контролируемых территориях про­довольственной диктатуры в форме продразверстки
2) отказ белых от помощи со стороны Антанты
3) отсутствие единства в Белом движении и общей полити­ческой программы
4) низкий уровень военной подготовки офицерского состава

6. Какие из перечисленных положений характеризуют эконо­мическую политику белых? Найдите в приведенном ниже списке два положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена частной собственности на землю
2) возвращение собственности бывшим владельцам или ус­тановление компенсации за ее утрату
3) создание органов по планированию развития народного хозяйства

7. Приведите не менее двух объяснений тому, что экономиче­ская политика большевиков 1918-1920 гг. получила на­звание «военный коммунизм».

2 вариант

1. В результате проведения политики «военного коммунизма» Советской республике удалось

1) обеспечить рост промышленного производства
2) полностью обеспечить города продовольствием
3) сконцентрировать все ресурсы для победы в Граждан­ской войне
4) стабилизировать денежную систему страны

2. Какой термин связан с экономической политикой, проводи­мой большевиками в 1918-1920 гг.?

1) трест
2) главк
3) синдикат
4) картель

3. Политику «военного коммунизма» характеризует

1) быстрое развитие тяжелой промышленности
2) использование принципов хозрасчета
3) свобода торговли между городом и деревней
4) введение продразверстки

4. Под каким названием известно крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 гг.?

1) «пугачевщина»
2) «махновщина»
3) «антоновщина»
4) «зубатовщина»

5. Что из названного было одной из причин победы красных в Гражданской войне?

1) помощь красным со стороны стран — участниц Антанты
2) отсутствие у противников красных — белых — квалифицированных военных специалистов
3) создание в ходе войны политического союза основных социалистических партий — большевиков, эсеров и меньшевиков
4) способность большевиков к наведению дисциплины и устрашению противников путем массового террора

6. Какие из перечисленных положений характеризуют поли­тику «военного коммунизма»? Найдите в приведенном ниже списке два положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) национализация всей промышленности
2) развитие товарно-денежных отношений
3) ускоренное развитие крупной промышленности
4) провозглашение свободы торговли
5) перевод городского населения на паек

7. Приведите не менее двух объяснений тому, что страдавшие от политики большевиков крестьяне тем не менее предпочли поддержать их, а не белых.

Ответы на тест по истории Экономическая политика красных и белых. Экономический и политический кризис начала 20-х гг.
1 вариант
1-4
2-3
3-4
4-2
5-3
6-24
7. Возможные объяснения:
1) политика «военного коммунизма» была вызвана чрезвы­чайными условиями Гражданской войны;
2) серьезное влияние на экономическую политику оказывали идеологические воззрения большевиков, мечтавших о быстром переходе к коммунизму.
2 вариант
1-3
2-2
3-4
4-3
5-4
6-15
7. Возможные объяснения:
1) крестьяне были благодарны большевикам за Декрет о земле;
2) крестьяне опасались возвращения земли помещикам в случае победы белых;
3) как красные, так и белые подвергали крестьян во время Гражданской войны насилию и грабежам.

Экономическая политика красных и белых. 9класс

МБОУ Кичигинская СОШ

Учитель: Уланова Т.Н.


Цели урока :

  • рассмотреть и сравнить экономическую политику

красных и белых во время гражданской войны;

  • развитие умения анализировать, систематизировать и

обобщать исторические факты;

  • высказывать свою точку зрения на события и

аргументировано ее отстаивать;

  • воспитание патриотизма и чувства уважения к

историческому прошлому нашей страны.


План урока.

  • Экономическая политика красных.
  • Экономическая политика белых.

Задание на урок: На основании материалов параграфа и документов сделать сравнительный анализ экономической политики белых и красных.

Какой политике вы отдали бы предпочтение? Объясните почему.


«Военный коммунизм» 1918-1920гг

Истоки

Война

Коммунистическая

доктрина

Введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических

и социально-экономических процессов в условиях военного разорения.

Ориентация на программу

большевиков на быстрый и

стремительный переход к

коммунизму;

Создание нерыночного

общества


Меры «военного коммунизма»

  • Национализация промышленности
  • Введение всеобщей трудовой повинности (работа с документом стр.123)
  • Натурализация и уравнительность в зарплате и

бесплатность государственных услуг

  • Попытка введения прямого продуктообмена между

городом и деревней

  • Продразверстка на основные сельскохозяйственные

продукты

  • Запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу
  • Запрещение аренды земли и наёмного труда в сельском

хозяйстве


Последствия

Тяжёлый экономический

и социальный кризис

Массовые крестьянские

восстания

Угроза основам

советской власти


Задание в группах: дать характеристику экономической

политики белых правительств.

1-я группа

2-я группа

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

3-я группа

Белые правители Севера

4-я группа

Правительство П.Н. Врангеля


Экономическая политика белых.

Правительство А.В. Колчака

Правительство А.И. Деникина

откладывало решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны

сохраняло за собственниками права на землю по установленным для каждой местности тех или иных земельных норм

Белые правители Севера возвращали помещикам весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь.

Правительство П.Н. Врангеля

Земля- трудящимся на ней хозяевам;

Прежним владельцам – часть их владений


Экономическая политика белых.

Вопрос:

Чем аграрная политика П. Н. Врангеля отличалась от политики остальных белых правительств?

Чем аграрная политика белых правительств отличалась от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

Вывод: Крестьяне отдали предпочтение военно-экономической программе большевиков. У белых не было четкой программы по решению аграрного и рабочего вопросов, что стало одной из причин их поражения.


Закрепление: Тест №18 (задание 1-4). КИМ История России. 9 класс.

Домашнее задание: §16. Подготовить сообщение

«Экономическая политика белых и красных на

Южном Урале»


Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться

через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Экспроприация - лишение собственности


Продразверстка – обязательная

Сдача крестьянами государству по

твёрдым ценам всех излишков хлеба

и других продуктов.

7 марта 2015

В годы Гражданской войны белые и красные любыми путями стремились добиться власти и полного уничтожения противника. Противостояние было не только на фронтах, но и во многих других аспектах, в том числе и в экономическом секторе. Прежде чем будет проанализирована экономическая политика белых и красных в годы Гражданской войны, необходимо изучить основные отличия двух идеологий, противоборство которых привело к братоубийственной войне.

Основные аспекты экономики красных

Красные не признавали частной собственности, отстаивали убеждение того, что все люди должны быть равными как в правовом, так и социальном плане. Для красных царь был не авторитет, богатство и интеллигенцию они презирали, а рабочий класс, по их мнению, должен был стать ведущей структурой государства. Религию красные считали опиумом для народа. Церкви разрушались, верующие беспощадно истреблялись, атеисты были в почете.

Убеждения белых

Для белых государь-батюшка, безусловно, был авторитет, имперская власть - основа правопорядка в государстве. Они не только признавали частную собственность, но и считали ее основной вехой благосостояния страны. Интеллигенция, наука и образование были в почете.

Белые не представляли себе Россию без веры. Православие - основа основ. Именно на нем базировались культура, самосознание и процветание нации.

Наглядное сравнение идеологий

Не могла не привести к противостоянию полярная политика красных и белых. Таблица наглядно демонстрирует основные различия:

Социальная, культурная и экономическая политика белых и красных имела своих сторонников и ярых врагов. Страна разделилась. Половина поддерживала красных, другая - белых.

Политика белых в годы Гражданской войны

Деникин мечтал о том дне, когда Россия вновь станет великой и неделимой. Генерал считал, что с большевиками нужно бороться до конца и в итоге полностью их уничтожить. При нём была принята «Декларация», которая сохраняла за собственниками право на землю, а также предусматривала обеспечение интересов трудового народа. Деникин отменил указ Временного правительства о хлебной монополии, а также разработал план «Земельного закона», согласно которому крестьянин мог выкупить землю у помещика.

Приоритетным направлением в экономической политике Колчака было наделение землей малоземельных крестьян и тех крестьян, у которых вовсе нет земли. Колчак считал, что захват красными собственности - это произвол и мародерство. Все награбленное необходимо вернуть владельцам - фабрикантам, помещикам.

Врангель создал политическую реформу, согласно которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, увеличивались земельные наделы для крестьян-середняков, а также предусматривалось обеспечение крестьян промышленными товарами.

И Деникин, и Врангель, и Колчак отменили большевистский «Декрет о земле», но, как показывает история, не смогли придумать достойную альтернативу. Нежизнеспособность экономических реформ белых режимов заключалась в недолговечности этих правительств. Если бы не экономическая и военная помощь Антанты, белые режимы пали бы гораздо раньше.

Политика красных в годы Гражданской войны

Красные в период Гражданской войны приняли «Декрет о земле», который отменял право частной собственности на землю, что, мягко говоря, не понравилось помещикам, но стало радостным известием для простого народа. Естественно, для безземельных крестьян и рабочих ни реформа Деникина, ни новаторства Врангеля и Колчака не были столь желанными и многообещающими, как декрет большевиков.

Большевики активно проводили политику «военного коммунизма», согласно которой советским правительством был взят курс на полную национализацию экономики. Национализация представляет собой переход экономики из частных рук в государственные. Также была введена монополия на внешнюю торговлю. Был национализирован флот. Товарищества, крупные предприниматели в одночасье потеряли собственность. Большевики стремились максимально централизовать управление народным хозяйством России.

Многие нововведения не понравились простому народу. Одним из таких неприятных новшеств стало принудительное введение трудовой повинности, согласно которой запрещался самовольный переход на новую работу, а также прогулы. Были введены «субботники» и «воскресники» - система неоплачиваемого труда, обязательная для всех.

Продовольственная диктатура большевиков

Большевики воплотили в жизнь монополию на хлеб, которую в своё время предложило еще Временное правительство. Был введён контроль со стороны советского правительства за деревенской буржуазией, которая укрывала хлебные запасы. Многие историки подчеркивают, что это была вынужденная временная мера, поскольку после революции страна лежала в руинах, и такое перераспределение могло помочь выжить в голодные годы. Однако серьезные перегибы на местах стали причиной массовой экспроприации всех продовольственных запасов на селе, что привело к сильнейшему голоду и чрезвычайно высокой смертности.

Таким образом, серьезные противоречия имела экономическая политика белых и красных. Сравнение основных аспектов приведено в таблице:

Как видно из таблицы, экономическая политика белых и красных была прямо противоположной.

Минусы обоих направлений

Политика белых и красных в Гражданской войне радикально отличалась. Тем не менее ни одна из них не была на 100% эффективной. Каждое стратегическое направление имело свои минусы.

«Военный коммунизм» критиковали даже сами коммунисты. После принятия этой политики большевики ожидали небывалый рост экономики, но на деле всё оказалось по-другому. Все решения были экономически безграмотными, в результате сократилась производительность труда, люди голодали, а многие крестьяне не видели стимула перерабатывать. Уменьшился выпуск промышленной продукции, наметился спад в сельском хозяйстве. В финансовом секторе создалась гиперинфляция, которой не было даже при царе и Временном правительстве. Людей косил голод.

Большим минусом белых режимов являлась их неспособность провести вразумительную земельную политику. Ни Врангель, ни Деникин, ни Колчак так и не выработали закон, который бы поддержали массы в лице рабочих и крестьян. Кроме того, недолговечность власти белых не позволила им в полной мере реализовать свои планы развития экономики государства.

Плетнева М. Е., учитель истории

Новомихайловской средней школы

Корсаковского р-на, Орловской области
Тема: «Экономическая политика красных и белых»

(история, 9 класс)

Данный урок разработан для учащихся 9 классов и спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии компетентностного подхода, учебного сотрудничества, технике педагогической поддержки. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской войне. Сопутствующая задача урока – подготовка учащихся к ГИА. Даётся разноуровневое домашнее задание.
Цель урока: сформировать представление учащихся о сущности политики военного коммунизма и экономической политике белых, выявить их влияние на итоги войны.
Образовательные задачи

Раскрыть суть политики «военного коммунизма», назвать причины, которыми она была вызвана;

Привести примеры мероприятий политики военного коммунизма в промышленности и в сельском хозяйстве;

Развивающие задачи : в ходе занятия учащиеся продолжат

Развитие умений сравнивать, давать оценочные суждения, мотивировать свой выбор, обосновывать и защищать свою позицию;

Развитие умения работать в группах, делать выводы, обобщать материал.

Воспитательные задачи : в ходе занятия учащиеся смогут

Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражения «белых».

Обсудить уроки Гражданской войны, познакомиться с мнениями историков по этому вопросу, поразмышлять и высказать своё мнение.
Основные понятия: военный коммунизм, трудовая повинность, продразвёрстка, аннулировать

Основные персоналии: П. Н. Врангель
Оборудование : доска, учебник §16, рабочая тетрадь §16, карта «Гражданская война в России 1918 – 1920 гг.», карточки с заданиями.
Эпиграф: «...гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей...

...братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За её завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по своему... Пусть над красным и белым обелисками вознесёт мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придёт покаяние. И только тогда закончится гражданская война»

Б. Васильев

Ход урока.

1 этап. Оргмомент. Приветствие, проверка подготовки к уроку.

2 этап. Мотивация.

Посмотрите фрагмент из кинофильма «Свадьба в Малиновке».


  1. Что мы видим в представленном видеофрагменте?

  2. Почему герой сюжета ведёт себя таким образом?

  3. На основе представленных видеофрагментов сделайте вывод об отношении широких народных масс к белогвардейцам и красноармейцам.
Гражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? Вопрос о причине победы большевиков продолжает оставаться остродискуссионным.

Вывод : Экономическая политика красных представлялась народу более привлекательной. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему.
3 этап. Целеполагание.

На уроке вы узнаете:


  1. как большевикам удалось подчинить экономику потребностям войны, какие меры предприняло советское правительство для достижения победы в Гражданской войне,

  2. что такое политика «военного коммунизма», «продразвёрстка»

  3. с какими предложениями в области аграрной политики выступали А. В. Колчак, А. И. Деникин, П. Н. Врангель
После урока вы сможете:

  1. Дать характеристику социально-экономической политики советской власти периода Гражданской войны

  2. Сравнить и дать оценку экономической политики «красных» и «белых»

  3. Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражении «белых»

4 этап. Исследование новой темы.

С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился. Многие промышленные города оказались в руках белых. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод. Красная Армия нуждалась в бесперебойном снабжении вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием. Чтобы максимально мобилизовать все ресурсы, советская власть в годы Гражданской войны прибегла к политике «военного коммунизма».
Прочитайте два последних абзаца на стр. 119 учебника и найдите ответы на вопросы:

1. Почему эта политика получила название «военный»

2. Почему «коммунизм»?

Заполните соответствующую схему в рабочих тетрадях на стр. 59.
Прочитайте первый абзац на стр. 120 учебника и докажите, что в промышленности был взят курс на ускоренную национализацию.
Прочитайте отрывок из документа (Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности от 29 января 1920 г.)


  1. Объясните, что такое трудовая повинность?

  2. На какие виды работ она распространялась?

  3. Какие меры обеспечивали её выполнение?

  4. Как вы считаете, с какой целью она вводилась?

Какой вывод можно сделать из приведённых ниже фактов:

В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паёк, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости

Была отменена плата за жильё, транспорт, коммунальные и прочие услуги

Под запретом оказалась продажа продовольствия, а затем и других товаров широкого потребления.
Прочитайте последний абзац на стр. 121 учебника и выберете правильный ответ на вопросы:


  1. Какие цели преследовал декрет от 11 января 1919 г. «О развёрстке хлеба и фуража»?
А) усилить позиции комбедов

Б) вернуть доверие среднего крестьянства

В) ликвидировать кулачество


  1. Что изменилось в деревне после введения продразвёрстки?
А) крестьянам заранее сообщали, какое количество хлеба им предстоит сдать государству

Б) крестьянам оставляли половину полученного урожая

В) продразвёрстка распространялась только на кулаков

Выполните задание 1 в рабочей тетради на стр. 58
Послушайте рассказ учителя и заполните таблицу:

Выпишите в тетрадь термин «аннулировать» и его определение.

5 этап. Интерактивные упражнения
1 версия. Некоторые отечественные историки считают, что победа большевиков – это следствие непопулярности белого движения, кроме того неорганизованности крестьянства, которое было способно лишь на стихийные выступления без перспективной цели. А также большевистский террор, – жестокость, репрессии, большевики, вдохновленные примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных, но и потенциальных противников.
2 версия. Другие историки расставляют акценты иначе: "Народ России дошел до такого состояния, что перестал верить кому бы то ни было. Солдаты перебывали и на одной и на другой стороне. Сражались в войсках Колчака, потом, взятые в плен, служили в рядах Красной Армии. Так на юге России население пережило 14 режимов, и каждая власть требовала повиновения своим порядкам и законам. Люди выжидали, чья возьмет. В этих условиях большевики переиграли всех своих противников".
Существует множество факторов, которые в сумме определили благоприятный для советской России исход в Гражданской войне.
Работа в группах

Прочитайте и проанализируйте источники, ответьте на вопросы. Назовите причины.
I группа

Из книги А.И. Деникина " Очерки русской смуты".

….между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых…были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

Вопросы и задания.


  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

  3. На основании предоставленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.

II группа

Из политического доклада В.И. Ленин на VIII Всероссийской конференции РКП (б).

Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…

Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства…Все способы давления, финансового, продовольственного, военного были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию…Латвию, Литву и Польшу…идти против нас…но.. каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России…является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России.

Вопросы и задания.


  1. Проанализируйте документ. Выделите международные аспекты победы большевиков.

III группа

Из воспоминаний П.Н.Милюкова.

…Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

Вопросы и задания.


  1. Обратите внимание на высказывание П.Н. Милюкова. Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?

  2. Проанализируйте документ, выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

IV группа

Из работы И.В. Сталина.

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно - политическими центрами Москва и Петроград, - однородными в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразны в национальном отношении…- превратились в базу контрреволюции…

Из речи Л.Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Вопросы и задания.


  1. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете еще назвать еще?

  2. Как вы объясните слова Л. Д.Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне?

  3. О каких преимуществах в ведении гражданской войны видно из речи И. В. Сталина?
6 этап. Новый продукт
Опираясь на факты, учащиеся выделяют причины победы большевиков в Гражданской войне:

  1. Прежде всего, интеллигенция поддержала социалистическую революцию в начальной стадии, уничтожающей консервативные устои России.

  2. Белое движение было малочисленно, т. к. не могло опереться на главную силу – крестьянство.

  3. Советской власти удалось организовать гигантскую военную силу путём насильственной мобилизации, политической обработки призвавших.

  4. Отсутствие необходимых специалистов, гражданских администраторов было причиной того, что необходимые реформы (аграрная) не были проведены белыми.

  5. Движение интернационалистов в России.

  6. Между белогвардейцами не было согласованности, политические расхождения.

  7. Иностранная интервенция, поддерживающая белое движение оттолкнула от него многих его сторонников.
Вывод: Таким образом, объективные и субъективные причины (факторы) в 1918 – 1922 гг. оказались в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход Гражданской войны.
7 этап. Рефлексия

Учащиеся получают задания на карточках:
А1 Какое из перечисленных событий произошло раньше других?


  1. Публикация проекта земельной реформы правительством Деникина

  2. Издание Декрета о развёрстке хлеба

  3. Публикация Закона о земле А. В. Кривошеий

  4. Роспуск комбедов

А2 Политику «военного коммунизма» характеризует:


  1. Быстрое развитие тяжёлой промышленности

  2. Использование принципов хозрасчёта

  3. Свобода торговли между городом и деревней

  4. Введение продразвёрстки

А3 Для внешнеполитических взглядов большевиков 1918 – 1919 гг. было характерно:


  1. Желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции

  2. Стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи

  3. Представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

  4. Мнение о возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической

В1 Какие три из перечисленных понятий относится к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу


  1. концессия

  2. продразвёрстка

  3. денационализация

  4. трудовая повинность

  5. аренда

8 этап. Оценивание

9 этап. Домашнее задание

1 группа

Заполнить таблицу: внутренние и внешние факторы победы большевиков.
2группа

Эссе: есть ли на ваш взгляд оправдание красному или белому террору. Подберите свидетельства современников кровавого лихолетья
3группа

Составить тезисы на тему «Условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны»


страница 1