Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: бесшумное оружие Гитлера.

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: бесшумное оружие Гитлера.

Большие подводные лодки I серии «U-25» и «U-26» были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1936 г. Обе лодки погибли в 1940 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 862 т, подводное – 983 т.; длина – 72,4 м, ширина – 6,2 м; высота – 9,2 м; осадка – 4,3 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,1/1 тыс. л.с.; скорость – 18,6 узл.; запас топлива – 96 т. соляра; дальность плавания – 7,9 тыс. миль; экипаж – 43 человека. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие; 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 4-6– 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 42 мины.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-A» состояла из 8 единиц («U-37» – «U-44»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1938-1939 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 154 т. соляра; дальность плавания – 10,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия больших океанских подводных лодок типа «IX-В» состояла из 14 единиц («U-64» – «U-65», «U-103» — «U-124»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1939-1940 гг. Все лодки погибли в годы войны. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,5 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 165 т. соляра; дальность плавания – 12 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.


Серия средних подводных лодок типа «IX-С» состояла из 54 единиц («U-66» – «U-68», «U-125» — «U-131», «U-153» – «U-166», «U-171» – «U-176», «U-501» – «U-524»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1941-1942 гг. 48 лодок погибло в годы войны, 3 – затоплено экипажами, остальные капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 208 т. соляра; дальность плавания – 13,5 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: до 1944 г. 1х1 — 105-мм, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 1х4 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Серия средних подводных лодок типа «IX-С/40» состояла из 87 единиц («U-167» – «U-170», «U-183» — «U-194», «U-525» – «U-550», «U-801» – «U-806», «U-841» – «U-846», «U-853» – «U-858», «U-865» – «U-870», «U-881» – «U-887», «U-889», «U-1221» – «U-1235»), построенных на верфях «Deschimag», «Deutsche Werft» и принятых в строй в 1942-1944 гг. В годы войны погибло 64 лодки, 3 – затоплено экипажами, 17 — капитулировали, остальные были повреждены и не ремонтировались. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,3 тыс. т.; длина – 76,8 м, ширина – 6,9 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4/1 тыс. л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 214 т. соляра; дальность плавания – 13,9 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 22 торпеды или 66 мин.

Средние подводные лодки «U-180» и «U-195» относились к типу «IX-D» — высокоскоростных субмарин. Они были построены на верфи «Deschimag» и приняты в строй в 1942 г. С 1944 г. лодки были преобразованы в подводные транспорты. Они перевозили 252 т. соляра. Лодка «U-180» погибла в 1944 г, а «U-195» в 1945 г. захвачена японскими войсками и служила под обозначением «І-506». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, высота – 10,2 м; ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 6 дизельных двигателей и 2 электродвигателя; мощность – 9/1,1 тыс. л.с.; скорость – 21 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 9,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение до 1944 г.: 1х1 — 105-мм орудие, 1х1 – 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппарата; 24 торпеды или 72 мин.; после 1944 г. — 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Серия средних подводных лодок типа «IXD-2» состояла из 28 единиц («U-177» – «U-179», «U-181» — «U-182», «U-196» – «U-200», «U-847» – «U-852», «U-859» – «U-864», «U-871» – «U-876»), построенных на верфи «Deschimag» и принятых в строй в 1942-1943 гг. Лодки предназначались для действия в Южной Атлантике и Индийском океане. 21 лодка погибла в годы войны, 1 – затоплена экипажами, 7 — капитулировали. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х1 и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 24 торпеды или 72 мины. В 1943-1944 г. некоторые лодки оснащались буксируемым автожиром «FA-330».

Из серии больших подводных лодок типа «IX-D/42» была построена только одна субмарина «U-883» на верфи «Deschimag» и принята в строй в 1945 г. В этом же году лодка капитулировала. В процессе строительства она была перепрофилирована в транспорт. Лодка перевозила 252 т. соляра. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 87,6 м, ширина – 7,5 м; осадка – 5,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 основных дизельных двигателя, 2 вспомогательных дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,4+1.2/1 тыс. л.с.; скорость – 19 узл.; запас топлива – 390 т. соляра; дальность плавания – 31,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 1х1 – 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед.

Серия больших подводных лодок типа «XXI» состояла из 125 единиц («U-2501» — «U-2531», «U-2533» — «U-2548», «U-2551», «U-2552», «U-3001» — «U-3044», «U-3047», «U-3501» — «U-3530») построенных на верфях «Blohm & Voss», «Deschimag» и принятая в строй в 1944-1945 гг. В период войны погибла 21 лодка, 88 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,6 тыс. т, подводное – 1,8 тыс. т.; длина – 76,7 м, ширина – 8 м; осадка – 6,3 м; глубина погружения – 135 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя, 2 основных электродвигателя и 2 электродвигателя бесшумного хода; мощность – 4/4,4 тыс. л.с. + 226 л.с; запас топлива – 253 т. соляра; скорость – 15,6 узл.; дальность плавания – 15,5 тыс. миль; экипаж – 57 человек. Вооружение: 2х2 – 20-мм или 30-мм зенитных автомата; 6 — 533-мм торпедных аппаратов; 23 торпеды или 29 мин.

Серия средних подводных лодок типа «VII-А» состояла из 10 единиц («U-27» – «U-36»), построенных на верфях «Deschimag», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1936 г. В период войны 7 лодок погибло, 2 – затоплено экипажами, 1 – капитулировала. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 626 т, подводное – 915 т.; длина – 64,5 м, ширина – 5,9 м; осадка – 4,4 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,1-2,3/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 67 т. соляра; дальность плавания – 6,2 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм или 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 11 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-В» состояла из 24 единиц («U45» — «U55», «U73 — U76», «U-83» — «U-87», «U-99» — «U-102»), построенных на верфях «Vulcan», «Flenderwerft», «Germaniawerf» и принятых в строй в 1938-1941 гг. В период войны 22 лодки погибло, 2 – затоплено экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1 тыс. т.; длина – 66,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17-18 узл.; запас топлива – 100 т. соляра; дальность плавания – 8,7 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 24-36 мины.

Серия средних подводных лодок типа «VII-С» состояла из 663 единиц (обозначение находилось в рамках «U-69» — «U-1310») и строилась в 1940-1945 гг. на верфях «Neptun Werft», «Deschimag», «Germaniawerft», «Flender Werke», «Danziger Werft», «Blohm + Voss», «Kriegsmarinewerft», «Nordseewerke», «F. Schichau», «Howaldtswerke AG». Известны две модификации лодки: «VIIC/41» и «U-Flak». Тип «VIIC/41» имел увеличенную толщину корпуса с 18 до 21,5 мм. Это позволило увеличить рабочую глубину погружения с 100 до 120 метров, а расчётную глубину разрушения корпуса - с 250 до почти 300 метров. Всего было построено 91 лодку («U-292» — «U-300», «U-317» — «U-328», «U-410», «U-455», «U-827», «U-828», «U-929», «U-930», «U-995», «U-997» — «U-1010», «U-1013» — «U-1025», «U-1063» — «U-1065», «U-1103» — «U-1110», «U-1163» — «U-1172», «U-1271» — «U-1279», «U-1301» — «U-1308»). Одной из модификаций типа «VII-C» были лодки ПВО, которые обозначались как «U-Flak». Было переоборудовано 4 лодки: «U-441», «U-256», «U-621» и «U-951». Модернизация заключалась в установке новой ходовой рубки с двумя счетверёнными 20-мм и одной 37-мм зенитными установками. Все лодки к 1944 году были возвращены в первозданное состояние. В 1944-1945 гг. многие лодки оснащались шноркелем. Лодки «U-72», «U-78», «U-80», «U-554» и «U-555» только два носовых торпедных аппарата, а «U-203», «U-331», «U-35», «U-401», «U-431» и «U-651» не имели кормовых аппаратов. В период войны 478 лодок погибло, 12 – повреждено и не ремонтировались; 114 – затоплено экипажами; 11 лодок в 1943 г. было передано Италии, остальные лодки капитулировали в 1945 г. и почти все в конце года были затоплены. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 0,8 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 6,2 м; осадка – 4,7 — 4,8 м; глубина погружения – 100 — 120 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 — 18 узл.; запас топлива – 114 т. соляра; дальность плавания – 8,5 тыс. миль; экипаж – 44 — 56 человек. Вооружение: до 1942 г. — 1х1 — 88-мм орудие и 1х1 — 20-мм зенитный автомат; после 1942 г. – 1х2 и 2х1-20-мм и 1х1 — 37-мм зенитные автоматы; 5 – 533-мм торпедных аппаратов; 6 торпед или 14-36 мины.

Серия подводных минных заградителей типа «Х-В» состояла из 8 единиц («U-116» – «U-119», «U-219», «U-220», U-233», U-234»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1944 гг. Для размещения мин было предусмотрено 30 вертикальных труб. Лодки в большинстве случаев использовались в качестве транспортов. Лодки «U-219» и «U-234» капитулировали в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т, подводное –2,2 тыс. т.; длина – 89,8 м, ширина – 9,2 м; осадка – 4,7 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,2-4,8/1,1 тыс.л.с.; скорость – 16 — 17 узл.; запас топлива – 338 т. соляра; дальность плавания – 18,5 тыс. миль; экипаж – 52 человека. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х1 или 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 2 – 533-мм торпедных аппарата; 15 торпед; 66 мин.

Серия подводных минных заградителей типа «VII-D» состояла из 6 единиц («U-213» – «U-218»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1941-1942 гг. Лодка «U-218» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1 тыс. т, подводное – 1,1 тыс. т.; длина – 77 м, ширина – 6,4 м; осадка – 5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 155 т. соляра; дальность плавания – 11,2 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 – 88-мм орудие; 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 26 — 39 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «VII-F» состояла из 4 единиц («U-1059» – «U-1062»), построенных на верфи «Germaniawerf» и принятых в строй в 1943 г. Лодки предназначались для перевозки 26 торпед и передачи их в море другим подлодкам. Однако по прямому назначению субмарины не использовались, а служили для перевозки грузов. Лодка «U-1061» капитулировала в 1945 г., остальные погибли в 1944 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1,2 тыс. т.; длина – 77,6 м, ширина – 7,3 м; осадка – 4,9 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 2,8-3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 17 узл.; запас топлива – 198 т. соляра; дальность плавания – 14,7 тыс. миль; экипаж – 46 человек. Вооружение: 1х1 — 37-мм и 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 5 – 533-мм торпедных аппарата; 14 торпед или 36 мин.

Серия транспортных подводных лодок типа «ХIV» состояла из 10 единиц («U-459» – «U-464», «U-487» – «U-490»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятых в строй в 1941-1943 гг. Лодки перевозили по 423 т. соляра и 4 торпеды. Все лодки погибли в 1942–1944 гг. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,7 тыс. т., подводное –1,9 тыс. т.; длина – 67,1 м, ширина – 9,4 м; осадка – 6,5 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 3,2/0,8 тыс.л.с.; скорость – 15 узл.; запас топлива – 203 т. соляра; дальность плавания – 12,4 тыс. миль; экипаж – 53 человека. Вооружение: 2х1 — 37-мм и 1х1 — 20-мм зенитный автомат или 1х1 — 37-мм и 2х2 — 20-мм зенитных автомата.

Лодка «Batiray» была построена на верфи «Germaniawerft» по заказу Турции, однако была реквизирована германскими войсками и в 1939 г. принята в состав ВМС под обозначением «UA». Субмарина погибла в 1945 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 1,1 тыс. т, подводное – 1.4 тыс. т.; длина – 86,7 м, ширина – 6,8 м; осадка – 4,1 м; глубина погружения – 100 м; энергетические установки –2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 4,6/1,3 тыс.л.с.; скорость – 18 узл.; запас топлива – 250 т. соляра; дальность плавания – 13,1 тыс. миль; экипаж – 45 человек. Вооружение: 1х1 — 105-мм орудия; 2х1- 20-мм зенитных автомата; 6 – 533-мм торпедных аппаратов; 12 торпед или 36 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-A» состояла из 6 единиц («U-1» — «U-6»), построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1935 г. В 1938-1939 гг. лодки прошли перевооружение. Лодки «U-1» и «U-2» погибли в 1940 и 1944 г., «U-3», «U-4» и «U6» — в 1944 г. затоплены экипажами, а «U-5» — капитулировала в 1943 г. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 254 т, подводное – 303 т.; длина – 40,9 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,8 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-B» состояла из 20 единиц («U-7» — «U-24», «U-120», «U-121») построенных на верфях «Germaniawerft», «Deutsche Werke», «Flenderwerft» и принятая строй в 1935-1940 гг. В период войны 7 лодок погибло, остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 279 т, подводное – 328 т.; длина – 42,7 м, ширина – 4,1 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/360 л.с.; запас топлива – 21 т. соляра; скорость – 13 узл.; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-С» состояла из 8 единиц («U-56» — «U-63») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1938-1940 гг. В период войны 2 лодки погибло, остальные были затоплены экипажами.

Серия малых (прибрежных) подводных лодок типа «II-D» состояла из 16 единиц («U-137» — «U-152») построенных на верфи «Deutsche Werke» и принятая строй в 1940-1941 гг. В период войны 3 лодки погибло, 4 – капитулировали в 1945 г., остальные были затоплены экипажами. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 314 т, подводное – 364 т.; длина – 44 м, ширина – 4,9 м; осадка – 3,9 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – 2 дизельных двигателя и 2 электродвигателя; мощность – 700/410 л.с.; запас топлива – 38 т. соляра; скорость – 12,7 узл.; дальность плавания – 5,6 тыс. миль; экипаж – 22 человека. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 3 — 533-мм торпедных аппарата; 5 торпед или 18 мин.

Серия малых подводных лодок типа «XXIII» состояла из 60 единиц («U-2321» – «U-2371», U-4701- U-4712), построенных на верфях «Deutsche Werft», «Germaniawerft» и принятая строй в 1944-1945 гг. В период войны погибло 7 лодок, 32 – затоплено экипажами, остальные — капитулировали союзникам. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 234 т, подводное – 258 т.; длина – 34,7 м, ширина – 3 м; осадка – 3,7 м; глубина погружения – 80 м; энергетические установки – дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 580-630/35 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; скорость – 10 узл.; дальность плавания – 4,5 тыс. миль; экипаж – 14 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпедных аппарата; 2 торпеды.

В 1944 г. на верфи «Deschimag A.G. Weser» было построено 324 сверхмалые подводные лодки типа «Biber». В качестве базы для проектирования была взята британская лодка «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение полное подводное – 6,5 т.; длина – 9 м, ширина – 1,6 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 20 м; энергетические установки – бензиновый двигатель и электродвигатель; мощность – 32/13 л.с.; скорость – 6,5 узл.; запас топлива – 110 кг; дальность плавания – 100 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 — 533-мм торпеды или мины.

Серия сверхмалых подводных лодок типа «Hecht» состояла из 53 единиц: «U-2111» – «U-2113», «U-2251» – «U-2300». Лодки были построены на верфях «Germaniawerft» и «CRDA» в 1944 г. на основе захваченной британской сверхмалой подводной лодки «Welman». ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 11,8 т, подводное – 17,2 т.; длина – 10.5 м, ширина – 1,3 м; осадка – 1,4 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 12 л.с.; скорость – 6 узл.; дальность плавания – 78 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 533-мм торпеда или мина.

В 1944-1945 гг. на верфях «Deschimag» и «AG Weser» было построено 390 одноместных лодок, представляющих собой увеличенную в размерах электроторпеду. ТТХ лодки: водоизмещение надводное стандартное подводное – 11 т.; длина – 10,8 м, ширина – 1,8 м; осадка – 1,8 м; глубина погружения – 30 м; энергетические установки — электродвигатель; мощность – 14 л.с.; скорость – 5 узл.; дальность плавания – 60 миль; экипаж – 1 человек. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

В 1944-1945 гг. на верфях «Howaldtswerke», «Germaniawerft», «Schichau», «Klöckner» и «CRDA» было собрано 285 сверхмалых подводных лодок типа «Seehund» (XXVII-B) из которых 137 единиц («U-5001» — «U-5003», «U-5004» — «U-5118», «U-5221» – «U-5269») было принято на вооружение. Лодки оснащались автомобильным дизельным двигателем для надводного хода. Собирались на верфях из трех готовых секций. В период войны 35 лодок погибло. ТТХ лодки: водоизмещение надводное полное – 14,9 т, подводное – 17 т.; длина – 12 м, ширина – 1,7 м; осадка – 1,5 м; глубина погружения – 50 м; энергетические установки — дизельный двигатель и электродвигатель; мощность – 60/25 л.с.; скорость – 7,7 узл.; запас топлива – 0,5 т. соляра; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 2 человека. Вооружение: 2 – 533-мм торпеды.

21 Мар

Подводный флот немцев во времена Второй мировой

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине - ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство


На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота.
Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин - U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Категории: / / от 21.03.2017

Вооружение

  • 5 × 355-мм торпедных аппарата
  • 1 × 88 мм SK C/35 орудие
  • 1 × 20 мм C30 зенитка
  • 26 TMA или 39 TMB мины

Однотипные корабли

24 подводные лодки тип VIIB:
U-45 - U-55
U-73 - U-76
U-83 - U-87
U-99 - U-102

Германская подводная лодка типа VIIB U-48 является самой результативной субмариной Кригсмарине во Второй мировой войне. Изготовленная на верфи Germaniawerft в Киле в 1939 году, она совершила 12 боевых походов, потопив 55 кораблей союзников общим водоизмещением 321000 тонн. В 1941 году U-48 была переведена в учебную флотилию, где и прослужила до конца войны. Была затоплена экипажем 3 мая 1945 года неподалеку от Нойштадта.

История создания

Предпосылки к созданию

Итоги Первой мировой войны показали наступательную силу подводного флота, практически «задушившего» Великобританию морской блокадой. Из-за атак германских подлодок Антанта потеряла 12 млн.тонн своего флота, не считая 153 боевых кораблей. Поэтому условиями Версальского мирного договора разработка и строительство подводных лодок в Германии были запрещены. Данное обстоятельство вынудило Рейхсмарине искать обходные пути возрождения своего подводного флота. Немецкие судостроительные компании начали создавать заграничные конструкторские бюро, в которых разрабатывались проекты новых подводных кораблей. Для реализации вырабатываемых идей нужны были заказы, ради которых бюро шли на установление более привлекательных цен, чем у конкурентов. Убытки компенсировались финансами Рейхсмарине. Одним из наиболее ценных заказов был из Финляндии, для которой построили малую лодку Vesikko и среднюю Vetehinen, ставшими прообразом для субмарин II и VII серий.

Проектирование

Описание конструкции

Корпус

Подводная лодка U-48, как и все лодки VII серии была полуторакорпусной (легкий корпус располагался не по всему обводу прочного корпуса). Прочный корпус представлял собой цилиндр диаметром 4,7 м в районе центрального поста, сужающийся по направлению к носу и корме. Также от центра к оконечностям изменялась и толщина листа прочного корпуса (18,5 и 16,0 мм соответственно). Конструкция была рассчитана на рабочее погружение до 100-120 м, при этом надо учитывать, что запас прочности, принятый для ПЛ в германском флоте, составлял коэффициент 2,3. На практике лодки VII серии погружались на глубину до 250 м.

К прочному корпусу приваривались: носовая и кормовая оконечности, бортовые були, уравнительные цистерны, а также палубная надстройка с ограждением рубки. Пространство между прочным и легким корпусами было свободно затопляемым. Под палубной надстройкой был проложен трубопровод вентиляционной системы, оборудованы хранилища первых выстрелов к палубному орудию и зенитной пушке, спасательная шлюпка, запасные торпеды для носовых аппаратов, а также баллонов со сжатым воздухом.

Внутреннее пространство лодки было разбито на шесть отсеков, имевших различное предназначение. Отсеки отделялись друг от друга легкими переборками, рассчитанными на надводное положение ПЛ при аварии. Исключение составлял центральный пост, служивший одновременно спасательным отсеком. Его переборки были выполнены вогнутыми и рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Отсеки нумеровались от кормы к носу для однозначности определения местоположения различных механизмов и оборудования относительно бортов корабля.

Назначение отсеков на подводной лодке U-48 (тип VIIB)
N Назначение отсека Оборудование, приборы, механизмы
1 Кормовой торпедный и электродвигателей
  • Кормовой торпедный аппарат, два электродвигателя и два компрессора сжатого воздуха (электрический и дизельный);
  • Пост энергетики, пост ручного управления вертикальным рулем и кормовыми горизонтальными рулями;
  • Запасная торпеда, дифферентная и две торпедозаместительные цистерны под палубным настилом;
  • Торпедопогрузочный люк в верхней части корпуса;
  • Кормовая балластная цистерна вне прочного корпуса.
2 Дизельный
  • Два дизеля суммарной мощностью 2800 л.с.;
  • Расходные баки дизельного топлива, цистерны с машинным маслом;
  • Баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей, баллон с углекислым газом для тушения пожаров.
3 Кормовой жилой («Потсдамская площадь»)
  • Четыре пары коек для унтер-офицеров, два складных стола, 36 ящичков для личных вещей экипажа;
  • Камбуз, кладовая, гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), два баллона сжатого воздуха и топливные цистерна под палубным настилом.
4 Центральный пост и боевая рубка
  • Командирский и зенитный перископы;
  • Пост управления горизонтальными и вертикальными рулями, пост управления клапанами вентиляции цистерн и кингстонами, машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор ультразвукового эхолота, указатель скорости;
  • Боевой пост штурмана, стол для хранения карт;
  • Трюмная и вспомогательная помпы, насосы гидравлической системы, баллоны сжатого воздуха;
  • Балластная и две топливные цистерны под палубным настилом;
  • Боевой пост командира (рабочая часть командирского перископа, счетно-решающий прибор управления торпедной стрельбой, откидное кресло, репитер гирокомпаса, машинный телеграф, привод управления вертикальным рулем и люк для выхода на мостик) в боевой рубке.
5 Носовой жилой отсек
  • «Каюта» командира (койка, откидной столик, шкафчик), отделенная от прохода шторой;
  • Пост акустика и радиорубка;
  • По две двухъярусных койки для офицеров и оберфельдфебелей, два столика;
  • Гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), боезапас палубного орудия.
6 Носовой торпедный отсек
  • Четыре торпедных аппарата, шесть запасных торпед, подъемно-транспортные и погрузочное устройства (для заряжания аппаратов и загрузки торпед в лодку);
  • Шесть двухъярусный коек, парусиновые гамаки;
  • Дифферентная и две торпедозаместительные цистерны, баллоны сжатого воздуха;
  • Ручной привод носовых горизонтальных рулей;
  • Цистерна быстрого погружения и носовая балластная цистерна вне прочного корпуса.

Непосредственно на мостике находились направляющие перископов и подставка оптического прибора управления стрельбой (UZO), использовавшегося при атаке из надводного положения, нактоуз главного компаса и люк, ведущий вниз в боевую рубку. На стенке рубки по правому борту имелась щель для выдвижной антенны радиопеленгатора. Задняя часть мостика была открыта и выходила на кормовую платформу, имевшую ограждение в виде поручней.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка U-48 состояла из двух типов двигателей: дизельных для надводного хода и электромоторов для плавания в погруженном состоянии.

Два шестицилиндровых четырехтактных дизеля марки F46 фирмы Germaniawerft развивали мощность 2800 л.с., что позволяло идти в надводном положении с максимальной скоростью 17,9 узлов. При преследовании конвоя часто использовали одновременно и дизели и электромоторы, что давало дополнительно около 0,5 узла скорости. Максимальный запас топлива составлял 113,5 т и обеспечивал дальность плавания 10-узловым ходом до 9700 миль. Для сгорания топлива воздух в дизели подавался по трубопроводу, проложенному к ограждению рубки между прочным и легким корпусом, а для отвода выхлопных газов каждый дизель был снабжен выхлопными патрубками.

Движение под водой обеспечивалось двумя электромоторами AEG GU 460/8-276 суммарной мощностью 750 л.с. Двигатели питались от аккумуляторной батареи 27-МАК 800W, состоящей из 124 элементов. Максимальная скорость движения под водой составляла 8 узлов, радиус действия в подводном положении - 90 миль при 4 узлах и 130 миль при 2 узлах. Зарядка батареи осуществлялась от работающих дизелей, соответственно лодка должна была находиться на поверхности.

Погружение U-48 осуществлялось за счет заполнения водой балластных цистерн, всплытие - за счет их продувания сжатым воздухом и отработанными газами дизелей. Время срочного погружения лодки составляло 25-27 секунд при слаженной работе экипажа.

Экипаж и обитаемость

Экипаж U-48 состоял из 44 человек: 4 офицеров, 4 старшин, 36 унтер-офицеров и матросов.

Офицерский состав включал в себя командира лодки, двух вахтенных начальников и главного механика. Первый вахтенный начальник исполнял функции старпома, заменял командира в случае его гибели, либо ранения. Кроме этого, он отвечал за работу всех боевых систем подводной лодки и руководил торпедной стрельбой в надводном положении. Второй вахтенный начальник отвечал за впередсмотрящих на мостике, управлял артиллерийской и зенитной стрельбой. Также он был ответственным за работу радистов. Главный механик отвечал за управлением движения подводной лодки, работу всех ее небоевых механизмов. Кроме этого он отвечал за установку подрывных зарядов при затоплении лодки.

Четверо старшин исполняли функции штурмана, боцмана, дизелиста и управления электромоторами.

Личный состав унтер-офицеров и матросов делился на команды по различным специализациям: рулевые, торпедисты, машинная команда, радисты, акустики и т. д.

Обитаемость на U-48, как и всех подлодках VII серии была одной из наихудших по сравнению с подводными лодками других флотов. Внутреннее устройство было направлено на максимальное использования тоннажа лодки для ее боевого применения. В частности, количество коек едва превышало половину численности экипажа, один из двух имеющихся гальюнов практически всегда использовался под продуктовый склад, капитанская каюта представляла собой уголок, отгороженный от прохода обычной ширмой.

Характерно, что кормовой жилой отсек, где располагались унтер-офицеры имел прозвище «Потсдамская площадь» из-за постоянно царившего здесь шума от работающих дизелей, разговоров и команд на центральном посту и беготни экипажа.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

Главным оружием U-48 было торпедное. На лодке были установлены 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедных аппаратов. Запас торпед составлял 14 штук: 5 в аппаратах, 6 в носовом торпедном отсеке, 1 в кормовом торпедном отсеке и 2 снаружи прочного корпуса в специальных контейнерах. Выстрел из ТА производился не сжатым воздухом, а при помощи пневматического поршня, что не демаскировало лодку при запуске торпед.

На U-48 использовались два типа торпед: парогазовая G7a и электрическая G7e. Обе торпеды несли одинаковый боевой заряд весом 280 кг. Принципиальное различие заключалось в двигателе. Парогазовая торпеда приводилась в движении сжатым воздухом и оставляла на поверхности хорошо заметный пузырьковый след. Электрическая торпеда двигалась аккумуляторной батареей и была лишена этого недостатка. В свою очередь, парогазовая торпеда обладала лучшими динамическими характеристиками. Ее максимальная дистанция хода составляла 5500, 7500 и 12500 м при 44, 40 и 30 узлах, соответственно. Дальность хода модели G7e составляла только 5000 м 30-узловым ходом.

Торпедная стрельба осуществлялась с помощью счетно-решающего прибора (СРП) TorpedoVorhalterechner, установленного в боевой рубке. Командир и боцман вводили в СРП ряд данных о лодке и атакуемой цели, а прибор в течении нескольких секунд вырабатывал установки для торпедного выстрела и передавал их в отсеки. Торпедисты вводили данные в торпеду, после чего командир производил выстрел. В случае атаки из надводного положения использовался также пьедестал надводной прицельной оптики UZO (UberwasserZielOptik), установленный на мостике лодки.

Конструкция торпедных аппаратов позволяла использовать их для минных постановок. Лодка могла взять на борт неконтактные донные мины двух типов: 24 TMC или 36 TMB.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение U-48 состояло из 88-мм орудия SK C35/L45, установленного на палубе перед ограждением рубки. Под палубным настилом хранились снаряды первой подачи, основной боезапас размещался в в носовом жилом отсеке. Боекомплект орудия составлял 220 снарядов.

Для защиты от авиации на верхней платформе ограждения рубки было установлено 20-мм зенитное орудие Flak30.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В качестве средств наблюдения на U-48 при нахождении лодки в надводном, либо позиционном положении использовались цейсовские бинокли с многократным увеличением. Бинокль вахтенного офицера использовался также как часть UZO при надводной торпедной атаке. В подводном положении использовались командирский или зенитный перископы.

Для связи со штабом и другими подлодками использовалось радиооборудование, работающее на коротких, средних и сверхдлинных волнах. Основной считалась коротковолновая связь, которая обеспечивалась приемником E-437-S, двумя передат­чиками, а также выдвижной антенной в левом крыле ограждения мостика. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой вы­движной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора.

Кроме оптики, для обнаружения противника подводная лодка использовала акустическую аппаратуру и радар. Шумопеленгация обеспечивалась 11 гидрофонами, установленными в носовой части легкого корпуса. Радарная разведка проводилась с помощью FuMO 29. Дальность обнаружения крупного корабля составлял 6-8 км, самоле­та - 15 км, точность определения направления - 5°.

Посты акустика и радиста были расположены по соседству с капитанской «каютой», чтобы командир в любое время мог первым получить информацию об изменившейся обстановке.

История службы

Гибель

Командиры

  • 22 апреля 1939 - 20 мая 1940 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 21 мая 1940 - 3 сентября 1940 корветтен-капитан Hans Rudolf Rösing (Рыцарский крест)
  • 4 сентября 1940 - 16 декабря 1940 капитан-лейтенант Heinrich Bleichrodt (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 17 декабря 1940 - 27 июля 1941 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • август, 1941 - сентябрь, 1942 обер-лейтенант цур зее Siegfried Atzinger
  • 26 сентября 1942 - октябрь, 1943 обер-лейтенант цур зее Diether Todenhagen

См. также

Награды

Примечания

Литература и источники информации

Галерея изображений

Кригсмарине

Командующие Эрих Редер Карл Дёниц Ханс Георг фон Фридебург Вальтер Варцеха
Основные силы флота
Линейные корабли Тип Deutschland : Schlesien Schleswig-Holstein
Тип Scharnhorst : Scharnhorst Gneisenau
Тип Bismarck : Bismarck Tirpitz
Тип H : -
Тип O : -
Авианосцы Тип Graf Zeppelin : Graf Zeppelin Flugzeugträger B
Эскортные авианосцы Тип Jade : Jade Elbe
Hilfsflugzeugträger I Hilfsflugzeugträger II Weser
Тяжёлые крейсера Тип Deutschland : Deutschland Admiral Graf Spee Admiral Scheer
Тип Admiral Hipper : Admiral Hipper Blücher Prinz Eugen Seydlitz Lützow
Тип D : -
Тип P : -
Лёгкие крейсера Emden
Тип Königsberg : Königsberg Karlsruhe Köln
Тип Leipzig : Leipzig Nürnberg
Тип M : -
Тип SP : -
Дополнительные силы флота
Вспомогательные крейсера Orion Atlantis Widder Thor Pinguin Stier Komet Kormoran Michel Coronel Hansa
Эсминцы Тип 1934 : Z-1 Leberecht Maass Z-2 Georg Thiele Z-3 Max Schulz Z-4 Richard Beitzen
Тип 1934A : Z-5 Paul Jakobi Z-6 Theodor Riedel Z-7 Hermann Schoemann Z-8 Bruno Heinemann Z-9 Wolfgang Zenker Z-10 Hans Lody Z-11 Bernd von Arnim Z-12 Erich Giese Z-13 Erich Koellner Z-15 Erich Steinbrinck Z-16 Friedrich Eckoldt
Тип 1936 : Z-17 Diether von Roeder Z-18 Hans Lüdemann Z-19 Hermann Künne Z-20 Karl Galster Z-21 Wilhelm Heidkamp Z-22 Anton Schmitt
Тип 1936А : Z-23 Z-24 Z-25 Z-26 Z-27 Z-28 Z-29 Z-30
Недалеко от немецкого города Киль, в небольшом населённом пункте Лабё, находится уникальный музей. Музей этот уникален тем, что представляет собой немецкую подводную лодку времен Второй Мировой войны типа VII, которая осталась в мире в единственном экземпляре.

Фото 1. U 995 - немецкая субмарина-музей

Этот населенный пункт для установки музея был выбран не просто так - дело в том, что в Лабё располагается военно-морской мемориал, который по началу был посвящен погибшим немецким морякам на полях сражений Первой Мировой войны, затем стал считаться мемориалом посвященным всем немецким морякам, погибшим в ходе Первой и Второй Мировых войн, а в итоге Немецкий морской союз переквалифицировал его в памятник всем погибшим морякам всех наций и является призывом к миру в море.

Фото 2. Военно-морской мемориал

История U 995

Вернёмся к подводной лодке.

Фото 3. Вход в субмарину

Историческая справка:
В конце 42-го года на верфи Гамбурга началось изготовление новой субмарины типа VII, которая была спущена на воду в середине 43-го года.
Базировалась новая подлодка в Киле, что неподалеку от Лабё, где экипаж проходил обучение, а после отправилась на военно-морскую базу в норвежском Тронхейме, где с лета-осени 1944-го года начала нести службу. За оставшееся время войны U 995 совершила 9 боевых выходов, основной целью которых были конвои союзников. На момент окончания войны подводная лодка оказалась в неисправном состоянии, что и послужило причиной того, что силы союзников не стали её уничтожать в ходе операции "Дэдлайт". После окончания войны она попала под юрисдикцию Норвегии, была отремонтирована и прослужила еще около 10 лет, а затем отдана считай за бесплатно властям ФРГ, которые отбуксировали её в Киль и провели ремонтные работы, чтобы превратить её в музей. В начале 70-х состоялось торжественное открытие музея, где первым из посетителей был небезызвестный адмирал Дёниц. На сегодняшний день подлодку ежегодно посещают десятки тысяч человек.

Вот такая информация была представлена в информационном буклете на английском языке, который можно взять при покупке билета.

Внутри субмарины

Входим внутрь и видим кормовой торпедный отсек и комнату управления электрическими двигателями.

Фото 4. Кормовой торпедный отсек

Электрические двигатели использовались во время подъема. Благодаря им подводная лодка продолжала движение без погружения в воду, но это заметно сказывалось на скорости.

Фото 5. Комната управления электрическими двигателями

В комнате с электрическими двигателями можно увидеть приборы и узел управления с пунктом связи, куда отправлялись приказы старшего офицерского состава с мостика.

Комната управления электрическими двигателями

Комната с дизельным двигателем - сердце субмарины. Здесь расположен дизельный двигатель, за которым следит инженер-механик (обычно 1-2 человека). Эти моряки пользовались большими привилегиями и им отводилось больше времени для отдыха.

Сердце субмарины

Вы все еще жалуетесь на размеры собственной кухни? Тогда посочувствуйте местному "шеф-повару", который должен был на маломощной электроплитке из двух конфорок приготовить обед на команду из 40-50 человек. Развернуться в этом пространстве весьма затруднительно. Вдобавок еще слабое освещение. Кастрюля примотана цепью с замком - видимо были прецеденты её вынести.


Фото 6. Обед от шеф-повара

Фото 7. Комната отдыха рядового состава

Количество кроватей всегда было меньше, чем количество экипажа и зачастую одну кровать делили два человека. Это не вызывало никаких неудобств по причине того, что существовал вахтовый метод, по которому получалось так, что один из моряков на посту, а второй отдыхает, спит, обедает и занимается прочими личными делами.

Фото 8. Полка рядового солдата

Самое большое помещение на подлодке - центр управления и рубка.

Фото 9. Люк в центр управления подводной лодкой

Отсюда отдавались приказы, прокладывался маршрут и кипела активная жизнь. Помимо выполнения приказов сверху, каждый офицер отдавал себе отчет о том, что он должен сохранить жизнь своей команде. Здесь расположены навигационные карты, перископ, радиорубка и другие приборы для осуществления контроля за движением субмарины.


Сразу после центра управления располагаются радиорубка и приемный пункт, они расположены параллельно спальным местам офицерского состава подводной лодки - тем самым выходит, что даже во время отдыха они должны первыми получать сведения об обстановке в данном районе, либо приказы сверху, плюс перехваты радиосигналов союзников. Перехват - ответственная задача, которую, как правило, выполняли люди с отличным слухом и хорошей реакцией, чтобы как можно раньше поймать сигнал врага. Во многом благодаря расшифровке кода "Энигма" силами союзников, было утрачено немецкое превосходство в Атлантике.

Радиорубка - помимо связи с берегом и другими субмаринами большое внимание уделялось перехвату сигналов противника

Офицеры - единственные у кого была собственная полка, плюс немного личного пространства. Личное пространство выражалось в шкафчике и отсеках под ключ, где они могли хранить парадную форму, личные вещи, письма из дома.

Личное пространство офицерского состава

Обо всем вроде рассказал, но остается главным еще один вопрос - как насчет гальюна? Гальюн, конечно же, есть. У офицерского состава он личный - с умывальником, у остальной части экипажа - общий. Предоставляю фотографию офицерских удобств, жаль, что через стекло.

Фото 10. Офицерская уборная

Последней комнатой, и пожалуй самой боевой частью субмарины, является торпедный отсек.

Фото 11. Торпедная комната

Одна из наиболее ответственных задач стояла у обслуживающего персонала торпедного отсека. В основном в субмарине имелось 5 торпед - 4 были заряжены в торпедные отсеки, а одна была для перезарядки.

Торпедный отсек

Торпеды для U 995 весили около 300 кг, обладали электрическим двигателем и при выстреле развивали скорость около 30 км в час. Перезарядка торпедного отсека была, пожалуй, самой ответственной работой рядового состава.

Торпедная комната была последней в музее U 995. На выходе можно встретить автомат, как во многих местах Европы, который может за 1 евро превратить вашу 5-центовую монетку в медальончик с изображением достопримечательности. Не являясь особым поклонником данного антуража я всё-таки сделал себе на память медальончик.

На выходе из музея

Послесловие

Поход в музей завершился. Посещение подобных мест для меня всегда было в приоритете, потому что всегда интересовало - каким образом осуществлялся быт во время одного из самых крупных и кровопролитных конфликтов XX века. Музей подводной лодки U 995 не самый большой, но он уникальный. Уникальный тем, что здесь в полной мере можно погрузиться в атмосферу, царящую на глубине сотен метров под водой - когда не можешь точно знать, всплывешь ты завтра или так и останешься на дне морских глубин: без точных координат места твоей гибели и без могилы, которую смогли бы посещать родственники.

Как добраться:

Из города Киль на автобусе номер 100 до Лабё - выходим на остановке гавань и идём вдоль берега до монумента.
Стоимость посещения музея - 4,5 Евро.

Если вам доведётся путешествовать по северу Германии - обязательно посетите здешние места и проникнитесь духом истории.


До свидания, Лабё!


Более 70 тыс. погибших моряков, 3,5 тыс. потерянных гражданских судов и 175 военных кораблей у союзников, 783 затонувшие подлодки с совокупным экипажем в 30 тыс. человек у нацистской Германии - продолжавшаяся шесть лет битва за Атлантику стала крупнейшим морским сражением в истории человечества. «Волчьи стаи» немецких U-boat уходили на охоту за союзными конвоями из грандиозных сооружений, возведенных в 1940-е на Атлантическом побережье Европы. Авиация Великобритании и США годами безуспешно пыталась разрушить их, но и сейчас эти бетонные колоссы устрашающе громоздятся в Норвегии, Франции и Германии. Onliner.by рассказывает о создании бункеров, где когда-то от бомбардировщиков прятались подлодки Третьего рейха.

Во Вторую мировую войну Германия вступила лишь с 57 подводными лодками. Значительную часть этого флота составляли устаревшие малые лодки типа II, рассчитанные на патрулирование лишь прибрежных вод. Очевидно, что в этот момент командование кригсмарине (немецкого ВМФ) и высшее руководство страны не планировали разворачивать крупномасштабную подводную войну против своих противников. Впрочем, вскоре политика была пересмотрена, и не последнюю роль в этом кардинальном повороте сыграла личность командующего подводным флотом Третьего рейха.

В октябре 1918 года, на исходе Первой мировой, во время нападения на охраняемый британский конвой немецкая подводная лодка UB-68 была контратакована и повреждена глубинными бомбами. Семь моряков погибли, остальной экипаж попал в плен. В его составе был и обер-лейтенант Карл Дениц. После освобождения из плена он сделал блестящую карьеру, дослужившись к 1939 году до звания контр-адмирала и командующего подводными силами кригсмарине. В 1930-е годы он сконцентрировался на разработке тактики, позволившей бы успешно бороться с конвойной системой, жертвой которой он стал на заре своей службы.


В 1939 году Дениц выслал командующему ВМФ Третьего рейха гросс-адмиралу Эриху Редеру меморандум, в котором предложил использовать для атаки на конвои так называемую Rudeltaktik, «тактику волчьих стай». В соответствии с ней предполагалось нападать на морской конвой противника заранее сконцентрированным в районе его прохождения максимально возможным количеством субмарин. При этом противолодочный эскорт распылялся, а это, в свою очередь, повышало эффективность атаки и снижало возможные жертвы со стороны кригсмарине.


«Волчьи стаи», по мнению Деница, должны были сыграть существенную роль в войне с Великобританией, основным соперником Германии в Европе. Для реализации тактики, предполагал контр-адмирал, достаточно будет формирования флота из 300 новейших лодок типа VII, способных, в отличие от своих предшественников, на далекие океанские походы. В рейхе немедленно развернулась грандиозная программа строительства подводного флота.




Ситуация принципиально изменилась в 1940-м. Во-первых, к концу года стало ясно, что «Битва за Британию», целью которой было склонить Соединенное Королевство к капитуляции лишь посредством авиационных бомбардировок, была нацистами проиграна. Во-вторых, в том же 1940 году Германия осуществила стремительную оккупацию Дании, Норвегии, Нидерландов, Бельгии и, что было самым главным, Франции, получив в свое распоряжение практически все Атлантическое побережье континентальной Европы, а вместе с ним и удобные военные базы для рейдов по океану. В-третьих, в состав флота стали массово вводиться требуемые Деницом U-boat типа VII. На этом фоне они приобретали не просто существенное, а решающее значение в стремлении поставить Британию на колени. В 1940 году Третий рейх вступает в неограниченную подводную войну и поначалу достигает в ней феноменальных успехов.




Целью кампании, впоследствии с подачи Черчилля получившей название «Битва за Атлантику», было разрушение океанских коммуникаций, которые связывали Великобританию с союзниками за океаном. Гитлер и военное руководство рейха прекрасно понимали степень зависимости Соединенного Королевства от импортируемых товаров. Срыв их поставок справедливо виделся важнейшим фактором для вывода Британии из войны, а главную роль в этом должны были сыграть «волчьи стаи» адмирала Деница.


Для их сосредоточения прежние военно-морские базы кригсмарине на территории собственно Германии с выходом в Балтийское и Северное моря оказались не слишком удобными. Зато территории Франции и Норвегии позволяли получить свободный доступ на оперативный простор Атлантики. Основной проблемой при этом стало обеспечение безопасности подлодок на их новых базах, ведь они находились в пределах доступности британской (а позже и американской) авиации. Разумеется, Дениц прекрасно понимал, что его флот станет немедленно подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, выживание в которых стало для немцев необходимым залогом успеха в «Битве за Атлантику».


Спасением для U-boat стал опыт германского бункеростроения, в котором инженеры рейха знали толк. Им было ясно, что обычные бомбы, которыми в начале Второй мировой только и обладали союзники, не могут нанести существенного урона зданию, укрепленному достаточным слоем бетона. Проблему с защитой подлодок решили пусть и затратным, но достаточно простым в реализации способом: наземные бункеры стали строить и для них.




В отличие от подобных сооружений, рассчитанных на людей, U-Boot-Bunker возводился с тевтонским размахом. Типичное логово «волчьих стай» представляло собой огромный железобетонный параллелепипед длиной 200-300 метров, внутри разделенный на несколько (до 15) параллельных отсеков. В последних и осуществлялось текущее обслуживание и ремонт подлодок.




Особое значение придавалось конструкции кровли бункера. Ее толщина в зависимости от конкретной реализации достигала 8 метров, при этом крыша не была монолитной: укрепленные металлической арматурой бетонные прослойки чередовались с воздушными. Такой многослойный «пирог» позволял лучше гасить энергию ударной волны в случае прямого попадания в здание бомбы. На крыше же располагались средства ПВО.




В свою очередь, толстые бетонные перемычки между внутренними отсеками бункера лимитировали возможные разрушения даже в случае, если бомба все-таки пробьет крышу. В каждом из таких изолированных «пеналов» могло находиться до четырех U-boat, и в случае взрыва внутри его жертвами стали бы только они. Соседи при этом пострадали бы минимально или не пострадали вовсе.




Сперва относительно небольшие бункеры для подводных лодок начали возводить в Германии на старых военно-морских базах кригсмарине в Гамбурге и Киле, а также на островах Гельголанд в Северном море. Но настоящий размах их строительство приобрело во Франции, ставшей основным местом дислокации флота Деница. С начала 1941 года и в течение следующих полутора лет на Атлантическом побережье страны сразу в пяти портах появились гигантские колоссы, из которых «волчьи стаи» стали отправляться на охоту за конвоями союзников.




Крупнейшей передовой базой кригсмарине стал бретонский город Лорьян на северо-западе Франции. Именно здесь находилась ставка Карла Деница, здесь он лично встречал каждую возвращавшуюся из похода субмарину, здесь возвели сразу шесть U-Boot-Bunker для двух флотилий - 2-й и 10-й.




Строительство продолжалось год, контролировала его «Организация Тодта», а участвовало в процессе в общей сложности 15 тыс. человек, в основном французов. Бетонный комплекс в Лорьяне быстро показал свою эффективность: авиация союзников не смогла нанести ему сколь-нибудь значимый урон. После этого англичане и американцы решили перерезать коммуникации, с помощью которых осуществлялось снабжение морской базы. За месяц, с января по февраль 1943 года, союзники сбросили несколько десятков тысяч бомб собственно на город Лорьян, в результате чего он был на 90% разрушен.


Впрочем, не помогло и это. Последняя U-boat ушла из Лорьяна только в сентябре 1944-го уже после высадки союзников в Нормандии и открытия в Европе второго фронта. После окончания Второй мировой бывшая нацистская база стала успешно использоваться французским ВМФ.




Аналогичные сооружения меньшего масштаба появились также в Сен-Назере, Бресте и Ла-Рошели. В Бресте разместились 1-я и 9-я подводные флотилии кригсмарине. Общий размер этой базы был скромнее «штаб-квартиры» в Лорьяне, но зато здесь был построен крупнейший одиночный бункер во Франции. Он был рассчитан на 15 отсеков и имел габариты 300×175×18 метров.




6-я и 7-я флотилии базировались в Сен-Назере. Для них построили 14-пенальный бункер длиной 300 метров, шириной 130 метров и высотой 18 метров, истратив на него почти полмиллиона кубометров бетона. 8 из 14 отсеков являлись по совместительству сухими доками, что позволяло осуществлять и капитальный ремонт субмарин.



В Ла-Рошели разместили всего одну, 3-ю, подводную флотилию кригсмарине. Ей оказалось достаточно бункера из 10 «пеналов» с габаритами 192×165×19 метров. Крыша из двух 3,5-метровых бетонных слоев с воздушной прослойкой, стены минимум в 2 метра толщиной - всего на здание было истрачено 425 тыс. кубометров бетона. Именно здесь снимался фильм Das Boot - вероятно, самое известное кино о немецких подводниках времен Второй мировой.




В этом ряду некоторым особняком стоит морская база в Бордо. В 1940-м здесь была сосредоточена группировка субмарин, но не германских, а итальянских, основных союзников нацистов в Европе. Тем не менее и тут по приказу Деница программу строительства защитных сооружений осуществляла все та же «Организация Тодта». Особыми успехами при этом итальянские подводники похвастать не могли, и уже в октябре 1942-го их дополнила специально сформированная 12-я флотилия кригсмарине. А в сентябре 1943 года после выхода Италии из войны на стороне «Оси» база под названием BETASOM была полностью занята немцами, оставшимися здесь ещё почти на год.




Параллельно со строительством во Франции командование немецкого ВМФ обратило свое внимание и на Норвегию. Эта скандинавская страна имела для Третьего рейха стратегическое значение. Во-первых, через норвежский порт Нарвик осуществлялась поставка в Германию жизненно важной для ее экономики железной руды из остававшейся нейтральной Швеции. Во-вторых, организация военно-морских баз в Норвегии позволяла контролировать Северную Атлантику, что стало особенно важно в 1942 году в условиях начала проводок союзниками арктических конвоев с товарами по ленд-лизу в Советский Союз. Вдобавок на этих базах планировали обслуживать линкор «Тирпиц» - флагман и гордость Германии.


Норвегии уделялось столь пристальное внимание, что Гитлер лично приказал превратить местный город Тронхейм в одну из Festungen - «Цитаделей» рейха, специальных немецких квазиколоний, с помощью которых Германия могла бы дополнительно контролировать оккупированные территории. Для 300 тыс. экспатов - переселенцев из рейха рядом с Тронхеймом планировали построить новый город, который должен был получить название Нордштерн («Северная звезда»). Ответственность за его проектирование была возложена лично на любимого архитектора фюрера Альберта Шпеера.


Именно в Тронхейме создавалась и основная североатлантическая база для дислокации кригсмарине, включая подлодки и «Тирпиц». Начав здесь осенью 1941 года строительство очередного бункера, немцы неожиданно столкнулись со сложностями, невиданными ранее во Франции. Сталь приходилось привозить, бетон на месте также производить было не из чего. Растянувшаяся логистическая цепочка постоянно разрывалась усилиями по обыкновению капризной норвежской погоды. Зимой строительство вынужденно замирало из-за снежных заносов на дорогах. К тому же оказалось, что местное население с куда меньшей охотой трудилось на великой стройке рейха, чем, например, это делали французы. Приходилось привлекать подневольную рабочую силу из специально организованных рядом концлагерей.


Бункер «Дора» размерами 153×105 метров всего на пять отсеков был с большим трудом достроен только к середине 1943 года, когда успехи «волчьих стай» в Атлантике стали все быстрее сходить на нет. Здесь разместилась 13-я флотилия кригсмарине с 16 U-boat типа VII. «Дора-2» осталась незавершенной, а от «Доры-3» и вовсе отказались.


В 1942 году союзники нашли ещё один рецепт борьбы с армадой Дёница. Бомбардировки бункеров с готовыми лодками результата не давали, зато судостроительные заводы, в отличие от военно-морских баз, были защищены куда слабее. К концу года благодаря этой новой цели темпы строительства субмарин существенно замедлились, и искусственная убыль U-boat, все ускорявшаяся усилиями союзников, уже не восполнялась. В ответ немецкие инженеры, казалось бы, предложили выход.




На незащищенных предприятиях, рассредоточенных по всей стране, теперь планировалось изготавливать лишь отдельные секции лодок. Окончательная их сборка, испытания и спуск на воду производились на специальном заводе, который представлял собой не что иное, как все тот же знакомый бункер для подводных лодок. Первый такой сборочный завод решили построить на реке Везер недалеко от Бремена.



К весне 1945 года силами 10 тыс. строителей - узников концлагерей (6 тыс. из которых в процессе погибли) на Везере появился крупнейший из всех U-Boot-Bunker Третьего рейха. Огромное здание (426×97×27 метров) с толщиной крыши до 7 метров внутри было разделено на 13 помещений. В 12 из них осуществлялась последовательная конвейерная сборка подлодки из готовых элементов, а в 13-м уже завершенная субмарина спускалась на воду.




Предполагалось, что завод под названием Valentin будет производить не просто U-boat, а U-boat нового поколения - тип XXI, очередное чудо-оружие, которое должно было спасти нацистскую Германию от неминуемого поражения. Более мощная, более скоростная, покрытая каучуком, чтобы затруднить работу радиолокаторов противника, с новейшим гидроакустическим комплексом, позволявшим атаковать конвои без визуального контакта с ними, - это была первая действительноподводная лодка, которая могла провести весь боевой поход без единого подъема на поверхность.


Рейху, впрочем, она не помогла. До конца войны лишь 6 из 330 находившихся в процессе строительства и в разной степени готовности субмарин были спущены на воду, и только две из них успели выйти в боевой поход. Завод Valentin так и не был закончен, в марте 1945 года подвергнувшись серии бомбовых ударов. На германское чудо-оружие у союзников появился свой ответ, также невиданный ранее - сейсмические бомбы.




Сейсмические бомбы были ещё предвоенным изобретением британского инженера Барнса Уоллеса, которое нашло свое применение только в 1944 году. Обычные бомбы, взрываясь рядом с бункером или на его крыше, не могли нанести ему серьезный урон. Бомбы Уоллеса были основаны на ином принципе. Мощнейшие 8-10-тонные снаряды сбрасывались с максимально возможной высоты. Благодаря этому и особой форме корпуса в полете они развивали сверхзвуковую скорость, что позволяло им углубляться в грунт или пробивать даже толстые бетонные крыши укрытий подлодок. Оказавшись в глубине конструкции, бомбы взрывались, в процессе производя небольшие локальные землетрясения, достаточные для того, чтобы нанести значительные повреждения даже самому укрепленному бункеру.



Из-за большой высоты их сброса с бомбардировщика снижалась точность, однако в марте 1945 года две из таких бомб типа Grand Slam угодили в завод Valentin. Углубившись в бетон крыши на четыре метра, они сдетонировали и привели к обрушению значительных фрагментов конструкции здания. «Лекарство» для бункеров Деница было найдено, вот только Германия уже и так была обречена.


В начале 1943-го «счастливым временам» удачной охоты «волчьих стай» на союзные конвои пришел конец. Разработка американцами и англичанами новых радиолокаторов, расшифровка «Энигмы» - главной немецкой шифровальной машины, установленной на каждой их подлодке, усиление конвойных эскортов привели к стратегическому перелому в «Битве за Атлантику». U-boat стали гибнуть десятками. Только в мае 1943-го кригсмарине потерял их 43 штуки.


«Битва за Атлантику» стала крупнейшим и самым продолжительным морским сражением в истории человечества. За шесть лет, с 1939 по 1945 год, Германией было потоплено 3,5 тыс. гражданских и 175 военных кораблей союзников. В свою очередь, немцы лишились 783 подлодок и трех четвертей всех экипажей своего подводного флота.


Лишь с бункерами Деница союзники так и не смогли ничего сделать. Оружие, которое могло разрушить эти сооружения, появилось лишь под конец войны, когда почти все они уже были оставлены. Но даже после окончания Второй мировой избавиться от них не получилось: слишком много усилий и затрат потребовалось бы для сноса этих грандиозных конструкций. Они до сих пор стоят в Лорьяне и Ла-Рошели, в Тронхейме и на берегу Везера, в Бресте и Сен-Назере. Где-то они заброшены, где-то превращены в музеи, где-то их заняли промышленные предприятия. Но для нас, потомков солдат той войны, эти бункеры имеют прежде всего символическое значение.