Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Способ морения древесины. Сделаем древесину благородной

Способ морения древесины. Сделаем древесину благородной

Морилка, как покрытие деревянных поверхностей, не только сохраняет древесину, но и усиливает её декоративные свойства. При помощи морилки недорогие породы дерева можно превратить в ценную экзотическую древесину. Давайте поговорим о том, как правильно покрыть морилкой деревянную поверхность.

Как правильно подобрать морилку

Морилка или, как её еще называют, бейц — это отделочное покрытие для дерева, которое, не закрашивая, выгодно подчеркивает его структуру. В её состав входит пигмент и основа, которая может быть водной, спиртовой, масляной. В последнее время становятся очень популярными водные морилки на основе акриловых смол. Они кроме декоративности имеют свойства хорошего антисептика .

Еще один вид морилки — восковая. Тонкая пленка воска, которая образуется при покрытии поверхности морилкой, дает не только декоративный эффект натурального дерева, но и надежно защитит его от воды.

При выборе морилки необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Среда эксплуатации (наружные или внутренние работы). В состав морилки для наружных работ входят пигменты, стойкие к воздействию ультрафиолетовых лучей.
  2. Безопасность состава. В детских комнатах или предметах детского быта используются морилки без вредных соединений. К таким относятся бейцы на водной, масляной или восковой основе.
  3. Порошкообразная или готовая морилка. Водные и спиртовые морилки также выпускаются в сухом виде. Их необходимо разводить в домашних условиях. Если есть сомнения, что получится желаемый результат, то лучше отдать предпочтение готовой морилке.
  4. Способ нанесения бейца на поверхность. Спиртовые морилки лучше наносить краскопультом, так как они очень быстро сохнут, и добиться ровного покрытия сложно. Небольшие по площади предметы и поверхности покрывают с помощью кистей, поролоновых или тканевых тампонов. При большой площади отделки используют распылитель.
  5. Дизайнерское решение интерьера или экстерьера. Важно знать, что образец, представленный в магазине, часто отличается цветом от того, что получается при отделке. Причиной тому может послужить различная порода и структура дерева, освещенность. Даже разные партии выпуска одного вида морилки имеют отличия в оттенках при покрытии.

Последовательность работ

Подготовка поверхности

Качественная отделка получается только по очищенной от пыли, грязи и жира поверхности, без дефектов обработки дерева. Если поверхность дерева уже была чем-либо покрашена, то старую отделку необходимо удалить полностью. Хвойные породы дерева нужно обессмолить.

Очищенная поверхность шлифуется два раза. Сначала это делается с помощью более крупной наждачной бумаги (№ 120), затем более мелкой (№ 220). Шлифовка дерева проводится только вдоль волокон. Образовавшуюся при этом пыль удаляют влажной тряпкой, а грязь каким-либо растворителем или спиртом.

Наносить морилку можно только по чистой и сухой поверхности дерева. Для того чтобы не ошибиться с цветом покрытия, делают пробный прокрас. Необходимо взять небольшой образец. Сначала покрыть его одним слоем морилки, после полного высыхания 2/3 образца покрыть вторым слоем. Третий слой должен покрывать 1/3 деревянного куска. Это позволит выбрать понравившийся вариант отделки.

Способы нанесения

Кистью можно наносить на подготовленную поверхность практически любую морилку. Трудности возникают лишь с бейцем на спиртовой основе из-за быстрого высыхания. Вертикальную поверхность начинают покрывать снизу, чтобы подтеки не впитывались неокрашенной древесиной. Это значительно повышает равномерность покрытия.

Второй и последующие слои можно наносить после высыхания предыдущего. Для морилок на масляной основе процесс высыхания длиться до 3-х дней, для водных — до 3-х часов. Наносится покрытие вдоль волокон дерева. Окрашивая поверхность при помощи кисти, важно не заходить на соседние участки, уже обработанные морилкой. Так можно избежать нежелательных пятен.

Морилка на водной основе может приподнимать ворсинки дерева. После первого слоя дожидаются, когда бейц высохнет, и ошкуривают поверхность наждачной бумагой. Затем удаляют образовавшуюся пыль и покрывают поверхность следующим слоем.

Тампоном наносится морилка методом втирания. Этот способ подходит только для малых по площади поверхностей. Тампон можно изготовить из кусочка поролона или плотной ткани. Этим методом наносят восковые бейцы. Он позволяет добиться равномерного покрытия поверхности. Особенно это актуально для пород с пористой структурой.

Напыление морилки на деревянную поверхность применяется чаще всего для больших площадей покрытия. Морилки на спиртовой основе быстро высыхают и в процессе их нанесения, например, кистью или тампоном трудно избежать пятнистости. Напыление краскопультом позволяет добиться высокого декоративного качества отделки, не зависимо от основы бейца.

Дефекты в работе и способы их устранения

Очень важно при нанесении морилки избегать подтеков, которые быстро впитываются в древесину и значительно ухудшают вид отделки. Небольшое количество бейца на кисти и тонкий слой покрытия позволяют избежать этого дефекта.

Удалить нежелательные пятна от морилки можно с помощью наждачной бумаги, в более сложном случае — рубанком. Действовать придется осторожно, постепенно снимая затемненный участок древесины и сглаживая резкие переходы.

Для пористых пород дерева, у которых впитывание покрытия происходит неравномерно, лучше использовать бейцы на восковой основе, либо морилки-гели. Они покрывают поверхность тонким слоем и не проникают глубоко в структуру дерева. Можно также обработать поверхность дерева специальным составом-кондиционером, который будет препятствовать активному впитыванию морилки.

Дефект «яблочность» возникает при некачественных разбавителях пигмента или отсутствия навыка нанесения морилки напылением. На поверхности, покрытой морилкой, образуются пятна.

При нанесении морилки краскопультом , чтобы избежать дефектов покрытия, необходимо отрегулировать факел подачи материала. Он должен быть овальной формы, а угол напыления составлять примерно 90°.

Дефекты покрытия могут возникать от некачественной шлифовки поверхности дерева. В этом случае необходимо удалить слой и отшлифовать его заново. Затем покрыть поверхность морилкой.

Оставшиеся пятна жира, грязи при плохой очистке проявятся при нанесении бейца. Здесь тоже необходимо снять некачественный слой с помощью шлифовки, очистить и обезжирить поверхность. На чистую, сухую древесину нанести новый слой покрытия.

Изготовление морилки своими руками

Существует большое количество народных рецептов изготовления морилки в домашних условиях. Различные оттенки коричневого цвета можно получить, приготовив раствор обычной марганцовки. Необходимо немного поэкспериментировать, чтобы добиться желаемого результата, подбирая концентрацию раствора. Мореную марганцовкой поверхность нужно защитить от выцветания, например, лаком.

Еще одним простым средством морения дерева является крепкая заварка чая. Она придаст дереву насыщенный коричневый оттенок. Проморить дерево можно и крепко заваренным кофе. Натуральный коричневый цвет получает древесина, обработанная насыщенным отваром скорлупы грецкого ореха, измельченной до порошкообразного состояния.

Отвар коры дуба придаст поверхности дерева оттенок черного цвета. Золотистый цвет получается при обработке древесины отваром плодов крушины. Красно-коричневый оттенок можно получить, обработав деревянную поверхность концентрированным отваром шелухи лука.

Как добиться особого эффекта при морении дерева

Интересный эффект состарившихся досок можно получить, применяя, например, белую водную морилку, как основной тон. После просушивания этого слоя наносят слой серого или черного тона густой восковой морилки, которая подчеркнет фактуру дерева. Таким способом можно сочетать морилки разных цветов.

Видимость износившихся стертых досок получается путем нанесения водной морилки на поверхность, как фон. Не дав ей высохнуть, в нужных местах необходимо вытереть часть бейца, имитируя потертость. После полного высыхания покрыть поверхность изделия вторым слоем.

Проморенную поверхность древесины для проявления текстуры слегка обжигают газовой горелкой. Делать обжиг можно только после высыхания морилки. Далее поверхность зачищается щеткой для обуви.

Красивый эффект с ярко выраженной структурой дерева получается при нанесении первого слоя морилкой на водной основе белого цвета. После высыхания на основной фон наносится масляная морилка с добавлением растопленного воска.

Не все морилки имеют антисептические свойства и могут защитить древесину от влияния внешней среды, поэтому лучше обработанное дерево покрыть сверху лаком, чтобы продлить его срок службы.

Отделка любых конструкций из дерева – процесс ответственный и требующий тщательной работы. Любое деревянное изделие требует морения. Морение – это окрашивание. Итак, давайте поговорим о том, как морить дерево самостоятельно, чтобы получить превосходный результат.

Тип дерева

Перед тем, как приступить непосредственно к работе, вы должны понять, какое дерево необходимо морить. Специалисты разделяют древесину на мягкую и твердую. Так, к мягким типам относятся такие деревья, как пихта, ель или сосна, а к твердым – орех, дуб, ясень и так далее. Если вы не знаете, что за древесина перед вами, воспользуйтесь следующим советом. Осмотрите изделие. Зернистая структура, неровная поверхность, рисунок пятнами говорят о том, что это мягкая древесина. А вот равномерность рисунка и структуры, отсутствие ярко выраженных пятен говорят о том, что перед вами дерево твердого сорта. Нужно отметить, что очень твердые породы, к примеру, дуб морить нужно в несколько слоев. Но результат оправдает время и средства, затраченные на работу.

Особенности

Следует помнить особенности типов древесины перед морением. Мягкая древесина не прокрасится ровно, если вы просто будете наносить морилку. Секрет в том, чтобы нанести грунтовку прежде чем морить. Именно эта хитрость сделает окрашивание дерева ровным. Если же вы хотите подчеркнуть природный рисунок дерева, можно не делать грунтовку. Кстати, грунтовку следует смешать со специальным составом, который необходим для хорошего результата на дереве. Твердая древесина менее капризна, а потому ее можно морить без предварительной подготовки. Морение сделает изделие изящнее и привлекательнее.


Подготовка

Перед тем, как приступать к морению, необходимо подготовить изделие. Прежде всего, очистите древесину. На ней не должно быть пыли, жира, грязи и тому подобного. Только чистое дерево правильно и точно прокрасится.

Следующим шагом подключите воображение. Необходимо выбрать наждачную бумагу, которая пригодится в процессе работы. Если вы хотите получить в итоге темную древесину, возьмите крупнозернистую наждачку – она даст грубую шлифовку, а значит, больше морилки впитается в дерево. Соответственно, если вашей целью является светлый результат, запаситесь мелкозернистой наждачной бумагой – с ее помощью можно добиться существенно меньшего абсорбирования морилки и более светлого итога работы. Кстати, профессионалы дают совет: если вы планируете морить поверхность плоскую, но с некоторыми потертостями или иными изъянами, сначала обработайте ее наждачкой с крупным зерном, а затем воспользуйтесь мелкозернистой бумагой. Таким способом вы сможете разгладить поверхность изделия не в ущерб цвету, который хотели бы видеть в итоге. Неплохо было бы поэкспериментировать на ненужном куске древесины перед тем, как приступать к основной работе.

Сразу после ошкуривания возьмите чуть влажную тряпку и очистите деревянное изделие от пыли.

Процесс морения

После всей долгой подготовки можно приступать непосредственно к морению. Рекомендуется надеть резиновые перчатки перед началом работы.

Часто в изделиях сохраняют естественную окраску древесины. В отдельных случаях для усиления выразительности художественного образа применяют крашение, или тонирование, древесины специальными составами, при котором текстурный рисунок сохраняется, а в отдельных случаях проявляется еще четче. Крашением усиливают естественный цвет древесины или придают ему совсем иной тон, например, под орех, красное или черное дерево.

Крашение древесины может быть поверхностным (частичная тонировка), глубоким и сплошным (сквозное тонирование), а по интенсивности — насыщенным и слабым.При частичной тонировке окрашивается лишь поверхность изделия путем смачивания ее окрашивающим составом за один или несколько раз, а при глубоком и сплошном тонировании изделие или деталь полностью окунается в холодный или кипящий окрашивающий состав и выдерживается в нем некоторое время.

Древесина различных пород принимает окраску по-разному. Подмечено, что твердые, плотные породы окрашиваются лучше мягких. Так, дуб окрашивается лучше липы, а береза лучше дуба и т. д. Обычно светлую древесину окрашивают в более насыщенные тона; иногда, желая усилить тон, ее протравливают в специальных растворах. Материал, подлежащий крашению, освобождают от пятен и пыли.

Чтобы не ошибиться в цвете при подкрашивании, попробуйте краситель на обрезке древесины с этой же заготовки и, только убедившись, что цвет подходит, тонируйте изделие. Водный краситель наносите обязательно на смоченную поверхность древесины, иначе он будет ложиться пятнами. Старайтесь не ошибиться, не перетемните, если цвет не совпадает, снимать излишек красителя потом будет очень трудно.

Покрытие бесцветными материалами.

Изделия из древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или выявляющими красоту текстуры и цвета древесины. Этого достигают вощением, лакированием и полированием.Следует, однако, иметь в виду, что лишь отлично обработанная поверхность может выдержать испытание лаком или воском, так как прозрачная отделка не скрывает, а лишь сильнее подчеркивает несовершенство отделки: риски, царапины, вмятины.

Вощение.

Из старых традиционных видов прозрачной отделки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она рекомендуется для изделий больших размеров (стеновых панелей, рам, скульптуры).Для приготовления мастики используют пчелиный воск или его заменитель церезин 67. После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель (скипидар или бензин) в соотношении 1:2 по массе.После нанесения щеткой горячей мастики и просушки в течение 1,5—2 часов поверхность изделия натирают до блеска мягкой волосяной щеткой или грубым сукном. Через сутки операцию повторяют.

Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты воскового покрытия от механических повреждений и воздействия влаги изделие покрывают спиртовым лаком. Нитролаки для этих целей использовать нельзя из-за отсутствия адгезии к воску.

Лакирование.

Традиционная отделка спиртовой шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, заступившими ей на смену нитроцеллюлозными составами, уступила в настоящее время место отделке составами на полиуретановой основе. Перед покрытием лаком изделие грунтуют. Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтовки. Эти грунты употребляют в чистом виде или их разводят разбавителями по мере необходимости.

Известно, что до появления современных готовых грунтовок, в случае необходимости подогнать цвет грунта к цвету самой древесины в него добавляли порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, крахмал, древесную муку или цветовые пигменты.

Порозаполнение.

После грунтовки выполняют порозаполнение. При обработке древесины режущими инструментами происходит перерезание полых анатомических элементов (сосудов) и на поверхности древесины образуются неровности. У таких пород как дуб, ясень, грецкий орех величина структурных неровностей значительная. Поэтому перед лакированием или полированием указанных пород необходимо уменьшить величину этих неровностей. Для этого и производят специальную операцию, которая называется порозаполнением.Порозаполнителями называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины с тем, чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий, и образующие так же как и грунты нижний слой лакокрасочного покрытия.

В зависимости от свойств состава, порозаполнитель наносят на предварительно загрунтованную или незагрунтованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделий.

Порозаполнитель состоит из жидкой части (раствора пленкообразующего, сиккативов и пластификаторов в смеси летучих растворителей) и наполнителя. Жидкая часть порозаполнителя предназначена для связывания наполнителя и проявления текстуры древесины, а также для придания порозаполнителю эластичности и создания тонкого слоя пленки на поверхности.

Наполнитель должен иметь определенную дисперсность: не быть крупнозернистым, так как это препятствует втиранию его в мелкие поры, а слишком мелкозернистый наполнитель плохо заполняет поры и дает большую объемную усадку.Порозаполнитель наносят на древесину вручную тампоном или шпателем.Следует иметь в виду, что порозаполнители вуалируют текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность. Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными.

Большое значение при эксплуатации имеет прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, так называемая адгезия. Обуславливается она, прежде всего, качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их и сушкой покрытия. Высокой адгезии можно добиться только при условии применения в отделке однородных составов: нитролака по нитрогрунту, масляного лака по масляному грунту и т. д. В противном случае отделочный слой быстро растрескивается, а затем отслаивается.В настоящее время основным способом достижения прозрачной отделки является лакирование.Хорошей водо-, атмосферо- и износоустойчивостью обладают полиуретановые лаки, которые наносят распылением и наливом с холодным отвердением. Лаки наносят на сухую поверхность древесины, очищенную от пыли, равномерными тонкими слоями без подтеков примерно 3—5 раз. Каждый слой следует просушить. Перед покрытием следующим слоем предыдущий обрабатывают отработавшей мелкой шлифовальной шкуркой. Этим добиваются выравнивания каждого слоя и лучшего сцепления между слоями.Особенности отделки изделий для пищевых продуктов. Для прозрачного защитного покрытия декоративно-прикладных изделий, предназначенных для пищевых продуктов (конфетницы, солонки, чаши, подносы, хлебницы), следует применять восковые мастики, спиртовые лаки, льняное, конопляное, рыжиковое, соевое, маковое или подсолнечное масло. Тунговое масло по высыхаемости идет третьим (за льняным — принято за эталон — и конопляным), но применять его нельзя из-за токсичности. Олифу и масляные лаки применять также нежелательно, так как в них имеются специальные добавки — сиккативы, ускоряющие сушку, в качестве которых, как правило, применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца.


Полирование.


Для придания поверхности древесины устойчивого бархатного блеска применяют полирование. Это лучший вид отделки, при котором на поверхности выявляются и углубляются все оттенки цвета и текстуры древесины. Особенно красивы полированные поверхности ореха, карельской березы, красного дерева. Естественно, что поверхность должна быть подготовлена под полирование безупречно. Этот способ долгое время был единственным и довольно распространенным, но из-за большой трудоемкости (наносится 150—200 тонких слоев с промежуточной просушкой) и длительности (процесс длится более месяца) его в настоящее время заменили более производительными.Отделка изделий должна соответствовать их назначению. Например, воском покрывают те изделия, которые не берут или мало берут в руки; мебель должна иметь отделку, которая хорошо чистится.

Борьба с грибными поражениями древесины.

Древесина изменяет свой цвет и гниет при развитии в ней грибов.Заражение грибами происходит через споры, которые заносятся на древесину ветром, насекомыми, мышами, а также при соприкосновении здоровой древесины с гнилой.Поражающие древесину грибы подразделяются на деревоокрашивающие (изменяют цвет древесины, не нарушая физико-механических свойств) и дереворазрушающие.Развитие дереворазрушающих грибов происходит при температуре от 2 до 35°С, влажности от 20%. Но наиболее благоприятная для развития грибов температура от 15 до 25°С и влажность древесины от 30 до 60%. Особенно велико разрушительное действие грибов в условиях переменной влажности и температуры.

При температуре ниже 2°С и выше 35°С и высокой влажности, когда древесина находится в воде, развитие грибов замедляется и даже может совсем прекратиться, но грибы при этом не погибают; с наступлением благоприятных условий развитие их возобновляется. При температуре от 60°С и выше большинство грибов погибает.

Все грибы в начальной стадии развития лишь вызывают изменение цвета древесины: пораженные участки становятся бурыми, красноватыми, коричневыми и др. Такая окраска древесины иногда может быть использована очень удачно как декор.

На следующей стадии нарушается связь между волокнами и образуется гниль, скорость распространения которой бывает различной и зависит от вида гриба.

Различают следующие окраски и гнили: наружные, на срубленном дереве; внутренние (ядровые, сердцевинные), в растущем дереве; смешанные, появляющиеся на древесине, долго хранящейся на складе или находящейся в эксплуатации.

Грибы, вызывающие окраски и гнили древесины, бывают: лесные, поражающие только растущий лес; складские, поражающие срубленную древесину при ее хранении; домовые, разрушающие деревянные части и конструкции зданий. Домовые грибы наиболее опасны.От домового грибка (домового гриба, белого трутовика, пленчатого гриба), как правило, больше всего страдают те части зданий, которые постоянно увлажнены и в то же время слабо проветриваются. Появление домового гриба легко обнаружить: вначале можно заметить белые ватообразные скопления тонких нитей, с течением времени они превращаются в пленки с серебристым оттенком. Пораженная грибком древесина становится темной, растрескивается, быстро теряет прочность. Если не принять надлежащих мер, грибок в течение 6—8 месяцев может полностью разрушить доски, бревна и другие деревянные части здания.

Чтобы предупредить появление грибков, необходимо систематически проветривать помещение, не допускать появления сырости. Рекомендуется также систематически обновлять окраску деревянных конструкций специальными средствами, предназначенными для защиты древесины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Некоторые способы морения и протравы древесины, использовавшиеся в практике, до появления современных технологий.

Существуют два наиболее употребительных способа крашения: морение и протрава. Способ морения заключается в окрашивании изделия с помощью гумминовых кислот, получаемых из бурых углей и торфа, в коричневые цвета различных оттенков. Раствор морилки наносят щеткой на подготовленную, хорошо зачищенную поверхность и растирают щеткой так, чтобы состав ложился равномерным тонким слоем. Раствор можно нанести и методом пневматического распыления. После нанесения морилки изделие протирают сухой тряпкой, а когда оно высохнет — вновь шлифуют мелкой отработавшей шлифовальной шкуркой.

Для протрав применяют водные растворы солей железа, меди, хрома и марганца: 1—3%-ный раствор солей железа окрашивает древесину в серо-зеленые и черные тона, 1— 2%-ный раствор солей хрома — в коричневые тона, 2—3%-ный раствор солей меди — в коричневые тона, а в некоторых породах — в коричневый цвет с серо-голубыми оттенками.
Издавна из коры ивы, которая оставалась после окорки прутьев, предназначенных для плетения, готовили состав для окраски древесины. Ивовую кору заливали водой, добавляли поваренную соль и уксус, а затем варили. Когда отвар становился темно-коричневым, в него погружали изделие из березы или липы и продолжали варить. Обработанная таким образом древесина приобретала некоторое сходство с ценной ореховой.

Применяют для окраски древесины отвары коры дуба, ольхи, лиственницы, яблони, зеленой кожуры грецкого ореха, чернильных орешков, опилок и стружек древесины темного цвета, кожуры лука, ягод крушины и бузины и др.Мастера-древоделы применяют и другие методы облагораживания древесины. Вот некоторые из них.

Цвет «старого серебра». Окрасить изделие под цвет «старого серебра» можно с помощью протравы. Готовят се следующим образом. В уксус кладут куски стальной проволоки или гвозди и оставляют на несколько суток, затем разбавляют водой и наносят раствор на поверхность древесины кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной рукоятке. Операцию нужно выполнять в резиновых перчатках.Высохшую после тонирования поверхность резного изделия слегка шлифуют мелкой шлифовальной шкуркой: выступающие элементы светлеют и резьба выглядит более контрастной и рельефной.

«Золотая сосна». Золотисто-янтарный оттенок изделию из сосновой древесины можно придать, если пропитать его льняным маслом или олифой. Причем со временем этот оттенок становится еще сильнее.

Морение дуба. Мореный дуб — дуб, пролежавший длительное время в воде или во влажной воздухонепроницаемой почве и имеющий окраску от коричнево-зеленой до черной. Какой это богатый дар природы! Нельзя найти более красивой текстуры древесины, как из мореного дуба. Его пускали на самые шикарные изделия — шкафы и шкафчики, диваны и кресла, кровати, сундуки, различную мелочь. Мореный дуб высоко ценится и труднодоступен.

Заметим, кстати, что можно произвести искусственное морение дуба даже в домашних условиях: достаточно влажную древесину засыпать мелкими железными опилками (стальными или чугунными) и продержать во влажном состоянии несколько недель.Есть и другой способ: газирование — окуривание парами концентрированной азотной кислоты. Детали вывешивают в объемной закрытой посуде (можно и в полиэтиленовом мешке), на дне которой находится емкость с водным раствором аммиака (нашатырного спирта).

Через 12—20 часов темно-серые или темно-коричневые изделия готовы к прозрачной отделке. При этом способе тонирования детали не коробятся, а ворс не поднимается.

Морение осины. При длительном выдерживании в воде древесина осины приобретает красивый голубоватый цвет с четко проявленной текстурой.

Морение ольхи. Древесина ольхи, длительное время пролежавшая в воде, приобретает красивый серебристо-серый цвет, вобрав в себя, подобно мореному дубу, соли железа, растворенные в воде. Но танина, который вступает в реакцию с солями железа, в ольхе содержится меньше, чем у дуба, поэтому она протравливается незначительно.Такой цвет ольховой древесине можно придать искусственным путем, выдержав ее в растворе железного купороса в течение нескольких суток. Мореная ольха по своим декоративным свойствам намного превосходит ореховую древесину и с успехом применяется для скульптурных, токарных и резных работ.

Серая береза. Пролежав долгое время в воде, березовая древесина окрашивается в серый цвет.Такую древесину мастера называют серой березой. Как декоративный поделочный материал серая береза хороша для токарных работ и художественной резьбы.

Имитация под «старый и седой дуб». Для имитации под «старый дуб» готовят следующий состав: 16 г поташа, 20 г коричневой анилиновой краски и 20 г сухой синей. Все компоненты растворяют в 0,5 л воды и кипятят 20—30 минут, после чего добавляют чайную ложку уксуса. Поверхность покрывают горячим раствором с помощью кисти.А вот как имитируют «седой дуб». Обрабатываемую поверхность сначала покрывают черным спиртовым лаком, а затем, когда он высохнет, посыпают «серебрянкой» (алюминиевой пудрой) и втирают ее в поры древесины. Остатки порошка удаляют лаком. «Седина» смотрится очень выразительно.

Как можно сделать матовый лак

(рецептура старых мастеров, изъята, вместе с предыдущими из бог знает какого справочника, и приводится полностью, без поправок:)))

Если вам не удалось приобрести матовый лак (!), не огорчайтесь. Его можно сделать из обычного масляного глянцевого лака, добавив до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.Мыльный раствор готовят следующим образом: хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70— 80°С). Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляный глянцевый лак. При добавлении мыла прочность лаковой пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Очищают изделия сухими щетками или с помощью пылесоса.

Искусственное старение лаковой пленки.

Для искусственного старения лакированной или полированной поверхности, т. е. чтобы изделие не выглядело новоделом, поверхность иногда протирают тонким порошком древесного угля или трепела, приглушая сильный блеск. Эта операция требует большого опыта и осторожности. В ней нет особой необходимости, так как блеск лакированной поверхности со временем померкнет сам по себе.

Если появился домовой гриб,

для его уничтожения можно использовать водные растворы некоторых неорганических солей. Можно применять для этих целей смесь медного и железного купороса. Для приготовления раствора медного и железного купороса в 1 литре горячей воды растворяют по 50 граммов того и другого вещества и полученный горячий раствор с помощью пульверизатора или кисти наносят на пораженную грибком древесину и на соседние здоровые участки. Другие поверхности (каменные, бетонные, кирпичные, металлические), находящиеся в зоне поражения грибком, также просушить, обработать антисептиком и снова просушить. Через месяц обработку повторяют.

Иногда к раствору добавляют глину до получения пастообразной массы, которой обмазывают древесину. Такая обработка более эффективна.

Для борьбы с домовым грибком можно использовать также водные растворы только медного купороса (100 г на 1 л воды) или только железного купороса (150 г на 1 л воды). Однако действие таких растворов гораздо слабее.

Сберечь дощатый пол от загнивания можно таким способом. В ведро или бак насыпают 2—3 кг извести, из расчета на 10 м2 пола, и наливают туда воды. Ведро (бак) ставят под доски пола и тщательно закрывают все отверстия. Пары, образующиеся при кипении извести, уничтожают гриб, и он не будет распространяться. Такую профилактику следует проводить 2—3 раза в год.

Небольшой участок загнивания на древесине можно устранить. Для этого пораженную древесину удаляют до здорового слоя, а затем пропитывают 10%-ным раствором формалина. После высыхания обработанный участок шпатлюют и красят.Победить грибок можно обработкой древесины перенасыщенным раствором пищевой соли в бензине. Смачивать нужно зараженное место 3 раза в месяц, пока грибок полностью не исчезнет.

Дерево под воздействием негативных факторов со временем теряют естественную привлекательность и ухудшают эксплуатационные характеристики: выгорают под воздействием УФ; деформируются от избыточной влаги; гниют при размножении патогенной микрофлоры.

Чтобы придать насыщенный оттенок, сохранить структуру, защитить от разрушения и продлить срок службы , используется специальная морилка для дерева. Далее о том, какие бывают составы, как их приготовить и каковы особенности обработки деревянных поверхностей.

Для чего нужна морилка

Морилка, или бейц, представляет собой особый состав глубокого проникновения, который позволяет сохранить природную структуру древесины и придать ей необходимый оттенок . Также она может использоваться для обработки поверхностей из фанеры, ДВП, ДСП и МДФ.

Основное отличие морилок от декоративных эмалей и красок заключается в глубоком проникновении тонирующих компонентов , которые позволяют изнутри окрашивать древесину, сохраняя ее текстурность и не образуя защитной пленки на поверхности.

Морить дерево нужно для достижения следующих целей:

  • окрашивание древесины в определенный цвет или имитации дорогостоящих пород;
  • от гниения и внутреннего разрушения при негативном воздействии влаги, заражении плесенью и патогенными микроорганизмами;
  • реставрация и восстановление старых и поврежденных деревянных поверхностей;
  • придание древесине естественной привлекательности ;
  • повышение прочности и стойкости к атмосферному воздействию ;
  • увеличение эксплуатационного срока материала;
  • декорирование путем комбинации различных оттенков.

При выборе пропитки важно учитывать, что не все составы обладают вышеперечисленными характеристиками.

Виды и состав

Современные пропитывающие морилки можно классифицировать по их составу . Выделяют следующие виды:

  • водные;
  • масляные;
  • спиртовые;
  • акриловые;
  • восковые.

На водной основе

Подобные пропитки производятся в порошковой форме (растворимой в воде) и готовыми жидкими составами. Это экологически чистый и безопасный продукт с внушительной гаммой оттенков.

Водная морилка не имеет ярко выраженного запаха, поэтому может использоваться для обработки внутренних и наружных деревянных поверхностей. Кроме того, она отличается высокой эластичностью и адгезией с древесиной .

Несмотря на свою безопасность и практичность, состав обладает некоторыми недостатками.

Главный из них – она не подходит для обработки древесины с высоким содержанием смол . Это может привести к появлению темных пятен.

Следующий недостаток – при окрашивании древесные волокна поднимаются, что влечет за собой обязательную шлифовку поверхности . Для устранения подобного недостатка используется неводная морилка для дерева.

Еще один недостаток – снижение влагостойких характеристик древесины при длительном контакте с влагой. Они быстро вымываются водой, поэтому не способны обеспечить надежную защиту материала.

На масляной основе

Основу масляных морилок составляют красящие растворы в льняном масле или олифе.

Они удобны в нанесении любым доступным инструментом, отличаются хорошей стойкостью к выгоранию, повышенной влажности и перепадам температур.

Кроме того, они не поднимают древесные волокна и не наполняют их избыточной влагой при окрашивании .

Благодаря высоким эксплуатационным характеристикам подобный вид составов подходит для обработки конструкций внутри и снаружи, образуя влагостойкую защитную пленку.

Загустевшая морилка разводится при помощи уайт-спирита.

На спиртовой основе

Пропитки представляют собой специальные растворы, состоящие из анилиновых красителей и денатурата (спиртовой основы). Они бывают в порошковой форме и в виде готовых составов.

Глубокое проникновение красителей в древесные волокна приводит к быстрому окрашиванию и высыханию поверхности .

Для равномерного окрашивания древесины спиртовой морилкой рекомендуется использовать краскопульт . Это позволит избежать появления характерных пятен и разводов.

Подобные составы обеспечивают надежную защиту древесины от негативного атмосферного воздействия, поэтому давно используются для обработки поверхностей, которые эксплуатируются на открытом воздухе .

Важно! Главным недостатком спиртовых морилок является наличие резкого химического запаха.

На акриловой и восковой основе

Акриловые и восковые пропитки практически лишены тех недостатков, которые характерны для традиционных видов . Составы позволяют окрашивать поверхности в любые оттенки и повышать их водоотталкивающие свойства.

В состав морилок входят особые акриловые смолы и натуральный воск, создающие тонкую пленку для защиты от негативного воздействия внешних факторов.

  1. Акриловые морилки . Являются экологическими, пожаробезопасными и практичными материалами, предназначенными для различных видов древесины. Не обладают ярко выраженным химическим запахом, быстро сохнут, имеют широкую цветовую палитру. Для получения высокого результата окрашивания морилку лучше наносить в два слоя, толщина каждого из них не должна превышать 3-4 мм.
  2. Восковые морилки . Они предназначены для обработки окрашенных деревянных поверхностей. Обеспечивают надежную защиту от повышенной влаги и перепадов температур. Составы наносятся при помощи мягкой ткани круговыми растирающими движениями.

Сколько сохнет

Каждый вид морилок имеет различные сроки высыхания , которые указаны на упаковке или в инструкции к выбранному составу.

  • водные морилки при нанесении на поверхность сохнут от 12 до 20 часов;
  • спиртовые составы высыхают быстро, до 5-7 минут. В условиях низких температур или высокой влажности продолжительность сушки может составить 30 минут;
  • масляные пропитки после нанесения сохнут от 1 до 2 дней;
  • акриловые составы высыхают в течение 60 минут;
  • восковые морилки после нанесения сохнут 12-14 часов.

Цветовая гамма

В соответствии с международной классификацией каждому цвету присвоен собственный шифр и название .

Например, морилка «сосна», «орех» или «фруктовое дерево».

Чтобы выбрать морилку по дереву в подходящей цветовой гамме, необходимо провести пробную покраску древесины и учесть:

  • природный оттенок и тип древесины, подверженный обработке . Окрашивание морилкой может привести к появлению новых оттенков;
  • цветовую гамму, заявленную в каталоге . Цвета под одним шифром от различных производителей могут давать разные по глубине и насыщенности оттенки на различных типах древесины. Один и тот же состав на сосне будет выглядеть светлее, чем на красной древесине. Это можно объяснить тем, что такая древесина обладает более насыщенным природным оттенком;
  • качество морилок . Составы в одном цвете от различных производителей могут дать разный эффект окрашивания. Поэтому не стоит выбирать продукцию сомнительного качества;
  • плотность морилок . Чем ниже плотность, тем больше состав впитывается в древесину. Это приводит к получению менее насыщенного и глубокого оттенка.

Самыми востребованными считаются следующие цвета водных морилок для дерева:

  • «дуб» – насыщенный коричневый оттенок;
  • «красное дерево» – благородный бордовый оттенок;
  • «сосна» – оттенок приближен к естественному цвету древесины;
  • «натуральный» – естественный светло-желтый оттенок;
  • «светлый орех» – практически не изменяет натуральный цвет древесины, используется в качестве защитного состава;
  • «вишня» – светлый красный и насыщенный бордовый оттенок;
  • «махагон» – коричневый цвет с легкими оттенками красного;
  • «венге» – темные оттенки коричневого цвета;
  • «лиственница» – от темно-желтого до оранжевого оттенка.

Как сделать своими руками

Простую морилку для обработки дерева можно приготовить собственноручно в домашних условиях:

  • из растительных ингредиентов;
  • из чайно-кофейной продукции;
  • из химических компонентов.

На основе растительного сырья

  1. Отвар луковой шелухи для получения ярко-красного оттенка.
  2. Отвар из кожуры грецкого ореха для получения насыщенного коричневого оттенка. Для этого скорлупа измельчается до состояния порошка и проваривается 12 минут в воде. В готовый процеженный отвар добавляется 1 ч. л. соды . Для получения красного оттенка вместо соды добавляется калия бихромат, для серого цвета – уксусная эссенция.
  3. Отвары из коры дуба, вербы и ольхи дают насыщенный черный цвет.
  4. Отвар из ягод крушины окрасит древесину в привлекательный золотистый цвет.

Из кофе, чая и уксусной эссенции

  1. Чтобы получить насыщенный коричневый оттенок, достаточно в одинаковых пропорциях соединить натуральный измельченный кофе и соду .
  2. Для окрашивания светлого дерева можно использовать крепкую заварку из черного чая .
  3. Для получения глубокого черного оттенка необходимо в емкость уложить металлические гвозди и залить их уксусной кислотой . Настаивать на протяжении 5-7 дней в темном месте.

На основе химических компонентов

  1. Коричневый оттенок получается после обработки дерева раствором гашеной извести .
  2. Глубокий вишневый оттенок достигается путем нанесения на поверхность раствора марганцовки . Для этого потребуется 60 г марганцовки, которая разводится литром подогретой воды.
  3. Насыщенный желтый оттенок получается при обработке поверхности отваром из корней барбариса , в который добавлены квасцы.
  4. Травяной цвет получится при соединении 60 г медянки и уксусной эссенции . Смесь проваривается 10 минут.
  5. Темный коричневый цвет получается путем соединения волчьих ягод с медным купоросом . Глауберовая соль с этими ягодами дает красный цвет, а сода – голубой оттенок.

С эффектом отбеливания

Морилки для отбеливания используются в качестве основы перед покраской древесины, позволяя получить необычные цветовые решения . Например, древесина яблони может приобрести благородный молочный оттенок, а орех – красный или светло-розовый цвет.

Отбеливающие морилки можно приготовить следующим образом:

  1. Состав на основе щавелевой кислоты . Для этого 6 г кислоты разводится 120 г теплой воды. Готовая морилка подходит для обработки светлого или осветленного дерева. После нанесения поверхность тщательно промывается таким раствором: 4 г соды и 16 г извести разводятся в 110 г воды.
  2. Раствор на основе перекиси водорода . Для этого потребуется 30% раствор перекиси, который доступен в продаже в любой аптеке. Он подходит для отбеливания различных пород дерева. Однако не стоит использовать его для дуба, палисандра и красного дерева.
    1. Емкость с морилкой встряхивается и слегка подогревается до температуры в 36 градусов. Это обеспечит более глубокое проникновение состава в древесину.
    2. Валик или кисть смачивается в небольшом количестве морилки. При использовании краскопульта состав заливается в специальный отсек.
    3. Вертикальная поверхность обрабатывается снизу вверх, чтобы избежать образования подтеков и наплывов.
    4. Горизонтальная поверхность красится так: вдоль волокон – поперек – вдоль. Пропитка наносится тонкими равномерными слоями.
    5. Излишки состава устраняются чистой ветошью.
    6. Обработка поверхности выполняется быстро и без длительных перерывов, чтобы предотвратить образование пятен.
    7. Нужный цвет получается при окрашивании поверхности в несколько слоев. При этом каждый следующий защитный слой наносится после того, как высох предыдущий.
    8. В завершении поверхность нужно покрыть лаком и отшлифовать при помощи наждачной бумаги мелкой зернистости.

    Морение деревянных поверхностей – это лучший способ сохранить природную фактуру материала и придать ему привлекательный оттенок . Морилки подходят для обработки деревянных стен, потолков и полов, декоративных элементов, оконных и дверных конструкций, садовой мебели.

    Подобный продукт обладает массой преимуществ , но, чтобы получить хороший эффект от окрашивания, необходимо правильно выбрать подходящий состав в соответствии с типом обрабатываемой поверхности.

0,00

Морение бывает поверхностным и глубоким. Мы рассмотрим в подробностях оба варианта. Морение дерева глубокое называется протравой. Обрабатывают протравой детали перед склеиванием, окуная их в раствор либо выдерживая их в нем под гнетом. После этого, когда краска с детали стечет, их высушивают. Красят окунанием точеные элементы. Оттенок краски или морилки приближаться должен к натуральным цветам древесины, без всякого химического цвета. Для морения применяют, как правило, коричневую бейцевую морилку, но если она отсутствует, то можно пользоваться красителем, предназначенным для тканей:

  • желтым;
  • красным;
  • черным;
  • синим.

При смешивании их в разных пропорциях посредством пробы, подобрать можно необходимый цвет древесины. Использовать можно и спиртовую готовую морилку, но для оттенков светлых деревьев она слаба по оттенку, а для того, чтобы получить темный тон ею необходимо обрабатывать несколько раз. После каждого раза по высохшей поверхности, наносится очередной слой. Глубина цвета создается, при помощи наложения нескольких слоев краски с растиранием промежуточно предшествующего слоя, кусочком поролона. После одного раза обычно окраска желаемого результата не дает.

В черный тон, окрашивают изделия нигрозином, который растворяется в воде или в спирте, все зависит от вида нигрозина. Краски на спирту сохнут быстрее, чем водяные. При помощи окрашивания имитировать можно дешевые распространенные породы под более дорогостоящее, ценное дерево. К примеру, бук или ольху - под красное дерево, граб - под черное дерево, березу - под орех, клен и так далее.

Для окрашивания под красное дерево, в равном количестве смешивают растворы красного кислотного, коричневого кислотного и нигрозина. Либо в 1 литре горячей воды растворяют 10 грамм оранжевого кислотного, 3 грамма голубого кислотного и 1 грамм соды кальцинированной. 30 граммами раствора соли английской и 30 граммами калия марганцовокислого растворенных в 1 литре воды окрашивают под орех березу, при этом сначала красят везде, а потом тонкой кисточкой наносят полоски и прожилки. Смотря при этом на природный образец.

Подкрасив в некоторых местах, можно сравнять контрастную разницу в тоне (к примеру, при переходе к заболони от ядра). Нужно это во время отделки склеенных щитков, из делянок различных тонов. Дерево, которое имеет в составе дубильные вещества, морится хорошо раствором хромпика, готовится который очень легко. Для этого хромпик насыпают в на 1/6 высоты бутылки (калий двухромовокислый) - порошок, имеющий оранжевый цвет, который является довольно сильным окислителем, заливается горячей водой и тщательно взбалтывается для максимально хорошего растворения. Красное дерево и дуб за несколько раз хромпиком можно окрасить в практически черный тон.

Прежде чем приступить к процедуре морения, поверхность необходимо немного увлажнить при помощи губки. Наносят морилку, довольно широкими мазками вдоль волокон матерчатым, широким тампоном. Диаметр тампона должен быть:

  • не меньше 6,0 см;
  • мягкий;
  • не рыхлый;
  • завязанный надежно так, чтобы его хвост удобен был для держания в руках.

Набивают тампон ватой либо, чем-нибудь еще лучше, например шерстью и обертывают хлопчатобумажной либо льняной новой тканью. Синтетику использовать не рекомендуется. Тампон, смоченный и пропитанный морилкой, отжимается о край сосуда. Кистью наносить краску не рекомендуется, потому что она отдает быстро ее поверхности, на которой останутся пятна и потеки. Если захватили руками поверхность, то следует протереть ее бензином (например, используемым для заправки зажигалок) либо ацетоном.