Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Религия и искусство: рождение. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе

Религия и искусство: рождение. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История открытия пещерной живописи Археолог Марселино де Саутуола начал исследовать пещеру Альтамира в Испании в 1875 году. До 1879 года он смог найти немало орудий труда древнего человека. Однажды он взял с собой дочь Марию, 9-ти лет, которая заметила, что потолок был покрыт изображениями бизонов, дочь воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Марселино, увидев подобные изображения, которые были выгравированы на палеолитических объектах, справедливо предположил, что эти картины могут принадлежать эпохе каменного века. Это открытие привлекло Хуана Виланова-и-Пьера, археолога из Мадридского университета, он стал помогать Саутуоле в дальнейшей работе по исследованию. Из-за того, что картины были высокого художественного качества и были исключительного состояния сохранности, Саутуола был обвинен в подделке. Саутуола умер 2 июня 1888 года с клеймом обманщика; одной из причин смерти стала душевная травма. В 1902 году благодаря новым раскопкам в пещере было доказано, что картины были нарисованы в период между 11000 и 19000 лет назад, то есть в эпоху каменного века. Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.

Искусство и религия первобытных людей Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Хронология открытия пещерной живописи 1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания. 1895 – открытие живописи в пещере Ла-Мут, Франция. 1901 – открытие живописи в пещерах Комбарель и Фон-де-Гом, Франция.

Хронология открытия пещерной живописи 1912 – открытие живописи в пещере Тюк-де-Одубер, Франция. 1914 – открытие живописи в пещере Труа-Фрер, Франция. 1940 – открытие живописи в пещере Ласко, Испания. 1959 – открытие живописи в Каповой пещере, Урал, Россия.

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Наскальные изображения являются формой магического действия

Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых.

Миром управляют высшие силы – духи. Шаманы с помощью магии, по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями.

Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка. Элевсинские мистерии совершались ежегодно в честь Деметры (богини плодородия и земледелия) и Персефоны (богини плодородия и царства мёртвых) в Элевсине. Главное содержание их - миф о похищении Персефоны. Дочь Деметры была похищена Аидом, богом подземного мира. Деметра после похищения дочери пустилась на поиски. Узнав о её судьбе, она удалилась в Элевсин и дала клятву, что пока ей не вернут дочь, то ни один росток не пробьётся из земли. Обеспокоенный неурожаем Зевс приказал Аиду вернуть Персефону. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести. Но так как Аид дал съесть Персефоне перед уходом из подземного мира зёрнышко граната, чтобы она вернулась к нему, то дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью. Боги пришли к соглашению, что Персефона две трети года будет жить в Верхнем мире, а оставшееся время посвятит себя Подземному владыке.

Рефлексивный экран Аргументированные ответы на вопросы: 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. В чем вы видите собственное развитие? 5. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? 6. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? 7. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы в следующий раз сделать нашу работу на уроке более успешной.

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.12

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Искусство и религия первобытных людей (1 час).

Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.

Задачи занятия:

образовательные: объяснить понятия искусство и религия .

развивающие: сформировать умение интерпретировать произведения искусства и содержание мифов.

воспитательные: показать длительный путь духовной эволюции древнего человека.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

Устный опрос:

1. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?

2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?

3. Какое наблюдение помогло человеку в изобретении лука и стрел?

4. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?

Мотивация, актуализация знаний

6 мин

1 слайд

На слайде изображены археолог Марселино де Саутуола и его 9-летняя дочь Мария де Саутуола. Они стали первооткрывателями того, о чем мы сегодня поговорим. Давайте познакомимся с их историей. 2 слайд

Какую сферу жизни древнего человека открыли археолог и его дочь?

Искусство древнего человека.

Целеполагание

2 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

3 слайд

О первобытном искусстве.

Запись в тетрадь темы занятия:

Изучение нового материала

20 мин

Пещерная живопись,

Закон сопричастности,

Магия,

Духи,

Шаман,

Религиозные верования,

Миф,

Ритуал

1. Человек становится художником.

4, 5 слайды

Давайте с вами рассмотрим основные произведения пещерной живописи и посмотрим на хронологию ее открытия.

Первую дату необходимо записать в тетрадь.

1. Кто изображен на фотографиях?

2. Насколько эти изображения сложны?

3. Почему нет изображения растений, а люди изображены схематически?

4. Как вы думаете, зачем древний человек рисовал?

5. Как Марселино понял, что эти изображения принадлежат Каменному веку?

2. Закон сопричастности.

Первобытный человек не мог объяснить природные процессы, происходящие вокруг него, с помощью естественных причин. Поэтому он прибегал к мистическому объяснению. Мистика окружала человека, с ее помощью человек объяснял сны, смерть, болезни, рождение и т.д. Все элементы мира находились друг с другом в мистической связи.

Из этого факта вытекают все остальные выводы.

6 слайд

Необходимо разобрать термин:

Магия

Для наглядности можно рассказать о куклах вуду, как наиболее ярком примере.

7, 8 слайды

Как изображения могли помочь людям?

9, 10 слайды

Неандертальцы впервые начали хоронить своих сородичей, о чем это может говорить?

11 слайд

Так как все в мире взаимосвязано, то на будущие процессы можно повлиять. Со временем такую функцию в обществе пробрели шаманы.

Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями .

3. Что такое мифы.

12 слайд

Необходимо обратить внимание на символизм мифа: смена времен года. Элевсинские мистерии необходимы для обеспечения правильного порядка смены сезонов, и для этого на этих мистериях воспроизводили сюжет мифа.

Откуда историки могут узнать о древнейших мифах?

Ученики записывают:

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

1. Животные, на которых человек охотился.

2. Довольно сложны, мало кто сможет нарисовать животных с таким же мастерством.

3. По какой-то причине растения были не интересны, а человек интересен в гораздо меньшей степени.

4. Видимо, изображение животного имело значения в реальной жизни человека, может быть, это часть магического действия.

5. Изображения довольно примитивны по содержанию, видно, что жизненная действительность состояла преимущественно из охоты.

Ученики записывают определения в тетрадь.

Изображая охоту, охотник, таким образом, моделировал будущую ситуацию охоты.

Это может говорить о вере в сопричастность между жизнью и смертью.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

Ученики переписывают текст со слайда в тетрадь.

Ученики записывают определения: Миф Ритуал

Закрепление

3 мин

Точечные вопросы:

1. Почему в рисунках древних художников преобладают изображения крупных животных?

2. Почему к шаманам часто относились с почтением?

3. С какими мифами вы уже знакомы?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

4 мин

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Как взаимосвязаны искусство и религиозные верования?

13 слайд

Рефлексивный экран.

Учащиеся по цепочке отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

14 слайд

Домашнее задание:

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Искусство и религия первобытных людей

1879 – первое открытие живописи в пещере Альтамира, Испания.

Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.

Наскальные изображения являются формой магического действия. Обычай хоронить своих сородичей говорит о вере в сопричастность между миром живых и миром мертвых. Миром управляют высшие силы – духи . Шаманы с помощью магии , по представлениям древнего человека, могут повлиять на духов и изменить текущее положение дел. Все представления древних людей о мистических причинах и явлениях называют религиозными верованиями . Миф – символ человеческого бытия, отражающий верный порядок вещей. Ритуал необходим для воплощения этого порядка.


Рисовали на стенах пещер и на скалах раненых или убитых зверей. Вот, например, изображение лошади из пещеры Ласко на юге современной Франции. Мы видим копья, летящие в животное. Так древние люди хотели "заколдовать удачу" на охоте.

Колдун брал в руку кусок красной земли или уголек из костра и водил им по стенам пещеры. Он рисовал зверей, которых преследовали люди с копьями и дротиками. Люди настигали зверей, наносили им раны, из которых лилась кровь, совсем как у настоящих животных. После заката в пещере собирались охотники. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов-покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. Он объяснял им, что без их мяса люди погибнут.

Мифы и опыт предков определяли порядок жизни в общине. Предки - это те, кто предшествовал, то есть шел впереди, прокладывал дорогу. Поэтому опыт предков, созданные ими мифы, религиозные представления и обряды почитались особо. Общей памятью и общими религиозными представлениями они объединяли людей в единое племя, а затем и в единый народ.

4. Художники пещер. Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны и похожи на детей.

Общий вид ("Большой зал") пещеры Ляско. XV-X тыс. до н.э. Департамент Дордонь, Франция

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет. Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки. Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук на стенах пещер отразили желание древнего человека запечатлеть хотя бы часть себя, оставить навсегда отпечаток собственной жизни.


Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной земли, камней) создавать изображения животных. И сегодня нас поражают великолепные изображения бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными. Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

Однажды четыре школьника из французского местечка Монтиньяк проникли в пещеру, вход в которую был завален камнями и упавшим деревом. Оказавшись внутри пещеры, ребята осветили ее стены электрическим фонариком и ахнули. Отовсюду их обступали древние животные. Казалось, они несутся прямо на них.

Возникновение искусства свидетельствует о том, что человек обрел богатый духовный мир. Он стал творцом и художником, понял великое значение красоты.

5. Искусство древних людей на территории России.

На территории России тоже сохранилось немало рисунков первобытных художников в пещерах и на скалах.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. В них чувствуется огромная жизненная сила. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Скалы на берегу реки Ангары покрыты рисунками древних художников. Здесь же найдены скульптуры из бивня мамонта. Интересна одежда одной из скульптур: на фигурке женщины изображена меховая одежда с капюшоном. Такую одежду и сейчас носят народы Севера.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Сборник конспектов уроков истории , учебная программа по истории 5 класс , материалы для подготовки к урокам, готовые домашние задания

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фассахиева Наталия Рафиковна

Учитель истории

МАОУ НГО СОШ №12

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
  2. Как изменился животный мир?
  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
  4. Что называется родовой общиной?
  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.
  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа . Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи .

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола , думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными .

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.
  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.
  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.
  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.
  5. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Работа с документом.

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми
  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А
  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.
  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014
  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?
  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?
  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.
  1. Лергиия
  2. Пграну
  3. Спиьовжи
  4. Авржет
  5. Бирсоаетлвость
  6. Оидл
  7. Араальтми

Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.

Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации . Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.

Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.

Как появилась религия?

Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.

Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась маги я, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни.

Как появилось искусство?

Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство . Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей , ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.

Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью.

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?