Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Причины невозможности существования абсолютной свободы. Абсолютная свобода

Причины невозможности существования абсолютной свободы. Абсолютная свобода

Свобода в деятельности человека

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным.
Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций.
Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».
Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.


Абсолютная свобода

П р о л о г.

Свобода

Что же такое свобода? О ней так много говорят, но мало кто её видел.
Свобода витает в умах человечества ещё с самых ранних времён. Мифы Древней Греции были проникнуты этим возвышенным чувством. Свобода для них была ценнее жизни, выше любви. Как яростно и самоотверженно они боролись за эту прекрасную и недостижимую Свободу! И всё новое время кипело этой высокой идеей освобождения человечества от рабства, крепостничества и грубых средневековых устоев.
Тема свободы была актуальна всегда. И сейчас она живёт и будоражит умы миллионов. За свободу страдали, убивали и погибали. Этот вечный символ безграничности свежего, чувственного полёта над проблемами бытия навсегда закрепился в подсознании человека. Государство и человек, Бог и человек, Судьба и человек – и сейчас эти проблемы занимают умы прогрессивной, думающей части населения нашей планеты.
А теперь мы постараемся разобраться ради чего, собственно, я всё это написал.
Вот какие определения свободы даются в толковых словарях:
1. Свобода в философии – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
3. Вообще отсутствие каких-либо ограничений в чем-либо.
4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (т.е. находится на свободе).
Перед нами четыре определения свободы, которые употребляются в разных сферах существования человека.
В философии свобода приравнивается к возможности проявления своей воли (некая квинтэссенция свободных проявлений разумного человека). Здесь свобода предстаёт как одна из высших ипостасей человеческого разума, способного осознать законы развития природы и общества. По этой теории людей, способных оторваться от грешной ничтожности земной литосферы и ворваться в высший круг небесных светил, наверное, очень мало. Поэтому эта свобода доступна лишь немногим избранным.
В политической, общественной жизни свобода предстаёт как отсутствие элементарных, естественных ограничений, таких как свобода слова, печати, личности, мысли, совести и других миметивных определений. Свобода в этом аспекте равноценна правам, которые гарантирует нам демократическое государство.
В неком локальном мире, например, в семье, за свободу нередко принимается анархичное, эгоистичное отрицание прав и обязанностей, заложенных в этой структуре. Во главу угла ставиться свобода личности, возведённая до абсолюта и, порой, доведённая до абсурда.
Дети, как самая свободолюбивая часть общества, тем не менее, всегда ограничены всевозможными,нет”. И эти несчастные, молодые, сочные идеями и мыслями создания, порой идут на саморазрушение во имя достижения безграничной сущности неба.
И, наконец, просто каждый человек в отдельности сознаёт свою свободу хотя бы в том, что он на свободе… И волен, в определённых рамках, делать всё, что ему заблагорассудится.
Делая расшифровку этих флюктуационных стереотипов свободы, я пришел к очень интересной закономерности. Она заключается в том, что во всех определениях свободы отсутствует её абсолютная масштабность, т.е. все они чем-нибудь ограничены. В философском понимании, свобода ограничена высшим осознанием законов природы и общества. В политическом понимании – государством. В локальном (семейном) – ответственными и нравственными взаимоотношениями. В личностном понимании – совокупностью всех этих (и не только) ограничений.
Итак, что же получается? Миф о свободе, как о безграничном полёте человеческого сознания, рушится на глазах.
В связи с этим возникает другой вопрос: существует ли другой логический субстрат, имеющий наибольшую власть, наибольшую масштабность по отношению к всеобъемлемости свободного,я”? Существует ли абсолютная свобода? Нужна ли она?

Абсолютная свобода.

Наш мир – это упорядоченная схема событий, взаимосвязанных друг с другом. Из одного вытекает другое, из другого третье. Если ты написал письмо, то совершенно логично, если ты пойдёшь и купишь конверт. Если ты долго не спал, то тебя тянет ко сну, а если ты при этом никак не можешь уснуть, то значит, тебе что-то мешает. События не берутся из ни чего, их рождает взаимопроникающая связь сопутствующих обстоятельств. На первый взгляд некоторые события кажутся незначительными, но, в итоге, они же могут оказаться решающими.
Мы живём в относительно демократическом обществе. Государство гарантирует нам различные права: на жизнь, собственность, свободные выборы и т.д. И мы полностью уверены, что только это и нужно для нашей абсолютной свободы: я сам себе хозяин, лишь бы мне не мешали…
Однако в этом кроется глубокое заблуждение. Те естественные и демократические свободы, которые мы получаем от общества, в сущности, ничтожны перед настоящей, глобальной проблемой свободного существования.
Следующее наше заблуждение заключается в том, что мы представляем,абсолютную свободу” как некую анархию. Нет правительств, нет подчинённых и начальников, никто ни за что не отвечает, все ровны и вольны в своих действиях.
На самом же деле,абсолютная свобода” – это вековая бесконечность. С одной стороны она лежит за пределами нашего понимания, а с другой стороны – это видимый беспредельный образ жизни.
Что включает в себя это понятие? Это полное отрицание каких-либо взаимосвязей. ,Абс. св.” не подчиняется логике и здравому смыслу. Это нечто спонтанное и непостоянное. Не только другие не понимают, почему ты это делаешь, но и ты сам этого не понимаешь, потому что,абсолютная свобода” – это не только свобода от режима, общества и людей, но это и свобода от самого себя.
Всё происходит безраздумно и бесцельно. Здесь нет рамок, запретов и заборов. Душа открыта, как прозрачное стремление ветра. Мысль прилетает и улетает, возвращается и не остаётся.
,Абсолютная свобода” – это когда ты сам не знаешь, что ты сделаешь через секунду. Ты не подчиняешься никому, но и сам себе ты не принадлежишь.
А теперь возникает совершенно логичный вопрос: тогда на кой ляд она нужна, если ты сам не понимаешь, чего ты хочешь?!
Если рассуждать разумно и подходить ко всему с прагматической точки зрения, то это, конечно же, полная чушь… Но для человека творческого и безнаправленного это выливается в более сложную проблему. Это выбор каждого. Способен ли он пожертвовать всем ради всего?
Но одно предельно ясно: эта эйфорическая мечта о полной независимости бытия в реальном мире нереальна. Поэтому, выбирая путь свободы, мы неожиданно осознаём, что только самоубийство является дорогой к этой независимости… Готовы ли вы пожертвовать тем, что есть на то, что, возможно, будет? Так, что подумайте, прежде чем сделать шаг по направлению к оазису. Ведь это может оказаться всего лишь мираж…

Абсолибрестика

Итак, мы выяснили, что «абсолютная свобода», в человеческом обществе невозможна. Что легко доказуемо элементарным примером. Даже если человек осознал эту проблему и решил пойти по пути абсолютной не подчинённости бытовым сжатиям, всё равно он обречён на провал. Ведь мы так устроены, понимать все, что мы делаем. И если этот человек всё-таки изменил обычный ход событий, разорвал оковы, разъедающей мозг субстанции и, например, по загадочному провидению, вдруг остановился посреди площади и к изумлению одноклеточной толпы, закричал: «Неисповедимы пути Господни!». Мало того, что этому событию могут быть даны совершенно рутинные объяснения, типа того, что его заставили это сделать, или он настолько был заключён в свои мысли, что не заметил всей этой окружающей кутерьмы и т.д. Но даже если брать совсем невероятный поворот событий, что этот человек обладает даром «абсолютной свободы», и он сделал этот поступок совершенно безраздумно, бесцельно, не понимая даже, что выйдет в данный момент из его уст, всё равно в его мыслях должен был вначале провинтится этот вариант, а потом уже получился бы результат. Он должен был, к примеру, подумать: «А не совершить ли мне чего-нибудь такое необыденное, антиразумное». И если у него хоть на долю секунду зародилась такая мысль то – это уже логика, уже разум.
Таким образом, получается, что «абсолютная свобода» совершенно бесполезна в разумном, хотя и плохо продуманном, но предопределённом мире. Тогда возникает совершенно логичный вопрос, что же я так упорно о ней пишу, на кой она мне сдалась, если это лишь красивая сказка. Так я вам скажу: просто это магическая, абиссальная свобода нашла отображение в моём постконструктивном уме, и выродилось в литературное направление. Я назвал его – «абсолибрестика» (лат. Absolutes неограниченный, безусловный, liberty, свобода). Теперь попробуем посмотреть чем же всё-таки характеризуется этот аберрационный стиль.
Во-первых, это совершенная свобода в выборе стиля, языка и архисюжетной линии. Безграничная свобода мыслить, как велит ум и сердце. Постоянное совершенство собственной личности и языка, которым ты выражаешь свой индивид. Усложнение и раскрепощения слова. Конструирование собственных словосочетаний, путём скрещивания уже существующих слов.
Во-вторых, это постоянно бесструктурный поток вибрирующей константы. Мысль, рождающаяся в рассудительной голове мудрого человека, никогда не может быть прямолинейной и односторонней. Этот человек всегда подходит к проблеме с разных сторон, взвешивает все «за» и «против» и мучительно рождает свой многоплановый ответ. И поэтому мысль постоянно перескакивает с тезиса на антитезис, с аргумента на контраргумент. Многоликий поток мысли – это постоянное колебание пульса, который никогда не остановится. Поэтому и в книге происходят бесконечные движения пульсирующего скачка волосатого умовозлияния. Что вытекает в непрекращающийся процесс перемещения темы, времени и пространства.
В-третьих, это набор чётко слаженных, общерастекающихся метафор. Превращение элементарного события в божественные закономерности.
В-четвёртых, это использование, так называемых, слов «раздрожителей», которые бы сбивали привычный ход текста, возвращали читателя к жизни, заставляли задумываться над происходящим. Жизнь – это не монотонные красивости, это парадоксальные несоответствия, это то, что приводит нас в ступор, что шокирует и удивляет, - вот, что такое жизнь.
В-пятых, это не бессмысленный набор отрывков человеческого сознания, а строгое понимание той мысли, которую хочешь воспроизвести на бумаге. Внешний хаос, заменятся на сознательную внутреннюю подкладку.
В-шестых, это неудержимый призыв к отрешению от обыденности и стандартномыслению. Это отвлечение от банальных истин и стандартных изощрений. Это нечто большее, чем просто выверт, больше чем попытка выделиться, это то, что роднит нас со своей душой. А душа у каждого индивидуальна и неповторима, надо уметь слышать свою душу, ни сердце, ни разум, а свою душу!
Вот, примерно, те черты, которыми можно охарактеризовать этот стиль. А сей час, я хотел бы привести пример подобного направления:

Пелена беспорядка.

Сонная пелена разноцветного беспорядка окутала серую бесконечную землю. Всё растаяло и утонуло в беспредельной сонливости ночного сознания. Наступили хмурые осенние дни, голодные и бесстрастные.
Мир, уходящий в беспространственную спячку, давал понять, что жизнь не терпит изменений. Всему живому нужен определённый, выверенный временем отдых. И человек не сможет существовать, если он не будет иметь моральную базу для пребывания. В жизни, похожей на утренний отблеск солнца, всё проходит и улетает в слепую даль. Наша же цель в этом круговороте солнечных отблесков, заключается в том, чтобы ловить эти мгновения и запечатлевать их на табличках времени.
Мы, тормознутые и недалёкие, никак не можем понять этой простой истины. Нельзя жить ради сиюминутного блаженства, а нужно отражать эти мгновения в ранг бесконечности, и только тогда мы увидим истину.
Утомлённые хаотичной беспорядочностью люди, начиная строить свои схемы и планы, приучаются обманывать собственную природу. Хотя для первых людей, на мой взгляд, была свойственна спонтанность и неоднозначность. Эти первые разумные существа обладали даром,абсолютной свободы”, которая недоступна современному обывателю.
Причина, отдаляющаяся от следствия и уничтожающая подкорковую трезвость, выходит с другой стороны понимания, и оборачивается в непонятную схему противоречий и недосказок.
Объединяя этот поток антилогических высказываний, я хотел бы сказать, что неважно как писать, неважно, что тебе после этого скажут, важно только то, что ты пишешь, и что из этого получится.

Э п и л о г

Возможно, Вы спросите меня: - ,Зачем всё это? Ради чего нужны все эти корявые, гидраденитные предложения? Весь этот натянутый пафос? Это стремление выделиться, создав новый стиль и обрушив на читателя массу непонятных слов и словосочетаний? Зачем это всё?”
…А зачем жить? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Всё равно, в большинстве случаев, это лишь пустая трата времени и сил. А зачем вообще время? К чему ограничивать себя какими-то ничтожными отрезками бытия? …Чтобы не потеряться? Да ладно, все мы там будем…
Зачем я писал всё это? Этот вопрос можно поставить в ряд с теми, которые я только что перечислил. Да ни зачем! Просто если я мыслю, значит, я существую, а значит, это кому-нибудь нужно!
Постмодернисты считают, что всё уже было. Всё, что они скажут или придумают, всё было давно уже за них сказано. Их главная цель – это сконструировать из всего того, что было, то, что будет. Из старых идей сложить некий пазл, чтобы получилась красивая картинка. Я же думаю, или, по крайней мере, надеюсь, что ещё осталась неизведанная земля, тот необитаемый остров, куда не ступала нога человека. И я пытаюсь найти его. Да, возможно, те черты, которые я перечислил, характеризуя мой стиль, так же не новы. Пусть это тоже где-то было, но я хоть попытался…
Сейчас начало 21-го века, но слышали ли Вы хоть одного русского автора, который потряс мир, или хотя бы Россию, который взбудоражил бы сознание русской интеллигенции? Пелевин? Пригов? Кнышев? Акунин? Ну же, смелее! Может быть я кого-нибудь пропустил?!
Если даже и пропустил, то их разве можно сравнить с теми личностями, которых породило начало 20-го века: Сологуб, Гумилёв, Цветаева, Мандельштам, Блок, Бунин и т. д.
Тогда всё кипело, множилось, расцветало. А сейчас наоборот: гниёт, обезличивается, угасает.
Вот и мне хочется вернуться в то подвижное, разъедающее статику время. Вдохнуть воздух свободы… Поэтому я и написал этот очерк, эссе, как угодно.
И ещё одна мысль, которую я отметил в ходе работы над данной проблемой. Нет ничего абсолютного. Я не признаю таких слов, как,всё”,полностью” и,всегда”. Потому что наша жизнь тем и замечательна, что полна различных исключений. Если бы всё было гладко, однолинейно, однобоко, то не было бы смысла жить. А так как мир не подвластен определённым планам и схемам, то и остаётся место для мыслей, чувств и переживаний.
Таким образом, получается, что всё в мире относительно. Между этой бесконечной относительностью и конгломератом жизненных проявлений находится человек. На него воздействует и то и другое, но он ни то, ни другое. Он Человек.

Всего Вам доброго, господа!

Словарь

Аберрация [лат. Aberratio отклоняться] – искажение изображений, получаемых в оптических системах.
Всякое отклонение от нормы в строении или функции.
Абиссальный [ гр. abyssos бездонный ] – глубоководный.
Гидраденит [ гр. Hidros пот + аденит ] – гнойное воспаление потовых желёз.
Квинтэссенция [ лат. Quinta essentia пятая сущность] – 1) в античной философии – эфир, пятый элемент, основной элемент небесных сил, противополагавшийся четырём земным элементам (воде, земле, огню и воздуху)
2) самое главное, важное, наиболее существенное.
Конгломерат [ лат. Conglomeratus собранный, скопившийся] – механическое соединение чего-л. разнородного, беспорядочная смесь.
Миметизм [гр. Mimetes подражатель] – сходство внешнего вида или поведения неядовитого или съедобного животного с животным другого вида, ядовитым, несъедобным или защищённым иным образом от врагов.
Спонтанный [ лат. Spontaneus самопроизвольный] – вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольное, неожиданное действие.
Субстанция [ лат. Substitutio сущность ] – 1) материя в единстве всех форм её движения.
2) неизменная основа, сущность вещей и явлений.
Субстрат [ лат. Substratum подстилка, подкладка ] – общая материальная основа всех процессов и явлений; основание, носитель субстанция.
Флюктуация [ лат. Fluctuatio колебание ] – случайное отклонение величины (=колебание).
Эйфория [ гр. Euphoria eu хорошо phero переношу] – неоправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение.
Куповых Дмитрий Олегович

Вспомните:

в чем выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным. Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них». Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь -- права и свободы других людей.

1.2 Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч. 1 / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.218.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы». Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики / Бердяев Н.А.. - М.: Республика, 1995. - С.175.

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро - самое ценное в человеке

На сегодняшний день слово «Благотворительность» известно каждому, в том числе и детям, об этом говорят в обществе, об этом пишутся книги. Но почему это так важно? О важности благотворительности можно долго рассуждать...

Влияние современного мира на душевное и физическое состояние будущей матери

Мы живем в эпоху новых технологий и грандиозных перемен. Но стала ли наша жизнь от этого лучше? В гонке на выживание мы еще больше подвержены стрессам, условия нашей работы, режим питания и образ жизни оставляют желать лучшего...

История исследования малых социальных групп

Как уже отмечалось выше, под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении...

Конфликтология и практика медиации: перспективы развития

Несмотря на кажущуюся простоту использования, проведение медиации требует наличия определённого количества условий. Во-первых, конфликт должен достигнуть той стадии, когда его уже невозможно разрешить без привлечения постороннего лица...

Легко ли быть молодым в XXI веке

Над этим вопросом обычно задумываются люди более старшего возраста, прошлое поколение молодых, так как они не понимают нынешнюю молодежь. Я попробую в этом разобраться и объяснить, какие мы на самом деле, и каков мир вокруг нас...

Молодежь в "обществе риска"

Возрастные границы молодежной группы не строго очерчены, обусловлены особенностями данного общества, но также и исследовательскими целями...

Молодежь и безработица

Её уже давно не так просто получить многочисленным юристам, экономистам и бухгалтерам - в банках имеющихся в городе вакансий чаще всего присутствуют рабочие профессии. Но нагрянувший кризис практически не оставляет шанса найти работу и тем...

Природа конфликтов

Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени. Начнем с бытового примера. Иван Иванович, полагая...

Проблема рождаемости в России

Острота демографической ситуации в стране определяется прежде всего катастрофическим снижением частоты рождений в населении...

Пути решения проблемы перенаселения

Таким образом, не количество людей на планете влияет на ее состояние, а именно уровень потребления ресурсов, который коренным образом различается у разных культур и государств...

Свобода в деятельности человека

Какого человека мы обычно считаем свободным? Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен...

Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи

Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы. Радикальные трансформации, которые выпали на долю России, глубоки, интенсивны и крупномасштабны. Уменьшение роли патерналистского государства и появление лиц...

Социализация как фактор развития личности

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт...

Социально-педагогические характеристики досуговых общностей людей пожилого возраста

В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года, старческий возраст -75-90 лет, долгожители - 90 лет и старше...

Судьба русских сирот за границей

Многие задаются вопросом, почему американцы так хотят усыновить детей из-за границы, почему они платят за это неимоверные деньги и проходят через сущий АД с заполнением бумаг. Это вопрос очень сложный и очень личный, однако...

Цели и задачи:

    Обучающие:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    Тип урока : формирование новых знаний.

    Форма урока

    Оборудование: презентация урока в POWER POINT (), задания для групп (), тесты ().

    Учебник:


«1 группа»

Приложение 2.

Почему невозможна абсолютная свобода?

(1 группа)

1. Был ли человек когда- либо абсолютно свободен?

3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

4. Как вы поняли притчу о Буридановом осле.

5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …»

6. Согласны ли вы с данным принципом?

Просмотр содержимого документа
«3 группа»

Приложение 2.

Свобода и ответственность

(3 группа).

1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

4. Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали»

Просмотр содержимого документа
«4 группа»

Приложение 2.

Свободное общество

(4 группа).

    Попробуйте продолжить фразу:

«Я свободен, так как …»

2. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

3. Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»?

4. Роль государства в поддержании прав и свобод личности.

5. А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Просмотр содержимого документа
«Свобода в деятельности человека разработка»

План-конспект урока

по обществознанию в 10 классе

по теме: «Свобода в деятельности человека»

Методическое обеспечения урока:

    Учебник «Обществознание 10 класс профильный уровень. Авторский коллектив под руководством Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой., М, «Просвещение», 2009 г

    Раздаточный материал.

    Презентация к уроку.

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; ознакомить

с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку - на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно

смотреть только на меня и т. д.

Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны

не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на наших уроках.

Тема урока: «Свобода в деятельности человека». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Почему невозможна абсолютная свобода?

2. Свобода как познанная необходимость.

3. Свобода и ответственность.

4. «Свобода от» или «свобода для».

5. Свободное общество.

II . Новый материал

Свобода - сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация».

Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.

Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.

Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.

Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.

Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16.

Вопросы и задания к группе 1

1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

Вопросы и задания к группе 2

2. Как вы поняли смысл этих высказываний?

3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

а) сторонники абсолютного предопределения;

б) религиозные деятели другого направления;

в) философы, отрицающие фатализм?

5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Вопросы и задания к группе 3

1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.

3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры.

4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?

5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

Вопросы и задания к группе 4

1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как...»

3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

4. Согласны ли вы с ними?

5. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?

6. Как вы понимаете эту формулу?

7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?

8. Все ли согласны с такой позицией?

9. Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?

(По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)

Свободное общество

А теперь попробуем составить проект «Свободное общество». Разбившись на группы, создайте свои проекты. При необходимости вы можете проконсультироваться в четвертом пункте параграфа.

После окончания работы представьте результаты наглядно в виде коллажа.

III . Итог урока

Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?

Домашнее задание

Выучите § 16, выполните задания.

Просмотр содержимого документа
«Свобода»

Свобода – понятие развивающееся; на разных этапах человеческой истории существовали и разное осмысление этого понятия, и разное его воплощение. Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, как на различных исторических этапах менялось реальное понимание и содержание понятия «свобода».

1. В первобытном обществе человек не был свободен ни в отношении природы, ни в отношении своего рода. На каждом шагу ему приходится бороться со стихийными силами, чтобы прокормиться и выжить. Его поступки и поведение регулируются традициями и обычаями рода. За несоблюдение обычаев, за нарушение табу человека изгоняют из родовой общины. Изгои погибают, т.к. в другое человеческое сообщество никого из них не принимают.

2. Рабовладельческое общество состоит из рабовладельцев, свободных земледельцев и рабов. Нетрудно понять, что каждый из этих слоёв населения обладает разной степенью свободы. Рабовладельцы в силу своего имущественного положения освобождены от физического труда, имеют возможность заниматься политикой, науками, искусством. Но если над страной нависает опасность внешнего вторжения, о свободе приходится забывать и выполнять свой долг – защищать государство. В случае поражения самые свободные и самые богатые превращаются в рабов в первую очередь.

3. Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей. В отличие от первобытных людей, они понимают, что такое свобода и борются за неё.

4. Ещё большую свободу человек получает в феодальном обществе. Крестьянин имеет возможность пользоваться землёй, орудиями труда, торговать излишками продукции. У него есть семья, он распоряжается своей собственностью. При этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, что без разрешения феодала и без выкупа крестьянин не может покинуть деревню. Он должен оставаться там, где родился, не имея возможности перемещаться из одной местности в другую, из одного класса или сословия в другое.

5. Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.

6. С зарождением капиталистического общества человек получает новую степень свободы: он становится свободен в рамках существующих законов и правовых норм. Он полностью распоряжается собой, юридически он – собственник своего «Я». Провозглашён принцип свободного предпринимательства, отменены сословные привилегии. Одна за другой происходят буржуазные революции, на знамёнах которых написаны лозунги: «Свобода. Равенство. Собственность.»

7. И в тоже время существуют колониальные империи, плантационное рабство, малоземелье крестьян, кабальные условия труда рабочих, обогащение монополистов. Первая и вторая мировые войны – ярчайший пример того, как попирались свободы и интересы миллионов людей.

8. ХХ век – новый этап в развитии принципа свободы. На одном полюсе – фашизм, концлагеря, ГУЛАГ, коллективизация, тоталитарные государства, терроризм, заложничество. На другом – воплощение идеи социальной справедливости во многих развитых странах, Всеобщая Декларация прав человека, демократические выборы, правовое государство.

9. Сейчас наступила эпоха постиндустриального общества, в котором свободное развитие каждого является условием для развития всех. Эта эпоха должна стать новым витком в развитии идеи свободы. Как будет? – это зависит уже от нынешней молодёжи.

ВЫВОД : Мы увидели, что понятие «свобода» - понятие историческое, оно может менять своё содержание в разные исторические эпохи.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия»

Рефлексия.

Вопросы.

Ответы.

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Мое ощущение на уроке.

Рефлексия.

Вопросы.

Ответы.

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Какой этап урока мне понравился?

Мое ощущение на уроке.

Отлично - хорошо - удовлетворительно

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока обществознания»

Самоанализ урока обществознания, проведённого учителем истории и обществознания.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Свобода в деятельности человека», раздел «Социально-политическая деятельность и развитие общества».

Ц елью данного урока являлась: обучение, развитие и воспитание.

Задачи:

    ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

    развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

    способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

По типу урока - формирование новых знаний.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая . А также использовано:

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Учебник:

    Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2006.

Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки

Следует отметить, что уровень обученности учащихся данного класса по обществознанию соответствует требованиям _________________.

Урок по данной теме является первым и знакомство с философскими теориями понятия «свобода» прошёл при активной работе учащихся, на должном уровне.

Структура урока: __________________________________________________

Вывод: Урок по данной теме является первым и знакомство с философскими теориями понятия «свобода» прошёл при активной работе учащихся, на должном уровне.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Свобода деятельности человека»

Урок обществознания в 11-м классе по теме

"Свобода в деятельности человека"

Цели и задачи:

    Обучающие: ознакомить обучающихся с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности.

    Развивающие: развивать логическое мышление, умение систематизировать социальную информацию по теме, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

    Воспитательные: способствовать выработке гражданской позиции обучающихся.

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма урока : урок-проблема с использованием мультимедийной презентации.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока в POWER POINT (Приложение 1), задания для групп (приложение 2), тесты (приложение 3).

Учебник:

    Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2006.

    Е. Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс (профильный уровень). М., «ВАКО» - 2010.

Ход урока

    Организационный момент

На экране (презентация) набор слов: «Ветер, птица, простор, выбор» (слайд 2)

Посмотрите на экран. Какое слово может объединить написанные слова?

Предположительный ответ - «свобода»

Ну а теперь - сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.

Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу (?)

Сегодня на уроке мы переходим к изучению нового раздела курса обществознания, в котором раскрываются основные проблемы социально-политической и духовной жизни.

Об одной из них мы начнем разговор прямо сейчас. Итак, открываем тетради и записываем тему урока – «Свобода в деятельности человека»

(дети записывают тему урока в тетрадь слайд 3 ).

Мы рассмотрим следующие вопросы, которые и станут целью нашего урока: (слайд 4).

    Почему невозможна абсолютная свобода?

    Свобода как познанная необходимость.

    Свобода и ответственность.

    Свободное общество.

2. Новый материал.

- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 5).

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Проблемные задания для групп (работа с учебником, параграф 20) (приложение 2), (слайд 6) .

(10 минут на подготовку заданий).

По ходу выступления групп может быть составлен опорный конспект (см. приложение 1).

Почему невозможна абсолютная свобода? (1 группа)

Слайд 6.

    Был ли человек когда- либо абсолютно свободен? (слайд 7)

    Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

    Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (слайд 8).

    Как вы поняли притчу о Буридановом осле.

    Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 9)

    Согласны ли вы с данным принципом?

Свобода как познанная необходимость (2 группа).

    Как вы понимаете смысл их высказываний?

    Что в них больше, свободы или необходимости?

    Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

Свобода и ответственность (3 группа).

    Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

    Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

    Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

    Что такое «ответственность»?

«Ответственность – мера принуждения внешнего воздействия» или «Ответственность – сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали» (слайд 11).

Свободное общество.

Итак, понятие «свобода» трактуется по-разному, а подчас и диаметрально противоположно. Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.
Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Ребята давайте рассмотрим роль государства в поддержании прав и свобод личности. (слайд 12)

Обобщение и систематизация знаний может проводиться в форме тестирования (приложение 2), (слайд 13):

Самопроверка (слайд 14). Оценка работы обучающихся.

3. Итог урока.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Свободное общество - одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими является необходимым условием полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.
Если вы понимаете свободу как вседозволенность, то, скорее всего, постоянно будете сталкиваться с противоположным: суровой необходимостью или произволом.
Первое по отношению к вам проявит государство, законно пресекая своими санкциями ваши «свободные» действия, ущемляющие права и свободы других людей. А произвол в отношении вас будут творить те, кто, как и вы, считает себя свободным от всех норм и ограничений, руководствуясь только личными потребностями и желаниями, они своими действиями неизбежно будут попирать ваши интересы.
Принимая решение по значимому для вас вопросу, О необходимо помнить, что выбор, как правило, можно делать из нескольких реально существующих альтернатив. Установите эти возможные «сценарии» действий, варианты развития. Проанализируйте каждую из таких возможностей, соотнесите со своими целями, устремлениями, учтите
интересы близких людей. При таком подходе сделанный вами выбор скорее всего не разочарует вас.

К чему может привести неограниченная свобода выбора?

Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

Роль государства в поддержании прав и свобод личности?

А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Рефлексия.