Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Разнообразие профессиональной деятельности

Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Разнообразие профессиональной деятельности

Штакеншнейдер Андрей Иванович - Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Штакеншнейдер - архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные и Петергофа. Об этом замечательном человеке мы и расскажем в данной публикации.

Ранние детские годы архитектора

Родился Штакеншнейдер Андрей Иванович 22 февраля 1802 года на территории могущественной Российской империи. Дед будущего архитектора был уроженцем одного из крупнейших городов Севера Германии - Брауншвейга. Он был известным мастером, способным изготавливать различные вещи из натуральной кожи животных. А когда слава о его мастерстве дошла до российского императора Павла, его пригласили в столицу. Позднее дед решил остаться в России. Он женился, и на свет появился отец Андрея Ивановича.

Сам же Андрей родился в стенах фамильной фермы, где ранее проживало все семейство Штакеншнейдеров. Практически все свое детство маленький архитектор провел на мельнице, на которой работал его отец. Когда будущему мастеру исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Императорскую академию художеств. Однако из-за того, что особых талантов он так и не проявил, после окончания учебы его определили в комитет гидравлических работ и строений. Именно там наш архитектор Штакеншнейдер некоторое время работал, занимая должность рядового чертежника.

Разнообразие профессиональной деятельности

По истечении четырех лет работы чертежником наш герой получил выгодное предложение, благодаря которому он устроился на новое место работы. На этот раз его ожидала должность архитектора-рисовальщика.

Так он и попал на возглавляемое специальной комиссией по сооружению. Здесь он и проявил себя как талантливый архитектор. Штакеншнейдер позднее был замечен другим известным строителем и архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром. Именно он пригласил нашего героя для работы над Зимним дворцом.

Уход с работы и занятия частной практикой

В какой-то момент архитектор Штакеншнейдер решил, что ему самое время заняться частной практикой. В начале 1831 года он ушел из комиссии и с большим удовольствием занялся частным строительством. Одной из первых самостоятельных его работ стало проектирование графского дома. Имение принадлежало А. Х. Бенкендорфу.

После того как наш герой удачно справился с поставленной перед ним задачей, граф рассказал о нем императору. В итоге талантливого архитектора пригласили в один из самых богатых домов СПб. Штакеншнейдер практически сразу заполучил расположение Николая I.

Все чаще он стал получать индивидуальные заказы от императора. И спустя некоторое время стал практически единственным архитектором, которому доверяли строить не только огромные имения, но и княжеские, царские дворцы. И так было вплоть до самой смерти архитектора. Он длительное время работал и проектировал недвижимость царских и привилегированных лиц, получил почетное звание личного архитектора дворца Его Величества.

Первые награды и обучение за границей

Если верить сведениям из биографии, Штакеншнейдер впервые получил признание в 1834 году. В это самое время он активно работал над проектом «небольшого дворца императора», за который и получил многообещающее звание академика.

Однако, несмотря на это, наш герой чувствовал, что ему катастрофически не хватает опыта. При этом ему удалось добиться поддержки государя, и за счет государственного пособия выехать за границу на обучение. Так, он посетил Англию, Францию и Италию. А вернувшись, от представителей получил почетное звание профессора второй степени.

Работы над Мариинским дворцом

За время своей жизни Андрей Иванович проектировал и возводил здания различной сложности. Ему удалось побывать в Москве, Крыму, Санкт-Петербурге, Новгороде, Таганроге, Петергофе и даже Царском Селе. Во всех этих местах он довольно успешно работал и творил. Критики высоко оценивали его работы и утверждали об особенностях его строгого и одновременно демократичного стиля. Одним из самых величественных зданий, которое архитектору удавалось когда-либо построить, является Мариинский дворец.

Это здание, находящееся на красивейшей Исаакиевской площади, наш герой спроектировал в 1839 году. Строительство же дворца было окончено в 1844 году. О том, какие здания и дворцы Штакеншнейдер построил, помимо данного сооружения, где в настоящий момент находится резиденция Санкт-Петербургского Законодательного собрания, мы расскажем ниже.

Другие выдающиеся творения великого автора

Благодаря своему пытливому уму и прекрасной фантазии наш герой создал дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Напомним, что это уникальное строение в стиле необарокко было возведено в период между 1846 и 1848 годами.

Среди многочисленных произведений знаменитого архитектора можно встретить не только дворцы, но и детские больницы, часовни, дачные резиденции и многое другое. Например, в начале 1835 года была смоделирована и затем построена частная вилла известного актера кино Женьеса. Ровно через год наш герой работал над возведением дачного участка для Званцовых. А в 1834 году М. И. Мордвинова.

Известные постройки в Петергофе

Окрестности Петергофа и сам город стали прекрасным местом для вдохновения нашего мастера. Здесь он активно работал над планом великолепных пейзажных парков: Лугового и Колонистского.

Затем он думал над некоторыми элементами Колонистского парка отдельно. Так, нашему автору принадлежат зарисовки сразу двух павильонов: Ольгина и Царицина. Интересно, что Ольгин павильон создавался по заказу императора Николая I и в честь его дочери. Ее звали Ольгой. Сама постройка похожа на неаполитанскую башню, частично выступающую своим цоколем из-под воды.

Царицин же павильон возводился строго по просьбе супруги императора Александры Федоровны. Своими внешними признаками он походил скорее на старинное древнеримское здание, нежели на классическую постройку времен Николая I.

Величественные павильоны в различных парках

Андрей Иванович занимался планированием и двух других павильонов в живописном Луговом парке. Один из них - Розовый павильон, или «Озерки». По словам критиков, именно он был центральной композицией всего парка. Его строительство началось в 1845-м, а закончилось - в 1848 году. Второй - Бельведер, представлял собой двухэтажное здание, построенное из довольно массивных гранитных блоков.

В начале 1727 года наш герой затеял строительство дворцово-паркового ансамбля на собственной даче императора Петра II. Затем под чутким руководством архитектора была построена церковь Святой Троицы, дворец, оранжерея и домик для садовника в дворцово-парковом ансамбле XIX века. Далее был дворец в Знаменке, Фермерский дворец и Львиный каскад. Об этом удивительном объекте мы и расскажем далее.

Уникальный каскад в Дворцово-парковом ансамбле Петергофа

Во время проектирования Нижнего парка знаменитый архитектор применил принцип создания каскадных фонтанов. Считалось, что, таким образом, дворец, строящийся на территории парка, будет дополнен эффектным уголком живой природы. При этом изначально над проектом работал небезызвестный итальянский архитектор Николо Микетти. Но его идея сомкнуть кольцо каскада в пределах Эрмитажной аллеи так и не была воплощена в жизнь.

В период между 1854-1857 годами проект каскада был полностью переделан. На этот раз за его основу взяли проект А. И. Штакеншнейдера. По предварительным данным, он предполагал существенное увеличение изначальных размеров бассейна и добавление 14 колонн, высота каждой из которых составляла 8 м.

Между колоннами также установили 12 своеобразных мраморных чаш. Из старых декоративных элементов автор решил оставить маскароны (комические изображения мифических животных) и большие фигуры львов, из пасти которых выходили струи воды. Посреди колонного пантеона красовалась фигурная статуя «Нимфа Аганипа». Все, кто видел данный каскад, описывали его как нечто невероятно красивое, строгое и одновременно сказочное.

Несколько слов о личной жизни архитектора

Чрезвычайная занятость архитектора не помешала ему наладить и свою личную жизнь. Находясь на пике своей головокружительной карьеры, автор многочисленных работ встретил женщину, в которую сразу же влюбился. Это была Мария Федоровна Халчинская.

Спустя некоторое время после совместной жизни у супругов родилось 8 детей. Примечательно, что все они, кроме самой младшей Зинаиды, которая умерла в детстве, стали известными личностями. Например, дочь архитектора Елена во время своей бурной молодости стала писать мемуары. Позднее она даже открыла свой Сын архитектора Николай долгое время проживал в Петербурге. Он любил рисовать, увлекался архитектурным искусством и даже построил один из домов в Харькове.

Еще один сын Андрея Ивановича Александр окончил театральные курсы и стал одним из излюбленных артистов в Императорском театре. Однако у столь талантливого человека, как Штакеншнейдер, были и другие дети, которые не стали посвящать свою жизнь искусству.

Например, именно таким был его сын Адриан. После получения высшего образования он отправилась работать в канцелярию Немного позже он перебрался в Киев, несколько лет пожил в Харькове, где и возглавил судебную палату. Сын Владимир также с головою ушел в юриспруденцию. Дочери Мария и Ольга удачно вышли замуж и уехали жить за границу.

Память будет жить вечно

Андрея Ивановича уже давно нет в живых. Он умер в начале августа 1865 года. На момент смерти ему исполнилось 63 года. Память о нем продолжает жить в сердцах и умах наших соотечественников. А его величественные творения будут и дальше радовать туристов и местных жителей.

Штакеншнейдеры

1802 - 1865

Андрей Иванович Штакеншнейдер

Родился 22 февраля 1802 года под Петербургом, близ Гатчины, в семье помещика, владельца мызы Ивановка.

Дед архитектора был кожевником, выходцем из Германии. Будущий зодчий вырос на земле, которая славилась разработками превосходного строительного материала - пудожского камня - известняка (им отделан Казанский собор, здание Горного института в Петербурге).

В 13 лет отец отдал его в Академию художеств в Петербурге.

В 1821 году поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. С 1825 года работал под руководством Огюста Монферрана. Вскоре император Николай I привлек Штакеншнейдера к дворцовому строительству в Петербурге. С 1833 года он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.

В Аничковом дворце зодчий провел некоторые переделки, связанные с устройством жилых помещений, проведение водопровода и канализации. С 1854 года - главный архитектор Аничкова дворца.

В истории русской архитектуры Штакеншнейдер известен как наиболее яркий представитель ранней эклетики . Центр Петербурга немыслим без его произведений.

Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская и др. губернии).

В 1834 году женился на Марии Федоровне Холчинской.

У Штакеншнейдеров было восемь детей: четыре сына и четыре дочери.

Длительное время семья имела квартиру в доме при Лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте.

В 1852 году Штакеншнейдер купил дом на Миллионной улице (дом 10, сохранился до наших дней).

В этом доме проходили "субботы" у Штакеншнейдеров (здесь собирались писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры).

8 августа 1865 года Андрей Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен в Сергиевой пустыне (район станции Володарская, кладбище не сохранилось) под Петербургом.

Дворцы и особняки, построенные зодчим

Мариинский дворец


Дворец великого князя Николая Николаевича (пл. Труда)


Ново-Михайловский дворец - наб. Невы

Типологические вещи середины Х1Х века, они имеют свою уникальную историю, связанную с судьбами известных представителей российской культуры.

Когда-то эта мебель стояла в доме архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Андрей Иванович, начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Москве, Таганроге, Крыму. Основные работы в Санкт-Петербурге:

Мариинский, Ново-Михайловский и Николаевский дворцы, дворец Белосельских-Белозерских и ряд частных особняков,

рисунок Штакеншнейдера - усадьба Фалль под Ревелем - 1830-е годы

«На берегу моря, в холмистой местности, окутанной лесами, над крутым скалистым берегом реки, против шумного пенистого водопада, стоит дом с высокой башней, с террасами, балконами, в том затейливом, несуровом готическом стиле, который при Николае I был пущен в ход архитектором Штакеншнейдером».

Это из воспоминаний С.М.Волконского, внука декабриста. В них воспет Фалль, бывшее имение А.Х.Бенкендорфа.


Фалль - литография неизвестного художника

Известность Штакеншнейдеру принесла именно перестройка усадьбы Фалль под Ревелем (Таллин), принадлежавшей А.Х.Бенкендорфу (1831-1832); главному дому по воле заказчика был придан вид средневекового замка. Представленный Бенкендорфом Николаю I, зодчий с той поры пользовался неизменными симпатиями двора.

Величественный дворец на Невском проспекте


Дворец Белосельских - Белозерских - проектное решение


Парад на Невском проспекте 1850-е годы - слева дворец Белосельских-Белозерских

Литография Ж.Жакотте с оригинала И.И. Шарлеманя - 1850-е годы - Аничков мост - за ним дворец Белосельских-Белозерских

Штакеншнейдер также занимался перестройкой Константиновского дворца в Стрельне в середине 50-х годов 19 века.


"Чины лейб-гвардии конного полка возле Константиновского дворца - Стрельна" - неизвестный художник - сер.19 века


Дворец вначале был просто фермой, построенной в 1830 году в полуверсте от собственно дачи, известной как Дворец-коттедж, она была предназначена для тринадцатилетнего наследника престола Александра.

Автор обоих сооружений -- архитектор Адам Менелас. Ферма была выполнена в пасторальном стиле и должна была отражать эстетические и кулинарные (она предпочитала пищу из натуральных продуктов) пристрастия Александры Федоровны. Здание было одноэтажным, с кухней, кладовыми и комнатами для пастухов. В скотном дворе содержались породистые коровы и быки.

По случаю своей свадьбы взрослеющий Александр решил превратить постройку в Фермерский дворец, который бы служил ему "вторым домом". Перестройку осуществил архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1838-1840 годах.

Здание стало двухэтажным, а его фасады были отделаны в неоготическом стиле. Во дворце появилась приличная коллекция живописи, а также некоторые технические новинки, например первый в России лифт (он представлял собой кабину, которую лифтер поднимал вручную с помощью ворота).

Здесь в конце 50-х годов 19 века разрабатывался проект Великой реформы .

СОБСВЕННЫЙ ДОМ ШТАКЕНШНЕЙДЕРА

Собственный дом на Миллионной улице, 10

В доме на Миллионной собирался литературный салон, хозяйкой которого была старшая дочь архитектора Елена Андреевна.

Адриен и Елена (брат и сестра)

В 1860-х годах субботние вечера в салоне стал посещать Ф.М. Достоевский, недавно возвратившийся из ссылки. Но вскоре большое семейство Штакеншнейдеров переехало на мызу Ивановка близ Гатчины и знакомство с Достоевским временно прекратилось.

В начале 1870-х Ф.М. Достоевский вновь стал бывать в литературном салоне Елены Андреевны. Вот как вспоминала А.Г. Достоевская посещения салона:

«У ней (у Е.А. Штакеншнейдер - Ю.З.) по вторникам собирались многие выдающиеся литераторы, читавшие иногда свои произведения.

Устраивались у ней и домашние спектакли; например, я запомнила, что мы с мужем зимою 1880 года присутствовали на представлении «Дон-Жуана» <…>

Федор Михайлович очень уважал и любил Елену Андреевну за ее неизменную доброту и кротость, с которой она переносила свои постоянные болезни, никогда на них не жалуясь, а, напротив, ободряя всех своею приветливостью…»

прекрасный зимний сад в доме Штакеншнейдера

В 1870-е годы в салоне Е.А. Штакеншнейдер бывали поэты Я.П. Полонский, К.К. Случевский, драматург и прозаик Д.В. Аверкиев, журналист М.А. Загуляев, переводчица и журналистка А.Н. Энгельгардт и другие - все они близкие знакомые Достоевского.

Штакеншнейдеры и Достоевские дружили семьями, вели переписку.

Андре́й Ива́нович Штакеншне́йдер (22 февраля 1802, имение близ Гатчины (ныне посёлок Мыза-Ивановка) -8 августа 1865, Москва) - русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.

Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника вкомитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 годуШтакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру.

Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.

С 1848 года - архитектор императорского двора.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.

Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы. Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров,Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие. В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом.

У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.

Дворец Алфераки в Таганроге (Архитектор - А. И. Штакеншнейдер, 1848)

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).

Работы в Санкт-Петербурге

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:

дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.
дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857-1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.
Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846-1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича. Сейчас здесь расположены культурный центр и музей восковых фигур.
Часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853-1854 гг).
некоторые из зданий придворного ведомства
на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретеннуюП. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса, в 1836-38 гг. - дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова.

Работы в Петергофе

Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:

планировка двух пейзажных парков - Колонистского и Лугового
Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
Собственная Его Величества дача
Церковь Святой Троицы на Собственной даче
загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке
дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке
дворец и павильон Renella в Знаменке
Львиный каскад, 1854-1857 гг.
в 1842-1843 гг. в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826-1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой.

Другие постройки

в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне
в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына)
в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова
в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки
в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее.

Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении в ней курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя, перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. В 1831 г. Ш. покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. X. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Ш. Он быстро приобрел благоволение Николая I, стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Ш. по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», академия присудила ему звание академика. В 1837-38 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Ш., истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления он, весной 1865 г., по совету врачей отправился на кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года.

Многочисленные произведения Ш. очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в СПб. им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островках и на Самсоновском канале, павильон и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и проч., дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и проч. В Царском Селе сооружен Ш. памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кушелева, в Гостилицах Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму, - дворец императрицы Александры Федоровны и проч. Из прочих трудов Ш. заслуживают быть упомянутыми перестройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковском дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в СПб., а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.