Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Святой Трифон - молитва святому Трифону о Любви и замужестве. Жизненные испытания верой

Святой Трифон - молитва святому Трифону о Любви и замужестве. Жизненные испытания верой

В начале III века от Р.Х. во Фригии – одной из областей Малой Азии, в селении Кампсада, недалеко от города Апамеи в семье благочестивых крестьян родился сын, его назвали Трифон. Поскольку семья была простая, то образования Трифон не получил, с детства пас гусей, но зато удостоился по Божьей воле дара чудотворения: лечил молитвою душевнобольных, изгоняя из них причины таких болезней, исцелял от других недугов, творил по молитве ко Господу другие добрые благодеяния.

В одно лето на посевы селения, где жил Трифон, налетели полчища насекомых. Они истребляли урожай, и в Кампсаде мог наступить голод. Тогда маленький Трифон обратился к Богу с молитвой, и нашествие вредителей прекратилось.

В годы 238 по 244 в тех краях правил римский император Гордиан, у которого была молодая дочь – умница, красавица, но мучимая душевной болезнью. Тот, кто был повинен в недуге, однажды прокричал ее голосом, что изгнать его может лишь Трифон. Гордиан приказал разыскать юного чудотворца, а было Трифону тогда 16 лет, и привести его ко двору. Видя исцеление любимой дочери и не веря такой радости, император уговорил Трифона заставить демона явиться воочию, чтобы убедиться, что он вышел из нее.

Шесть дней святой Трифон молился в уединении, в строгом посте, а затем, придя во дворец, приказал злому духу явиться. У Дмитрия Ростовского в составленных им Четьях-Минеях, где дано жизнеописание всех святых, которые включены в церковный месяцеслов, дано весьма впечатляющее описание этого воплощения. По нему, это был черный пес – очень частое представление о темной силе, достаточно вспомнить, каким являлся Фаусту Мефистофель – с огненными глазами и «…главу влекий по земли», очевидно, святитель имел в виду, что голова его была низко опущена, к самой земле. Трифон спросил его, как он посмел завладеть человеческой душой, на что тот ответил, что не имеет власти над благочестивыми христианами, но может мучить тех, кто не имеет Духа Святого и творит дела отнюдь не добродетельные, а живет в безбожии, потакая лишь своим телесным прихотям. Услышав эти слова, многие из присутствующих в страхе за свою душу отреклись от языческой веры, уверовали во Христа и приняли Святое крещение, а Трифон молитвою своей прогнал духа тьмы, и тот исчез.

Император одарил Трифона щедрыми дарами, но тот по пути домой раздал все нищим и больным.

В 249 году в той же области вступил на трон император Декий. В отличие от Гордиана он был жестоким притеснителем христиан. Его епарху Аквилину поступил донос, что Трифон проповедует христианство, и многие через это оставляют идолопоклонство и принимают крещение. За Трифоном послали слуг, и он, узнав об этом, не стал скрываться, а сам отдал себя в их руки. Его привезли в Никею, к Аквилину, перед которым он снова открыто исповедовал Христову веру, и никакие угрозы не могли поколебать его.

После долгих и мучительных пыток его бросили в темницу, где он молился, пел псалмы, и Господь укреплял его дух. Его снова мучили, а он лишь молился о своих мучителях и повторял слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7; 60).

Однажды во время таких истязаний перед всеми явился Ангел с драгоценным венцом. Присутствующие при этом устрашились, но Аквилин лишь еще более разгневался и после очередных истязаний казнил святого Трифона. Однако перед кончиной великомученик произнес: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков» и отошел к Богу, так что душа его отлетела к Богу раньше, чем он был обезглавлен.
Тело святого Трифона Апамейского взяли христиане и хотели похоронить его в Никее же, но некоторым было видение, в котором он пожелал, чтобы его останки перенесли на родину, в Кампсаду. Позже честные мощи святого Трифона перенесли в Константинополь, а еще позже – в Рим.

Сейчас в кафедральном соборе Святого Трифона в городе Которе в Черногории хранится глава святого мученика. Из Черногории часть мощей была привезена в 1803 году в Россию. В 1819 году эту святыню поместили в три ковчежца, а затем в икону Святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме Святого Трифона в Напрудном в Москве (см. подробно в разделе «Где находится икона святого»), который относится к церкви в честь Знамения Пресвятой Богородицы, и считается чудотворной, ибо от нее по сей день происходит множество чудес исцеления, исполняются другие просьбы прихожан и пр. Эта небольшая московская улица потому и зовется – Трифоновская. Местоположение же храма было избрано согласно одному московскому преданию, связанному с именем Иоанна Васильевича Грозного, правившего во второй половине XVI века.

В предании говорится, что во время охоты куда-то улетел любимый кречет царя. Царь был весьма огорчен и велел сокольничему Трифону Патрикееву под страхом казни найти птицу. Три дня искал сокольничий кречета, но все безуспешно. На третий день, усталый, он снова помолился своему небесному покровителю святому мученику Трифону Апамейскому и прилег отдохнуть под сосной. Задремал и в видении ему явился юноша на белом коне, который держал на руке того самого кречета. «Возьми кречета, – сказал юноша, – езжай с Богом к царю и не печалься». Сокольничий тут же проснулся и на другой сосне неподалеку увидел царскую птицу, которую благополучно отвез к царю, не забыв рассказать о случившемся с ним чуде. В благодарность за помощь на том месте, где все это произошло, сокольничий Патрикеев выстроил деревянную часовню во имя святого мученика Трифона, на этом месте потом – церковь, куда и была в 1819 году помещена чудотворная икона великомученика. Этот эпизод писатель А.К. Толстой позже включил в свой исторический роман «Князь Серебряный». Храм невелик, в советские времена его приделы были разрушены, осталась лишь центральная часть, но многие и многие приезжают сюда, чтобы помолиться и попросить о своем святого Трифона и поблагодарить его о помощи, с которой он всегда спешит ко всем, кто просит его о заступнической молитве ко Господу.

Значение иконы и чудеса по молитвам перед ней


В иконографии образа Святого Трифона, весьма почитаемого в православии в России, и особо – в Москве, есть разные списки. Самые древние византийские списки – юноша римского вида с крестом в руке, вьющиеся волосы, легкая бородка. В более поздних русских списках он изображен юношей на коне, примерно с XVIII века – это канонические поясные изображения, как часто изображают святых, но теперь на руке его – белый сокол-кречет – напоминание о найденном соколе. Но парящий над землей кречет – еще и зорко надзирает за тем, чтобы ничто дурное не проникало в нашу жизнь, охотится за негожим в ней.

В наши дни существует множество современных свидетельств о помощи святого мученика Трифона.

Вот несколько примеров, когда по молитвам к нему находились пропажи .

У женщины Натальи, казалось бы, безнадежно потерянные документы нашлись после ее молитв, обращенных к великомученику, там, где их никак не могло быть. С тех пор она всегда обращается к нему с просьбой, и ненаходимое находится, а она повторяет с радостью слова акафиста святому Трифону: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»

У Лидии пропали ключи, а надо было срочно выезжать на дачу. Все обыскали, нигде ключей нет. Тогда она решила читать акафист святому Трифону, и на последнем, 13-м кондаке, ее мама вошла в комнату, звеня теми самыми ключами. Они оказались в женской сумочке, которая находилась на дне мешка с пустыми пакетами. Ну разве не чудо?

Еще одно свидетельство безымянное, но очень важное для тех, кто имеет домашних животных .

Потерялся кот, было ему всего 2,5 месяца. Прошло довольно много времени, хозяева думали, что его нет уже в живых. Но хозяйка молилась святому Трифону в уверенности, что он поможет, и с любовью – так и получилось, кот нашелся.

Еще у одной Натальи потерялась собака, которую подобрали на улице. Наталья гуляла вечером в парке, было уже темно. Она искала, звала – нет и нет. Тут она вспомнила о том, как нашелся царский кречет по молитвам к святому Трифону. Она начала молиться ему, искренне, со слезами, и тут из кустов рядом вышла ее собака.

Первого июля 2013 года у автора этой статьи случилась настоящая беда – по недосмотру из окна седьмого этажа выпала любимая кошка Киса. Сетку было ставить некогда, да и в бюджет эта трата пока не вписывалась. Когда дома никого не было – окна закрывались, когда я дома – косила все время взглядом на подоконник, гнала кошару прочь, чтобы «охотница» не сиганула в воздух за мухой или бабочкой. Кисе надо отдать должное – вела себя очень осмотрительно, провожала взглядом добычу в полете, била хвостом, хрипло мяукала, но вдогонку не пускалась. А тут…

…Я слишком увлеклась работой. Сидя за компьютером, услышала между делом, правда, какой-то глухой мяв, но решила, что это откуда-то со двора. Прошло часа два. Обычно к этому часу Киса появлялась с требованием положить что-нибудь вкусненькое в миску. Кошка не явилась ни сама, ни на зов. Обыскала я всю квартиру, которая весьма невелика – Кисы нигде не было. Свесившись с подоконника, глянула вниз – ни кошки, ни тельца не видно.

Решила подождать до вечера – кошки умеют прятаться в самые невозможные места. Ушла до вечера, оставив полную миску еды, в надежде, что, когда проголодается – выйдет. Вечером еда оказалась нетронутой, и вот тут я перепугалась и поняла, что все-таки она выпала или выпрыгнула из окна, но, судя по всему, не погибла – никаких следов смертельного падения не было. Впрочем, от этого было не легче: моя дорогая кисонька куда-то пропала. Живу я теперь одна, сын вырос, женился, друзья – тоже народ семейный, и Киса – моя, так сказать, компаньонка. А теперь ее нет. Вернуться самой ей вряд ли суждено – она не из двери выскочила, дорогу обратно не найдет, а на седьмой обратно не запрыгнешь.

С неделю я оплакивала потерю, потом смирилась, тем более один мой друг сказал: «Если это твоя кошка – найдешь, оставь все на волю Всевышнего».

Прошло недели три, и я получила задание написать материал про святого Трифона Апамейского. Пишу, а про себя думаю: «Святый Трифоне, помоги мне, если на то есть воля Божия, пусть Киса моя найдется». Думаю так, но, если честно, сильно уже ни на что не надеюсь: шутка ли – три недели прошло, я и по подвалам звала, и по кустам глядела.

И вот, 24 июля – даже даты врезались в память, выхожу под вечер в магазин, сворачиваю из подъезда и вижу – несется ко мне навстречу чудо мое четверолапое! Я ее подхватила, серую от пыли, исхудавшую и тут же поняла – это трудами Трифона Апамейского вернулась ко мне моя кошечка. Не сомневаюсь в этом ни минуты и по сей день. Видно, когда работала над текстом о нем, святой был совсем близко – и это ощущалось: как-то легко слова ложились, и время от времени обращалась к нему с этой просьбой.

И теперь, когда наступили осенние дожди, глядя на кошечку, я благодарю всякий раз святого Трифона за то, что он помог нам обеим, и теперь она тут, в тепле и сытости, а не в сыром и холодном подвале. Смотрю на нее, радуюсь и думаю снова и снова: «Дивен Бог во святых Своих!»

А вот пример с чудесным трудоустройством .

Храм Святого мученика Трифона в Напрудном
Муж женщины по имени Светлана решил поменять работу, но не знал, куда ему обратиться. Светлана нашла молитву святому Трифону Апамейскому и стала молиться за мужа. Прошло немного времени, как позвонил их друг и предложил мужу приличную работу, где он работает и теперь. А Светлана благодарит святого великомученика за помощь и говорит: «Это очередное чудо, явленное Богом через Его святых угодников!»
Я тоже нашла новую работу в прошлом году. Мой духовный отец служил за меня молебен мученику Трифону.

Помощь в жилищном вопросе .

У одной пожилой женщины, с которой рассказчица по имени Юлия ходила в один храм, была тяжелая ситуация с жильем. Бабушка стала ездить по всем храмам, где была икона Святого Трифона, заказывать молебны. И в скором времени дочь получила квартиру на… Трифоновской улице!

И таких примеров – счастливых исцелений, невероятного возвращения пропаж, помощи в устройстве на хорошую работу, что в наше время немаловажно, очень много. Мы видим, что Господь никогда не оставляет нас Своей помощью через Богоматерь-Заступницу и Его святых. Важно отпустить гордыню и обратиться к Нему через святого, для которого такая чудесная работа – а это его РАБОТА! – великая радость. А плата за помощь – невеликая, лишь сердечная благодарность, но она важна каждому, чей смысл существования и в мире дольнем, и в мире горнем – помогать людям, так же безвозмездно и щедро, как это делают святые наши и радуются, слыша восклицание: «Дивен Бог во своих святых!»

Святой мученик Трифон Апамейский родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.
Когда на царский престол вступил император Некий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божии. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину в селение Кампсаду. Это и было исполнено.
Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: "Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься". Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.


Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве


  • Престолы: мч. Трифона Апамейского, свт. Николая Чудотворца (южный придел), св. Филарета Милостивого (северный придел).
  • Адрес: 111513, Москва, Трифоновская ул., 38
  • Проход: пешком от м. «Рижская» или «Проспект мира»
  • На карте: Яндекс.Карта


Появление храма - предания и исследования

Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм.


По преданию, сокольничий Московского великого князя однажды охотился в этих местах, и упустил здесь любимую княжью птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой мученик Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье. К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе "Скорая помощь", приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов. Это предание было запечатлено на одной из фресок храма конца XVI - начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке - святого Трифона.


Впоследствии появилась иная версия предания, описывавшая схожие события, но в отношении к князю Трифону Патрикееву, сокольничему Грозного царя Иоанна Васильевича. Однако в советское время, при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, которая позволила датировать храм более ранней датой - 1492 годом. Изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердило датировку, после чего на стене храма была укреплена мемориальная табличка "1492 год".


Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.


Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом .


Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.


Синодальный период


При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.


После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.


Вскоре в нем появилась безценная святыня - частицы от святых мощей мученика Трифона, которые ранее почивали в Черногорской Боке Которской. В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для святых мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы святых мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону святого Трифона.


В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца, в 1861 году - северный придел святого Филарета Милостивого. В самом конце столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.


Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Однако, и в эту пору храм выделался среди прочих: "Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж ", - так писал о Трифоновской церкви дореволюционный краевед.


После революции


Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон.


В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д. П. Сухов, спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П. Д. Барановский. Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны - они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.


Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947-1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.


Чтимую храмовую икону святого Трифона с мощами после революции передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где в 1980-х годах был устроен придел во имя св. Трифона - освящен приставной престол.


Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе . Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.


Икона с частицами мощей мученика Трифона, находящаяся сейчас в храме иконы Знамения Божией матери (к которому приписана церковь Трифона)


Чудеса по молитвам к мученику Трифону

Лидия Доброва




В далёкие 90-е годы, когда были неприятности на работе и враги, я буквально приползла в Донской монастырь, помолиться. И встретила там старца, иеромонаха Даниила (Сарычева). Он неторопливо вёл службу, неторопливо ступал по маленькому храму монастыря и кадил. Молился коленопреклонённо со слезами на глазах пред чудотворной Донской.

После службы рискнула обратиться к старцу с просьбой помолиться обо мне. Описала ситуацию и услышала ответ: «Молись мученику Трифону. Он защищает от врагов. И Даниилу Московскому». Придя домой, стала искать в книжке «Все храмы Москвы» и обнаружила церковь, где есть икона с частицами мощей этого святого. И отправилась туда.

Позже услышала рассказ отца Даниила с амвона. Он говорил о том, как в молодости он искал работу. После того, как отслужи молебен мч. Трифону, он вернулся домой. Каково же было его удивление, когда у себя на столе увидел конверт с приглашением на вакансию. Правда, тогда он решил пойти учиться.

Такие рассказы очень вдохновляют. Теперь стараюсь почаще обращаться к этому святому. И он очень скор на помощь, быстро слышит. Как же радостно на душе от его чудес!

В Москве, на улице Трифоновской, есть маленький храм, старинный, белокаменный, в честь мученика. Когда-то он был большой, но после революции взорвали два его придела. Основной — этот самый, старинный белокаменный — храм удалось отстоять. И здесь после продолжительного перерыва возобновились богослужения. Хотя и сейчас они проходят только по субботам-воскресеньям, мученик Трифон слышит всегда тех, кто к нему приходит, кто обращается к нему с молитвой. Клирики храма рассказывают, что св. Трифон помогает найти работу, решить жилищный вопрос. А также — найти потерянное. Причем зафиксировано много случаев такой помощи святого людям.


Рассказы современников

Наталья:
— Сегодня по молитве св. мученику Трифону случилось чудо — нашлись безнадёжно утерянные документы. Нашлись в месте, где вообще не могли находиться по логике. От нахождения документов зависели многие важные дела. Это не первый случай, когда по молитвам именно этому святому что-то ненаходимое находится, а потому с радостью об этом свидетельствую и повторяю: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»
Фотиния:
— Слышали от православных людей о помощи в трудоустройстве святого Трифона, но никогда не обращались к святому мученику.
Мой муж решил поменять работу, не зная даже, куда он может пойти работать. Я нашла в молитвослове молитву святому Трифону и попросила помочь мужу. В тот же день позвонил наш друг и предложил моему супругу вполне приличную работу, где он сейчас и трудится.
Честно сказать, мы не ожидали такой быстрой помощи! Это очередное чудо, явленное Богом через Его святых угодников!

Вероника:
— Нам мученик Трифон помог, когда у моего сына, грудного младенца, были колики. Он так страшно кричал, что мы все переругались дома, и я в отчаянии стала читать ему акафист. В тот вечер сынишка первый раз не заплакал, и в следующий — тоже, так и прошли колики… Кто- то скажет — совпадение, но я-то знаю, что это такое было.
Юлия:
— В нашем храме была бабушка, у чьей дочери была очень тяжелая ситуация с квартирой. Бабушка стала заказывать молебны этому святому, ездить по храмам, где есть его иконы. В скором времени дочери… дали квартиру на ул. Трифоновская !!!
Еще слышала в Томске от одного батюшки, что у них корова потерялась… Она вышла прямо из кустов, когда был прочтен акафист мученику Трифону!

Нашла новую работу в прошлом году за две недели. Мой духовный отец служил за меня молебен мученику Трифону.
Евгений:
— Я от уныния и печали молился св. Трифону — прошло быстро, буквально за минуты!
— Мне тоже есть, за что благодарить св. мученика Трифона!
Кстати, день его памяти — 14 февраля — приходится как раз на «День Святого Валентина». Нам как-то батюшка в церкви сказал: св. Трифон принял такую тяжелую мученическую кончину за Христа, а мы в этот день радуемся, веселимся и празднуем Валентина. Я с тех пор по-другому к 14 февраля относиться стала.

Павел, Анна:
— Святой мученик Трифон помог мне и нашей семье. Очень ему благодарны. В трудных ситуациях иду в храм на Трифоновской улице в Напрудной слободе.
Лидия:
— Хотела бы рассказать о чуде, недавно случившемся в моей семье.
Мы срочно собирались на дачу. В суматохе, во время перестановки мебели в квартире, потеряли ключи. Запасных в деревне нет. Кажется, всё обыскали. Уже выходить надо на электричку через полчаса, а ключей нет. Решили остановиться у родственников. И тут я решила читать акафист мученику Трифону. На 13-м кондаке мама вошла в мою комнату, звеня ключами. Они были в женской сумочке, лежавшей на дне огромного мешка с пустыми пакетами, находящегося где-то на балконе… Благодарю св.Трифона за найденную пропажу!

— Напишу про чудо с моим котом. Кот потерялся, и его не было 2,5 месяца. Уже все сроки ожидания прошли, мы кота мысленно похоронили. Но св. мученик Трифон не посрамил моих на него упований и вернул моего любимца в целости и невредимости. Где-то я читала, что св. мученика Трифона именно так и молят — с уверенностью в его помощи и с любовью. И тогда он всегда помогает.
— Хочу рассказать об одном случае, который произошёл со мной в Сербии.
Я поехала на такси в горный монастырь Сапочаны (на такси, т.к. накануне прошла километров 30 по горам в поисках другого монастыря, и там растеряла все силы…) Когда меня водитель вёз обратно в город, я что-то смотрела в сотовом. А потом положила его в карман куртки. Доехали до центральной площади города, где меня водитель высадил, и я пошла гулять по городу. Когда через полчаса я решила посмотреть, сколько времени, то поняла, что телефона у меня больше нет. Я всё обыскала, но не нашла. Побежала назад на центральную площадь, по дороге моля св. Трифона, чтобы мой сотовый как-нибудь нашёлся (хотя, как он мог найтись?? Таксистов много, мой — неизвестно в каком направлении уехал. Да и не факт, что я потеряла сотовый именно в такси, а у меня его кто-то не вытащил из кармана, например…) Прибегаю на площадь, к стоянке таксистов. Начинаю там первому встречному таксисту рассказывать, что потеряла сотовый.

— В Сапочаны? Это тебя возили в Сапочаны? — переспрашивает он по-сербски.
— Да, это меня!! Вы не знаете, где таксист, который меня возил?
И закрутилось. Водители стали куда-то звонить, между собой обсуждать, собралось их человек 10, наверное. В итоге нашли моё такси, а из него уже идёт водитель и хитро улыбается. Показывает сотовый (мой), говорит, «а я его нашёл между сидением и дверью, он завалился…»
Радости было! В путешествии сотовый был мне очень нужен, да и вообще, там все контакты и прочая информация… Вот так мне чудесным образом св. Трифон помог вновь обрести мой сотовый!

Наталья:
— По молитве к мч. Трифону нашлась моя собака… Это она сейчас стала домашняя, а когда нам её отдали, была взрослая и дикая. Как-то на прогулке в парке убежала. Я в темноте её искала повсюду, звала… Когда вспомнила про св. Трифона и попросила его о помощи, моя собака вышла из кустов. Это было большое чудо, ведь от дома было уже далеко.

Святой отвечал:

– Имя мое – Трифон, отечество мое – селение Кампсада, близ города Апамейска, фортуны же мы не признаем, ибо веруем, что всё совершается по Божию промыслу и неизреченною Его мудростью, а не фортуною, и не зависит ни от течения звезды, ни от случая, как веруете вы. В жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христос – вера моя, Христос – похвала моя, и венец славы моей.

Эпарх на это сказал святому:

– Вероятно, ты до нынешнего дня вовсе не слыхал о царском повелении, по которому всякий, кто называет себя христианином, и не поклоняется богам, должен умереть злою ; итак, образумься и оставь свою льстивую веру, чтобы не быть вверженным в огонь.

Но Трифон воскликнул:

– О, если бы мне сподобиться чрез огонь и все муки получить кончину за имя Иисуса Христа, Господа моего и Бога!

Эпарх продолжал:

– Трифон, советую тебе принести жертву богам, ибо вижу, что ты, хотя и молод телом, но имеешь совершенной разум, и я не желаю, чтобы ты умер злою !

– Я тогда буду иметь совершенной разум, – отвечал святой, – когда принесу Богу моему совершенное исповедание, и если сохраню неизменною, как многоценное сокровище, благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя в жертву ради меня.

Тогда епарх, угрожая святому, с гневом вскричал:

– Огню предам твое тело, душу же твою укрощу самыми лютыми казнями.

– Ты угрожаешь мне огнем угасающим, – отвечал Трифон, – после которого остаётся только пепел, я же вам, неверующим, угрожаю огнём вечным, неугасающим; оставь суетную веру твою и познай истинного Бога, чтобы не раскаяться тебе после, когда впадешь в огонь вечный.

Но Акилин, воспламенившись сильнейшим гневом, повелел бить святого, повесив его на дереве. Услыхав это приказание, Трифон сам тотчас снял с себя одежды и с радостью отдал тело свое палачам на истязание. Палачи, повесив его на дереве, со связанными сзади руками, жестоко истязали его в течение трех часов. Но святой мужественно терпел мучение, ни одного крика, ни одного стона не издав за всё время, пока его били. Когда кончили истязать его, Акилин снова обратился к нему с увещанием:

– Одумайся, Трифон, оставь свое безумие, обещай поклониться богам, ибо никто из нежелающих повиноваться царскому повелению не может избежать ужасной смерти.

Святой дерзновенно отвечал:

– И я тебе говорю, что никто, отвергающийся небесного Царя Христа, не может наследовать жизнь вечную, но будет послан в огонь вечный, никогда не угасающий.

Эпарх на это сказал:

– Нет другого царя небесного, кроме Зевса, сына Сатурнова , он есть отец и богов и людей, и если кто ему не кланяется, тот не может оставаться в живых; поклонись и ты ему, если хочешь наслаждаться сладостью сей жизни.

Тогда святой, желая просветить язычника светом истины и изобличить всю мерзость язычества, сказал Акилину:

– Пусть будут подобны твоему богу Зевсу все поклоняющиеся ему и надеющиеся на него; а о нем повествуется, что он был первым пребеззаконным волхвом и пагубным чародеем, отцом всякого нечестия и безбожия, по смерти которого люди, желавшие следовать его злым делам, устроили ему золотых и серебряных идолов, назвав его богом; и сделали это затем, чтобы иметь оправдание и для себя самих в своей нечистоте и беззаконии, дабы никто не укорял их в постыдных делах, потому что и бог их был таков же; подобным образом и другие мерзкие и всезлобные люди были возведены на степень богов своими подражателями ; вы же, веруя в эти древние нечестивые предания и ложные басни, поклоняетесь бездушным и немым идолам, забывая о Боге живом, Который небо утвердил, землю основал на водах, и излил воздух; Бог, создавший каждую тварь и давший ей видимой образ, господином над всем поставил человека, созданного после; но человек, по зависти диавольской, прельщенный лукавым змием (Быт., 3 гл.), впал в бесчисленные бедствия; тогда Бог – Слово, умилосердившись над ним, по Своему изволению, Сам благоволил воплотиться, и явился в подобии человеческом, умер на кресте, был погребен, в третий день воскрес, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца, пока не познает Его всё создание; тогда Он опять придет с силою и славою великою, и воздаст каждому по делам его. Он есть богов и Царь царей, и Судия живых и мертвых; а почитаемые вами боги послужат на возжжение огня вечного со всеми поклоняющимися им.

После этого епарх Аквилин, собравшись на охоту, велел захватить и святого Трифона, приказав привязать его к коню и вести за собою. Большие мучения пришлось выносить святому: пальцы ног его отрывались, потому что, при ужасном морозе, ноги его были босы, а конь наступал и давил их своими ногами, – и ступни его растрескались, но мученик, вперив духовный взор к Богу и, пламенея любовью к Нему, ни во что ставил эти мучение, и пел слова Давида: «Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои» (), и другие: «Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию» ().

Повторяя вместе с тем и слова святого первомученика архидиакона Стефана:

«Господи, не вмени им греха сего» (). Возвратившись после охоты, епарх призвал к себе мученика и сказал ему:

– Теперь, несчастный, не надумал ли ты благоразумно принести жертвы богам, или остаешься в своем прежнем безумии?

Святой отвечал:

– Ты сам, ослепленный диаволом, преисполнен безумия и невежества, потому что не можешь познать Создателя всех и поклониться Ему; а я остаюсь премудрым, не отступая от спасающей меня истины.

Эпарх велел отвести святого в темницу; а сам отправился в ближайшие пределы страны, где и оставался некоторое время.

По прибытии обратно в Никею, епарх, явившись в судилище, снова вызвал Трифона и сказал ему:

– Не научило ли тебя продолжительное пребывание в узах повиноваться царскому повелению и обратиться к богам?

Так святой Трифон, от юности посвященный Богу, приведший множество людей ко Христу, и исцеливший многих из них от болезней, после великих мучений, принятых за истину, увенчан нетленным венцом от Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Которому слава во веки. Аминь .

Тропарь, глас 4:

Мученик Твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души нашя.

Кондак, глас 8:

Троическою твердостию многобожие разрушил еси от конец всеславне, честен во Христе быв, и победив мучителей во Христе Спасителе, венец приял еси мученичества твоего, и дарования божественных исцелений, яко непобедимь.

Фригия – одна из больших областей Малой Азии. Апамея – самый значительный город Фригии, с оживленною торговлей. Церера (или Деметра) – римская и греческая богиня земли и плодородие. Посейдон (Нептун) почитался братом Зевса и полновластным повелителем морей, рек и всех источников и водовместилищ. Аполлон (Феб) – один из наиболее почитаемых древними греками и римлянами языческих богов, считавшийся богом солнца и умственного просвещения, а также охранителем закона. Диана (Артемида)-известная языческая богиня у греков и римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них; Диана считалась богиней луны и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей.

Марс (или Арей) – греко-римский бог войны. Венера – греко-римская богиня красоты и любви. Празднества в честь ее сопровождались проявлениями крайней разнузданности и разврата.

Часть мощей святого Трифона хранится в Москве, в церкви его имени, что в Напрудной. Существует предание, имеющее тесную связь с историею этого храма. Однажды на охоте у царя Иоанна Васильевича Грозного, по какой-то оплошности сокольника боярина Трифона Патрикеева, улетел любимый кречет; царь приказал этому сокольнику во что бы то ни стало разыскать кречета в три дня, в противном случае угрожая смертною казнью. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и от сильного изнеможение заснул крепким сном под деревом. Перед этим Патрикеев усердно молился о помощи святому мученику Трифону, которого, по самому имени своему, считал покровителем и надежнейшим руководителем. И видит сокольничий дивной сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и держит на руке царского кречета. «Возьми, – говорит, – пропавшую твою птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься». Проснулся сокольник и видит – на руке у него действительно сидит царский кречет, которого он и отвёз к Грозному, причем рассказал ему и свое видение. Прежний гнев государя и угрожавшее сокольничему страшное бедствие заменились милостями царскими, и благочестивый боярин Трифон Патрикеев, в благодарность пред Богом и пред угодником Божиим святым мучеником Трифоном за спасение своей жизни, немедленно построил сперва часовню на том месте, где нашел своего сокола, а потом, как говорят, при содействии даже самого государя, соорудил близ этой часовни и каменную церковь во имя святого мученика Трифона, на том самом месте, где совершилось вышеописанное явление ему сего святого мученика.

В Большом Требнике (гл. 60) помещен «Чин бываемый на нивах, или винограде или вертограде, если случится повредиться от гадов, или иных видов». Этот «Чин» совершается в том случае, если появится «вред и тщету нивам, виноградам, садам же и вертоградам наносящие» «многовиднии звери, черви, гусеницы, хрущи и саранча, мыши, щуры и критицы, и различные роды мух и мушиц» и проч. В указанном «Чине» говорится: «подобает быть литургии и вжигати кандило святого Трифона, или св. Евстафия или св. Иулиана Ливийского, или и обоих», и после литургии «взять елей от кандил, и воду св. Богоявления и кропить крестообразно «на ниву или виноград или вертоград, глаголя молитвы». В том же «Чине» находится «заклинание святого мученика Трифона», составленное от лица этого св. угодника. Веруя, что святой Трифон, при жизни отгонявший «единым только пришествием своим духов лукавствия» и своими молитвами отвращавший общественные бедствия, – и по блаженном успении своем не оставляет помощью тех, которые прибегают к нему, упомянутое «заклинание» вредных для растительного царства насекомых и гадов и произносится от лица святого Трифона, как такого угодника Божия, который имеет великую славу у Бога и может с большим дерзновением повелеть им именем Господа «отойти от места и окрест пределов рабов Божиих».


Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 - 244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы - веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям: били палками, терзали тело железными крючьями, обжигали раны огнем, водили по городу, вбив в ноги железные гвозди. Все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. Наконец, он был осужден на усечение мечом. Перед казнью святой мученик молился, благодаря Бога, подкрепившего его в страданиях, и испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь. Прежде, чем воины занесли меч над головой святого мученика, он предал душу свою в руки Божий. Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено.

Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим. Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю - мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: "Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься". Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Через некоторое время на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

С вятой мученик Трифон (+250) родился в одной из областей Малой Азии - Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.

Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238 - 244). В молодую, умную и красивую царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли...». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.

Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя... Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16,5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7,60).

Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.

Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «...Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.

Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее - месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем - в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.

Существует предание что при царе Иоанне Грозном (1533 -1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя - святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.