213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки "Лисичка со скалочкой". После обращения делайте паузу (Ι) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?
Предложения с обращениями по цели высказывания вопросительное.
214. Прочитайте, найдите обращение. Как они выделяются в устной речи и на письме на письме? Спишите, подчеркивая обращение.
Обращение выделяется запятыми на письме. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательный интонацией, то после него ставится восклицательный знак. В устной речи обращения выделяют звательной интонации.
215. Переставьте обращения в середину или в конец предложения. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.
1. Мама, разре
ши (слов.) мне сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне, мама, сегодня пойти на книжную выставку. - Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.
2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. - Не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.
216. Составьте предложения по схемам. (Ο обозначает обращение).
1. Коля, когда ты проснёшься?
2. Михаил Игоревич! Поздравляем вас с юбилеем!
3. Тебе, Анюта, нужно больше читать.
4. Как у вас уютно, Марья Ивановна!
217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких - подлежащими?
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка
(обращение)
моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка
(обращение)
моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка
(подлежащее)
моя,
Чтобы сливочек бурёнушка
(подлежащее)
дала.
218. Придумайте ситуацию, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
Николай Иванович;
- Николай;
- сынок (сыночек);
- господин Рыбаков;
- коллега;
- молодой человек;
- доктор.
Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.
1. Николай Иванович, мы ждем вас в девятом кабинете. (обращение коллег на работе).
2. Николай, как ты думаешь, успеем сегодня заскочить на стадион? (обращение друга) ?
3. Сынок, помоги мне, пожалуйста, занести диван в гостиную. (обращение мамы к сыну).
4. Мы рады вас, господин Рыбаков, видеть на нашей конференции! (обращение на деловой встрече) !
5. Ну что, коллега, приступим к обходу. (обращение коллеги, с которым в хороших отношениях) .
6. Молодой человек, разрешите пройти. (обращение незнакомого человека).
7. Когда уже нас выпишите, доктор? (обращении пациента).
219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
- вы хотите узнать дорогу;
- вы просите продавца показать товар;
- вы спрашиваете, который час.
Пожалуйста, подскажите, как пройти к остановке. Будьте добры, покажите ту хрустальную вазу. Извините, не подскажете который час.
220. Как по-разному (по фамилии, имени и отчеству, словом с уменьшительно - ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.
Мариночка, давай я помогу тебе приготовить обед. Марина Петровна, сегодня в десять часов утра у нас будет совещание. Дорогая Марина! Поздравляем тебя с Днем рождения! Ну скажите Кольке, тётя Марина, чтобы он не дрался. А где у нас соль, Марин?
221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судят только по этим обращением, об отношении М. Горького к сыну?
Предложения с обращениями: Посылаю тебе,
дружище,
книгу "Живое слово", в ней собраны луч
шие (слов.) образ
цы (образе
ц) русс
кого (слов.) языка...
Пока,
до свидания! Обнимаю тебя,
детишка моя!
Судя по обращениям, можно сказать, что М. Горький очень сильно любил своего сына.
Цель урока : повторить и закрепить сведения об обращении.
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитывающие задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, таблица “Составление схемы предложения с обращением”.
Ход урока
Сегодня, ребята, мы продолжим с вами работать над темой “Обращение”.
Начнем с игры “Составь предложение”. Решив ряд задач, вы должны из нескольких компонентов составить предложение, которое будете записывать в тетрадь, по мере выполнения каждого задания. Несколько человек будут выполнять индивидуальные задания по карточкам.
Итак, прочитайте, какое предложение у вас получилось.
Опустились легкие снежинки на тропинки.
1. Анализ предложений.
Задание. Переделайте полученное предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Выполните синтаксический разбор данного предложения.
Легкие снежинки, опуститесь на тропинки.
2. Фронтальный опрос:
а) Обращение является членом предложения?
б) Входит обращение в грамматическую основу предложения?
в) Как же вы будете отличать подлежащее от обращения? Назовите отличительные признаки.
Подлежащее входит в грамматическую основу, от сказуемого можно задать вопрос к подлежащему, а обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.
Обращения произносятся с особой интонацией, после обращения нужно делать паузу.
3. Запись предложений на доске.
Ребята, а ведь подлежащее и обращение имеют и общие признаки. Давайте запишем еще несколько предложений и разберемся в этом.
Школьники соблюдают правила дорожного движения. – Соблюдайте, школьники, правила дорожного движения.
Друзья прочитают интересную книгу о покорении космоса. – Прочитайте интересную книгу о покорении космоса, друзья.
Вопрос: Назовите общие признаки (Выражены существительными в именительном падеже, могут стоять в любом месте в предложении).
Физкультминутка (упражнение для глаз)
4. Комментированное письмо.
Да, ребята,
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А.Косоговский)
Задание. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания и нарисуйте схемы.
1. Братцы, что он про меня сочиняет?
2. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь?
3. Я вам открою тайны здешних мест, друзья.
Вывод: Итак, обращения выделяются запятыми. Если обращения стоят в начале или в конце предложения, то выделяются одной запятой, если в середине – двумя.
5. Выборочный диктант (с последующей проверкой).
Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.
Задание. Из предложений, которые я вам буду читать, выписать обращения.
1. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?
2. Я вижу вас, родные степи.
3. Расцветай, наш край родной.
Я люблю тебя, Россия.
Сыпь ты, черемуха, снегом.
Вывод: Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов.
6. Творческая работа в группах.
Задание. Составьте диалог, употребив обращения:
Вывод: обращения в устной речи выделяются интонационно.
7. Работа с сигнальными карточками.
Задание. Я читаю вам предложение, а вы показываете мне ту карточку, схема которой соответствует структуре указанного предложения.
1. Прощай, любимый город.
2. Добро пожаловать, скворцы.
3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
4. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.
5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.
6. Ребята, охраняйте птиц.
1. Что такое обращение?
2. Как обращения выделяются на письме?
3. Чем выражены обращения?
4. Какое место в предложении могут занимать обращения?
5. Назовите отличительные признаки обращения и подлежащего.
А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал: поработаем с тестами.
Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу и наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.
Ваша задача дома выписать предложения с обращениями из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, конкретно - с обращениями к волшебному зеркалу. Посмотреть, как изменяется характер обращений к одному и тому же предмету в зависимости от настроения говорящего.
Карточка 1
Карточка 2
Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.
Карточка 3
Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.
Задание. Составьте предложение, решив ряд задач.
Тропинки в саду засыпали листья.
(Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на).
Вариант 1
Вариант 2
Задание. Найдите предложения с обращениями, знаки препинания не расставлены.
В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.
1. Правописание запятых при обращении.
Сначала определим сам термин «обращение».
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.
Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.
На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:
Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:
2. Правописание запятых при междометиях.
Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .
Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.
Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):
Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:
Обращением называют слово или сочетание слов, которые прямой речи называют того, к кому обращена речь. Например, Саша сходи за хлебом; Юный друг, всегда будь юным; А ты, Даша, пойдешь в кинотеатр?
Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения. В начале предложения: Юрий, ты сделал уроки?В середине предложения: А ты, Клава, умеешь играть на скрипке?В конце предложения: Зачем тебе поломанный велосипед, Павел?
В начале предложения обращение может отделяться запятой или восклицательным знаком, если обращение произносится с повышенным восклицанием. Можно сказать: Коля, сходи вынеси мусор. Но можно сказать и так: Коля! сходи вынеси мусор. В отличие от вводных слов обращения не выделяются знаками тире, а лишь запятыми. После обращений делается пауза.
Обращение не всегда легко найти в тексте. Например, А вы, дорогие друзья, приходите завтра. Неопытный ученик может выделить вот так обращение в предложении: А вы дорогие, друзья, приходите завтра. Поэтому важно быть внимательным при выделении обращения.
Таким образом, обращения могут состоять из одного одного слова (Владимир, надеть на голову шапку, а то на улице холодно) и распространенными, когда используется два и более слов: А вы, снежные метели, куда мчите?.
Также следует заметить, что бывают и такие обращения, которые могут быть раскиданы по всему предложению, то есть одна часть может быть, например, в начале предложения, а вторая в конце предложения. Например, Куда вы, дорогая, идете, девушка. Такие обращения свойственны разговорной речи.
Иногда вместе с обращениями употребляется частица "о". Например, О моя юность, куда ты ушла? В таких случаях частица "о" не отделяется запятой от обращения, а представляет собой единой обращение.
Обращение – это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной (Пушкин).
Основная цель обращения – привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику. Например: Что делаешь, милая? (Островский).
В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает, например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (Гончаров).
Иногда в поэтической речи возможно риторическое олицетворение-обращение. Оно призывает неодушевленный предмет стать участником общения. Например: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (Пушкин.)
Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным, например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (Есенин).
На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Сравните примеры ниже:
Что, батька, так рано поднялся? (Пушкин)
Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов)
В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак. Например:
Уважаемый Иван Иванович!
Обратите внимание: слово УВАЖАЕМЫЙ входит в состав обращения и не отделяется запятой. Сравните:
Здравствуйте, Иван Иванович!
В этом примере после слова ЗДРАВСТВУЙТЕ нужна запятая, так как оно не входит в состав обращения, а выступает в роли сказуемого.
Междометия – это особая часть речи, которая служит для выражения различных чувств и волевых побуждений. К этой части речи относятся слова АЙ!, АХ!, УВЫ!, БАТЮШКИ! и другие.
Междометия, как и обращения, не являются членами предложения, а на письме отделяются запятой или восклицательным знаком.
Увы! Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял (Пушкин).
Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин).
Как и у многих правил правописания, у этого правила есть исключение, которое необходимо запомнить. Если междометие О в предложении стоит перед обращением, то запятая или восклицательный знак между междометием и обращением не ставится. Сравните:
О, зачем я не птица, не ворон степной! (Лермонтов).
Не прав твой, о небо, святой приговор (Лермонтов).
Кроме этого, нужно знать, что иногда междометия входят в состав цельных сочетаний, например: ЭХ ВЫ, ЭХ ТЫ, НУ ЧТО Ж, АЙ ДА. В этом случае запятые ставить не нужно, например: Ну что ж теперь делать?