Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Каджурахо - храмы любви и секса. Храмы в Кхаджурахо – красота тела и духа Комплекс кхаджурахо в индии

Каджурахо - храмы любви и секса. Храмы в Кхаджурахо – красота тела и духа Комплекс кхаджурахо в индии

Индийский храмовый комплекс Каджурахо в настоящее время является одним из памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально, храмов было около 85, но до нынешнего времени, дошло только порядка 30. Те храмы, которые уцелели, как не странно находятся в хорошем состоянии и это несмотря на то, что около 1000 лет они не были посещаемы. Если этот комплекс сравнить с храмами, которые расположены в Ориссе, то становится ясно, что они являются уникальными строениями, ведь у них нет привычных ограждений, которые обычно бывают у таких построек., хотя они построены на высотах.

Стены храма с внешней стороны, украшены человеческими формами, которые демонстрируют любовные утехи. Этот комплекс очень часто называют храм любви. И это неспроста. Каждая человеческая скульптура выполнена в каком-то пульсирующем, жизненном тонусе. Каждая фигура, каждый жест и то, как они выполнены, делают данное место уникальным. Слаживается такое ощущение, что в каждой фигуре имеется жизнь, она пропитана ею. Просто невероятно, что такое можно сотворить из камня – нужно быть уникальным мастером своего дела, чтобы вонзить в камень душу. К примеру, на башне Shikhara, имеются плавные линии, которые придают ей очень элегантный силуэт. Они имеются практически на всех башнях, но, несмотря на это, все храмы отличаются друг от друга.

Главное, что их всех объединяет – это эротизм. По этому поводу, имеется несколько версий, почему именно такой стиль был выбран. Главной является такова, что эротические скульптуры – это соединение мужского и женского начала, что так популярно в буддизме. Еще одно предположение, которое так же имеет право на жизнь – это сексуальный опыт человека, который сливается с божественными чувствами. Некоторые археологи предполагают, такой факт, что раз эротика изображена на наружных стенах, а внутри отсутствует, то это своего рода предупреждение. Они считают, что нельзя входить в храм, если на уме имеются плотские желания.

Как бы там не было, здесь есть на что посмотреть. Кстати, еще одно популярное название этих дворцов - обитель любви, а один из самых красивых храмов этого комплекса - храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Наиболее важные храмы комплекса, расположены на севере комплекса. Всего их 12 штук. Наиболее крупный из них храм Шивы в Индии. Он несет на себе воздушные вибрации, которые великолепно продумал архитектор, который работал с ним.

Сам комплекс, можно смело назвать Камасутрой, которая высечена на камне. Изучить каждую скульптуру стоит очень тщательно, чтобы не упустить важного момента, который хотел донести людям создатель храмов. Со всех стран ежегодно сюда съезжаются множество людей, которые желают увидеть это необычное творение человеческих рук, ведь такого больше нигде не увидишь. Добраться сюда, вам не составит огромной сложности, ведь в Индии каждый знает, где расположен этот комплекс.

Чужеземный образ жизни либо шокирует и раздражает, либо помогает взглянуть на мир шире и понять что-то простое, но очень важное. Храм Каджурахо в Индии – не исключение, он даёт возможность посмотреть на привычную жизнь под другим углом.

В Индии все выглядит ярче и немного по-другому. Вместо улиц с тротуарами и светофорами – узкие лабиринты, где, случайно свернув не туда, на полтора часа становишься участником квеста «найди выход». Вместо такси с шашечками – худой велорикша, заменяющий собой все лошадиные силы. Вместо номера с горячей водой ищешь номер с холодной.

Если в расписании указано, что поезд прибывает на 20 минут раньше, на самом деле он опаздывает на 23 часа 40 минут. Чудеса в Индии на каждом шагу. И если не искать то, чего и дома достаточно, она может приятно удивить. Путешествие по Индии помогает в это по-настоящему поверить.

Храм любви Кхаджурахо

Но чтобы разобраться, какая она на самом деле, — , стоит рискнуть и выбраться за пределы отеля, пляжа и туристической резервации в целом. Превратиться из homo turistas в настоящего искателя приключений, а они наверняка начнутся с первой же минуты.

Колорит Индии легче всего прочувствовать в тех местах, где ее нравы значительно отличаются от русских. Например, на родине Камасутры в храмовом комплексе Каджурахо в Раджастане или в вечном городе Варанаси.


Фото скульптур на стенах Кхаджурахо

Комплекс Кхаджурахо занесен в список мирового наследия ЮНЕСКО . Для мира его в 1838 году открыл один британский офицер. Он обнаружил в окрестных джунглях , украшенные скульптурами, которые могли бы смутить даже Казанову. Из 85 храмов до наших дней сохранились 22.

Они были построены почти тысячу лет назад правителем Чандраварманом и прославились на весь мир как храмы Камасутры. Одна версия связывает их с таинственными тантрическими практиками древних индийцев, а другая подчеркивает, что откровенные сцены изображены исключительно на внешних стенах храмов. И это могло указывать на то, что человеку стоит освободиться от страстей, прежде чем заходить внутрь.

Достопримечательности сегодня

Сегодня для того, чтобы войти в индуистский храм, нужно, как минимум, разуться и обойти религиозные сооружения – строго по часовой стрелке. Сохранившиеся храмы разделены на три группы: западную (вход платный), восточную и южную (посещение бесплатное).

Забавно, что иностранцы приезжают в Кхаджурахо, чтобы поразглядывать эротические картинки, а индийцы приходят сюда, чтобы понаблюдать за реакцией иностранцев. Забавно то, что для иностранцев билет стоит раз в 10 дороже, чем для самих индийцев.

Несмотря на популярность, храм Каджурахо не превратился из деревни в шумный туристический центр. Сюда можно добраться самолетом из Дели или Агры и остановиться в роскошном отеле (помня, что индийские и европейские «звездочки» сильно отличаются друг от друга). А можно спать прямо на крыше гест-хауса, просыпаться от криков сотен попугаев и вместе с поваром-индийцем готовить манговый ласси (йогурт) на завтрак.

Традиции и современность

Индийцы не только живут бок о бок с традициями, но и во многом их продолжают. Один из сакральных ритуалов – кремация на берегу Ганга – ежедневно совершается в городе Варанаси. Для индуиста быть сожженным в Варанаси – значит навсегда выйти из круга перерождений.

Для западного мира этот город Жизни и Смерти открыли музыканты группы Beatles. Теперь по их стопам часто следуют те, кто охотится за эффектными кадрами. Хотя сфотографировать костры кремации довольно сложно, индийцы тщательно следят за каждым шагом, если у вас в руках камера.

Обязательная программа в Варанаси включает предрассветную прогулку на лодке (150 Rs) вдоль гхатов – больших ступенчатых спусков к реке Ганг. Индуисты называют ее Ганга и почитают как богиню-мать. Здесь можно увидеть весь круговорот индийской жизни.

Целые семьи окунаются в реку, чтобы провести пуджу (приветствие богам), купаются, стирают одежду и сушат девятиметровые на каменных ступенях.

Поблизости проводят кремацию, в воду бросают пепел, тут же забрасывают рыбацкие сети. Вдоль гхатов бродят буйволы и обезьяны, дети играют в крикет и просят угостить их печеньем, продавцы цветов сидят рядом с обнаженными монахами и заклинателями змей – вечное мирно уживается с низменным.

Название :

Местонахождение : Кхаджурахо, шт. Мадхья-Прадеш (Индия)

Создание : XI в.

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течении семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году.

В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре. На бесчисленных рельефах вырезаны воины, танцовщицы, слоны, акробаты, лошади, музыканты, охотники, влюбленные в страстных объятиях. Храмы Кхаджурахо в Центральной Индии считаются одним из самых выдающихся достижений индуистского зодчества средневекового периода.

Архитектура храма:

  1. Цоколь храма . Многоступенчатый цоколь храма украшен сплошными резными полосами узоров из цветов и растений. Ритмы сменяющих друг друга углублений и выпуклостей, света и тени создают эффект живой, динамичной поверхности.
  2. Священная гора . Самая высокая башня олицетворяет священную гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и вселенной; на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие). В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.
  3. Главная шикхара . Главная башня – шикхара – возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.
  4. Малые башни . главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию.
  5. Трансепт . Конструкция крестообразного в плане здания с боковыми крытыми навесами и сквозными балконами обеспечивает хорошую вентиляцию помещения.
  6. Статуи . Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.
  7. План . Каждый храм ориентирован по оси восток-запад; его план имеет форму двойного креста. Части здания обозначены на плане в следующем порядке: 1) лестницы; 2) портик; 3) зал для молящихся – мандапа; 4) святилище и башня-шикхара; 5) боковые трансепты с балконами; 6) крытая галерея.
  8. Песчаник. Блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки.
  9. Конструкции. При возведении каменного храма строители воспроизводили конструкции древних деревянных храмов.
  10. Каменных скульптуры. С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.
  11. Эротические сцены. Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками. Путеводители того времени стыдливо отговаривали туристов от посещения храма.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
  • Всеобщая История Искусств, том второй Искусство Средних веков “ИСКУССТВО”, Москва, 1961

Храмовый комплекс Каджурахо (Индия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храмы Каджурахо каждый год привлекают все более увеличивающийся поток туристов. Каджурахо - общепризнанный памятник архитектуры с таинственной историей создания, процветания, упадка, забвения и счастливого воскрешения из небытия. Сам факт существования Каджурахо окружен эротической аурой.

Немного истории

В соответствии с легендарной версией событий, храмы Каджурахо были построены потомками женщины, соблазненной богом Луны. Теоретически, в этом случае они должны быть назиданием для всех адептов внебрачных связей. По другой версии, строители храмов исповедовали тантризм, религии, где энергетический обмен во время сексуального акта является медитативной практикой.

Так или иначе, поверхности большинства из двадцати двух найденных на сегодняшний день храмов обильно покрыты барельефами эротических сцен с участием людей и животных. Зато внутри храмов фигур в пикантных позах вы не найдете. Так что возможно, эротическая оболочка представляет собой своеобразный тест: если человек не готов принять изображенное снаружи (или слишком увлечен соблазнительными картинами), у него нет шанса попасть внутрь храма.

Храмы Каджурахо открыты миру - их не окружают привычные для всех храмовых комплексов защитные стены. Постройки расположены на высоких платформах, углы которых венчают малые святилища. Вокруг платформ располагаются балюстрады, сплошь украшенные рельефами.

Памятники Каджурахо

Западная группа храмов

Географически весь храмовый комплекс делится на три части. В самой крупной Западной группе храмов находится храм Lakhmana - старейший и самый известный храм, названный в честь правителя, его построившего; храм Chitragupta, посвященный богу Солнца, обращенный навстречу восходящему солнцу; храм Matanageswara (Матангешвара), посвященный Шиве и украшенный двухметровым лингамом - это единственный функционирующий храм Каджурахо. Здесь находится самый приметный храм - Кандарья Махадева, высотой 80 метров, окруженный 84 башнями меньших размеров.

Самый эротичный храм комплекса - Деви Джагдамба, отличается особой натуралистичностью изображений. А храм Вишванатхи, украшенный скульптурными группами слонов и львов служит обрамлением для огромного изваяния трехликого Брахмы.

Восточная группа храмов

Восточная группа храмов более традиционна и состоит из четырех джайнистких и трех индуистских храмов. В Восточную группу храмов входят: храм Parsvanath, отличающийся утонченной изысканной резьбой, в которой прописаны мельчайшие детали; джайнистский храм Ghantai; старейший из храмов комплекса - храм Brahma, построенный из гранита и песчаника и посвященный Вишну.

Южная группа

В пяти километрах от центра Каджурахо находится наименьшая группа храмов - здесь их всего два. Это так называемая «Южная группа храмов», где находятся храм Dulhadev, прославляющий лингам Шивы и храм Chattarbhuj - единственный храм комплекса в котором нет эротических скульптур.

Посещение

Вход в храмы стоит 5 USD для иностранных туристов (кстати, если у вас случайно сохранился билет по которому вы входили в Тадж-Махал , вы можете использовать его здесь). Храмы открыты для посещений от восхода до заката. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Каджурахо - храм Камасутры

Искупление греха в чувственном наслаждении

Подлинная история храмов Кхаджурахо неотделима от легендарной

Сын Луны

Средневековая индийская легенда донесла до нас рассказ о красавице Хемавати и её сыне Чандравармане. Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог луны , залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, особенно недопустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам. Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери.

Хемавати послушно покинула Варанаси удалилась в лес. Там в маленькой деревне Кхаджурахо она родила сына и дала ему имя Чандраварман. Мальчик вырос таким же сильным и красивым, как его божественный отец. В 16 лет он мог голыми руками убить тигра . И тогда Хемавати призвала бога луны. Чандра сделал своего сына царем, а Кхаджурахо стала его столицей. Молодой царь одержал много побед над врагами, построил вокруг Кхаджурахо восемьдесят пять храмов. Совершенные во время строительства ритуалы, включавшие украшение храмов фигурами в эротических позах, освободили его мать от её вины. Так, согласно легенде, появились ныне известные во всем мире индуистские храмы в Кхаджурахо, украшенные эротической скульптурой.

Проза жизни

На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была совсем иной. В IX-XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата . В одном сочинении того времени сказано:

Царское достоинство — это не наследственное право. Оно не может быть передано и письменным документом. Им пользуются, когда его приобретают при помощи меча. Землей правят герои.

Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев — прирожденных царей и воинов. Утвердившись у власти, раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов. Но кроме подтверждения кастовой принадлежности новоиспеченному царю, для легитимизации своей власти полагалось щедро одарить представителей касты жрецов — брахманов — земельными владениями и индуистскими храмами.

Сильнейшим из раджпутских царств к VIII веку стало царство Гурджара-Пратихаров . Временами контролируемые некоторыми членами этой династии территории покрывали половину всей Северной Индии, а их вассалами считались правители большинства мелких княжеств. Среди этих последних были представители раджпутского клана Чандела, взявшие со временем себе второе наименование — Чандратея, то есть «потомки Чандры», бога луны, объясняя такое переименование уже известной нам легендой. К IX веку они добавили к своим владениям небольшое княжество в Центральной Индии со столицей в Кхаджурахо (на территории современного штата Мадхья-Прадеш). Тогда город назывался Кхаджураватика, что в переводе с санскрита означает «лес финиковых пальм».

Чанделы были доблестными воинами и верными вассалами. Они помогали Пратихарам отбивать набеги мусульман из долины Инда . Особенно отличился царь Харшдев (Harsha Deva, годы правления ок. 900-925). В 914-915 годах Пратихарам противостояла сильнейшая держава Индии — империя Раштракутов (Rashtrakuta). Двигаясь с юга, армии их царя Индры III (Indra III, годы правления 914-929) одерживали одну победу за другой и даже захватили столицу Пратихаров город Канаудж . Исход войны решило вмешательство армии Харшдева: с его помощью сюзерены вернули свои владения, а он сам сильно укрепил собственное влияние.

Но основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925-950). Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (Dhanga, годы правления ок. 950-1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.

Небесные нимфы апсары и сурасундари. Фото (Creative Commons license): Librex

Завоевав в ходе серии победоносных походов значительную часть Центральной и Северной Индии, включая Варанаси, Дхангдев принял титул Махараджадхираджа Калингарадхипати, то есть «великий царь, царь царей, повелитель Калингара». Будучи покровителем искусства и архитектуры, он продолжал храмовое строительство в Кхаджурахо, возведя в частности храм Вишванатха . Новые храмы воздвигались и в XI веке при царе Видхьядхаре (Vidhyadhara Deva, годы правления ок. 1025-1035), который успешно оборонял владения Чанделов от набегов армии Махмуда Газневи из Афганистана и Пенджаба . Итак, храмы Кхаджурахо не были построены в одно время, но возводились постепенно в течение X-XI веков по инициативе царей династии Чандела, бывших не только воителями, но также ценителями и покровителями искусств.

Когда архитектура оживает

X-XII века были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед их завоеванием мусульманами. Храмы Кхаджурахо — без сомнения, самые яркие памятники той эпохи. Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.

Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для строительства послужил песчаник. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Крупнейшие из них величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (шикхары) должны напоминать о вершинах Гималаев , на которых обитают боги. Некоторые храмы, в частности Лакшмана, окружены четырьмя малыми приделами по углам центрального святилища. В эпоху династии Чанделов сакральные постройки были окружены водоёмами и парками.

Однако храмы Кхаджурахо известны не столько архитектурой, сколько скульптурой, украшающей их. Крупнейшие святилища: храмы Махадева, Вишванатхи (оба храма посвящены Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы — верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами, приближающимися иногда к круглой скульптуре. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. В течение дня храмы слегка меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Помимо барельефов, в Кхаджурахо встречаются примечательные примеры культовой монументальной скульптуры. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну. Именно в этом образе, по преданию, он спасал Землю от великого потопа.

Более всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического содержания. Иногда храмы Кхаджурахо даже называют храмами Камасутры . На стенах храмов с интригующей откровенностью показаны «митхуна», пары возлюбленных, и «майтхуна», изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях. Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Между тем эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Особенно это касается фигур небесных нимф — апсар или сурасундари.

Изображение более откровенных и даже непристойных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. Примечательно, что в Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Ученые полагают, что на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют против сил зла и разрушения.

Позитивные аспекты непристойности проявляются во время сезонных индийских праздников в начале весны, таких, как Холи . Стоит также напомнить, что в средневековых храмах Индии жили девадаси (буквально — «рабыни бога»), то есть . Они демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов. Не случайно основным эротическим мотивом Кхаджурахо является изображение аскета вместе с куртизанкой.

Наконец, в индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.

Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры . Бхакти, наиболее быстро распространявшееся в среде поклонников Вишну, требовало от верующего прежде всего любви к богу в разных её формах, в зависимости от пола, возраста и психического склада адепта. Одной из форм почитания Вишну в его аватаре Кришны было воспевание страстной любви пастушек к юному Кришне , имевшей откровенно эротическую окраску. Согласно преданию, однажды, желая удовлетворить беспредельную страсть к нему 900 тыс. пастушек, он воплотился в такое же количество образов и предался любви с ними, используя двенадцать различных поз. Как повествует «Брахма-вайварта-пурана»:

От всех этих совокуплений исходил чарующий звук колокольчиков наручных и ножных браслетов. Все женщины стонали от блаженства .

Такие аспекты культа Вишну повлияли на усиление эротизма в скульптуре Кхаджурахо.

Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви, а кроме того — проник из Индии в тибетский буддизм . В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия — Шакти (часто отождествляемая с Деви) считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации , йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.

Затмение Лунной династии

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии. Судя по сообщениям средневековых географов, храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки — строители величественных и совершенных храмов.

Храм Деви Джагадамби. Фото (Creative Commons license): Paul Mannix

К XIX веку, несмотря на заботу жителей соседних деревень, храмы Кхаджурахо заросли джунглями. Они были обнаружены англичанами в 1830-40-е годы. Реставрационные работы начались только в начале XX столетия. Сейчас Кхаджурахо — это небольшое по индийским меркам местечко с населением около десяти тысяч человек. Попасть туда можно либо автобусом из Агры , либо на самолете (ежедневный перелет по маршруту Дели-Агра-Кхаджурахо-Варанаси). Из восьмидесяти пяти храмов время сохранило только двадцать четыре. Теперь всемирно известный храмовый комплекс превратился в притягательный объект для туристов и охраняется как памятник мирового наследия ЮНЕСКО . В марте здесь на фоне храмов, всё ещё излучающих живую энергию, проходит фестиваль исполнителей индийского классического танца.



Каджурахо - храм Камасутры

В Индии, в штате Мадья Прадеш, есть местечко под названием Каджурахо. У этой деревушки есть свой собственный аэропорт, несколько отелей, налаженный туристический бизнес, чем могут похвастаться только самые крупные города этой страны. Почему же здесь, в глуши, не иссякает поток туристов со всего мира? Отгадка проста — только в Каджурахо можно увидеть уникальные храмы, каждый из которых воспевает чувственную любовь…

Откровенные сцены

В эти глухие места приезжают тысячи туристов, приехавших полюбоваться на необычные храмы, украшенные скульптурами и барельефами. Правда, при этом рекламные проспекты предупреждают — не берите на экскурсию детей. Зрелище, которое предстанет вашим глазам, явно предназначено только для совершеннолетних.

Взрослые же, побывавшие в этих местах, потом взахлеб рассказывают друзьям о впечатлениях и показывают фотографии, на которых смело можно ставить гриф: «Детям до 16 смотреть воспрещается!»

Туристические проспекты завлекают путешественников заманчивыми призывами: «Храмы Каджурахо — самое эротичное место мира! Самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом! Откровенность и секс в каменных изваяниях! Ожившая Камасутра!»

И это вполне соответствует действительности, за исключением последнего — Камасутра имеет к этим храмам самое отдаленное отношение, разве что европейские издатели очень любят иллюстрировать этот древнеиндийский трактат фотографиями скульптур из храмового комплекса Каждурахо.

Когда европейцы впервые увидели эти храмы, то были в шоке — на барельефах торжествовал праздник плоти, и эротические сюжеты древних индийских мастеров показались выходцам из пуританского цивилизованного общества просто порнографическими…

Случилось это в 1838 году, когда отряд англичан-военных случайно наткнулся на удивительную деревушку. Достаточно долгое время об обнаруженных храмах было мало кому известно — в XIX веке такие сюжеты могли только шокировать публику.

Храмы оставались в стороне от туристических маршрутов, только отдельные специалисты-искусствоведы занимались изучением необычных произведений человеческих рук.

Сооружены уникальные храмы были в X-XII веке династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией в те времена. Всего было построено 85 подобных храмов, из которых только 22 дожили до наших дней.

Фасады этих уникальных сооружений заполнены не только откровенными изображениями любовных игр, но и немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен и т.д.

Храм во славу женщины

Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты. Представительницы прекрасного пола изображаются в различных проявлениях. Они пишут письма, играют с детьми, вынимают занозу из ступни, смотрят в зеркальце на свое прекрасное отражение, расчесывают чудесные волосы, играют на флейте, танцуют…

Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру.

Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви.

Так или иначе, но эти храмы действительно воспевают человеческую страсть, и даже современным туристам, которых уже ничем не удивить, некоторые любовные сцены, запечатленные в камне, кажутся чересчур откровенными.

Единство души и тела

Существует множество точек зрения на то, зачем же собственно были изображены столь интимные сексуальные картины на стенах храма. Можно это объяснять по-разному. Во-первых, индийская культура изначально имела тесную связь с сексуальными мотивами, не видя ничего постыдного в эротике.

К слову говоря, когда в Индию пришли англичане и стали активно насаждать свое мировоззрение и перевоспитывать «диких туземцев», то во многом сломали естественное отношение индусов ко многим вещам. Они, как Адам и Ева в раю, вдруг увидели, что они наги, и им захотелось прикрыться.

Тысячи лет индусы не видели ничего плохого в занятиях сексом, но под воздействием англичан-пуритан вдруг осознали, что это плохо и начали пересматривать свои взгляды. Сейчас Индия, пожалуй, одна из самых целомудренных стран, где запрещены многие увеселения эротического толка, а сексуальная цензура, наверно, построже, чем в СССР.

И это сказалось и на самих храмах в Каджурахо — один из индусских лидеров даже предлагал разрушить храмы, а другой — завесить изображения, чтобы не смущать покой и целомудрие жителей Индии и туристов. Но к счастью, пока это не случилось, и храмы по-прежнему радуют глаз своими изображениями. Вернемся к вопросу, почему же здесь существует такое большое количество изображений плотских утех.

Отметим одну деталь — если на внешней стороне храмов царит праздник плоти, то внутри зданий нет никаких скульптур. Древние мастера говорили — если вы остаетесь снаружи, с восхищением рассматривая многочисленные картины, связанные с актами любви, то ваша сексуальность еще не дает вам войти в храм, чтобы остаться наедине со своей душой. Если, попав в пустой храм, вы чувствуете, что снаружи вам было «интереснее», значит, ваша плоть еще торжествует над вашим духом, и он пока не прикоснулся к божественному…

Поп-дивы без поддержки

Интересный эпизод, связанный с Каджурахо, произошел несколько лет назад. Тогда на пике популярности была английская поп-группа «Спайс Герлз». Эта группа, которая прославилась помимо прочего и сексуальными образами своих участниц, собиралась выступить в Индии, в этом знаменитом храмовом комплексе.

Но деятели индийского искусства в один голос начали утверждать, что не позволят европейцам оскорблять свои чувства. Тогда прозвучала фраза, которая очень ясно выражает разницу между «цивилизованным» европейским миром и «нецивилизованным» восточным: «Эротика Каджурахо является частью индийского взгляда на мир. Группе не будет разрешено использовать храмы как «эротическую поддержку» для своих шоу. Сексуальность без духовности превращается в порнографию»...

Храмы камасутры в Кхаджурахо (18+!!!)

В самом центре индийского штата Мадхья-Прадеш расположен небольшой населенный пункт Кхаджурахо. В городке насчитывается немногим более 19 тысяч жителей. Но, тем не менее, Кхаджурахо является одним из самых массовых туристических направлений в Индии. Колорит этому месту придает удивительный храмовый комплекс, построенный около 1000 лет назад.

Храмы Кхаджурахо были построены между 950 и 1050 нашей эры во времена правления династии Чандела. Эти храмы считаются пиком индийского архитектурного гения Средневековья. Первоначально храмов было 85, и лишь 22 из них существуют и ныне. С угасанием династии Чандела эти великолепные храмы были преданы забвению и стали уязвимы перед разрушительными силами природы. И только в 20 веке храмы были вновь «открыты», отреставрированы и получили признание, которого они справедливо заслуживали.

Эти храмы — свидетельство не только мастерства их творцов, но также и широты взглядов Чандела Раджпутов, под чьим чутким руководством и были построены все эти храмы. Архитектурный стиль храмов тоже довольно своеобразен для тех времен. Храмы настолько филигранны, что складывается впечатление, что они высечены из единого монолита. На самом деле храмы созданы из песчаника без использования раствора. Мегалиты составлялись с помощью цапфовых соединений и удерживались вместе силой тяжести. Подобный способ строительства требует очень точных соединений.

Внешние стены храмов украшены тысячами весьма реалистично созданных скульптур, благодаря которым комплекс и стал известен миру. Скульптурные композиции изображают эротические сцены. Небольшая часть из них — это сцены совокупления, которые носят откровенный, порой порнографический характер. Однако внутри храмов никакой порнографии нет.