Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Исследовательская работа культура речи учащихся. Исследовательская работа "особенности культуры речи современной молодежи"

Исследовательская работа культура речи учащихся. Исследовательская работа "особенности культуры речи современной молодежи"

Исследовательская работа «Слова-сорняки в нашей речи»

Слайд 1 Моё выступление посвящено одной из актуальнейших проблем современного русского языка. Мы видим, как существенно меняется язык прямо на глазах одного поколения. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. Очень часто учащиеся задаются вопросом, а нужно ли сегодня изучать русский язык, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном сленге, взрослые используют жаргонизмы, а речь видных деятелей, телеведущих далека от совершенства. Этот вопрос становится актуальным, и на него нужно отвечать. Нужно знать, что засоряет нашу речь, как исправить ситуацию, с кого брать пример.

Этим словам посвящено стихотворение Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Эти слова - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов. Синтаксически большинство таких слов являются вводными словами.

3 слайд.

Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.

На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком

Но есть и другие, вроде бы, нормальные слова.(На слайде показать и объяснить)

4 слайд . Таково истинное значение некоторых слов: (слайд)

Короче

Резкость, желание быстрее закончить речь

Короче, дело было так...

Как бы

Неуверенность в том, что говорит; приблизительность

Мы уже как бы читали эту книгу

Типа

Желание выделиться

Заменитель паузы

Типа, ты кто такой?

Это

Пауза во время говорения или употребления каких-то слов

Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ...

Факт

Уверенность в своих словах

Так всё и было, факт.

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить

Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли .

Понимаешь, понимаешь ли

Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова

Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...

Вообще, ваще!

Лёгкое возмущение

Итог речи

Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!

Вообще, я сначала хотел…

Слайд 9 . Таблица

Слайд 11

Мои размышления о лишних словах:

  • Вредные слова ужасны,
  • Они вовсе не прекрасны,
  • И, наверно, не чудесны,
  • В жизни нашей не полезны.
  • Не сгодятся вовсе вам
  • Все «заразные» слова:
  • Толи, может, так, короче.
  • Впрочем, просто - ПУСТОТА!
  • Не используйте их в речи,
  • Не то хватит вас беда!

Слайд 12 . Берегите же наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…

И.С.Тургенев

Слайд 13 Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесная культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.

Юнусов Ильназ

Руководитель проекта:

Тарасова Мария Станиславовна

Учреждение:

ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор посвящает исследовательскую работу по русскому языку "Современная речь школьника" изучению особенностей речевого портрета учащихся. Теоретическая часть проекта была подкреплена анкетированием, результаты которого помогли автору раскрыть языковую личность опрошенных.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Современная речь школьника" раскрывает понятия "языковая личность", "речевой портрет" в современной лингвистике, мнение различных исследователей и как данные термины взаимосвязаны с изучением языковой картины мира.


В проекте по русскому языку "Современная речь школьника" ученик 7 класса выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся - сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.

В итоге работы "Современная речь школьника", автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.

В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.

Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.

Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Табынской коррекционной школы – интернат.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет обучающихся Табынской коррекционной школы – интернат.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
  • представление особенностей речевого поведения школьников.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Глава 1. Понятие «речевой портрет »в современной науке

1.1. «Речевой портрет » в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет ».

По мнению С.В. Леорды , «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «основным компонентом личности ».

Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии «Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.

Таким образом, понятие«речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).

1.2. Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность » получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе ».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. о Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность » и «речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность » и «речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2. Особенности лексикона современных школьников

2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон »:

1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика );
  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);
  • наименование отметок (двояк – «двойка », трояк – «тройка », пятак – «пять »).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон),музон – музыка, лайкни (означает «мне понравилось »), скинь фото (означает «отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту; телик - телевизор )

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим » в классе, группе.

Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .

Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Заключение

Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.


По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
  • наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.

Список использованной литературы

  1. Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
  6. Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
  7. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  8. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь », 1995.
  9. Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
  10. Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
  12. Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица («портрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
  13. Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
  14. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
  15. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
  16. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
  17. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Культура речи

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА РЕГИОНАЛЬНУЮ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» ОБУЧАЮЩИХСЯ НПО И СПО ЗАПАДНОГО РЕГИОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 2. Культура речи обучающихся ОГБО НПО ПУ № 6……… …………. .8

Заключение………………..………………………………………………………11

Список литературы……………..………………………………………………...12

Глава 1. Культура речи

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

Ещё одна ситуация, в которой культура речи играет решающую роль, – это публичное выступление.

Если Вы хотите иметь успех перед массовой аудиторией слушателей, заранее подготовьте план и основные тезисы своего публичного выступления.

Во время выступления старайтесь избегать поучительного тона.

Старайтесь вложить в свою ораторскую речь какие-то живые эмоции. Передать собственное неравнодушие к проблеме Вам поможет правильная интонация. Говорите от души, но при этом просто и грамотно – и тогда Вы произведёте положительное впечатление на слушателей, увлечёте их темой своего публичного выступления.

Для того чтобы заинтересовать аудиторию и привлечь внимание всех слушателей, убедить их в своей правоте, необходимо использовать данные сравнительной статистики как аргумент в защиту своей позиции.

Постарайтесь исключить надоевшие всем штампы из текста своего публичного выступления. Используя слова, которые были сказаны уже сотни раз, Вы тем самым «усыпите» внимание всей аудитории.

В завершении публичного выступления бывает эффективным возвращение к началу ораторской речи, к повторному акцентированию внимания на проблеме.

Глава 2. Культура речи обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 6

В последние годы наблюдается снижение речевой культуры. Резкая смена в восьмидесятых годах ХХ века политического и экономического курса государства, появление относительной «свободы слова» - все это довольно скоро обернулось для российской лексикологии отсутствием контроля за чистотой речи.

Потоки просторечия, жаргонизмов, вульгаризмов вырвались на просторы газет, журналов, политических трибун, телевизионных экранов, книжных страниц. Все это привело к потере большинством населения навыков культуры речи.

Но высокий уровень культуры речи - это неотъемлемая черта культурного человека.

Исходя из выше сказанного мы задумались над вопросом, а нужна ли культура речи и на каком уровне она у обучающихся. В соответствии с этим мы составили и апробировали анкету среди обучающихся ОГБОУ НПО ПУ -6.

Данная анкета включает в себя четыре вопроса. Мы провели анкетирование среди обучающихся ОГБОУ НПО ПУ-6, в нем приняло участие 60 человек.

На вопросы анкеты обучающиеся ответили следующим образом:

Вопрос

Ответы

1. Что такое, по вашему мнению, культура речи?

46 человек – «Культура речи – это культура общения между людьми»

10 человек – «Культура речи – это умение грамотно говорить, без ошибок»

4 человека – ничего не ответили

2. Как бы вы охарактеризовали человека, владеющего своей речью на высоком уровне?

53 человек – Человек, владеющий своей речью, это такой человек, который красиво, грамотно говорит, который умеет слушать и уважает собеседников.

7 человека – ничего не ответили.

3. Как вы думаете, нужна ли культура речи в наше время? Для чего?

58 человек – Культура речи нужна, для того, чтобы лучше понимать друг друга и для того, чтобы не возникали различные конфликтные ситуации.

2 человека – ответили отрицательно, сказав, что им и так хорошо.

4. Как вы считаете, на каком уровне в вашем учебном заведении у обучающихся развита речь? Почему?

А) высокий

Б) средний

В) низкий

0 человек – высокий;

38 человек – средний;

22 человека – низкий.

Сделав анализ, проведенной нами анкеты можно сделать следующие выводы:

  1. В ОГБОУ НПО ПУ – 6 средний уровень развития речи у обучающихся.

Исходя из выше сказанного, мы хотели бы предложить следующие советы для повышения речевой культуры:

Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения Вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций у Вас будет, тем выше станет Ваша речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, Вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.

Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Старайтесь всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Помните, когда Вы не отвечаете на слова собеседника, Вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.

Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, Вы теряете свою индивидуальность.

Заключение

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

Проведя исследование по данной теме мы пришли к следующим выводам:

  1. У обучающихся ОГБОУ НПО ПУ № 6 низкий уровень культуры речи.
  2. Культура речи на современном этапе нужна.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы культуры речи. - М.,1970, 180с.
  2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/Б.Н. Головин - М: Высшая школа, 1988.
  3. Васильева, А.Н. Основы культуры речи/ А.Н. Васильева - М: Русский язык, 1990.
  4. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Изд. 3-е., дополненное и переработанное. Ростов на Дону: 2003.
  5. Культура русской речи. Учебное пособие /Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева.- М.: Издательство НОРМА, 2000.
  6. Сиротинина, О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне//Активные языковые процессы конца XX века/ О.Б. Сиротина – М., 2000.

"Культура речи" (Научно – исследовательская работа по русскому языку)


Цель работы Рассказать о культуре речи, о её признаках Повысить общую языковую культуру учащихся Выявить слабые стороны владения речью учащихся Найти пути улучшения состояния культуры речи учащихся Вызвать интерес к изучению русского языка и чтению художественной литературы


Результаты опроса Я провела опрос среди учащихся нашей школы (5-8 кл.) с целью выявить уровень их речи, их отношение к учёбе. К русскому языку и литературе, узнать их мнение о важности знания русского языка. Обработав ответы на предложенные им вопросы, я получила следующие результаты: (было опрошено 60 учащихся) –12% учащихся считают, что важнее дело, а не слово; –19% учащихся считают, что они кабардинцы и им вовсе не обязательно знать русский язык, достаточно знать один язык; –72% учащихся считают, что их речь не на достаточно хорошем уровне, и они хотели бы повысить культуру своей речи. Своё свободное время около 60% опрошенных учащихся проводят на улице с друзьями, соседями; 25% - у экранов телевизора и компьютера; И лишь около15% учащихся читают художественную литературу, много внимания уделяют учёбе. Обработав ответы на 5 – 7 вопросы, я получила такой результат: 78% уч-ся считают, что речь влияет на чувства других людей; 96% уч-ся случалось утешать близких им людейи у них хорошо это получалось; 81% уч-ся доводили других до слёз. Но самое удивительное авэтом опросе – это то, что все опрошенные помогли словом сделать что-то хорошее, и все считают себя культурными людьми. На опрос, как можно можно повысить культуру речи, наиболее частые вопросы –Могло читать книг; –Больше смотреть телевизор; –Больше внимания уделять учёбе.

МОУ НИЖНЕ-ИВОЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ДОКЛАД

На республиканскую научно-практическую конференцию

«Шаг в будущее»

Тема: Чем засорена речь учащихся нашей школы

Секция: Литература

Выполнила: Жалсанова Сарюна, ученица 8 «а» класса

Руководитель: Бальчинова Соелма Доржиевна

Рецензия

на исследовательскую работу

ученицы 8а класса ЖалсановойСарюны:

чем засорена речь учащихся нашей школы

Работа Жалсановой Сарюны посвящена культуре речи учащихся нашей школы. Данная исследовательская работа основана на материалах, собранных методами анкетирования, наблюдения, опроса, изучения специальной литературы.

Актуальность темы продиктована современным состоянием речи большинства учащихся. Влияние технических новинок, интернета; частое пользование детей смс-сообщениями, убывающий интерес к книге-все это вкупе способствует искажению речи. Особенно остро это явление ощущается в нашей национальной школе, где обучение предмету русский язык проходит в условиях билингвизма. На сегодня мы имеем ученика с родным бурятским языком, который зачастую не знает родного бурятского и имеет бедный словарный запас по русскому языку. Таким образом, употребление «лишних» слов еще больше затрудняет процесс обучения.

Сарюна в ходе своей работы изучала специальную литературу, проводила анкетирование, наблюдение. Затем все эти материалы анализировала, составила словарик «лишних» слов учащихся своей школы, памятку для устранения проблемы.

Автор провела действительно большую практическую работу. Данная исследовательская работа выполнена на высоком уровне, имеет практическую значимость. Сарюна также грамотно использовала все названные методы.Сделаны соответствующие выводы.

Научно-исследовательская работа Жалсановой Сарюны «Чем засорена речь учащихся нашей школы» оформлена согласно предъявленным требованиям и рекомендуется для участия в научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

Рецензент: Бальчинова Соелма Доржиевна

Оглавление:

Введение:

    Цель исследования

    Задачи

    Объект исследования

    Предмет исследования

    Методы исследования

Основная часть:

    Теоретическая часть

    Практическая часть

Заключение

Список литературы

Чем засорена речь учащихся нашей школы

Введение

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. Еще в глубокой древности умные люди считали, что речь человека должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.Также мы знаем, что в древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов. Оратор – тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и просто людьми, за которыми шли другие.

Изначально язык придумывали первобытные люди, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Речь в нашей жизни играет огромную роль. Она пе­ре­да­ёт наши мысли. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- говорил наш великий классик А.П.Чехов. Об­ща­ясь друг с дру­гом и ис­поль­зуя язык, мы со­вер­ша­е­м ре­че­вое дей­ствие.

Наша речь «рас­тет» и «взрос­ле­ет» вме­сте с нами. Чем боль­ше слов знает че­ло­век, тем точ­нее и ярче вы­ра­жа­ет он свои мысли, тем при­ят­нее с ним об­щать­ся окру­жа­ю­щим его людям. Но, к сожалению, мы сплошь и рядом видим и слышим, как сильно засорена наша речь, письменная и устная.

Цель моего исследования: выяснить, чем засорена речь учащихся нашей школы, побудить школьников к бережному отношению к чистоте языка

. Задачи :

    Изучить литературу по данной теме

    Провести анкетирование учащихся 5-11 классов и проанализировать полученные результаты

    Разработать текст беседы «Чем засорена наша речь и как сделать ее красивой » и выступить с ней перед учащимися

Объект исследования – речь учащихся.

Предмет исследования – отношение учеников к проблеме сохранения чистоты нашей речи.

Методы исследования:

    Изучение специальной литературы

    Анкетирование

    Наблюдение

Теоретическая часть

Что портит речь человека

Жаргонизмы

Жаргонизмы - это жаргонные слова или выражения. Людей, которые употребляют жаргонизмы, объединяют общие интересы. Так же можно сказать, что эти люди объединены по социальному признаку. Например: молодежный, профессиональный, тюремный, студенческий.

В словаре Ожегова дается следующее толкование слову «жаргон»: Жаргон-

речь какой-н. социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных. Ж. торговцев. Воровской ж.

Наиболее популярным считается тюремный жаргон. Например,мне запомнилось жаргонное слово «редиска» (плохой человек) из кинофильма «Джентльмены удачи»..

Если попытаться объяснить на простом языке, что такое жаргонизмы , то можно сказать, что это узкоспециализированные слова, которые использует группа людей, объединенная общими интересами или родом деятельности.

К примеру, школьные жаргонизмы:

    училка - учитель (физичка, русичка, химичка и т.д., только эти слова относятся к учителю, который ведет определенный предмет)

    физра - физическая культура

    шпора - шпаргалка

    домашка - домашняя работа

и т.д.

В данном случае, эти жаргонизмы относятся к группе лиц "школьники", которые активно используют их при общении между собой.

И таких примеров можно привести очень много, но смысл, думаю, понятен.

« Кстати » - это слово употребляют в повседневной своей речи все те люди, которым не хватает внимания.

Они могут ощущать неловкость в незнакомой компании, и поэтому и прикрывают свое смущение этим словом.
Вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».

« Короче » - показатель торопливости, нервозности и агрессии.

Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента. Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной нервной системы. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.

« Это самое » часто говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности.

Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.

« Вообще-то » - еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей.

Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.

« На самом деле » проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей.

Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его жизненных выступлений.

« Типа » и « Значит » любят повторять настоящие консерваторы.

Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.

« Как бы » - это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире.

Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.

« Просто » часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным.

Они зависят от своего окружения, и бояться взять на себя хоть какую-то ответственность. А еще они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.

Не могу не заострить ваше внимание еще на одной очень большой проблеме нашей речи- сквернословии . Это целое явление, имеющее и другие определения: «нецензурная брань», «ненормативная лексика», «матерные слова» и т.д. По моему мнению, это самые непристойные, грубые слова из всех групп слов, портящих нашу речь.

Недаром это явление именуется сквернословием, от слова «скверна».

В словаре В. И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; грязь и гниль, тление, нравственное растление, все богопротивное».

В русском языке бранные слова называют матерными. Корень этого слова – мать. Произносить такие слова - значит посягать на самое родное, самое святое, что есть у человека – на мать. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: Мат (прост.). Неприлично-гнусная брань с упоминанием слова «мать». Матерные слова – неприличные слова.

В «Универсальном словаре русского языка для школьников» читаем: Мат. Бранные слова и выражения, расцениваемые как непристойные и нецензурные.

Я абсолютна не согласна с мнением некоторых исследователей, которые считают, что сквернословить - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали публичной порке: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.

Вызывает большой интерес и уважение ккнига "Юности Честное Зерцало»выпущенная еще при Петре1-м , где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Самым важным и научно подтверждённым является то , что матерные слова опасны для здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, унижают и оскорбляют, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Таким образом, эта группа слов, которые засоряют нашу речь, совершенно недопустима к употреблению, особенно в речи школьников.

Следующая группа слов, также портящая чистоту нашей речи, - слова иноязычного происхождения.

Изучая литературу по данной теме, просматривая данные статистики, я с удивлением обнаружила, что за последние 10 лет естественней прирост иностранных слов превышает норму в 17 раз!

С одной стороны, использование иностранных слов в современной российской жизни абсолютно закономерно и связано с прогрессом. Как я выше отмечала, ведь язык как живой организм: развивается, изменяется. Но не всякое значение употребляемых иностранных слов понятно, особенно для массового восприятия. Прежде всего,это относится к узкопрофессиональным словам. Впрочем, не ясными порой оказываются слова, политически и экономически предназначенные для активного употребления в самых широких слоях. Например, есть же аналоги в русском языке иностранным словам: бартер-обмен, ребрендинг – переименование;ритейлер – продавец, торговец и т.д.

Я ни в коем случае не против иностранных слов. Без многих из них мы уже не сможем обойтись. Например: аэропорт, аналог и аналогичный, эквивалент, компьютер, процесс, феномен, профилактика и тысячи других слов. Вебмастера вовсю пользуются “плагинами”, “виджетами”, мы все знаем, что такое “он-лайн”, не говоря уже про “компьютер”. (Несколько завидуем французам.Они так берегут свой язык, что общепринятое “компьютер” заменили своим родным словом, придумав для него новое понятие). Но зачем засорять язык мерчендайзерами и ритейлерами, когда по сути это означает одно и то же – продавец, торговец. Для солидности? Продавец – не солидно, а ритейлер – значимо? Это с какой стороны посмотреть. Для умных людей – продавец – это профессия, заслуживающая уважения. Ритейлер – общее понятие для человека непонятной и вряд ли полезной деятельности.

По мнению многих исследователей, иноязычные слова зачастую являются данью моде.Подводя итог вышесказанному об иноязычных словах, я бы отметила следующее: если сквернословие абсолютно недопустимо в речи, то в отношении иностранных слов категоричной быть никак не могу. Ведь как учили нас в 7-м классе, язык - это развивающееся явление. Тем не менее, мне кажется, во всем нужна мера. Есть слова, которые действительно мы используем неоправданно. С другой стороны, немало и тех слов, которые прочно вошли в язык: информация, пообщаться, протестировать, офис, бизнесмен и т.д.

Практическая часть

В практической части своей исследовательской работы мною было проведено следующее:

    проведено анкетирование учащихся 6-х, 8-х, 10-го класса нашей школы

    изучена литература по данной теме

    просмотрены художественные тексты, высказывания русских писателей о красоте русского языка

    подготовлен доклад «Как научиться красиво говорить»

    составлен словарик наиболее часто употребляемых слов, засоряющих речь учащихся нашей школы

Результаты анкетирования

    «Какими словами засоряете свою речь» показали:

    втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин;

    многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами -

    7.Учащиеся8-11 классов употребляют даже слова ненормативной лексики (прост. «матерные слова»). Среди них есть девочки

    Анкетирование «Употребление «мусорных»слов у учащихся разных возрастных групп» (учащиеся 5- 11 классов).

Из результатов анкеты следует, что:

Чаще всего произносятся следующие

    1. жаргонные слова: училка, домаха, физра,чувак,братан,лох,хавчик

      иноязычные слова: селфи, имидж, мейк-ап. Нужно сказать, что эти слова чаще произносятся в старших классах

Заключение

Список литературы

1Брагина, А.А. Лексика языка и культура страны. Москва, Просвещение, 2001г.

2.Головин, Б.Н. Как говорить правильно. Москва, Просвещение, 1996 г.

4. Люстрова, З.Н., Скворцова, Л.И. О культуре русской речи. Москва, «Знание», 1998 г.

5.Успенский, Л.В. Культура речи. Москва, Знание, 1996 г.

6.Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.

Приложение 1

Анкета.

    Какие лишние слова, портящие нашу речь, Вами используются?

    Замечаете ли Вы, что их произносят Ваши друзья, знакомые?

    Почему Вы их употребляете?

    Как можно от них избавиться?

Приложение 2

Ну

Нежелание (Поиск слова)

Ну… щас подумаю.

Типа

    Желание выделиться

    Заменить паузы

Ты, типа, не понял?

Это самое

Пауза во время говорения при употреблении слов

Я…это самое…учила…

Реально

Одобрение, уверенность

Клевый был фильм, реально!

Вообще, ваще!

Легкое возмущение

Идешь домой? – ну ты, ваще!

По ходу

Неуверенное утверждение

По ходу, мои родители придут на собрание

Прикольно

Весело

На вечере так прикольно было.

Блин

Недовольство кем-нибудь или чем-нибудь

Ну ты блин совсем…

Пипец!

Сильное удивление,недовольство чем-нибудь

Ты что, не придешь?! Нупипец!

Как его, ну как его, как это

Вместо каких-то слов; попытка что-либо вспомнить

Сложное предложение… как его…это такое предложение… как его…

Глубоко фиолетово

Все равно

Да мне глубоко фиолетово, что ты сказал.

Словарик жаргонных слов:

Училка-учительница

Хавчик-еда

Домаха-домашнее задание

Ботан-отличник

Двигай-иди

Словарик иноязычных слов:

Селфи – автопортретный фотоснимок

Мейкап- макияж

Онлайн-в реальном режиме (в интернете)

Хамаагуй-ничего, все нормально

Байгааюмдаа - да ладно

Приложение3

Памятка

Способы избавления от ненужных слов

1. Постоянно практикуйтесь в своей устной речи

Ищите любую, даже самую крохотную возможность для выступления перед той или иной целевой аудиторией. Ведь без постоянных тренировок и самосовершенствования невозможно ничего достичь.

2. Задержите дыхание

Если вы вдруг почувствовали большой соблазн вставить в свою речь какое-нибудь ненужное словечко, сделайте большой вдох. Это действие приведет к ненамеренной паузе, которую можно использовать для дальнейшего построения ваших будущих фраз.

3. Контролируйте себя со стороны

В избавлении от данной проблемы могут помочь посторонние люди. Попросите своего друга, знакомого или родственника пообщаться с вами или просто понаблюдать за вашей речью.Полученный результат нужно будет постоянно корректировать, и в итоге вы сможете сделать речь более грамотной и ясной.

4. Вынужденные остановки в речи

Необходимо приучить себя делать паузу в нужном месте. Если раньше вместо этого у вас возникал поток ненужных фраз и словосочетаний, необходимо научиться помолчать. И в этом молчании очень много плюсов:

Во-первых, при небольшой остановке ваше внимание автоматически концентрируется на дальнейшем продолжении рассказа.

Во-вторых, многие люди начинают переваривать услышанную информацию только после небольшой паузы, в чем вы им и поможете.

5. Отбросить все волнения

6. Самое главное: больше читать , постоянно пополнять свой словарный запас