Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Русский мореплаватель совершивший первое российское кругосветное. Комплект открыток «Географические открытия

Русский мореплаватель совершивший первое российское кругосветное. Комплект открыток «Географические открытия

Великие русские путешественники, список которых довольно большой, подтолкнули развитие морской торговли, а также подняли престиж своей страны. Научное сообщество узнавало всё больше сведений не только о географии, но также и о животном и растительном мире, а самое главное - о людях, живших в других уголках мира, и их обычаях. Проследим по следам великих русских путешественников их географические открытия.

Фёдор Филиппович Конюхов

Великий русский путешественник Федор Конюхов является не только известным любителем приключений, но и художником, заслуженным мастером спорта. Родился он в 1951 году. С детских лет он мог сделать то, что далось бы довольно трудно его сверстникам - купание в холодной воде. Он легко мог спать на сеновале. Фёдор был в хорошей физической форме и мог бегать на длительные дистанции - несколько десятков километров. В 15 лет ему удалось переплыть Азовское море, воспользовавшись весельной рыбацкой лодкой. Значительно повлиял на Фёдора и его дед, который хотел, чтобы молодой человек стал путешественником, но и сам мальчик стремился к этому. Великие русские путешественники нередко начинали готовиться заранее к своим походам и морским странствиям.

Открытия Конюхова

Федор Филиппович Конюхов участвовал в 40-ка путешествиях, повторил на яхте маршрут Беринга, а также плавал от Владивостока до Командорских островов, заходил на Сахалин и Камчатку. В 58 лет он покорил Эверест, а также 7 самых высоких вершин в команде с другими альпинистами. Он побывал как на Северном, так и на Южном полюсах, на его счету 4 кругосветных морских путешествий, Атлантика пересекалась им 15 раз. Свои впечатления Фёдор Филиппович отображал при помощи рисования. Таким образом он написал 3 тысячи картин. Великие географические открытия русских путешественников часто были отражены в их собственно литературе, так и Фёдор Конюхов оставил после себя 9 книг.

Афанасий Никитин

Великий русский путешественник Афанасий Никитин (Никитин - отчество купца, т. к. отца его звали Никита) жил в 15-м веке, и год его рождения неизвестен. Он доказал, что даже человек из небогатой семьи может путешествовать так далеко, главное - поставить перед собой цель. Он был опытным купцом, который до Индии побывал в Крыму, Константинополе, Литве и Молдавском княжестве и привозил на родину заморские товары.

Сам он был родом из Твери. Русские купцы отправились в Азию, чтобы наладить связи с местными торговцами. Сами они везли туда, в основном, пушнину. Волей судьбы Афанасий оказался в Индии, где прожил три года. По возвращении на родину его ограбили и убили под Смоленском. Великие русские путешественники и их открытия навсегда остаются в истории, ведь ради прогресса смелые и отважные любители странствий нередко погибали в опасных и длительных экспедициях.

Открытия Афанасия Никитина

Афанасий Никитин стал первым русским путешественником, посетившим Индию и Персию, на обратном пути он побывал в Турции и Сомали. Во время своих странствий он делала заметки «Хождение за три моря», которые впоследствии стали пособием для изучения культуры и обычаев других стран. В особенности хорошо обрисована в его записях средневековая Индия. Он переплывал Волгу, Аравийское и Каспийское моря, Черноморье. Когда возле Астрахани купцы были ограблены татарами, он не захотел со всеми возвращаться домой и попасть в долговую яму, а продолжил своё путешествие, направляясь в Дербент, затем в Баку.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Миклухо-Маклай родом из дворянской семьи, однако после смерти отца ему пришлось узнать, что такое жить в бедности. У него была натура мятежника - в 15 лет он был арестован за то, что участвовал в манифестации студентов. Из-за этого он не только оказался под арестом в Петропавловской крепости, где пробыл трое суток, но и был изгнан из гимназии с дальнейшим запретом поступления - так для него была потеряна возможность получить высшее образование в России, что он впоследствии сделал только в Германии.

Немало известный естествоиспытатель, обратил внимание на любознательного 19-летнего юношу и пригласил Миклухо-Маклая в экспедицию, целью которой являлось изучение морской фауны. Николай Николаевич умер в возрасте 42-х лет, при этом диагноз его гласил «сильная изношенность организма». Он, как и многие другие великие русские путешественники, пожертвовал значительной частью своей жизни во имя новых открытий.

Открытия Миклухо-Маклая

В 1869 году Миклухо-Маклай при поддержке Русского Географического общества уезжает в Новую Гвинею. Берег, где он высадился, теперь называется «Берег Маклая». Проведя в экспедиции больше года, он открыл новые земли. Туземцы узнали от русского путешественника, как выращивается тыква, кукуруза, бобы, как ухаживать за плодовыми деревьями. 3 года провёл он в Австралии, побывал в Индонезии, на Филиппинах, островах Меланезии и Микронезии. Также он убедил местных жителей не препятствовать антропологическим исследованиям. 17 лет жизни он изучал коренное население островов Тихого океана, Юго-Восточной части Азии. Благодаря Миклухо-Маклаю было опровергнуто предположение, что папуасы являются другим видом человека. Как видно, великие русские путешественники и их открытия позволяли остальному миру не только больше узнать о географических исследованиях, но и о других людях, проживавших на новых территориях.

Николай Михайлович Пржевальский

Пржевальскому благоволила семья императора, по окончании первого путешествия ему выпала честь познакомиться с Александром II, который передал его коллекции в Российскую Академию наук. Его сыну Николаю очень нравились труды Николая Михайловича, и он хотел быть его учеником, также он посодействовал изданию рассказов о 4-й экспедиции, пожаловав 25 тыс. рублей. Цесаревич всегда с нетерпением ждал писем от путешественника и был рад даже короткой новости об экспедиции.

Как видно, ещё во время жизни Пржевальский стал довольно известной личностью, а его труды и деяния получили большую огласку. Однако, как иногда случается, когда великие русские путешественники и их открытия становятся знаменитыми, много деталей из жизни, а также обстоятельства его смерти до сих пор покрыты тайной. Потомков у Николая Михайловича не было, т. к. заранее поняв, какая судьба его ждёт, он не позволил бы себе обречь любимого человека на постоянные ожидания и одиночество.

Открытия Пржевальского

Благодаря экспедициям Пржевальского, российский научный престиж получил новый толчок. Во время 4-х экспедиций путешественник прошёл около 30 тыс. километров, он побывал в Центральной и Западной Азии, на территории Тибетского нагорья и южной части пустыни Такла-Макан. Он открыл многие хребты (Московский, Загадочный и т. д.), описал крупнейшие реки Азии.

Многие слышали о (подвид но мало кто знает о богатейшей зоологической коллекции из млекопитающих, птиц, земноводных и рыб, большого количества записей о растениях и коллекции гербария. Помимо животного и растительного мира, а также новых географических открытий, великий русский путешественник Пржевальский интересовался неизвестными для европейцев народами - дунганами, северными тибетцами, тангутами, магинцами, лобнорцами. Он создал работу «Как путешествовать по Центральной Азии», которая могла служить превосходным руководством для исследователей и военных. Великие русские путешественники, делая открытия, всегда давали знания для развития наук и успешной организации новых экспедиций.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Русский мореплаватель родился в 1770 году. Ему довелось стать начальником первой кругосветной экспедиции от России, также он является одним из родоначальников отечественной океанологии, адмиралом, членом-корреспондентом и почётным членом Академии наук в Петербурге. Великий русский путешественник Крузенштерн также принимал активное участие, когда создавалось Русское географическое общество. В 1811 году ему довелось преподавать в Морском кадетском корпусе. Впоследствии, став директором, он организовал высший офицерский класс. Данная академия затем стала военно-морской.

В 1812 году он выделил 1/3 своего состояния для народного ополчения (начиналась Отечественная война). До этого времени состоялись публикации трёх томов книг «Путешествия вокруг света», которые были переведены на семь европейских языков. В 1813 Ивана Фёдоровича включают в состав английских, датских, немецких и французских научных сообществ и академий. Однако через 2 года он отправляется в бессрочный отпуск из-за развивающейся болезни глаз, осложнили ситуацию и непростые отношения с морским министром. Много известных мореплавателей и путешественников обращались к Ивану Фёдоровичу за советом и поддержкой.

Открытия Крузенштерна

3 года он являлся начальником русской экспедиции вокруг света на кораблях «Нева» и «Надежда». Во время плавания должны были быть исследованы устья реки Амур. Впервые в истории русский флот пересёк экватор. Благодаря этому путешествию и Ивану Фёдоровичу, впервые на карте появились восточный, северный и северо-западный берега сахалинского острова. Также в силу его трудов увиде свет «Атлас Южного моря», дополненный гидрографическими примечаниями. Благодаря экспедиции с карт были стёрты несуществующие острова, было определено точное положение других георгафических точек. Русская наука узнала о Межпассатных противотечениях в Тихом и Атлантическом океанах, была измерена температуры воды (глубины до 400 м), определён её удельный вес, цвет и прозрачность. Наконец стала понятна причина, по которой светилось море. Также появились данные об атмосферном давлении, отливах и приливах во многих районах Мирового океана, которые использовали другие великие русские путешественники в своих экспедициях.

Семён Иванович Дежнёв

Великий путешественник родился в 1605 году. Мореход, землепроходец и торговец, он также был и казачьим атаманом. Он был родом из Великого Устюга, а затем переехал в Сибирь. Семён Иванович был известен своим дипломатическим талантом, смелостью и умение организовывать и руководить людьми. Его имя носят географические точки (мыс, бухта, остров, село, полуостров), премия, ледокол, проезд, улицы и др.

Открытия Дежнёва

Семён Иванович за 80 лет до Беринга прошёл пролив (названный Беринговым) между Аляской и Чукоткой (полностью, в то время как Беринг прошел только часть). Он и его команда открыли морской путь вокруг северо-восточной части Азии, достигли Камчатки. Никто до этого и не знал о той части мира, где Америка почти сходилась с Азией. Дежнёв прошёл Ледовитый океан, обходя северный берег Азии. Он нанёс на карту пролив между американским и азиатским берегами, а также После того как в судно потерпело кораблекрушение, его отряд, имея только лыжи и нарты, добирался 10 недель до (при этом потеряв 13 человек из 25-ти). Есть предположение, что первыми поселенцами на Аляске стала часть команды Дежнёва, отделившаяся от экспедиции.

Таким образом, следуя по следам великих русских путешественников, можно увидеть, как развивалось и поднималось научное сообщество России, обогащались знания о внешнем мире, которые дали огромный толчок к развитию других отраслей.

7 августа 1803 г. из Кронштадта вышли в дальнее плавание два судна. Это были корабли «Надежда» и «Нева», на которых русским морякам предстояло совершить кругосветное путешествие.

Начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Федорович Крузенштерн — командир «Надежды». «Невой» командовал капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский. Оба были испытанными моряками, которым уже раньше приходилось участвовать в далеких плаваниях. Крузенштерн совершенствовался в морском деле в Англии, принимал участие в англо-французской войне, был в Америке, Индии, Китае.
Проект Крузенштерна
Во время путешествий у Крузенштерна возник смелый проект, осуществление которого имело целью способствовать расширению торговых сношений русских с Китаем. Нужна была неутомимая энергия, чтобы заинтересовать проектом царское правительство, и Крузенштерн этого добился.

Во время Великой Северной экспедиции (1733-1743), задуманной Петром I и проведенной под начальством Беринга, были посещены и присоединены к России громадные области в Северной Америке, получившие название Русской Америки.

Полуостров Аляску и Алеутские острова начали посещать русские промышленники, и слава о пушных богатствах этих мест проникла в Петербург. Однако сообщение с «Русской Америкой» в то время было крайне затруднительным. Ехали через Сибирь, путь держали на Иркутск, затем на Якутск и на Охотск. Из Охотска плыли на Камчатку и, дождавшись лета, через Берингово море — в Америку. Особенно дорого обходилась доставка необходимых для промысла припасов и корабельных снастей. Приходилось разрезать длинные канаты на части и после доставки на место снова скреплять их; так же поступали с цепями для якорей, парусами.

В 1799 г. купцы объединились, чтобы создать крупный промысел под надзором доверенных приказчиков, которые постоянно жили вблизи промысла. Возникла так называемая Русско-Американская компания. Однако прибыль от продажи мехов в значительной мере шла на покрытие дорожных издержек.

Проект Крузенштерна заключался в том, чтобы вместо трудного и длительного пути по суше установить с американскими владениями русских сообщение морем. С другой стороны, Крузенштерн предлагал более близкий пункт сбыта пушнины, именно Китай, где меха имели большой спрос и ценились очень дорого. Для осуществления проекта надо было предпринять большое путешествие и исследовать этот новый для русских путь.

Прочитав проект Крузенштерна, Павел I буркнул: «Что за чушь!» — и этого было достаточно, чтобы смелое начинание похоронили на несколько лет в делах Морского департамента. При Александре I Крузенштерн снова стал добиваться своей цели. Ему помогло то обстоятельство, что Александр сам имел акции Русско-Американской компании. Проект путешествия был утвержден.

Приготовления
Надо было приобрести корабли, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Суда были куплены в Лондоне. Крузенштерн знал, что путешествие даст много нового и для науки, поэтому он пригласил для участия в экспедиции нескольких ученых и живописца Курляндцева.

Экспедиция была сравнительно хорошо оборудована точными приборами для ведения различных наблюдений, имела большое собрание книг, морских карт и других пособий, необходимых для дальнего плавания.

Крузенштерну советовали взять в плавание английских матросов, но он энергично протестовал, и команда была набрана русская.

Крузенштерн обратил особое внимание на подготовку и снаряжение экспедиции. Как снаряжение для матросов, так и отдельные, главным образом противоцинготные, продукты питания были приобретены Лисянским в Англии.
Утвердив экспедицию, царь решил использовать ее для отправки в Японию посла. Посольство должно было повторить попытку установления сношений с Японией, которую в то время русские почти совершенно не знали. Япония вела торговлю только с Голландией, для других стран ее порты оставались закрытыми.

Кроме подарков японскому императору, посольская миссия должна была отвезти на родину нескольких японцев, случайно попавших в Россию после кораблекрушения и довольно долгое время живших в ней.
После долгих приготовлений суда вышли в море.




Большой вклад в познание нашей планеты внесли русские путешественники и географы. Прежде всего, ими исследована колоссальная территория нашей Родины, составляющая шестую часть всей суши. Множество земель во всех частях света и островов мирового океана впервые нанесены на карту русскими. Они первыми побывали на Аляске, на маленьких суденышках совершали героические плавания в Арктике, первыми проникли в Антарктику, собрали сведения о пустынях Ирана и Индии, исследовали и описали Монголию, Тибет, Западный Китай, нанесли на карту значительную часть Африки и Южную Америку. Имена многих русских исследователей запечатлены в географических названиях на карте мира.

Открывается подборка рассказом об Афанасии Никитине. Время, к которому относится запись его путешествия «Хождение за три моря», было знаменательным для России - происходило объединение феодальных княжеств в централизованное Русское государство. Записки Никитина интересны не только как первое достоверное описание Индии ХV века, составленное европейцем, но и как документ, отразивший важные изменения, происшедшие на Руси.

Трудно сказать, к какому времени относится знакомство человека с полярными странами. Известно, что в ХII - ХV веках новгородцы разведали и освоили побережье Кольского полуострова и берега Белого моря. Поморы открыли ряд островов в Северном Ледовитом океане: Новую Землю, Колгуев, Медвежий, Шпицберген. После похода Ермака в 1581-1584 годах началось освоение русскими Сибири. В 1586 году на реке Туре был построен Тюменьский острог, затем воздвигнут Тобольский городок, ставший главным опорным центром первых переселенцев.В 1601 году, перейдя за Камень (Урал), русские основали Мангазею - крупный торговый город. В 1630 году на Лену двинулось несколько отрядов казаков-землепроходцев. Спустившись по Лене, они выходили к «Святому морю» (Ледовитый океан).

В 1684 году Федор Попов предпринял плавание из устья Колымы на восток, с ним пошел Семен Дежнев (путь Федора Попова был повторен только через 200лет Норденшельдом). В начале XIX века промышленник Я. Санников обнаружил старинные кресты на острове Столбовом. А на острове Котельном было найдено старинное зимовье-свидетельство того, что в ХЧII веке на своих лодках-кочах русские моряки предпринимали ледовое плавание далеко в глубь океана.

Новая страница в исследовании русскими морских путей была вписана в результате неутомимых трудов ряда экспедиций, снаряженных по замыслу Петра 1 1-я Камчатская экспедиция (1725 - 1730) подтвердила гипотезу, что Азня и Ахерика разделены проливом, но так как Берннг повернул обратно, не дойдя ло Аляскн, наличие пролива ставилось под сомнение. В 1732 году было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию. Двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии. Одновременно была послана экспедиция на Ледовитый океан для выяснения возможности плавания вдоль берегов Сибнри. Эта экспедиция вошла в историю под названием Великой Северной экспедиции.

Русские мореплаватели В. Прончищев, С. Челюскин, П. Ласиниус, С. Муравьев, Д. Овцын, Д. Стерлегов, Ф. Минин, Харитон и Дмитрий Лаптевы довольно точно нанесли на карту северные районы Сибири и убедились в невозможности по тому времени регулярного судоходства на востоке Северного Ледовитого океана. Корабли же отряда Беринга и Чирикова - пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» впервые подошли к берегам Северо-Западной Америки и нанесли их на карту; открыли Алеутские и Командорские острова. 2-я Камчатская экспедиция окончательно подтвердила наличие пролива между Америкой и Азией.

В течение двухсот лет (до экспедиции кораблей «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах) гидрографические данные, составленные участниками Великой Северной экспедиции, оставались единственным наставлением для мореплавания по тем местам.

Объектом исследования являлись и острова Новая Земля, Вайгач, Колгуев. В 1767 году Новую Землю исследовал Ф. Розмыслов, а в 1821 - 1824 годах Ф. Литке. Дело, начатое Розмысловым и Литке, продолжили B 1832 году П. Пахтусов и А. Циволько. В 1912 году на судне «Св. Фока» вышел к полюсу Георгий Седов. Ему удалось обогнуть северную оконечность Новой Земли.

Достойное место в освоении Арктики принадлежит адмиралу С. Макарову, его теории покорения Ледовитого океана с помощью ледоколов. «К полюсу напролом»- был девиз Макарова. В целях улучшения навигации и налаживания регулярных рейсов русских судов из портов Прибалтики до берегов Тихого океана было предпринято кругосветное плавание И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. В пути были проведены огромные исследовательские работы, собран богатейший научный материал, подробно изучены обширные малоизвестные районы Тихого океана.

После Крузенштерна и Лисянского кругосветное плавание на шлюпе «Диана» предпринял В. Головнин, он детально изучил Камчатку и прилегающие острова. Второе кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка», которое совершил В. Головнин, обогатило мировую науку крупными географическими открытиями.

B 1819 году после длительной и тщательной подготовки нз Кронштадта отправилась Южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов «Восток» и «Мирный» с Лазаревым и Беллннсгаузеном во главе. 29 января 1821 года с кораблей увидели берег, названный Землей Александра I. Это была Антарктида - величайшее открытие ХIХ века. Экспедиция, проведя в плаваннн 751 день, прошла более 90 тысячи километров и открыла 29 островов, а также коралловый рнф.

Целая плеяда ученых-географов исследовала горные хребты и пустыни Центральной Азии. Несколько особо в ряду географов стоит имя ученого-гуманиста Н. Миклухо-Маклая, ученого. поставившего целью проникнуть не в глубины океана и не пройти по нехоженным: землям, а проникнуть в глубины человеческого общества на земле.

Цель предлагаемой подборки открыток - кратко ознакомить читателя с деятельностью русских географов-исследователей и рассказать об огромном вкладе, сделанном нмн в мировую географическую науку, как по широте поставленных проблем, так н по количеству и значительности открытий.
П. Павлинов

Афанасий Никитин


Афанасий Никитин


«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоанова века. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже путешествовал по берегам Малобара». Так отозвался Н. Карамзин о найденных им записках русского купца ХV века Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Выйдя из Твери летом l466 года, караван торговых судов под предводительством Афанасия Никитина спустился по Волге и Каспию до Баку. Дальше путь лежал через Персию в Индию на Малобарское побережье.
Индийцы оценили дружественную расположенность к ним Никитина. Отвечая ему доверием, они охотно посвящали его в особенности их быта и обычаев. Афанасий Никитин за три года собрал интереснейшие сведения о «государстве Бахманиев», крупнейшей державе Индии ХV века. «Хождение за три моря» было высоко оценено современниками: в 1472 году дневник путешественника был вписан в Летопись Государства Российского.

Иван Москвитин


Иван Москвитин


После разгрома в 1598 году хана Кучума «Сибирская землица» (Западная Сибирь) была включена в состав Русского государства. И, естественно, возникло стремление исследовать области, богатые «мягкой рухледью» да «рыбьим зубом». Отряд казаков из 31 человека в 1639 году под началом Ивана Юрьевича Москвитина, выведав у местных жителей (евенов), что за горным хребтом Джугджур есть Лама (Охотское море), перетащили волоком через горы лодки и, спустившись на лодках по реке Улье, вышли к Охотскому морю. В устье Ульи они поставили несколько изб, огородили их и вырыли ров. Это было первое поселение русских на побережье Тихого океана. Первопроходцы осваивали суровое Охотское море, удаляясь от берегов временами на 500 - 700 километров.
Сведения о «новых землицах» были внесены в Якутские «Росписи рекам и имена людям на которой реке которые люди живут». Скромно описывали свой поход русские казаки: «До Ламы идучи кормились деревом, корою, кореньями, на Лама же по рекам можно рыбы много добыть и можно сытым быть».

Ерофей Хабаров
Поход на Амур


Ерофей Хабаров


Увлеченный рассказами о богатстве Амурской земли, Хабаров обратился к якутскому воеводе с просьбой послать его во главе отряда казаков на Амур. Воевода предложил Хабарову не только собирать ясак, но также описать жизнь тамошних народов, составить «чертежи» (карты) местности и описать природные условия. Добираясь вначале на лодках по рекам бассейна Лены, Хабаров записал: «В порогах снасти рвало, слопцы ломало, людей ушибало...». Еще тяжелей был перевал через заснеженный Становой хребет, когда, водрузив лодки на нарты, приходилось тащить их волоком. Хабаров совершил в 1649 - 1651 годах ряд походов в Приамурье и богатую Даурскую землю. В одном из донесений он пишет: «И по рекам живет многое множество тунгусов, а вниз по славной по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотные, и в той великой реке Амур рыба калушка, и осетры, и всякой рыбы много против Волги. А в градах и улусах великие пашни есть, лесы по той великой реке темные, большие, соболя и всякого зверя много. А в земле золото и серебро виднеется».

Семен Дежнев
Открытие пролива между Азией и Америкой


Семен Дежнев


«Мангазейский ход» - путь из устья Северной Двины, Мезени в Обскую губу - яркая страница в истории русских морских путешествий. Этим путем устюжанин Семен Иванович Дежнев «пошел» в Сибирь. В 1643 году он возглавил отряд, отправившийся на кочах по Колыме и дальше - на восток. По донесению Дежнева, к «Большому каменному носу» (самой северо-восточной точке Азиатского материка) подходили три коча: Федота Алексеева (Попова), Семена Дежнева и Герасима Анкидинова. «А тот нос вышел в море гораздо дальше и живут на нем люди чухчи добре много...»,- замечает Дежнев в своей «отписке». Потеряв коч Анкидинова, Дежнев и Попов повернули суда на юг и вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки. Туман, частый в этих местах, не дал им возможности увидеть Аляску.
Благодаря этой экспедиции, на «Чертеже Сибирской земли» в 1667 году появилось изображение Северо-Восточной Азии. Имя Дежнева увенчано славой открытия пролива между Азией и Америкой, Чукотского полуострова, Анадырского края.

Витус Беринг и А.И.Чириков
1-я и 2-я Камчатские экспедиции


Витус Беринг и А.И.Чириков


Когда Российская империя протянулась ат Балтики до Тихого океана, пришла пора точно обозначить ее границы и очертания морских берегов. С этой целью Петр I решил послать экспедицию на Тихий океан. Нужно было выяснить не только вопрос границ и научного «куриозите», но и открыть морские пути для торговли с «золотообильной», по представлению того времени, Японией. Начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725-1730) был назначен Витус Беринг, датчанин, много лет служивший в России, а помощником - Алексей Ильич Чириков.
Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл острова Св. Лаврентия. Пройдя в Чукотском море до широты 6718" и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг, несмотря на предложение Алексея Ильича Чирикова продолжать путь далее на север, счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций (1733 - 1743), которым поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Основные задачи экспедиции были выполнены. Материалами съемок, произведенными во время экспедиций, пользовались картографы в течение двух столетий.

Х.Лаптев и С.Челюскин


Х.Лаптев и С.Челюскин


В 1730 году возвратившийся с Камчатки Беринг начал снаряжать расширсипую экспедицию (2-к> Камчатскую): одни суда послать по Тихому оксапу к Японии и Америкс, а другие по Ледовитому океану, чтобы описать и положить па карту побережье Северного Ледовито>ч> океана. Экспедиция на Севере России длилась 10 лст (с 1733 по l743 год) и по своим задачам, размерам охваченных территорий, результатам по праву названа Великой Ссверпой экспедицией. Экспедиция состояла из отдельных сухопутных и морских отрядов, которые имели базы в устьях крупных рск Севера Сибири. Ее участниками были Харитон и Дмитрий Лаптевы, С. Челюскин, С. Малыгин, В. Прончищев и многие другие. Все они проявили беспримерное мужество и упорство в достижении поставленной цели. В результате был собран огромный материал о природе северных морей, положены на карту тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана, исследованы и описаны большие территории Севера России, жизнь и быт народностей их населяющих.

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский
Первое русское кругосветное путешествие


И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский


К началу XIX века появилась необходимость наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. В 1802 году Морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию (1803 - 1806). Целью экспедиции являлись: доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования в тропической части Тихого океана и близ русских владений. Помощником Крузенштерна был назначен Ю. Ф. Лисянский. Экспедиция располагала двумя кораблями «Надеждой» и «Невой». Во время путешествия была уточнена карта мира, открыт ряд островов, произведены многочисленные океанографические исследования. Особенного внимания заслуживают описания быта, нравов, хозяйства, социального строя жителей Сахалина и Камчатки. Крузенштерном был составлен «Атлас Южного моря» - самый точный для того времени.

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев
Открытие Антарктиды


Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев


В 1819 году из Кронштадта вышли в кругосветное плавание два военных шлюпа: «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Экспедиции предстояло решить древнюю загадку о Южном материке. Преодолев огромные трудности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. По заявлению спутника Лазарева по экспедиции мичмана Новосильского, «русским предоставлена была честь впервые приподнять угол завесы, скрывающей отдаленный, таинственный юг, и доказать, что за ледяною стеною, его опоясывающей, таятся острова и земли». 10 января 1821 года моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров, который назвали островом Петра I. Затем был обнаружен берег, названный Берегом Александра 1.

Ф.П.Литке
Исследование Новой Земли

Ф.П.Литке


Крупный вклад в дело изучения Новой Земли принадлежит мореплавателю адмиралу Федору Петровичу Литке, который во время экспедиций в 1821 - 1824 годах впервые после Баренца осмотрел и нанес на карту весь западный берег Новой Земли, Мурманское побережье, исследовал восточную часть Баренцева и Белого морей. В 1826 - 1829 годах на шлюпе «Сенявин» Литке, руководя кругосветной экспедицией, исследовал и положил на карту острова Каролинского архипелага, провел съемки острова Бонин. Федор Петрович Литке являлся одним из создателей русского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

Г.И.Невельской


Г.И.Невельской


В донесении адмирала Г, И. Невельского по итогам плавания в 1848-1849 годах на транспорте «Байкал» записано: «...нами открыто
1) что Сахалин - остров, отделяющийся от материка проливом в 4 мили шириной и имеющий наименьшую глубину в 5 сажень;
2) что вход в Амур с севера из Охотского моря и с юга из Татарского пролива, а так же сообщение через Амурский лиман морей Японского и Охотского доступно для морских судов;
3) что на юго-западном берегу Охотского моря находится обширный закрытый от всех ветров рейд, названный мною заливом Св. Николая...»
Многие увидели в поступке Невельскбго дерзкое нарушение инструкции. Ведь сам Николай 1 предписал: «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить.» Особый комитет грозился разжаловать Невельского в матросы. Но все же он сумел доказать необходимость создания Амурской экспедиции (1850 - 1855), которая исследовала огромные пространства Приамурья и острова Сахалин. В 1854 году Приморский край был присоединен к России.

П.П.Семенов Тян-Шанский


П.П.Семенов Тян-Шанский


Путешествия великого русского исследователя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского положили начало новому периоду изучения Средней и Центральной Азии. Результаты исследований ученого показали, что горы ТяньШаня не вулканического происхождения. Во время экспедиции он собрал большую минералогическую коллекцию, гербарий, коллекцию насекомых и моллюсков, ценный этнографический материал. Большую помощь ученому-географу в его исследованиях оказал художник П. Кошаров, сделавший огромное количество зарисовок тех мест, по которым прошла экспедиция.
Известный советский географ Ю. Шакальский писал: «Для нас, старых работников Общества, имена Петр Петрович и Географическое общество - неразделимы». Более 40 лет Семенов-Тян-Шанский возглавлял Русское географическое общество и был непосредственным организатором и идейным руководителем экспедиций Н. Пржевальского, Г. Потанина, П. Козлова и многих других.

Н.М.Пржевальский


Н.М.Пржевальский


«В истории науки есть ученые, идеи и труды которых являются целой эпохой. К таким ученым относится Николай Михайлович Пржевальский», - писал о путешественнике доктор географических наук Э. Мурзаев. Маршруты экспедиций великого русского путешественника (с 1867 по 1888 год) охватывают огромные пространства Центральной Азии. Пржевальский первым подробно описал пустыни Гоби, Ордоса, Джунгарии и Кашгарии, первым предположил, что Гобийская пустыня является громадной чашей с преобладанием каменистых и глинистых почв. Он опроверг теорию известного географа и путешественника Гумбольдта о сетчатом направлении центральных хребтов Тибетского нагорья, доказав их преимущественно широтное направление. Им впервые описаны хребты системы Куэнь Луня, открыта система хребтов Наньшаня, открыты ряд хребтов Гумбольдта, Колумба, Пржевальского и др.
В экспедициях ученый собрал замечательные коллекции флоры и фауны Центральной Азии. Его гербарии, среди которых были растения уникумы, насчитывали 15 - 16 тысяч растений. Пржевальский собрал громадную коллекцию животных. Им были обнаружены и описаны дикий верблюд и дикая лошадь, получившая имя Пржевальского.

Н.Н.Миклухо-Маклай


Н.Н.Миклухо-Маклай


Превосходно сказал о Н. Миклухе-Маклае академик Л. Берг: «В то время, как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть Человека среди исследованных им «первобытных», то есть не затронутых европейской культурой народов». Едва ли можно вернее охарактеризовать ту цель, которой была посвящена жизнь выдающегося русского путешественника.
В 1871 году русский корвет «Витязь» высадил ученого на берег Новой Гвинеи (ныне Берег Маклая), где он прожил среди папуасов 15 месяцев. «Человек с луны», как назвали его туземцы, смелостью и доверием, отбросив оружие, добивался расположения и любви папуасов. МиклухоМаклай стал их верным другом, с которым они расставались со слезами.
Путешественник привез на родину дневники, зарисовки, коллекции, которые содержали ценный этнографический материал. Дневники Николая Николаевича Миклухо-Маклая были опубликованы лишь после Октябрьской революции.

С.О.Макаров


С.О.Макаров


Среди знаменитых русских флотоводцев выделяется имя Степана Осиповича Макарова - адмирала, талантливого ученого, неутомимого полярного исследователя. 33-летний Макаров, командуя пароходом «Тамань», по личной инициативе занялся изучением течения в проливе Босфор. Он сделал более 5 тысяч наблюдений изобретенным им прибором - флюктометром и доказал наличие двух противоположных течений: верхнего, из Черного моря, и нижнего, из Средиземного моря. Плавая на корвете «Витязь», Макаров продолжил гидрологические наблюдения по всем маршрутам плавания: измерял температуру и плотность воды в различных глубинах, исследовал течения в разных слоях. Ученый систематизировал исследования экспедиций в Тихом океане в двухтомном труде «Витязь» и «Тихий океан» (1894), который был удостоен премии Академии Наук и золотой медали Русского географического общества. Степану Осиповичу Макарову принадлежит также идея создания первого в мире мощного ледокола «Ермак».

П.К.Козлов


П.К.Козлов


Пятнадцать лет провел выдающийся исследователь в экспедициях по пустыням и городам Центральной Азии. На лошадях, пешком и на верблюдах пробирался он в самые отдаленные и труднодоступные районы. Протяженность его путешествий составляет свыше 40 тыс. км. Петру Кузьмичу Козлову принадлежит одно из самых выдающихся археологических открытий ХХ века: находка мертвого города Хара-Хото в песках Монголии и курганов-могильников древних гуннов в Монгольском Алтае; он исследовал и описал крупнейшую реку Азии - Меконг, в 1905 году первый из европейцев встретился и беседовал с далай-ламой, находившимся тогда в Монголии. Незабываемое впечатление осталось у Козлова при открытии Хара-Хото. Раскопки прославили русского географа на весь мир. Здесь были обнаружены рукописи, книги, картины, предметы обихода и культа XI - XII веков нашей эры. Во время экспедиций ученый собрал ценнейшие материалы о геологии, климате, растительности и животном мире Тибета и о малоизвестных или совсем неизвестных восточнотибетских племенах.

Г.Я.Седов
Путь к Северному полюсу


Г.Я.Седов


2 февраля 1914 года уже тяжело больной знаменитый полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов покинул последнюю зимовку в бухте Тихой острова Гукера. Почти полтора года экспедиция Седова, вышедшая нз Архангельска на судне «Св. Фока» в августе 1912 года, стремилась пробиться сквозь льды к Северному полюсу. Но попытка кончилась неудачей. 20 февраля 1914 года, не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер и был погребен на мысе Аук этого острова.
Однако, по словам Нансена, уже одни материалы, полученные отважным исследователем на Новой Земле, вполне окупили всю экспедицию, настолько велика их научная ценность.




6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в , совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван Крузенштерн

Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин

Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен

Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.