Интернет-энциклопедия по электрике

Интернет-энциклопедия по электрике

» » Кижи — чудо из дерева. Кижи церковь преображения господня Церковь преображения в кижах

Кижи — чудо из дерева. Кижи церковь преображения господня Церковь преображения в кижах

Церковь в честь Преображения Господня существовала на Кижском погосте издавна, много раз она перестраиваясь и поновляясь. В конце XVII века храм сгорел от удара молнии, и спустя несколько лет началось возведение нынешнего многоглавого храма.

Церковь Преображения Господня принадлежит к числу наиболее знаменитых памятников архитектуры в нашей стране. Более того — ее известность простирается далеко за пределы России, превращая Кижи в популярнейший туристический объект. Повсеместно в путеводителях говорится о неповторимом своеобразии Преображенского храма в Кижах.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:25


Конструктивной основой Спасо-Преображенского храма является восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объему примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены еще два, меньших размеров, что придает храму «пирамидальность».

Сколько глав на церкви Преображения господнего в Кижах

Преображенская церковь сегодня имеет двадцать две главы, размеры и форма которых различаются от яруса к ярусу, как будто задавая всему зданию особый «ритм». Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (согласно данным путешественника Я. Я. Мордвинов, бывшего на Кижах в 1752 году). Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н.Я. Озерецковского — он насчитал их двадцать три.

Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины XVIII века в шатровом исполнении, имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определенному числу (33: 22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой. 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя.

Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом — дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами) либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря ее особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.

Многоглавие Спасо-Преображенской церкви в Кижах не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее — это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) был «о тринадцати верхах». Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространенным шатровым завершением северных деревянных церквей: «Многоглавие Преображенской церкви, собранное в четко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме...»

Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трехскатной кровлей. Вход в нее оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой «светской» его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.

Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространенным способом — «в обло» (или «в чашу»), когда бревна укладываются в венцы «с остатком». В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно


Саша Митрахович 09.01.2017 10:35


На протяжении веков внутреннее убранство церкви Преображения Господня на претерпевало закономерные изменения. Будучи поновляемо в соответствии с необходимостью (обветшание) и тенденциями времени, к началу XX века, когда в отношении храма стали проводиться первые искусствоведческие изыскания, оно «ушло» далеко от первоначального своего вида.

Пол был выкрашен, стены — обшиты досками, а в алтаре —оклеены обоями. Первое обследование интерьеров Преображенской церкви произвели в 1926 году участники Всероссийской экспедиции Центральных реставрационных мастерских под руководством И.Э. Грабаря. Оно было довольно поверхностным, поскольку экспедиция работала на острове всего три дня, однако определенные выводы исследователи сделали.Так, И.Э. Грабарь совершенно справедливо отметил в своей записной книжке разновременность деталей иконостаса, отнеся иконы к петровскому времени, а резную раму — к более позднему, однако атрибутировал его довольно размыто — «либо аннинским, либо елизаветинским, либо екатерининским периодом».

К началу Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм несколько лет как пустовал. Службы в нем не проводились С 1936 года. В 1943 году финские оккупационные войска вывезли иконы Преображеской церкви в Хельсинки, но уже менее двух лет спустя они вернулись в Карелию согласно мирному договору, подписанному между СССР и Финляндией, а в 1952 году, после реставрации, произведенной московскими специалистами, вновь заняли свое место в иконостасе кижского храма.

Именно в 1950-е годы интерьер Преображенской церкви сформировался в том виде, который знаком нынешним посетителям Кижей. Перед реставраторами стояла задача освободить интерьер от всех временных наслоений и вернуть его, насколько это возможно, к первоначальному виду. Преследуя эту цель, разобрали ризницу, находившуюся в северо-западном углу трапезной, и устроили на этом месте дополнительную дверь в основную часть храма. Имеющиеся двери переделали. Причем, как выясняется из отчетов, с внешней стороны они были обиты железом, которое реставраторы сняли, посчитав эту обивку позднейшим «усовершенствованием». Однако под железом обнаружилось светлое дерево, то есть обивка существовала изначально. В итоге двери просто затонировали под цвет стен.

Со стен, в свою очередь, была снята тесовая обшивка, с пола — счищена краска. В таком виде —сохранный иконостас и восстановленные в своей условной первозданности детали интерьера — Преображенский храм дожил до 1980 года, когда его состояние признали аварийным и, ради укрепления стен металлическими конструкциями, церковь освободили от всех внутренних элементов, включая иконостас, пол и потолок. Сейчас храм лишен своего внутреннего убранства, а иконостас как единое целое существует лишь в виде виртуальной реконструкции. Завершить реставрацию церкви Спаса Преображения предполагается в течение нескольких лет.


Саша Митрахович 09.01.2017 10:39

В разных краях
Оставляем мы сердца частицу
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня..
.

Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. Вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня в Кижах.

Удивительная двадцатиглавая церковь была возведена в 1714 году, раньше на этом же месте стояло здание другой церкви (она сгорела дотла), о ней есть записи в летописях начала XVII века. Исследователь кижского погоста архитектор А. В. Ополовников предполагает, что новую церковь возвели в честь Полтавской битвы

Дерево, как и любой другой строительный материал, требует знания своих особенностей. Кижские мастера понимали, как нужно с ним работать. Выстроить из бревен округлое здание было затруднительно, а квадрат - слишком простая, «неторжественная» форма. Потому-то основной фигурой при постройке был выбран восьмерик. А уже к нему пристраивались боковые прирубы, ориентированные по сторонам света. Таким образом, в плане храм напоминает крест.

Восьмериков в здании три, они двухъярусные, каждый меньше предыдущего. Поэтому-то здание так напоминает своими очертаниями пирамиду. Углы основного восьмерика украшены бочками и главами, на третьем располагается большая венчающая глава. Она возносится на высоту в 37 метров. Каждый из куполов имеет чешуйчатое украшение, а концы тесин, образующих кровлю, вырезаны специальным образом - их тень образует дополнительный орнамент на кровле.

Преображенская церковь в Кижах строилась на средства, собранные и подаренные прихожанами. Что ж, они были щедры. Иконостас церкви был самым крупным в храмах Олонецкой губернии. Его высота превышает 8 метров, а длина больше 25 метров. Иконостас украшает не только центральную часть, но и северо-восточные и юго-восточные грани прирубов, раньше он имел завороты даже на боковые стены.

В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 - в праздничном, 29 - в деисусном, 28 - в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы.

Фотографии церкви Олега Семененко

Наплывали Кижи, приближаясь
К теплоходу белому, притихшему.
Чайки жадные, погоней позабавясь,
Навещали островки, их породившие.

Куполами деревянными приветствуя
И порадовав просторами Онежья,
Остров Кижи мне навеял эту песню
И забрал тоску на время прежнюю.

Для язычников служил он капищем.
Сохранив традицию в веках,
Вере во Христа он стал пристанищем,
Зодчеством церквей прославив край.
На ладонь свою он принял звонницы,
Храмам и часовням дал приют.
Избами крестьянскими запомнился,
Где преданья старины живут.

Долгою зимой я вспомню лето,
Пасмурный и дымчатый денёк…
Заповеданными тропами согретый,
Хрустнет на душе моей ледок.

Ю. Демянская, 2004 г.
"Кижская сказка"


Кижи в живописи

Борис Щербаков Утро в Кижах

Галина Трешкина Кижский мотив

Сергей Зверев Кижи

Владимир Марков Преображенская церковь. Кижи

По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.

Юрий Пименов Кижи. Старинная красота

Легенды о Церкви Преображения Господня в Кижах

Самая знаменитая кижская легенда, которую знают даже те, кто на Кижах и не бывал, связана с плотником Нестором, построившим жемчужину острова -деревянную Спасо-Преображенскую церковь без единого гвоздя. Будто бы после окончания работы забросил он свой топор в озеро со словами: "Николи не было, николи не будет".

Другая легенда связана с особенностями рельефа острова. Дело в том, что на нем имеются воронки глубиной до трех метров. Они образовались в результате вытаивания глыб льда. Когда-то на месте одной из воронок стоял дом, где молодёжь, вопреки обычаям, слишком часто устраивала вечеринки. В наказание за этот грех дом провалился. Только двум девушкам было видение, чтобы они покинули дом. Они послушались, но чем дальше отходили от него, тем бoльше любопытство овладевало ими. Они оглянулись и в тот же миг превратились в две ели, которые до сих пор растут на острове.

И еще одна связана с событиями Великой Отечественной войны. В 1999 году российские новостные агентства сообщили, что Карелию посетил бывший финский летчик, 84-летний Лаус-Дей Саксель, который спас во время второй мировой войны от разрушения уникальный памятник мировой деревянной архитектуры - Преображенскую церковь на острове Кижи. На пресс-конференции ветеран заявил, что когда его самолет снизился и он увидел красоту и величественность церкви, то его рука не поднялась сбросить на нее бомбы. Он дал команду своему напарнику, и они улетели, сбросив бомбы в Онежское озеро.

М. Матусовский.

Кижская легенда

Не за года, а за сутки, поди же,
В белую ночь, не уснув до утра,
Выбрав пригорок на острове Кижи,
Не выпускал он из рук топора.

Был его замысел смел и просторен
Да и сноровка была неплоха
Сосны смолистые брал он под корень
А из осин выгибал лемеха

Издалека различимое всюду,
В северном мраке враз засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие вверх купола...
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».
Знал он, какая ждала их судьба, -
Мастер, закончив свою работенку,
Пот отирал тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
«Церковь - промолвил он, - выстроил Нестор.
Не было, нет и не будет такой»

Как праздничная песнь, ансамбль звучит
Торжественным аккордом - церкви в небо!
Их силуэты в белой северной ночи
Мне будут сниться, хотя я там не был.

Савин Дима, 12 лет

Церковь Преображения Господня находится на острове Кижи, что на Онежском озере, к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Главной особенностью сооружения является то, что церковь полностью сделана из дерева, а при строительстве не было использовано ни одного гвоздя!

По некоторым данным церковь была заложена ещё в конце XVI века, однако из-за пожара, вызванного ударом молнии, была полностью уничтожена. Церковь, которую мы видим сегодня, построили в 1714 году. Сооружение имеет своеобразный вид. Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской былине!

Церковь Преображения Господня построена в лучших традициях русского плотничьего мастерства. Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения, высота которого достигает 37 метров, не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь “чешуйки” на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями! К сожалению, имена мастеров, построивших удивительную церковь, стёрло время.

Дерево считается довольно сложным материалом для строительства построек сложной формы, однако кижские мастера были настоящими знатоками своего дела. Перед ними была поставлена цель построить храм округлой формы. Для этого кижские мастера выбрали восьмерик в качестве основной фигуры при постройке.

Когда главная часть храма была готова, строители начали работу над боковыми прирубами, ориентированными по сторонам света. В результате, общая конструкция церкви чем-то напоминает крест.

Всего восьмериков в здании три. Все они двухъярусные и каждый немного ниже предыдущего. Такое расположение придаёт строению очертания пирамиды. Углы главного восьмерика украшены бочками и главами. Нельзя не отметить щедрость прихожан того времени, так как именно на их пожертвования и велось строительство храма. Сам храм считается летним, и зимой службу в нём не проводят.

Иконостас церкви Преображения Господня считался одним из самых крупных среди храмов Олонецкой губернии. Высота иконостаса достигает 8 метров, а длина больше 25 метров. Всего в иконостасе насчитывается 101 икона, а сам он оформлен многочисленными декоративными элементами!

Церковь Преображения Господня в Кижах является памятником федерального значения и частью культурного наследия РФ. К сожалению, в последние годы храм переживает не самые лучшие времена. Так реставрация церкви осуществляют просто варварским методом.

Считается, что для правильной реставрации подобных сооружений необходимо заменить вышедшие из строя деревянные элементы на аналогичные, созданные такой же технологии, что и оригиналы. Однако большинство деревянных элементов заменяется на металлические.

Ещё в 80-ых годах прошлого века интерьер церкви был сильно нарушен. Были уничтожены не только многочисленные деревянные конструкции (полы, балки, прогоны), но и вставлен металлический каркас.

На сегодняшний день большинство оригинальных элементов церкви Преображения Господня уничтожено. Реставрация ведётся не с целью сохранения исторической значимости объекта, а с точки зрения туристической привлекательности. Остаётся надеется, что храм всё-таки переживёт столь трудные для него времена и сохранится в исходном виде…

Экспозиционный сектор: Русские Заонежья Дата постройки: 1714 г. Место строительства: остров Кижи, Медвежьегорский район Габаритные размеры: 37.0×20.0×29.0 Материалы: cосна, ель, осина. Охранный статус: Входит в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост», Объект культурного наследия федерального значения.

Реставрирована по проекту А.В.Ополовникова в 1949-1959 гг.

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный прируб церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал - сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.

Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине - на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные - страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной - стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном прирубах). В южном прирубе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.

Иконостас - резной, позолоченный, четырехъярусный из 102 икон. Общепринятая датировка рамы иконостаса – 2-я половина XVIII века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы - «Преображение» и «Покров» - датируются последней третью XVII века. Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса относится ко 2-й половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса датируются первой четвертью XVIII века.

Издревле русское зодчество ценилось очень высоко. А в регионах, где произрастали вековые леса, оно достигало небывалых масштабов. Именно поэтому сегодня мы имеем возможность посетить уникальные шедевры деревянного искусства, которым во все вехи своей истории славилась Россия. Одним из таких мест являются Кижи, а именно: самая известная постройка Кижского погоста, Преображенская церковь.

История

Датой её постройки считается 1714 год. Интересно, что изначально никакой новой церкви в Кижском погосте строить не планировалось — вмешалась стихия в виде молнии, ударившей по уже существующему деревянному храму, в итоге сгоревшему дотла. Проект нового религиозного здания был скопирован с расположенного в современной Волгоградской области храма Покрова Пресвятой Богородицы — именно она обладала тем ансамблем куполов, который вскоре передался Преображенской церкви. Но видимо Бог не хотел, чтобы на Руси существовало две почти идентичные церкви — в середине XX века волгоградский храм также погиб в огне.

С тех пор прошло много лет, но осиротевшая Преображенская церковь продолжает крепко стоять на земле, причём — не имея под собой никакого фундамента. Это требует от реставраторов, регулярно проводящих реконструкцию строения, максимальной осторожности. Это им, стоит признать, удаётся, ведь Преображенская церковь не утратила своей древней изысканности, чем снискала славу не только в России, но и за рубежом — Кижский погост внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Снаружи храм выглядит величественно — его купол в высоте достигает тридцати семи метров, что создаёт впечатление, будто церковь тянется к небесам. Отблески на солнце могут создать иллюзию, будто бы купола покрыты серебром, но это не так. Изначально они были выполнены из осины, которая благодаря контакту с водой и солнцем создаёт тот самый серебряный блеск . Впрочем, стоит упомянуть проект народных умельцев, которые в XIX веке всё же обшили купола железными листами, но вскоре постройке был возвращён её первоначальный вид.

Также ходит легенда, что Преображенская церковь была построена без единого гвоздя. Это утверждение справедливо лишь в том случае, если мы говорим о срубе — при строительстве куполов гвозди всё же использовались, что, впрочем, никак не отразилось на качестве завершённого шедевра.

Основу восьмерикового храма составляют восьмиугольные срубы, поддерживающие друг друга. В них органично вплетены прирубы, ориентированные на север, юг, запад и восток — словно подчёркивая всемирный уровень православной церкви.

Структура Кижского погоста

Преображенская церковь, как было сказано ранее, является частью Кижского погоста. В его структуру входят также:

  • Покровская церковь — отапливаемый зимой девятикупольный храм, который младше своей великолепной соседки на пятьдесят лет;
  • шатровая колокольня 1863 года постройки, которая, как и Преображенская церковь, многократно перестраивалась.

Весь погост обнесён изгородью, которая, увы, не является оригинальной — изначальная оградка до наших дней не сохранилась. Современный же аналог был выполнен местными мастерами с соблюдением стиля всего Кижского погоста.